Урок географии в 6 классе
Тема: Атмосфера. Итоговый урок
Цель: Актуализировать знания учащихся о воздушной оболочке Земли, явлениях, процессах и закономерностях, происходящих в ней. Развивать умения обобщать и систематизировать изученный материал; объяснять закономерности и процессы; устанавливать причинно следственные связи; решать задачи.
Ход урока
Оргмомент.
Проверка домашнего задания.
Тест.
Уровень А
1. Что является нижней границей атмосферы?
А) земная поверхность
Б) уровень Мирового океана
В) верхняя граница мантии
Г) верхняя граница тропосферы
2. Какой газ преобладает в атмосфере?
А) кислород Б) водород В) азот Г) углекислый газ
3. В каком слое атмосферы образуются облака, идут дожди, дуют ветры?
А) в тропосфере Б) в стратосфере В) в термосфере Г) в мезосфере
4. Как нагреваются и охлаждаются суша и вода?
А) одинаково
Б) суша медленно нагревается и быстро остывает
В) вода медленно нагревается и быстро остывает
Г) суша нагревается и остывает быстро, а вода медленно
5. Когда в течение суток бывает холоднее всего?
А) перед восходом солнца
Б) поздним вечером
В) в полночь
Г) после захода солнца
6. С помощью какого прибора измеряют атмосферное давление?
А) термометра Б) барометра В) флюгера Г) анемометра
7. Какова главная причина образования ветра?
А) температура воздуха
Б) разница в атмосферном давлении
В) угол падения солнечных лучей
8. От чего зависит сила ветра?
А) от величины атмосферного давления
Б) от температуры воздуха
В) от разницы в атмосферном давлении между двумя пунктами
Г) от угла падения солнечных лучей
9. Как называется ветер, меняющий направление два раза в сутки?
А) штиль Б) бриз В) муссон Г) ураган
10. Что не является элементом погоды?
А) температура воздуха
Б) атмосферное давление
В) облачность
Г) годовое количество осадков
Уровень В
11. Чем климат отличается от погоды?
12. В чем причина постоянного изменения погоды?
Ответы
Г
В
А
Г
А
Б
Б
В
Б
Г
В11- Климат-это многолетний режим погоды, характерный для определенной местности, а погода- это состояние тропосферы в данное время в данном месте, погода изменчива и разнообразна, а климат постоянен.
В12-смена и перемещение воздушных масс с разными свойствами.
Игра по командам: «Дальше - дальше» за каждый правильный ответ 1 балл
Задания для 1 команды:
1. Движение ВМ это-… (циркуляция атмосферы)
2. Погода без ветра … (штиль)
3. Количество водяного пара в граммах в 1 м3 воздуха называется … (абсолютной влажностью)
4. Туман на большой высоте – это … (облака)
5. Бриз – это… (ветер, меняющий свое направление 2 раза в день)
6. Погода – это… (состояние тропосферы в данный момент времени на данной территории)
7. Барометром измеряют… (давление)
8. 21 марта и 23 сентября называют днями … (равноденствия)
9. ВМ, образующиеся над океаном приносят на сушу… (тепло и осадки)
10. Роза ветров - это не таблица, а…(график)
Задания для 2 команды:
1. Отношение количества водяного пара, находящегося в воздухе, к тому количеству водяного пара, которое воздух может содержать при данной температуре– это… (относительная влажность)
2. Многолетний режим погоды в данной местности называется…(климатом)
3. Разность между самой высокой и самой низкой температурой воздуха называется…(амплитудой)
4. Полярные круги - это не меридианы, а …(параллели)
5. Сила, с которой воздух давит на земную поверхность и на все находящиеся, на ней предметы… (давление)
6. Самые длинные ночи и дни бывают на …(экваторе)
7. Ветер – это… (движение ВМ в горизонтальном направлении)
8. Перечислить пояса освещенности
9. ВМ каких направлений преобладают в умеренном поясе… (западные)
10. 22 июня и 22 декабря называют днями… (солнцестояния)
Игра «Гонка за лидером» за каждый правильный ответ 1 балл
1 команда
1. Газообразная вода… (пар)
2. Время суток после ночи… (утро)
3. Период вращения Земли вокруг своей оси…(сутки)
4. Количество водяного пара, содержащегося в 1 м3 воздуха – это…(абсолютная влажность)
5. Влажность воздуха измеряется с помощью… (гигрометр)
6. Чем отличаются друг от друга дождевая и туманная капля…(размером)
7. Главная причина изменения погоды…(циркуляция ВМ)
8. Иней, роса, гололед, изморозь – это… (атмосферные осадки)
9. Сила, с которой воздух давит на земную поверхность и на все находящиеся, на ней предметы… (атмосферное давление)
10. Ветер, меняющий свое направление 2 раза в год называется… (муссон)
2 команда
1. Количество осадков измеряется в… (мм)
2. Атмосфера – это…(воздушная оболочка Земли)
3. Нижний слой атмосферы – это… (тропосфера)
4. Разный нагрев земной поверхности зависит от… (угла падения солнечных лучей)
5. Разное давление на поверхности Земли приводит к формированию… (ветра)
6. Облака, образующиеся на высоте 10-12 км и состоящие из кристалликов льда … (слоистые)
7. Вода в твердом виде … (лед)
8. Движение
воздуха в горизонтальном направлении – это … (ветер)
9. Облака, образующиеся на высоте до 2 км, при соприкосновении теплого и
холодного воздуха… (слоистые)
10. Разница между самой высокой и самой низкой температурой воздуха в течение
суток называется… (суточной амплитудой температур)
Литературная игра
Надо мною, над тобою
Пролетел мешок с водою.
Наскочил на дальний лес
Там пролился и исчез.
(туча)
Два брата родных
Одного все видят
Да не слышат,
А второго все слышат,
Да не видят.
(гром и молния)
По синему морю
Белые гуси плывут.
(тучи)
Он слетает белой стаей
И сверкает на лету
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
(снег)
Рассыпался горох
На семьдесят дорог
И никто его не подберет.
(град)
И не снег, и не лед
А серебром деревья уберет.
(иней)
Что за чудо – красота!
Расписные ворота
Показались на пути!
В них не въехать, ни войти!
(радуга)
Хоть бескрылый, а летает
Безголосый, а свистит.
Хоть безрукий, но бывает
Груши с веток обивает,
Сосны с корнем вырывает,
Так порою он сердит.
Только что он был везде –
Миг – и нет его нигде.
Без голоса кричит
Без зубов кусает
Без крыльев летит
Без голоса завывает.
Что за слабый ветерок
Паруса поднять не мог.
Пыль с дороги захватил,
А потом набрался сил.
Завертелся, закружился
И столбом на небо взвился. (ветер)
Не пешеход, а идет.
Мокнут люди у ворот.
Ловит дворник его в кадку.
Очень трудная загадка!(дождь)
Подрались на небе тучи,
Щелкнув молнией блескучей.
Прогремело что потом?
Догадались? Это ……
То солнцем ярким улыбнется,
То вдруг нахмурится слегка.
Плаксива, ветрена, дождлива.
Не постоянная весьма.(погода)
Я как песчинка мал, а землю покрываю.
Я из воды, а в воздухе летаю.
Как пух лежу я на полях.
Как алмаз блещу на солнечных лучах.(снег)
Итоги урока
Домашнее задание:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.