«Автоматизация звука ш в слогах, словах и предложениях»

  • Домашняя работа
  • pptx
  • 05.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Автоматизация звука [Ш] в речи — процесс, который включает последовательное освоение произношения звука в слогах, словах, предложениях и связных текстах.
Иконка файла материала автоматизация звука ш в слогах, словах и предложениях.pptx

Автоматизация звука ш в слогах, словах и предложениях

Учитель-логопед: Котова Диана Даниловна

Карточка 1

1. Спеть песню Змеи: шшшшшшш…….
2. Запомни и повтори цепочку слогов:
Ша-шо-шу-ши
Шо-шу-ши-ша
Шу-ши-ша-шо
Ши-ша-шо-шу

3.. Проговаривай слоги и слова:
Ша-ша-ша – шапка
Шо-шо-шо – шов
Ши-ши-ши – шина
Шу-шу-шу – шуба

4. Запомни и повтори цепочку слов:
Маша – Даша – Паша
Каша – наша – ваша
Даша – каша – Маша

Карточка 2

1. Спеть песню Змеи: шшшшшшш…….
2. Проговаривай слоги и слова:
Аш-аш-аш – наш
Аш-аш-аш – ваш
Ашка-ашка – кашка
Ошка-ошка – кошка
Ышка-ышка – пышка, мышка
Ушка-ушка – мушка, пушка, подушка
3. Запомни и повтори цепочку слов:
Кошка – мышка – пушка
Пушка – кошка – мышка
Мышка – пушка – кошка

Карточка 3

1. Спеть песню Змеи: шшшшшшш…….
2. Игра «Подними руку, когда услышишь правильное название предмета».
сапка хапка тапка щапка
фапка шапка сяпка шапка
фышка хыхка шишка хышка
шифка шиска фыска шишка
сыска шихка фышка шишка
3. Запомни и повтори цепочку слогов:
Шка-шко-шку-шкы ашк-ошк-ушк-ышк
Шко-шку-шкы-шка ошк-ушк-ышк -ышк
 

Карточка 4

1. Спеть песню Змеи: шшшшшшш…….
2. Запомни и повтори цепочку слогов:
Шпа-шпо-шпу-шпы пша-пшо-пшу-пши
Шпо-шпу-шпы-шпа пшо-пшу-пши-пша
3. Запомни и повтори цепочку слов:
Кошка — окошко — картошка
Каша – петушок - Наташа
Мышата — ушанка — лошадка
Ушел — нашел — зашел
Ошибка — машинка-кувшин
Ошейник — мишень — кашне
Бабушка-дедушка — подушка
Камыши — шалаши — малыши

4. Игра «Назови ласково»
Воля – волюшка хлеб –
Доля – изба –
Дума – хозяйка –
Кума – штаны –
Зима – мать –
Солнце – тётя –
 
5. Заучи скороговорку:
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Как в этом капюшоне кукушонок (был) смешон.

Карточка 5

1. Спеть песню Змеи: шшшшшшш…….
2. Запомни и повтори цепочку слогов:
 
Шва-шво-шву-швы вша-вшо-вшу-вши
Шво-шву-швы-шва вшо-вшу-вши-вша
 
3. Проговаривай слова:
 
Пашня, башня, чашка, букашка, окошко, катушка, макушка, квакушка, вышка, пышка, Яшка, фишка, швы, швея.

4. Игра «Что у кого?»
У Маши подушка. – Это Машина подушка.
У Миши шашки. – Это……………………..
У Паши чашка. – Это ………………………
У Даши кошка. – Это ………………………
5. Игра «Я начну, а ты закончи»
Я иду и ты идешь.
Я пою и ты………
Я веду и ты………
Я несу и ты ……...
6. Выучи скороговорку:
Шесть мышат в камышах шумят.

Карточка 6

1. Спеть песню Змеи: шшшшшшш…….
2. Назови слово в рифму:
Вшин, вшин, вшин — назову ... (кувшин).
Ошка, ошка, ошка — называю ... (кошка).
Ушка, ушка, ушка — назову ... (подушка).
Ышка, ышка, ышка — называю ... (мышка).
Ишня, ишня, ишня — называю ... (вишня).
Шина, шина, шина — назову ... (машина).

3. Проговаривай словосочетания:
Шипение кошки. Шум машин. Шум шагов. Шелковая шаль. Шум в шалаше. Мышка-шалунишка. Шашки и шахматы. Шутка Мишутки. Мишин башмак. Окошко на башне. Пшенная каша. Шляпы и шапки.
4. Возьми схемы, обозначающие позицию звука в слове. Разложи все предложенные картинки и проговори слова, выделяя звук Ш. Затем положи каждую картинку под соответствующей схемой.
Например: шапка (звук Ш в начале слова), кукушка (звук Ш в середине слова), ландыш (звук Ш в конце слова).
Картинки: мышь, камыш, ландыш, машина, груша, вишня, шкаф, шапка, кувшин, кошка, лошадка.

Карточка 7

1. Спеть песню Змеи: шшшшшшш…….
2. Договори чистоговорки, а затем повтори их полностью:
 
Аша-аша-аша, это наша ... (Маша).
Ашка-ашка-ашка, на шкафу ... (букашка).
Ошка-ошка-ошка, на окошке ... (кошка).
Ушка-ушка-ушка, Машина ... (подушка).
Ышка-ышка-ышка, вот шалунья ... (мышка).
 

3. Послушай предложения, в которых слова перепутаны. Мысленно исправь ошибки и проговори правильные предложения, выделяя звук Ш.
Кушетка лежит на дедушке. Кошка убегает от мышки. Каша готовит Машу. Лошадка едет на Мише. Рубашка надевает малыша. Ландыш нашел Наташу. На избушке
небольшая опушка. Книжки любят малышей. У кошки длинные уши. Шахтер работает в шашлычной. Штукатур штукатурит машины. На елке растут ромашки. Клюшкой забивают шапки. Подушка отдыхает на кошке.
 
4. Проговаривай пословицы:
Тише едешь — дальше будешь.
Шила в мешке не утаишь.
Кому плюшки да пышки, кому синяки да шишки.
У всякой пташки свои замашки.
Наш хлебушко всем блюдам дедушка.

Карточка 8

1. Спеть песню Змеи: шшшшшшш…….
2. Проговаривай чистоговорки:
Ши-ши-ши, ши-ши-ши - зашумели камыши.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше, - это утка в камыше.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша - выплывай из камыша.
Шах-шах-шах, шах-шах-шах - нету утки в камышах.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши - что нам шепчут камыши?

3. Проговаривай рифмовки:
У Наташи под ушком пышная подушка.
Маша меньше, Миша выше, Миша Маше что-то пишет.
Маша вышла на опушку и увидела кукушку.
В меховую шапку, в шубку одеваем мы Мишутку.
У Мишутки-Мишки камешки и шишки.
4. Прослушай стихотворение и выдели в нем слова со звуком Ш.
Два мышонка у окошка поджидали как-то кошку.
В лапках камушки и шишки, в кошку кинули их мышки,
Будет злая кошка знать, как малышек обижать.