Муниципальное общеобразовательное учреждение
Судиславская средняя общеобразовательная школа
Судиславского муниципального района Костромской области
Методическая разработка «Автомат Калашникова»
11 класс
Лебедев Е.М., учитель ОБЖ
Судиславль, 2014
Класс: 11.
Тема: «Автомат Калашникова»
Время учебного занятия: 40 мин.
Цель учебного занятия: Сформировать у обучающихся преставление о назначении, боевых свойствах АК-74, устройстве его частей и механизмов, а так же умение и навыки при обращении с оружием.
Задачи учебного занятия:
Образовательные
· Познакомить обучающихся с назначением, боевыми свойствами АК-74 и устройством его частей и механизмов.
· Сформировать представления об автоматическом действии автомата АК-74.
· Научить выполнять неполную разборку и сборку после неполной разборки автомата АК-74.
Развивающие
· Развивать интеллектуальные качества обучающихся, познавательный интерес и компетенции в области военной подготовки.
· Развивать волевые качества обучающихся, самостоятельность, умение преодолевать трудности.
Воспитательные
· Воспитывать у учащихся патриотические качества, позитивное отношение к военной службе, прививать ценностное отношение к Отечеству.
Учебные вопросы:
1. Назначение, боевые свойства, общее устройство АК-74.
2. Порядок неполной разборки и сборки после неполной разборки АК-74.
3. Порядок работы частей и механизмов АК-74
Метод: Формирование новых знаний и умений.
Материальное обеспечение:
1. Аудиовизуальная информация в виде слайдов, видеофрагментов.
2. Мультимедийная приставка, компьютер.
3. Раздаточный материал. - 26 шт.
4. Учебное оружие АК - 74 - 1 шт
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель:
-Ребята, в прошлом году нам не удалось практически отработать данную тему из-за технических неполадок этого предмета. Поэтому сегодня мы снова вернемся к ней. Но сначала ответьте мне на один вопрос:
-Назовите самое известное автоматическое оружие в мире?
2. Определение темы и постановка цели урока.
Учитель:
Тема нашего урока: «Автомат Калашникова»
Цель нашего занятия: Сформировать преставление о назначении, боевых свойствах АК-74, устройстве его частей и механизмов, а так же умение и навыки при обращении с оружием.
Основная задача: Научить выполнять неполную разборку и сборку после неполной разборки автомата АК-74.
3.Изложение нового материала.
Учитель:
Наш народ - мирный народ, но богатства России очень часто привлекали иностранных агрессоров, и нашему народу приходилось брать в руки оружие, поэтому оружие в русских руках - дело привычное.
В 20 веке произошла большая революция в военном деле, она была связана с появлением автоматического оружия, и вершиной автоматического оружия стал автомат Калашникова.
Автомат Калашникова стоит на вооружении армии спецслужб более 70 стран и участвовал почти во всех войнах новейшей истории.
Насколько мне известно, автомат Калашникова удостоился даже "Книги рекордов Гинесса" как самое популярное оружие! А на гербах и флагах он присутствует у таких государств как:
Зимбабве (Восточная Африка) - на гербе
Мозамбик (Восточная Африка) - на гербе и флаге
Буркина-Фасо (Западная Африка) - на гербе
Восточный Тимор (Юго-Восточная Азия) - на гербе
Сейчас у этого государства уже другой герб (без автомата)
Как видно, автомат действительно очень популярен, раз имеет место быть в государственной символике. Возможно, он скоро появится и на гербах других стран.
История создания АК очень интересна. Мы остановимся лишь на нескольких моментах, но самостоятельно вы можете узнать об этом гораздо больше.
Михаил Тимофеевич Калашников в молодости работал на железной дороге. В 1941 году Калашников назначен командиром танкового экипажа. После ранения молодой сержант оказался в госпитале, где природный талант и простой солдатский взгляд, каким же должно быть оружие, подсказали ему верный путь. Несколько лет ушло на то, чтобы воплотить идеи в реальность.
Поначалу АК-47 (автомат Калашникова, 47 год принятия на вооружение) назывался «михтим» по первым слогам имя и отчества создателя. Опытный образец выдержал несколько конкурсов и безоговорочно победил за свою надежность и простоту в использовании. Впереди автомат ждали множественные модернизации, модификации и усовершенствования, а конструктора слава и почет.
Прежде чем принять на вооружение, автомат подвергали различным испытаниям, надежность - вот главный его критерий. АК замораживали до арктических температур, испытывали в пыльных камерах, имитируя пустынную местность, погружали в воду, а ему все нипочем, работает. Любой, кто связывал свою жизнь с этой машиной, говорит, что ее нельзя просто вывести из строя, прекратить работоспособность можно только путем полного механического разрушения или прямого попадания пули или осколка.
Боевые свойства АК-74
1. Калибр АК-74 -5,45 мм
2. Прицельная дальность (Расстояние от точки вылета до пересечения траектории с линией прицеливания) стрельбы из автомата - 1000 метров.
3. Наиболее действенный огонь (степень соответствия результатов стрельбы поставленной огневой задачи):
- по наземным целям - до 500 метров
- по воздушным целям (по самолетам, вертолетам, парашютистам) -до 500 м.
4. Сосредоточенный огонь (огонь нескольких автоматов, а так - же огонь одного или нескольких подразделений, направленный по одной цели или по части боевого порядка противника) по наземным групповым целям ведется на дальности до 1000 метров.
5. Дальность прямого выстрела (выстрел при котором траектория не поднимается над линией прицеливания выше цели на всем своем протяжении)
- по грудной фигуре - 440 м.,
- по бегущей фигуре - 625 м.
6. Темп стрельбы около 600 выстрелов в минуту.
7. Боевая скорострельность (число выстрелов, которое можно произвести в единицу времени при точном выполнении приемов и правил стрельбы, с учетом времени, необходимого для перезаряжания оружия, корректирования и переноса огня с одной цели на другую)
- при стрельбе очередями - до 100 в\мин,
- при стрельбе одиночными выстрелами - до 40 в\мин.
8. Вес автомата без штык - ножа со снаряженным пластмассовым магазином- 3.6 кг., вес штык - ножа с ножнами 490 г.
4.Закрепление, обобщение, систематизация, подведение итогов. Домашнее задание
Учитель:
Теперь давайте посмотрим, из чего состоит автомат. Неполную разборку и сборку покажет ……….
Ствол служит для направления полета пули.
Ствольная коробка служит для соединения частей и механизмов автомата, обеспечения закрывания канала ствола затвором и запирания затвора.
Крышка ствольной коробки предохраняет от загрязнения части и механизмы автомата, помещенные в ствольной коробке.
Прицельное приспособление служит для наводки автомата при стрельбе по целям на различные расстояния и состоит из прицела и мушки.
Приклад и пистолетная рукоятка обеспечивают удобство стрельбы из автомата.
Затворная рама с газовым поршнем предназначена для приведения в действие затвора и ударно-спускового механизма.
Затвор служит для досылания патрона в патронник, закрывания канала ствола, разбивания капсюля и извлечения из патронника гильзы (патрона).
Возвратный механизм предназначен для возвращения затворной рамы с затвором в переднее положение.
Газовая трубка со ствольной накладкой служит для направления движения газового поршня и предохранения рук от ожогов при стрельбе.
Ударно-спусковой механизм предназначен для спуска курка с боевого взвода или с взвода автоспуска, нанесения удара по ударнику, обеспечения ведения автоматического или одиночного огня, прекращения стрельбы, предотвращения выстрелов при незапертом затворе и для постановки автомата на предохранитель.
Цевье служит для удобства действий с автоматом и для предохранения рук от ожогов.
Магазин предназначен для помещения патронов и подачи их в ствольную коробку.
Штык-нож присоединяется к автомату перед атакой и служит для поражения противника в рукопашном бою, а также может использоваться в качестве ножа, пилы (для распиловки металла) и ножниц (для резки проволоки).
Порядок неполной разборки и сборки после неполной разборки АК-74.
Разборка автомата может быть неполная и полная:
- неполная - для чистки, смазки и осмотра автомата;
- полная-для чистки при сильном загрязнении автомата, после нахождения его под дождем или в снегу и при ремонте.
Разборку и сборку автомата производить:
- на столе или чистой подстилке или специальном столе;
- части и механизмы класть в порядке разборки, обращаться с ними осторожно, не класть одну часть на другую и не применять излишних усилий и резких ударов.
Неполная разборка автомата АК-74
1. Отделить магазин.
2. Проверить, нет ли патронов в патроннике и спустить курок с боевого взвода.
3. Вынуть пенал принадлежности из гнезда приклада.
4. Отделить шомпол.
5. Отделить дульный тормоз-компенсатор.
6. Отделить крышку ствольной коробки.
7. Отделить возвратный механизм.
8. Отделить затворную раму с затвором.
9. Отделить затвор от затворной рамы.
10. Отделить газовую трубку со ствольной накладкой.
Сборка после неполной разборки автомата АК-74
1. Присоединить газовую трубку со ствольной накладкой.
2. Присоединить затвор к затворной раме.
3. Присоединить затворную раму с затвором.
4. Присоединить возвратный механизм.
5. Присоединить крышку ствольной коробки.
6. Спустить курок с боевого взвода и поставить на предохранитель.
7. Присоединить дульный тормоз-компенсатор.
8. Присоединить шомпол.
9. Вложить пенал принадлежности в гнездо приклада.
10. Присоединить магазин к автомату.
Если переводчик установлен на автоматический огонь, то стрельба будет продолжаться до тех пор, пока нажат спусковой крючок и в магазине есть патроны.
Если переводчик установлен на одиночный огонь, то при нажатии на спусковой крючок произойдет только один выстрел; для производства следующего выстрела необходимо отпустить спусковой крючок и снова нажать на него.
Простота и надежность автомата Калашникова высоко оценена военными разных стран, поэтому работа с автоматом не остановилась даже со смертью его создателя.
- А сейчас мы проверим, как вы усвоили знания, полученные на уроке.
(Практическая работа по разборке автомата. Работа с тестами. Выставление оценок.)
- Домашнее задание:
1.Выучить назначение, боевые свойства, общее устройство, порядок неполной разборки и сборки после неполной разборки, и работу частей и механизмов АК-74.
2.Индивидуально:Подготовить выступления на 5-7 мин. об автоматах, используемых в разных странах.
Благодарю за урок!
Приложение 2.
Технологическая карта урока
I этап учебного занятия: организационный момент |
||||
Цель |
Задачи |
Длительность |
||
Мотивация обучающихся на восприятие материала |
Подготовить учащихся к работе на уроке, подведение к теме урока |
2 минуты |
||
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
|||
Приветствие. Объявление типа урока |
Слушают учителя |
|||
II этап учебного занятия: определение темы и постановка цели урока |
||||
Цель |
Задачи |
Длительность |
||
Определить тему урока. Поставить перед учащимися цель урока. |
Сориентировать и настроить учащихся на работу в течение всего урока. |
3 мин. |
||
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
|||
Называет тему и цель урока. |
Ответ на вопрос |
|||
II этап учебного занятия: Основной- изложение нового материала. |
||||
Цель |
Задачи |
Длительность |
||
Познакомить с новой темой |
Сформировать у учащихся знания и умения по теме урока. |
. |
||
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
|||
Лекция и показ презентации (Приложение 1) .
|
15 мин. Прослушивание лекции учителя, просмотр презентации |
|||
IV этап учебного занятия: заключительный. Закрепление, обобщение, систематизация, подведение итогов |
||||
Цель |
Задачи |
Длительность |
||
Подвести итог занятия, закрепить усвоенные знания, выставить оценки. |
Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели. Наметить перспективу на будущее, поставить задачи на следующий урок. Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. |
20 мин. |
||
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
|||
Практическая работа по разборке автомата.
Работа с тестами – 10 мин.
Выставление оценок. |
Один ученик показывает разборку и сборку как образец для всего класса.Выполняют тесты Производят разборку-сборку АК-47 |
|||
Домашнее задание Объясняет домашнее задание. Прощается с классом. |
Записывают домашнее задание в тетрадь и прощаются с учителем. |
|||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.