Аутичный ребенок – кто он?
Как бы не было печально, но каждый год в мире рождается все больше детей, имеющих различные по своему характеру нарушения в развитии. Особо остро встает проблема появления на свет детей, имеющих ранний детский аутизм (РДА). Как свидетельствует статистика, ранний детский аутизм обнаруживается примерно в от 3 до 6 случаях на 10000 детей. Также характерно, что у мальчиков РДА встречается в 3 – 4 раза чаще, чем у девочек. Что такое РДА? Как проявляется это нарушение в развитии? Читайте в нашей статье далее.
Что такое синдром раннего детского аутизма?
Ранний детский аутизм — это своеобразная форма нарушения психического развития ребенка, характеризующаяся неравномерностью формирования основных психических функций, своеобразными эмоциональными, речевыми, умственными и поведенческими расстройствами. До сих пор ученые спорят, что же является причиной раннего детского аутизма. Но однозначного ответа все еще не могут получить.
Особенности в поведении и развитии ребенка с РДА
Ребенок, который страдает РДА, уже в младенческом возрасте отличается от своих нормально развивающихся сверстников. Своеобразие психомоторном развития «особого» ребенка состоит в следующем: избегает взгляда со взрослым, отсутствуют положительные эмоции (радостный смех, улыбка) от взаимодействия с близкими людьми, выражает различные формы протеста при разлуке с мамой, боится различных объектов, издаваемых ими звуков, света или, наоборот, отсутствует чувство страха и опасности.
Со временем эти негативные проявления все больше усугубляются. Ребенок становится неконтактным, стремится к одиночеству, сохранению постоянства окружающей обстановки, замкнут, не желает познавать окружающий мир, непослушен, вступает в контакт только для удовлетворения витальных потребностей (покушать, попить и т.д.), отдает предпочтение стереотипным играм и поведению (однообразное повторение одних и тех же действий). Может быть агрессивным и самоагрессивным (аутоагрессивным), следствием чего могут быть покалеченными окружающие люди и сам ребенок.
Отмечаются особенности в развитии физической сферы: вялость, заторможенность, нескоординированность движений. Нежелание общаться, покидать свой внутренний мир, приводит к недоразвитию речи. Следствием нарушений в эмоционально, физической и речевой сфере становится психическое недоразвитие. Задерживаются в развитии свойства внимания (концентрация, переключение, слежение и др.), различные виды ощущений и восприятия, мыслительные операции (обобщение, сравнение, анализ, синтез и др.).
Четыре группы развития раннего детского аутизма
Проявления раннего детского аутизма весьма разнообразны. Выделяют четыре группы развития раннего детского аутизма, которые характеризуются своеобразным способом взаимодействия детей с окружающей действительностью.
Первая группа – полная отрешённость от всего происходящего вокруг. В данном случае ребенок испытывает крайний дискомфорт от любого взаимодействия (зрительного контакта, телесных прикосновений и т.д.) даже с близкими родственниками. От ребенка невозможно добиться какой-либо реакции, он совершенно не идет на контакт.
Вторая группа характеризуется как активное отвержение окружающей среды. Ребенок избирателен в контактах, в основном общается только с близкими ему людьми. Особо избирателен к еде и одежде. Живет строго по режиму. Если происходят какие-то непредвиденные в режиме изменения, может прийти в состояние агрессии и аутоагрессии. Имеет больше возможностей для социальной адаптации по отношению к детям первой группы.
К
третьей группе можно отнести детей, которые характеризуются захваченностью
аутистическими интересами. По отношению к этой группе детей наиболее типично
стереотипное поведение: они могут играть в одну и ту же игру годами, рисовать
на одни и те же темы месяцами (при этом не совсем
радостные и добрые).
В четвертую группу включены дети с чрезвычайной трудностью во взаимодействии с окружающим миром. Это наиболее легкий вариант проявления раннего детского аутизма. Дети этой группы очень ранимы и уязвимы, чувствительны к чужой оценке, избегают заданий, которые могут у них не получиться, не будут общаться, если чувствуют на эмоциональном уровне какую-либо преграду.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.