«РАССМОТРЕНО» на заседании ЦК ПП протокол №______ от «____»__________201_г. Председатель ЦК ПП _____________Акопян И.Р. «_____»__________ 201_ г. |
«УТВЕРЖДАЮ» Заместитель директора по ТО _____________Лешкова О.В. «______»____________201_ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины
МДК 02.02 АВТОМАТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ
для подготовки квалифицированных рабочих и служащих
основной профессиональной образовательной программы
15.01.31 Мастер контрольно-измерительных приборов и автоматики
Рабочая программа учебной дисциплины МДК.02.02 «Автоматические системы управления технологическим процессом» разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (№273-ФЗ от 29.12.2012) Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 июня 2013 г. N 464 и на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее - СПО) 15.01.31 Мастер контрольно-измерительных приборов и автоматики.
Организация-разработчик:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области Полярнозоринский энергетический колледж.
Разработчик: преподаватель Ковтун Оксана Геннадьевна
СОДЕРЖАНИЕ:
|
стр. |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
|
4 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
|
6 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
|
11
|
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
|
12 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения примерной рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 15.01.31 Мастер контрольно-измерительных приборов и автоматики,
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл.
1.3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины
Код ПК, ОК |
Умения |
Знания |
ОК 01.Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам
ОК 02.Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 03.Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие
ОК 04.Работать в коллективе и команде,эффективно взаимодействовать с коллегами,руководством, Клиентами
ОК 05.Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учётом особенностей социального и культурного контекста
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию,демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей
ОК 07.Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном Языках
ОК 11.Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере
ПК 2.1.Определять последовательность и оптимальные режимы пусконаладочных работ приборов и систем автоматики в соответствии с заданием и требованиями технической документации
ПК 3.1.Осуществлять подготовку к использованию оборудования и устройств для поверки и проверки приборов и систем автоматики в соответствии с заданием
ПК 3.2. Определить последовательность и оптимальные режимы обслуживания приборов и систем автоматики в соответствии с заданием и требованиями технической документации
ПК 3.3.Осуществлять поверку и проверку контрольно-измерительных приборов и систем автоматики в соответствии с заданием с соблюдением требований к качеству выполненных работ. |
Читать схемы структур управления автоматическими линиями. Передавать схемы промышленной автоматики, телемеханики, связи в эксплуатацию. Передавать в эксплуатацию автоматизированные системы различной степени сложности на базе микропроцессорной техники. Подбирать необходимые приборы и инструменты. Оценивать пригодность приборов и инструментов к использованию. Готовить приборы к работе. Выполнять работы по восстановлению работоспособности автоматизированных систем, контроллеров и др. оборудования. Разрабатывать рекомендации для устранения отказов приборов кип и систем автоматики. Эксплуатировать и обслуживать безопасно системы автоматики. Выполнять техническое обслуживание различных контрольно-измерительных приборов и систем автоматики. Проводить диагностику контрольно-измерительных приборов и систем автоматики. Восстанавливать контрольно-измерительные приборы и системы автоматики. Контролировать линейные размеры деталей и узлов. Проводить проверку работоспособности блоков различной сложности. Пользоваться поверочной аппаратурой. Работать с поверочной аппаратурой. Проводить проверку комплектации и основных характеристик приборов и материалов. Оформлять сдаточную документацию. Контролировать линейные размеры деталей и узлов. Проводить проверку работоспособности блоков различной сложности. Пользоваться поверочной аппаратурой. Работать с поверочной аппаратурой. Проводить проверку комплектации и основных характеристик приборов и материалов. Оформлять сдаточную документацию. |
Производственно-технологической и нормативной документации, необходимую для выполнения работ. Электроизмерительных приборов, их классификации, назначения и области применения (приборы для измерения давления, измерения расхода и количества, измерения уровня, измерения и контроля физико-механических параметров). Классификации и состава оборудования станков с программным управлением. Основных понятий автоматического управления станками. Состава оборудования и видов программного управления станками., Классификации автоматических систем. Основных понятий о гибких автоматизированных производствах, технических характеристиках промышленных роботов. Видов систем управления роботами. Состава оборудования, аппаратуры и приборов управления металлообрабатывающих комплексов. Необходимых приборов, аппаратуры, инструментов, назначения и видов вспомогательных наладочных работ со следящей аппаратурой и ее блоками. Устройства диагностической аппаратуры, созданной на базе микропроцессорной техники. Схем и принципов работы "интеллектуальных" датчиков, ультразвуковых установок. Способов наладки и технологи выполнения наладки контрольно-измерительных приборов и систем, приборов и аппаратуры, используемых при наладке. Принципов наладки телевизионного и телеконтролирующего оборудования.
|
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 183, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 122;
самостоятельной работы обучающегося – 61.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
183 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
122 |
в том числе: |
|
Практические занятия |
20 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: Рефераты, доклады, презентации |
40 |
Промежуточная аттестация в форме: дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов, тем |
№ занятия |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень усвоения |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||
Раздел 1 Технологические объекты управления. |
|||||||
Тема 1.1 Основные понятия управления технологическими процессами
|
Содержание учебного материала |
8 |
|
||||
1 2 |
Технологические объекты управления. Технологические объекты управления. |
|
2 |
||||
3 4 |
Выбор параметров управления Выбор параметров управления |
|
|||||
5 6 |
Системы управления технологическими процессами Системы управления технологическими процессами |
|
|||||
7 8 |
Надёжность систем управления Надёжность систем управления |
|
|||||
Самостоятельная работа обучающихся Изучение дополнительных источников информации по теме. Работа с учебной, специальной литературой изучение, периодической печатью, интернет-ресурсами. Подготовит сообщение: Разновидность типовых технологических объектов |
8 |
|
|||||
Тема 1. 2 Автоматизированные системы управления технологическими процессами |
Содержание учебного материала |
8 |
|
||||
9 10 |
Задачи, структура АСУТП Задачи, структура АСУТП |
|
2 |
||||
11 12 |
Назначение АСУТП Назначение АСУТП |
|
|||||
13 14 |
Основные функции, режимы работ АСУТП. Основные функции, режимы работ АСУТП. Виды обеспечения АСУТП Виды обеспечения АСУТП |
|
|||||
15 16 |
Техническое обеспечение систем управления. Техническое обеспечение систем управления. |
|
|||||
Самостоятельная работа обучающихся исследовательская работа: Использование микропроцессорных контроллеров в АСУТП |
|
1 |
|||||
|
Раздел 2 Основы метрологии. |
|
|
||||
Тема 2.1. Общие средства автоматизации |
Содержание учебного материала |
3 |
2 |
||||
17 18 |
Основы метрологии. Основы метрологии. |
|
|||||
|
19 20 |
Стандартизация измерений. Стандартизация измерений |
|
||||
Самостоятельная работа обучающихся исследовательская работа: Поверка средств измерения и средств автоматизации |
|
||||||
Тема 2.2. Первичные измерительные преобразователи технологических параметров |
Содержание учебного материала |
22 |
|
||||
21 22 |
Первичные преобразователи измерения давления Первичные преобразователи измерения давления |
|
2 |
||||
23 24 |
Первичные преобразователи измерения температуры Первичные преобразователи измерения температуры |
|
|||||
25 |
Первичные преобразователи измерения расхода и количества |
|
|||||
26 |
Первичные преобразователи измерения расхода и количества |
|
|||||
27 |
Первичные преобразователи измерения уровня. |
|
|||||
28 |
Первичные преобразователи измерения уровня. |
|
|||||
29
30 |
Первичные преобразователи измерения состава и свойств веществ. Первичные преобразователи измерения состава и свойств веществ. |
|
|||||
31
32 |
Первичные потенциометрические преобразователи измерения состава и свойств веществ. Первичные потенциометрические преобразователи измерения состава и свойств веществ. |
|
|||||
33
34 |
Первичные преобразователи измерения физико-химических показателей веществ (по плотности) Первичные преобразователи измерения физико-химических показателей веществ (по плотности) |
|
|||||
35
36 |
Первичные преобразователи измерения физико-химических показателей веществ (по вязкости) Первичные преобразователи измерения физико-химических показателей веществ (по вязкости) |
|
|||||
37
38 |
Первичные преобразователи измерения угловых и линейных перемещений. Первичные преобразователи измерения угловых и линейных перемещений. |
|
|||||
39 40 |
Датчики линейного и углового перемещения Датчики линейного и углового перемещения |
|
|||||
Тематика практических занятий и лабораторных работ |
|
|
|||||
41 42 |
Практическая работа "Поверка преобразователя давления" Практическая работа "Поверка преобразователя давления" |
2 |
2 |
||||
Самостоятельная работа обучающихся Исследовательская работа: Средства измерения промышленной группы "Метран" |
|
1 |
|||||
Тема 2.3. Передающие измерительные преобразователи |
Содержание учебного материала |
8 |
|
||||
43 44 |
Электрические передающие преобразователи. Электрические передающие преобразователи. |
|
2 |
||||
45
46 |
Преобразователи неэлектрических величин в унифицирован-ные электрические сигналы. Преобразователи неэлектрических величин в унифицирован-ные электрические сигналы. |
|
|||||
47
48 |
Преобразователи электрических сигналов в давление сжатого воздуха. Преобразователи электрических сигналов в давление сжатого воздуха. |
|
|||||
49
50 |
Специальные преобразователи для пожаро- и взрывоопасных объектов. Специальные преобразователи для пожаро- и взрывоопасных объектов. |
|
|||||
Самостоятельная работа обучающихся Исследовательская работа: Роль преобразователей в управлении технологическим процессом |
8 |
2 |
|||||
Тема 2.4. Вторичные приборы |
Содержание учебного материала |
4 |
|
||||
51 52 |
Назначение, классификация вторичных приборов Назначение, классификация вторичных приборов |
|
2 |
||||
53 54 |
Методы представления информации по вторичным приборам Методы представления информации по вторичным приборам |
|
|||||
Самостоятельная работа обучающихся исследовательская работа: Роль преобразователей в управлении технологическим процессом |
8 |
1 |
|||||
Тема 2.5. Автоматические регуляторы и исполнительные устройства
|
Содержание учебного материала |
10 |
|
||||
55 56 |
Классификация автоматических регуляторов Классификация автоматических регуляторов |
|
2 |
||||
57 58 |
Основные законы регулирования Основные законы регулирования |
||||||
59 60 |
Требования к качеству работы автоматических регуляторов Требования к качеству работы автоматических регуляторов |
||||||
61 62 |
Исполнительные механизмы Исполнительные механизмы |
||||||
63 64 |
Регулирующие органы автоматических систем управления Регулирующие органы автоматических систем управления |
||||||
Самостоятельная работа обучающихся изучение дополнительных источников информации по теме. Работа с учебной, специальной литературой, периодической печатью, интернет-ресурсами. Подготовит сообщение: Исполнительные устройства и регулирующие органы п. г "Метран" |
8 |
2 |
|||||
Тема 2.6. Комплекс технических средств в АСУТП |
Содержание учебного материала |
8 |
|
||||
65
66 |
Средства представления информации в связи с пользователем в АСУТП Средства представления информации в связи с пользователем в АСУТП |
|
2 |
||||
67 68 69 70 |
Устройство связи с объектом в АСУТП. Средства измерения, Преобразования, Регулирования в АСУТП. |
|
|||||
|
Самостоятельная работа обучающихся изучение дополнительных источников информации по теме. Работа с учебной, специальной литературой, периодической печатью, интернет-ресурсами. Подготовит сообщение: Применение микропроцессоров в управлении технологическим процессом |
8 |
2 |
||||
Тема3.1 Выбор управляющих систем |
Содержание учебного материала |
16 |
|
||||
71 72 |
Организация управления техпроцессом Организация управления техпроцессом |
|
1 |
||||
73 74 75 76 79 80 81 82 83 84 |
Выбор параметров управления, Выбор параметров управления, Регулирования, Регулирования, Сигнализации, Сигнализации, Блокировки, Защиты. Блокировки, Защиты. |
|
2 |
||||
85 86 |
Информационные системы управления производством (ИСУП). Информационные системы управления производством (ИСУП) |
|
|||||
87
88 |
Выбор средств автоматизации для реализации управляющих систем. Выбор средств автоматизации для реализации управляющих систем. |
|
|||||
Самостоятельная работа обучающихся Исследовательская работа: Типовые схемы сигнализации. |
6 |
|
|||||
|
Содержание учебного материала |
33 |
|
||||
Тема 3.2 Основы проектирования систем автоматического управления
|
89 |
Принципы построения схем автоматизации |
|
2 |
|||
90 91 |
Принцип составления ФСА Принцип составления ФСА |
|
|||||
92 |
Графическое оформление ФСА |
|
|||||
93 94 |
Этапы творческой формы ФСА Этапы творческой формы ФСА |
|
|||||
95 96 |
Составление ведомости текстовых документов Составление ведомости текстовых документов |
|
|||||
97 98 99 |
Область применения. Нормативные ссылки. Ведомость спецификаций. |
|
2 |
||||
100 101 |
Примерные изображения схем контроля технологических параметров температуры |
|
|||||
102 103 |
Примерные изображения схем контроля технологических параметров давления и уровня |
|
|||||
104 105 |
Примерные изображения схем контроля технологических параметров давления и уровня |
|
|||||
106 107 |
Примерные изображения схем контроля технологических параметров давления и уровня |
|
|||||
108 |
Примерные изображения схем контроля технологических параметров расхода и количества |
|
|||||
109 110 |
Примерные изображения схем контроля технологических параметров расхода и количества |
|
|||||
111 112 |
Примерные изображения схем контроля технологических параметров показателей качества |
|
|||||
113 114 |
Примерные изображения схем контроля технологических параметров показателей качества |
|
|||||
Тематика практических занятий и лабораторных работ |
|
|
|||||
115 116 |
Практическая работа "Составить ФСА процесса адсорбции" |
|
|
||||
117 118 |
Практическая работа "Составить ФСА процесса ректификации" |
|
|||||
119 120 |
Практическая работа "Составить ФСА процесса кристаллизации" |
|
|||||
121 122 |
Практическая работа "Составить ФСА процесса выпарки" |
|
|||||
Самостоятельная работа обучающихся исследовательская работа: Разработать ФСА типовых процессов |
6 |
|
|||||
Промежуточная аттестация Дифференцированный зачёт |
|
|
|||||
Всего 122 |
|
|
|||||
3. условия реализации программы учебной дисциплинЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия кабинета-лаборатории «Основы автоматизации технологических процессов».
Оборудование кабинета:
-Рабочее место преподавателя;
-посадочные места по количеству обучающихся;
-стулья;
-доска классная;
-комплект учебно-наглядных пособий «Основы автоматизации технологических процессов».
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением, обучающие видеофильмы по профилю сварочное производство.
Часть практических занятий рекомендуется проводить в компьютерном классе с выдачей индивидуальных заданий после изучения типовой задачи
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Основные источники:
1. Келим Ю.М. Типовые элементы систем автоматического управления Учебное пособие для студентов СПО-М:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2019.
2. Сотскова Е.Л. Головлева С.М. Основы автоматизации технологических процессов переработки нефти и газа. Учебное пособие для студентов. Издательский центр Академия2014-304с.2019.
Дополнительные источники:
1. Шишмарев, В. Ю. Метрология, стандартизация, сертификация и техническое регулирование: учебник для студ. учреждений СПО. - М. : Издательский центр "Академия", 2014.
Перечень-интернет ресурсов:
1. . Электронный ресурс "Автоматизация технологических процессов" форма доступа http://window: edu/ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов и др.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Коды формируемых общих и профессиональных компетенций |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: |
||
- применение производственно-технологической и нормативной документации.
|
Демонстрация устойчивых умений: - применять производственно-технологическую и нормативную документацию по выполнению наладочных работ (приборов для измерения давления, измерения расхода и количества, измерения уровня, измерения и контроля физико-механических параметров); - производить расчет параметров аппаратуры и приборов в схемах автоматического управления; - грамотно применять основные понятия в области автоматического управления; - подбирать параметры аппаратуры для контроля и регулирования автоматических процессов.
|
лабораторная работа практическая работа письменное тестирование экзамен |
- осуществлять расчет параметров аппаратуры и приборов в схемах автоматического управления;
|
||
- рассчитывать схемы автоматизированных систем различной степени сложности на базе микропроцессорной техники
|
||
- формировать план основных мероприятий по обслуживания системы автоматики.
|
||
Знать:
|
||
- основных понятий о гибких автоматизированных производствах, технические характеристики промышленных роботов.
|
- принципов управления автоматическими линиями; - схем промышленной автоматики, телемеханики, связи; - состава оборудования, аппаратуры и приборов управления производственными процессами. - правил расчета автоматических регуляторов и исполнительных устройств; - типов и схем первичных измерительных преобразователей технологических параметров - назначения, видов и схем передающих измерительных преобразователей; - способов восстановления работоспособности автоматизированных систем, датчиков, контроллеров и др. оборудования; - устройство диагностической аппаратуры, созданной на базе микропроцессорной техники. - схем и принципов работы "интеллектуальных" датчиков, ультразвуковых установок.
|
лабораторная работа практическая работа письменное тестирование экзамен |
- схем промышленной автоматики, телемеханики, связи;
|
||
- типов и схем аппаратуры управления автоматическими линиями;
|
||
- правил расчета автоматических регуляторов и исполнительных устройств
|
||
- типов и схем первичных измерительных преобразователей технологических параметров
|
|
|
- назначения, видов и схем передающих измерительных преобразователей;
|
||
- идов и схемы включения вторичных приборов контроля и регистрации;
|
||
- принципов выбора средств автоматизации для реализации управляющих систем
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.