Урок русского языка в 6 классе
Тема урока: Аудирование (слушание) как вид речевой деятельности
Цель урока: на конкретных примерах раскрыть значение слушания как активного мыслительного процесса, в результате которого создается свой оригинальный текст, содержание которого зависит от интеллекта личности.
Задачи: сформировать умение учащихся осуществлять анализ прослушанного текста.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя
1. Все мы являемся читателями. Чтение – это смысловое восприятие письменного текста, результатом которого становится понимание. Это один из видов речевой деятельности
2. На лекции учащиеся обычно слушают и конспектируют текст. Лекция содержит еще три вида речевой деятельности: говорение, слушание и письмо
3. Одним из важнейших видов речевой деятельности является слушание (аудирование). Не случайно уши расположены выше рта – сначала мы учимся слушать. Ребенок, который еще не умеет говорить, сначала активно воспринимает речь и звуки окружающего мира и только после пробует говорить.
Насколько внимательно человек умеет слушать, зависит уровень его интеллекта и развития. Проблема ученика на уроке – неумение слушать. Причины невнимания: уровень интереса, отвлекающие факторы, разговор с окружающими и самим собой (думает о чем-то), желание высказаться, привычки и стереотипы. Именно по причине того,что вы не очень внимательны на уроках, я считаю,что такая форма работы, как аудирование, должна использоваться нами как можно чаще. Я думаю,вы уже занимались подобным на уроках иностранных языков. Сегодня попробуем провести аудирование на родном языке. Давайте послушаем текст и ответим на те вопросы по нему, которые я подготовила.
II. Практическая работа.
Что такое зима
В домике на краю деревни жили дедушка и котенок. Но это не все. Под печкой в доме жила мышка. Дедушка и котенок делали вид, что не знают об этом. Иначе пришлось бы ее прогнать – кто же терпит мышей в доме. А мышка была хорошая: нигде не шныряла, ничего не роняла, только подбирала крошки, что падали с печки.
А еще вместе с дедушкой, котенком и "тайной” мышкой жила красивая птица удод. Правда, оранжево-бело-черный удод жил не в самом доме, а в дупле старого дуба, который рос в поле, совсем рядом. Иногда удод устраивался на ветке дуба, поднимал свои яркий хохолок, расправлял похожий на маленький веер хвост и приветствовал дедушку своей песней: "уду-уду-уду!”
Еще у дедушки была яблоня. Она росла под окном, и звали ее Агриппина. Так уж дедушка назвал. Почему – не знаю. Назвал, и все. Агриппина приносила вкусные яблоки и вообще была яблоней доброй и умной.
Вот, теперь ты знаешь всех, и я могу сказать, как полагается в сказке: жили-были дедушка с котенком, мышка под печкой, красивая птица удод и яблоня Агриппина. Жили хорошо: солнце светило ярко, трава и листва зеленели, а разноцветных бабочек, с которыми играл котенок, было видимо-невидимо.
Но прошел месяц, другой, третий, четвертый... Котенок подрос, зато дни стали совсем короткими. Солнышко почти не показывалось, а дожди почти не переставали. Грустно стало. Однажды дедушка погладил котенка и сказал: – Не грусти, маленький. Скоро зима придет. Ты повеселеешь. Обязательно.
"Зима какая-то... – подумал котенок. – Придет... Она что, у нас жить будет? А поместимся ли мы все? – размышлял он. – Хотя, если она хорошая, можно потесниться. Интересно, какая она – зима эта?”
Дело в том, что котенок родился в теплом месяце мае. Зима ушла давно. Котенок ее не видел. Потому и не знал, что это за зима такая.
Пока котенок раздумывал, у кого бы спросить о зиме, послышалось
знакомое "уду-уду”. На ветке дуба сидел удод. Котенок подбежал к дереву, забрался на крепкую нижнюю ветку и позвал птицу:
– Пожалуйста, – попросил он, – объясни мне одну вещь.
– С удовольствием! – ответил удод. – Спрашивай, пока я не улетел.
– Скажи мне, если знаешь, кто такая зима?
– О-о-о! – Удод гордо поднял яркий хохолок и важно заговорил: – Сейчас я тебе все объясню. Во-первых, зима не "кто”, а "что”. Во-вторых, зима – это теплая страна, куда мы улетаем, когда в наших родных краях становится прохладно. В-третьих, я улетаю в зиму как раз сегодня.
– Вот как? – Котенок удивился. – Неужели зима – это страна?
– Я знаю, что говорю, – почти обиделся удод. – Первый раз я был в зиме несколько лет назад. Тогда похолодало так же, как сейчас. Пошли дожди. Я растерялся, я был маленький, но старшие птицы сказали, что пора собираться в путь, потому что впереди зима, что нас ждет зима. И мы полетели. И прилетели в страну с зелеными пальмами и синим морем. Я понял, что эта жаркая страна называется Зимой. Я понятно объясняю? – спросил удод.
– Спасибо, – ответил котенок, – объясняешь ты понятно, только я совсем запутался. Ты говоришь, что улетаешь в зиму, а дедушка обещает, что зима сама к нам придет. Что-то здесь не так. Попробую спросить у Агриппины.
– Воля твоя. – Удод гордо вскинул яркий хохолок. Котенок вприпрыжку примчался к Агриппине. Яблоня была занята: она протягивала дедушке свои ветки, чтобы ему было удобнее снимать тяжелые, ароматные, ярко-желтые яблоки. Наконец дедушка собрал полную корзину и ушел. Котенок подкрался к Агриппине, потянулся передними лапками вверх по ее кряжистому стволу и промурлыкал:
– Ой, Агриппина, я, оказывается, совсем не так уж много знаю. Может быть, ты согласишься объяснить мне кое-что?
– Конечно, малыш, – прошелестела яблоня.
– Скажи, пожалуйста, кто такая, вернее... – запнулся котенок, – что такое зима?
– Зима, – мягко поправила яблоня Агриппина,– как раз не "что”, а "кто”. Потому что зима – это прекрасная волшебница. Она скоро придет. Она всегда приходит после этих долгих дождей. Волшебница зима набрасывает на деревья и кусты чудесные белые шали. В первое мгновение белые шали кажутся очень холодными, но потом согреваешься... И постепенно засыпаешь. Спишь долго и видишь добрые сны. А когда просыпаешься, белого наряда уже нет. Зато чувствуешь себя отдохнувшей, сильной, знаешь, что цветы твои будут красивы, листва свежа, а плоды вкусны. Но зима в это время где-то далеко... Ты понял, малыш?
– Понял-то я, понял. – Котенок помолчал. – Но то, о чем ты рассказываешь, совсем не похоже на то, что говорил удод.
– А ты спроси кого-нибудь третьего, – посоветовала яблоня Агриппина, – пусть он нас рассудит.
– Точно, – обрадовался котенок. – Спрошу кого-нибудь еще! Спрошу... – он задумался, – мышку: она живет тихо, все слышит, все знает. Наверное, о зиме тоже знает.
И котенок помчался к печке, под которой тайно проживала мышка. Он легонько поцарапал коготками о печку и позвал: – Мышка! А мышка не отвечает. Котенок снова позвал: – Мышка, мышка! Тогда мышка ответила:
– Да меня здесь вовсе нет. Напрасно зовешь.
– Да, я знаю, – котенок успокаивал мышку, – знаю, что тебя здесь нет, и дедушка знает, и все знают. Ну, выгляни, не бойся! Мне очень нужно что-то у тебя спросить. И все.
– И все? – недоверчиво переспросила мышка. – И все, – честно подтвердил котенок.
– Ну, ладно. – Мышка высунула остренькую мордочку с глазами-бусинками. – Спрашивай.
– Что ты знаешь о зиме?
– Ах, зима! – Мышка выбежала из-под печки. – Зима – это прекрасно! Зима – это... Это... Это...– Восторженная мышка, забыв о страхе, закрутилась возле самых лап котенка. – Как бы тебе попроще объяснить? Зима – это когда тепло, потому что в печке трещат дрова. А еще зима – это когда соседские девочки и мальчики собираются возле нашей печки и дедушка рассказывает им разные сказки и истории. А я тоже слушаю.
Мышка на секунду замерла, чего-то снова испугалась и, юркнув под печку, пропищала: – Все! Больше я ничего не знаю.
Котенок зажмурился и тряхнул головой: мышка не только не рассудила удода и Агриппину, а наоборот, все запутала.
...Летели по ветру желтые листья, сидел на крыльце котенок, думал о прекрасной и непонятной зиме. А вот интересно: если бы знал он язык людей и спросил бы у дедушки, какая она – зима? Что бы дедушка ответил? Кто знает...
I. О чем говорилось в тексте?
1. В домике на краю деревни жили
· дедушка и котенок.,
· дедушка, котенок и мышка,
· дедушка с котенком, мышка под печкой, красивая птица удод и яблоня Агриппина.
2. Дедушка и котенок делали вид, что не знают о том, что под печкой жила мышка, потому что
· им было лень ее выгонять,
· они не хотели ее прогонять, ведь она была хорошая и нигде не шныряла,
· они все равно не смогли бы ее выгнать, потому что она была юркая и неуловимая.
3. Неподалеку от дома жили
· черный ворон на дубу и стройная березка,
· в дупле старого дуба оранжево-бело-черный удод с ярким хохолком и похожим на маленький веер хвостиком и добрая и умная яблоня Агриппина с вкусными и ароматными ярко-желтыми яблоками,
· пес в конуре и курица во дворе.
4. Летом котенку жилось весело, а осенью стало грустно. Дедушка пообещал ему, что скоро придет зима и
· станет совсем холодно и грустно,
· станет веселее,
· станет тепло и радостно.
5. Котенок не знал, что такое зима, потому что
· был глупым,
· родился в мае,
· ничего не хотел знать, кроме своего веселья.
6. Котенок решил
· не пускать зиму в дом, где и без того было тесно,
· расспросить, кто такая зима, зачем она приходит и где будет жить,
· сделать все, чтобы зима не приходила.
7. Удод ответил, что это
· холодная и злая старуха,
· теплая страна с зелеными пальмами и синим морем, куда птицы улетают, когда в родных краях становится прохладно,
· замерзший, покрытый сосульками дуб.
8. Агриппина ответила, что зима - это
· злая колдунья, которая все вокруг себя погружает в холодный сон,
· прекрасная волшебница, которая приходит после дождей и набрасывает на деревья и кусты чудесные белые шали, которые в первое мгновение кажутся очень холодными, но потом согревают,
· добрая фея, которая все посыпает серебром.
9. Рассказы удода и яблони о зиме оказались
· очень похожими,
· совсем не похожими,
· одинаковыми, но расходящимися в деталях.
10. Котенок решил расспросить о зиме мышку, но она
· боялась котенка и не стала с ним говорить,
· сначала сказала, что ее вовсе нет, а потом согласилась поговорить с котенком и рассказала, что зима - это когда тепло, потому что в печке трещат дрова, и весело, потому что соседские девочки и мальчики собираются возле печки и дедушка рассказывает им разные сказки и истории,
· не вылезая из-под печки, сказала, что зимой очень скучно, потому что в дом никто не приходит.
11. Рассказ мышки
· все объяснил,
· все запутал,
· был неправдоподобен.
12. Котенку
· перестало быть интересно, что такое зима, и он улегся спать,
· невозможно было разобраться в том, что рассказали удод, яблоня и мышка, и он заплакал,
· было интересно сидеть на крыльце и думать о прекрасной и непонятной зиме.
13. Котенок хотел бы расспросить о зиме дедушку, но он
· боялся его,
· не знал язык людей,
· решил, что опять не услышит ничего толкового.
14. Дедушка
· рассказал котенку о том, что зима – это время года, когда среднемесячная температура воздуха становится очень низкой и все сидят по домам,
· ничего не стал говорить котенку, а просто посоветовал ему немножко подождать, чтобы самому увидеть, что такое зима,
· ничего не рассказывал котенку о зиме, потому что не знал, что его это занимает.
II. Были ли эти предложения в тексте?
· Жили-были (старенький-старенький) дедушка (с внучкой) и с котенком, мышка под печкой, красивая птица удод и яблоня Агриппина.
· Жили хорошо: солнце светило ярко, трава и листва зеленели, а разноцветных бабочек, с которыми играл котенок, было видимо-невидимо.
· Дело в том, что котенок родился в теплом месяце мае. Зима ушла давно. Котенок ее не видел. Потому и не знал, что это за зима такая.
· На ветке дуба сидел удод. Котенок подбежал к дереву, забрался на крепкую нижнюю ветку и позвал птицу.
· Яблоня была занята: она протягивала дедушке свои ветки, чтобы ему было удобнее снимать тяжелые, ароматные, ярко-желтые яблоки. Наконец дедушка собрал полную корзину и ушел.
· Когда просыпаешься, белого наряда уже нет. Зато чувствуешь себя отдохнувшей, сильной, знаешь, что цветы твои будут красивы, листва свежа, а плоды вкусны.
· Мышка высунула остренькую мордочку с глазами-бусинками.
· Восторженная мышка, забыв о страхе, закрутилась возле самых лап котенка
· ...Летели по ветру желтые листья, сидел на крыльце котенок, думал о прекрасной и непонятной зиме.
· А вот интересно: если бы знал он язык людей и спросил бы у дедушки, какая она – зима? Что бы дедушка ответил? Кто знает...
III. Говорилось ли об этом в тексте:
1. Маленький котенок, родившийся в мае, не знал, что такое зима.
2. Рассказы удода, яблони и мышонка о зиме были совсем разными.
3. Каждый рассказывал о том, что он знал лучше всего.
4. Удод рассказал о долгом и трудном перелете в жаркие страны, о том. Как птицы устают во время пути.
5. Когда удод был маленьким, ему сказали, что птицы собираются в путь, потому что впереди их ждет зима.
6. Оранжево-бело-черная птица с ярким хохолком и похожим на маленький веер хвостиком думала, что зима – это теплая страна с пальмами и морем.
7. Яблоня Агриппина говорила, что зимой она засыпает под чудесными белыми шалями, которые набрасывает на деревья и кусты прекрасная волшебница, появляющаяся после дождей. В первое мгновение они кажутся очень холодными, но потом согревают. После сна всегда чувствуешь себя отдохнувшей, сильной, знаешь, что цветы твои будут красивы, листва свежа, а плоды вкусны.
8. Мышка рассказала о том, что зимой очень весело, девочки и мальчики играют в снежки, катаются на санках и коньках, лепят снежных баб.
9. По вечерам все собираются у печки, в ней трещат дрова, и дедушка рассказывает разные сказки и истории, а ребята пересказывают друг другу мультфильмы и страшные истории.
10. Котенок понял, что зима – это жаркая страна, которая во время перелета становится холодной и начинает всех согревать белыми шалями.
11. Котенок не понял, что такое зима, и спросил бы у дедушки, если бы знал язык людей.
IV. Расскажите, что узнал котенок о зиме после своих расспросов?
· Что он узнал из рассказа удода.
· Что он узнал из рассказа яблони.
· Что он узнал из рассказа мышки.
· Чтобы мог дедушка рассказать котенку о зиме.
V. Какое из названий вам кажется более всего подходящим тексту? Свое мнение обоснуй.
· Откуда приходит зима.
· О чем хотел узнать котенок.
· Что такое зима.
· Чего не рассказал дедушка.
Итоги урока: слушая, заучивая стихи, мы тренируем память. Люди чаще запоминают то, что связано с житейскими заботами, профессиональными интересами. Зубрежка – самый неэффективный способ запоминания. Возможности памяти значительно шире, чем это представляется. Поэтому я предлагаю вам тренировать не только память,но и внимательность.
Домашнее задание: пар. 60,упр.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.