Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов коррекционных учреждений VIII вида
Оценка 4.8

Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов коррекционных учреждений VIII вида

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
дефектология +1
Все классы
14.03.2019
Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов коррекционных учреждений VIII вида
Программа рассчитана на 1 год обучения и состоит из двух блоков: диагностического и коррекционно-развивающего. Основным содержанием диагностического блока является выявление актуального уровня развития и представлений и зоны ближайшего развитие ребенка, проектирование и прогнозирование развития на текущий год. Основным содержанием коррекционно-развивающего блока является: - развитие/коррекция познавательной мотивации деятельности, формирование способности к саморегуляции и эффективной самооценки соб- ственной деятельности; - преодоление недостатков компонентов познавательной и коммуникативной деятельности, развитие (коррекция) простых модально-специфических функций и высших психических процессов. Программа составлена для работы дефектолога с детьми 1-5 классов.
Программа КРЗ.doc
Государственное казённое общеобразовательное учреждение Краснодарского края  специальная (коррекционная) школа № 8 г. Лабинска.                                                          УТВЕРЖДЕНО решение педсовета протокол  №____ от ______________2018 года Председатель педсовета   _____________ О.В.Скорик                                     Авторизованная образовательная программа коррекционно ­ развивающих занятий  ГКОУ школы № 8      г.  Лабинска для  учащихся 1 – 4, 5 классов   Уровень: начальное общее образование 1 – 4 класс;    основное общее 5 класс   Класс ­1; 132 ч, в неделю 4 часа   Класс ­2; 136 ч , в неделю 4 часа   Класс ­3; 136 ч ,в неделю 4 часа   Класс ­ 4; 136 ч , в неделю 4 часа   Класс ­5; 136 ч , в неделю 4 часа    Составитель:   учитель   –   дефектолог   первой   квалификационной   категории ГКОУ школы № 8 Бычкунова Ирина Сергеевна. общеобразовательных                                               1.Пояснительная записка         Авторизованная   программа   коррекционно­развивающих   занятий   по дефектологии   для   учащихся   1­5   классов   специальных   (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида составлена на основе  авторской  про­ граммы курса коррекционных занятий «Развитие психомоторных и сенсорных процессов», предусмотренного Базисным учебным планом для учащихся 1— 4 классов специальных(коррекционных) учрежденийVIII вида.Авторы   программы:Л. А. Метиева,   Э. Я. Удалова.  Рецензенты   программы: В. В. Воронкова —  доктор   педагогических   наук, профессор, заведующая кафедрой ИПК и ПРНОМО  В.Г. Петрова — доктор психологических наук, профессор МПГУ.     Планирование составлено на основе программ: 1 Н. Н. Гусева. «Программа коррекционных игр и упражнений для развития познавательных способностей». Краснодар 2001 г.  2 Н. А. Румега. Логопедия в школе. «Коррекция нерезко выраженного общего недоразвития речи у детей с билингвизмом (авторская программа). 4.В.В.Воронкова.«Программы   специальных   (коррекционных)   образовательных учреждений   VIII  вида».   «Просвещение»   2007   г.   Подготовительный   ,   1­4 классы. 5.Краснодарский   краевой   институт   усовершенствования   учителей.   Кабинет спец­школ и школ­ интернатов. «Программа и перспективное планирование работы по исправлению речи учащихся 1­5 классах вспомогательной школы». 6.Т.А.Фалькович,Л.П.Барылкина.   Комплексная   программа   «Гармония»   по развитию дошкольников(4­7 лет). Москва  2007 г. «Развитие речи, подготовка к освоению письма», «Формирование математических представлений». 7.С.Г.Шевченко.«Программы   коррекционно­   развивающего   воспитания   и подготовки к школе детей с ЗПР» Москва «Школьная пресса» 2004 г.      Рабочая программа составлена на основании нормативных документов: ­ Закон  «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273­ ФЗ; ­  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа   2013года   №1015  «О   порядке   организации   и   осуществления образовательной   деятельности   по   основным   общеобразовательным программам   –   общеобразовательным   программам   начального   общего, основного общего и среднего общего образования»; ­ Приказ Министерства  образования  и науки Российской Федерации от   10   апреля   2002   г.   №   29/2065­   п  «Об     утверждении   учебных     планов специальных   (коррекционных)   образовательных     учреждений   для обучающихся, воспитанников с отклонениями  в развитии», ­  Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286­ 15  «Санитарно­эпидемиологические   требования   к   условиям   и   организации обучения   и   воспитания   в   организациях,   осуществляющих   образовательную деятельность   по   адаптированным   основным   общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» ­ Приказ  департамента  образования и науки Краснодарского края     от      23 октября   2009   г.     №   3302  «Об   утверждении   примерных     учебных   планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII и VIII видов для обучающихся,  воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и специальных (коррекционных) классов VII и VIII видов для обучающихся, воспитанников   с   ограниченными   возможностями   здоровья   и   специальных (коррекционных)   классов   VII   и   VIII   видов     в   общеобразовательных учреждениях»;                    Цели и задачи программы: Цель:   ­ на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта дать правильное многогранное представление об окружающей действительности, способствующие   оптимизации   психического   развития  ребенка   и   более эффективной социализации в его обществе. Достижение   цели   предусматривает   решение   ряда  задач,   основная   из которых  следующая:  обогащения   чувственного   познавательного   опыта   на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов  и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических   процессов   памяти,   мьппления,   речи,   воображения,   вынимания, восприятия. Задачи: ­   формирование   на   основе   активизации   работы   всех   органов   чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;     ­коррекция   недостатков   познавательной   деятельности   школьников   путем систематического   и   целенаправленного   воспитания   у   них   полноценного восприятия   формы,   конструкции,   величины,   цвета,   особых   свойств предметов, их положения в пространстве; ­формирование пространственно­временных ориентировок; ­развитие слухоголосовых координации; ­формирование способности экстатически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и праздников его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов); ­обогащение   словарного   запаса   детей   на   основе   использования соответствующей терминологии; ­исправление недостатков моторики; совершение зрительно­двигательной координации; ­формирование   лексико­грамматической   стороны   речи,   связной   речи, ­формирование мелкой моторики и графо­моторных навыков.              Основные общедидактические принципы: 1 Принцип   системности   опирается   на   представление   о   психическом развитии   как   о   сложной   функциональной   системе,   структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и   комплексность   коррекционной   работы   реализуются   в   учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже   имеющиеся   знания   и   умения,   что   обеспечивает   поступательное психическое развитие. 2 Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы   тех   задач,   которые   находятся   в   зоне   ближайшего   развития ребенка. 3 Принцип   комплексности   предполагает,   что   устранение   психических нарушений должно носить медико­психолого­педагогический характер, т.е.   опираться   на   взаимосвязь   всех   специалистов.   Программа предусматривает   полное   взаимодействие   и  преемственность   действий всех специалистов школьного учреждения и родителей учащихся. 1 Принцип доступности предполагает построение обучения учащихся на уровне   их   реальных   познавательных   возможностей.   Конкретность   и доступность   обеспечиваются   подбором   коррекционно­развивающих пособий   в   соответствии   с   санитарно­гигиеническими   и   возрастными нормами.         5.Принцип   последовательности   и   концентричности   усвоения   знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует   логическая   связь,   последующие   задания   опираются   на предыдущие.   Концентрированное   изучения   материала   служит   также средством   установления   более   тесных   связей   между   специалистами.   В результате   использования   единой   темы   на   занятиях   дефектолога, воспитателя, логопеда, учителя дети прочно усваивают материал и активно пользуются им в дальнейшем. Коррекционная работа должна строится так, чтобы способствовать развитию всех познавательных  процессов и лексико­ грамматического строя речи. Общая характеристика коррекционно­развивающей работы        Программа   рассчитана на 1 год обучения  и   состоит из двух блоков: диагностического и коррекционно­развивающего.  Основным содержанием диагностического  блока   является выявление актуального уровня развития и представлений и зоны ближайшего развитие ребенка, проектирование и прогнозирование развития на текущий год.  Основным содержанием коррекционно­развивающего блока является: ­   развитие/коррекция   познавательной   мотивации   деятельности, формирование способности к саморегуляции и эффективной самооценки соб­ ственной деятельности;  ­   преодоление   недостатков   компонентов   познавательной   и коммуникативной   деятельности,   развитие   (коррекция)   простых   модально­ специфических функций  и высших психических процессов.        Данный   курс   занятий   является   коррекционно­направленным:   наряду   с развитием   общих   способностей   предполагается   исправление   присущих умственно   отсталым   детям   недостатков   психофизического   развития   и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности. Таким   образом,   календарно­тематический   план   курса   коррекционно­ развивающих   занятий   является   вариативным   и   имеет   адресную направленность на конкретного ребенка или подгруппу учеников, имеющих сходные затруднения. При этом педагог определяет для себя основную, из двух возможных,(кроме коррекционно­развивающих) целей занятий: ­ подготовить ребенка к усвоению учебного материала или ­ вспомнить имеющиеся проблемы в его занятиях. В   зависимости   от   целей   занятий   и   будут   выстраиваться   календарно­ тематический   план:   последовательность   прохождения   разделов   программы, количество часов на каждый из них; определяться формы работы на занятии и их соотношение; осуществляться подбор учеников в группы. Большое   значение   для   психологического   развития   имеет   закрепление чувственного опыта в слове. Речь служит орудием человеческого мышления, средством общения и регуляции деятельности. Для умственно отсталых детей характерны   выраженные   отклонения   в   речевом   развитии,   которые обнаруживаются на различных уровнях речевой деятельности. Использование   на   психокоррекционных   занятиях   всего   многообразия приемов,   облегчающих   восприятие:   показ   предметов,   стимулирующие реплики и направляющие внимание вопросы, рассказ педагога, игра, создание проблемной ситуации и др., побуждают учеников к оречевлению того, что они видят,   к   выполнению   с   объектом   определенным   образом   организованной деятельности  и к формулированию   полученных результатов. Разные виды деятельности   предоставляют   большие   возможности   для   обогащения словарного запаса детей.     Структура   программы   курса   коррекционно­развивающих   занятий   по дефектологии   для   учащихся  1­5  классов   специальных   (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида включает в себя следующие блоки: ­ развитие мелкой моторики; графомоторных навыков ­ тактильно­двигательное восприятие ­ формирование ЭМП. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов ­ развитие мышления ­ развитие внимания ­ развитие памяти ­ развитие воображения ­ развитие лексико­грамматического строя речи, связной речи ­ развитие зрительного восприятия и зрительной памяти. Формирование зри тельного анализа и синтеза ­ восприятие пространства ­ временные представления ­общая осведомленность и социально — бытовая ориентация.                                                     Программа   реализуется   через  Формы   организации   работы   специально   организованные коррекционно­образовательные занятия. В процессе обучения используются различные формы организации дефектологических занятий: индивидуальные и подгрупповые,которые   проводятся   согласно   расписанию.   А   также   ­   через комплексные тематические и интегрированные занятия, праздники, конкурсы (викторины),   специально   спланированные   тематические   сюжетно­ролевые игры,   дидактические   игры,   организованные   исследования   объектов окружающего мира, экспериментирование, целенаправленное наблюдение за явлениями   в   природе   и   за   свойствами   объектов,   через   проектную деятельность, целевые просмотры видеофильмов (фрагментов) и презентаций, тематические беседы.            Часть задач реализуется через занятия с учителем или воспитателем, который проводит их по заданию учителя­дефектолога. Совместная работа специалистов является залогом успеха коррекционной работы. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей. Учитель и воспитатель закрепляет сформированные умения, создает условия для активизации познавательных навыков. Также   закрепление   программного   материала   осуществляется   при взаимодействии с семьей. Родители получают информацию в устном   и/или письменном виде, а также дистанционно. Продолжительность коррекционно­развивающих занятий 40минут. Класс ­1; количество часов 132 , в неделю 4 часа   Класс ­2; количество часов 136 , в неделю 4 часа   Класс ­3; количество часов 136 ,в неделю 4 часа   Класс­ 4; количество часов 136 , в неделю 4 часа   Класс ­5; количество часов 136 , в неделю 4 часа                  График организации образовательного процесса Сроки 1­­ 25 сентября Содержание работы Диагностика и мониторинг учащихся. Заполнение  индивидуальных карт учащихся, сводной таблицы  анализируемых результатов коррекционно – развивающей  работы и другой документации дефектологического кабинета. 25 сентября ­­ 28мая Подгрупповые и индивидуальные занятия по расписанию. январь 28 – 31 мая 1 ­­ 30 июня   Мониторинговая диагностика развития и определение качества  усвоенного программного материала. Итоговая диагностика развития и определение качества  усвоенного программного материала. Заполнение  документации. Индивидуальные коррекционно­ развивающие занятия с  учащимися.   Особенности дефектологического сопровождения учащихся VIII вида         Эта программа составлена для детей с проблемами в развитии. Для таких детей характерна низкая познавательная активность и недоразвитие речи. В этих случаях, при отсутствии коррекционной работы, может отмечаться отставание в развитии мыслительных операций, нарушения устной и письменной речи.   Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии диктует необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовить детей к школе, степень тяжести   их  дефекта,   состояния   здоровья,   индивидуально­типологические особенности.   А   значит,   речь   идет   о   необходимости   оказания   комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладение программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество.  Теоретической   основой   нашей  программы   коррекционных   занятий являлись     концептуальные   положения   теории   Л.С.   Выготского:   об   общих законах   развития   аномального   и   нормального   развивающегося   ребенка;   о структуре дефекта и возможностях его компенсации; о применение системного подхода   к   изучению   аномального   ребенка,   учете   зон   его   актуального   и ближайшего   развития   при   организации   психологической   помощи;   об   ин­ дивидуализированном   и   дифференцированном   подходе   к   детям   в   процессе реализации   коррекционной   психолого­педагогической   программы.   Задачи гуманизации и индивидуализации процесса воспитания и обучения умственно отсталых детей в свою очередь требуются создания необходимых условий для их полноценного развития, становления как субъектов учебной деятельности.       В процессе обучения и развития учащихся используются методы:  по   источникам   передачи   и   характеру   восприятия   информации (наглядные, словесные, практические, игровые)  по основным компонентам деятельности учителя­дефектолога   а) методы организации и осуществления деятельности  б) методы стимулирования и мотивации учения  в) методы контроля и самоконтроля   по   сочетанию   внешнего   и   внутреннего   в   деятельности   учителя­ дефектолога   и   учащегося  (система   методов   проблемно­развивающего обучения – монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический и программированный).      Диагностический инструментарий:       Изучение   особенностей   развития   и   качества   усвоения   специальной (коррекционно­образовательной)   программы   обеспечивается   комплексом последовательных   мониторинговых   и   диагностических   мероприятий, системой   фиксации   результатов,   формами   протоколов   индивидуального обследования   и   мониторинга   учащихся,   сводных   таблиц   и   т. п.,   которые представлены в Приложении.                            Содержание обучения: № п/п     Разделы 1. 2. 3. 4. 5.   комплектование Обследование   детей; групп. Развитие   мелкой   моторики   и   графо­ моторных навыков. Развитие ЭМП. Восприятие формы,вели­ чины,цвета; конструирование предметов.   Общая осведомлённость и социально­ бытовая ориентация. Развитие внимания. 1кл кол.ч 15 8 9 7 8 2кл к.ч. 15 3кл к.ч. 15 4кл к.ч. 15 5кл к.ч. 15 8 10 7 8 8 10 7 8 11 11 8 7 8 8 7 8 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13.   Временные представления. Развитие памяти. Развитие воображения. Развитие лексико­грамматической сторо­ ны речи; связной речи. Восприятие пространства. Развитие мышления. Развитие зрительного восприятия и зри­ тельной памяти. Формирование зритель­ ного анализа и синтеза. Тактильно­двигательное восприятие. Итого: 10 7 9 26 7 15 8 10 7 9 26 6 18 9 9 7 9 26 6 18 10 9 7 9 26 6 18 9 9 7 9 26 6 18 9 3 132 3 136 3 136 3 136 3 136                         Таблица тематического распределения количества часов                                       1 класс.  № п/п               Название раздела, тематика занятий  Колич. часов.    15 1. 1.1 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 2.7. 3. 3.1   Обследование детей; комплектование групп для  коррекционных занятий.   Общая осведомлённость и социально­бытовая ориентация.  Мелкая моторика и графо­ моторные навыки. 3 Пространственно­временная ориентация. ЭМП. 3 Познавательные процессы: внимание, восприятие, память. 3 Познавательные процессы: мышление, воображение. Речь: лексико­грамматический строй, связная речь. 3 Развитие мелкой моторики; графо­ моторных навыков.   8 1 Развитие письменными принадлежностями (карандашом, ручкой). Обводка   по   трафарету   (внутреннему   и   внешнему)   и штриховка. Развитие координации движений руки и глаза (завязывание, нанизывание). 1 Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос. 1 Обводка нарисованных фигур по пунктирной линии. 1 Графический диктант. 1 Сгибание бумаги. Оригами. Тактильно­двигательное восприятие.  3 Определение   на   ощупь   величины   предмета   (большой   —1 владения навыков 3 2 1 маленький   ­   самый   маленький).   Дидактическая   игра «Чудесный мешочек». Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов. Игры с крупной мозаикой. Развитие ЭМП. Восприятие формы, величины, цвета;  конструирование предметов. Формирование   сенсорных   эталонов   плоскостных геометрических   фигур   (круг,   квадрат,   прямоугольник, треугольник). Выделение формы предмета; обозначение формы предмета словом. Группировка   предметов   и   их   изображение   по   форме   (по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные). Дидактическая   игра   «К   каждой   фигуре   подберите предметы, похожие по форме». Различение предметов по величине (большой ­ маленький). Сравнение 2­х предметов по высоте и длине. Сравнение 2­х предметов по ширине и толщине. Знакомство   с   основными   цветами   (красный,   желтый, зеленый,   синий,   черный,   белый).   Дидактическая   игра «Угадай какого цвета». Составление целого из частей (2­3 детали) на разрезанном наглядном материале. Арифметические действия с числами первого десятка. Обобщение изображений предметов по форме, цвету. Общая осведомленность и социально ­ бытовая  ориентация.  Сведения о себе и ближайшем окружении. Ознакомление с жизнью и трудом людей. Природные явления и сезонные изменения. Взаимосвязь природы и человека. Развитие внимания.    Развитие и тренировка переключения внимания. Развитие произвольного внимания.  Развитие концентрации внимания. Игры по таблицам. Развитие устойчивости внимания.  Тренировка и распределение внимания.  Развитие объёма и распределения внимания.  Тренировка внимания. Наблюдательность.  Изобретательность. Развитие объёма внимания.  Временные представления. Месяцы, их последовательность. Времена года. Возраст людей. Режим дня. 1 1 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 1 2 2 2 8 1 1 1 1 1 1 1 1 10 2 2 1 1 3.2. 3.3. 4. 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. 4.5. 4.6. 4.7. 4.8 4.9. 5. 5.1. 5.2. 5.3. 5.4. 6. 6.1. 6.2. 6.3. 6.4. 6.5. 6.6. 6.7. 6.8. 7. 7.1. 7.2. 7.3. 7.4. 7.5. 7.6. 7.7. 7.8. 8. 8.1. 8.2. 8.3. 8.4. 8.5. 8.6. 9. 9.1. 9.2. 9.3. 9.4. 10. 10.1. 10.2. 10.3. 10.4. 10.5. 10.6. 10.7. 10.8. 2 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 Части суток. Часы. Дни недели. Понятие «сегодня», «завтра», «вчера». Развитие памяти . Развитие зрительной памяти. Метод пиктограмм. Развитие зрительной и слуховой памяти. Развитие слуховой памяти. Учимся запоминать текст. Развитие смысловой памяти.  Развитие   слуховой   памяти   и   увеличение   объема произвольного слухового внимания. Развитие двигательной памяти. Упражнение на тренировку памяти. Развитие воображения.  Развитие вербального творческого воображения.  Развитие невербального творческого воображения. Развитие вербального (словесного) воображения.  Развитие невербального воображения. Развитие лексико­грамматической стороны речи;  связной речи . Слова,   обозначающие   предметы.   Дифференциация   слов, отвечающих на вопросы кто? или что? Единственное множественное число имен существительных. 2 Числительные один, одна. Слова, обозначающие действия предметов. Простое двусоставное нераспространенное предложение. Согласование имен существительного и глагола в числе. Согласование   имени   существительного   и   глагола прошедшего времени единственного числа в роде.   Подбор Слова   обозначающие   признаки   предметов. 2 признаков   к   предметам   по   цвету,   форме,   величине, материалу.   Распространение   простого   предложения определением. Согласование   имени   прилагательного   с   именем существительным в роде, числе. Однородные определения. 1 1 1 2 2 9 2 3 2 2 26 10.9. Местоимения мой, моя. Местоимение чей, чья. 10.10. Работа   над   грамматическим   оформлением   предложения. Формы   винительного,   и творительного   падежей   имени   существительного   и   имени прилагательного без предлогов.   родительного,   дательного, 10.11. Работа   над   грамматическим   оформлением   предложения. Предлоги  в,   на,   с,   со,   по,   к,   от,   у.  Последовательный пересказ с опорой на картинки и схемы. Составление рас­ сказов повествовательного характера по картинному плану. 10.12. Закрепление   всех   отработанных   предлогов.   Пересказы   и рассказы описательно — повествовательного характера. 1 2 3 3 1 10.13. Составление   рассказов   по   картинке,   по   серии   сюжетных 2 10.14. 11. 11.1. 11.2. 11.3. 11.4. 11.5. 11.6. 11.7.  12. 12.1. 12.2. 12.3. 12.4. 12.5. 12.6. 12.7. 12.8. 13. 13.1. 13.2. 13.3. 13.4. 13.5. 13.6. 13.7. 13.8. 13.9.                                                 Итого: 132часа.  1 1 1 7 1 (классная   комната). картинок, по схеме.   Продолжение   рассказа   по   его   началу.   Восстановление рассказа по его концу (с опорой на картинки и без). Восприятие пространства. Ориентировки   на   собственном   теле   (правая   /   левая   /рука /нога). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, 1 назад, т.д.).  Ориентировка   в   помещении   Определение расположения предметов в помещении. Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, 1 на третьем месте, т.д.). Ориентировка   на   листе   бумаги   (центр,   верх,   низ   ,правая/ /левая/сторона). Составление   на   листе   бумаги   комбинации   из   полосок, плоскостных геометрических фигур. Расположение   предметов   на  листе   бумаги.  Дидактическая игра «Расположи верно». Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.  Формирование зрительного анализа и синтеза. Нахождение   отличительных   и   общих   признаков   2­х предметов. Игра «Сравни предметы». Выбор Узнавание изображения предмета по его части. Узнавание контурных изображений. 1 Нахождение «нелепиц» на картинках. 1 Узнавание «перевернутых» и «разрезных» изображений. 1 Игры с лабиринтами. 1 Складывание разрезных картинок. 1 Складывание   из   палочек   пространственно   организованных 1 структур.   Игры:   «Сложи   из   палочек   елочку,   солнышко», «Сложи цыпленка, человека». Развитие мышления. Причинно ­ следственные связи. Определение. Развитие  наглядно – действенного мышления.  Противоположности. Решение противоречий. Развитие наглядно ­ образного мышления.  Развитие словесно ­ логического мышления.  Сложно­   логико   ­   грамматические   конструкции   (ребусы, головоломки, анаграммы). Развитие мышления. Сравнение. Классификация. Развитие мышления. Закономерности. Умозаключения.  Развитие пространственного мышления. недостающего изображения. 1   фрагмента 2 2 1     1 1 8 1 15 2 2 2 2 1 1 Колич. Часов. 15 3 1              Таблица тематического распределения часов                                  2 класс.    №п/п                   Название раздела, тематика занятий 1. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 2.7. 2.8. 3. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 3.6. 3.7. 3.8. 4. 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. Обследование детей; комплектование групп для  коррекционных занятий. Общая осведомлённость и социально­бытовая ориентация.  Мелкая моторика и графо­ моторные навыки. Пространственно­временная ориентация. ЭМП. 3 Познавательные процессы: внимание, восприятие, память. 3 Познавательные процессы: мышление, воображение. 3 Речь: лексико­грамматический строй, связная речь. 3 Развитие мелкой моторики; графо­ моторных навыков. 8 Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со  1 шнуром, нанизывание бус). Штриховка   в   разных   направлениях   и   рисование   по трафарету.  Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур.  1 1 Развитие   координации   движений   руки   и   глаза   (по инструкции педагога). 1 Графический диктант (по показу). Вырезание   ножницами   из   бумаги   по   шаблону 1 прямоугольных, квадратных, треугольных форм. 1 Обводка нарисованных фигур по пунктирной линии. 1 Сгибание бумаги. Оригами. 8 Развитие внимания . 1 Тренировка переключения внимания.  1 Развитие произвольного внимания.  1 Развитие концентрации внимания. Игры по таблицам. 1 Развитие устойчивости внимания.  1 Тренировка распределения внимания. Развитие объёма и распределения внимания.  1 Тренировка внимания. Наблюдательность. Изобретательность. 1 Развитие объёма внимания.  1 9 Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.  Формирование зри­тельного анализа и синтеза. Выбор недостающего фрагмента изображения.  Узнавание изображения предмета по его части . Узнавание контурных изображений. Нахождение «нелепиц» на картинках. 1 1 1 1 4.5. 4.6. 4.7. 4.8. 5. 5.1. 5.2. 5.3. 6. 6.1. 6.2. 6.3. 6.4. 6.5. 6.6. 6.7. 6.8. 6.9. 6.10. 7. 7.1. 7.2. 7.3. 7.4. 7.5. 7.6. 7.7. 7.8. 7.9. 8. 8.1. 8.2. 8.3. 1 10 1 1 1 Узнавание «наложенных» и «зашумленных» изображений. 1 Узнавание «перевернутых» и «разрезанных» изображений . 1 Игры с лабиринтами. 1 Складывание разрезных картинок.  2 Тактильно ­ двигательное восприятие . 3 Определение   на   ощупь   предметов   с   разными   свойствами 1 (мягкие, жесткие, холодные, теплые). Определение на ощупь формы предметов. Дидактическая игра: 1 «Волшебный мешочек». Игры со средней мозаикой. Развитие Э М П. Восприятие формы, величины, цвета;  конструирование предметов. Формирование эталонов объемных геометрических фигур (шар, куб). Группировки предметов по форме (объемные и плоскостные). 1 1 Сравнение 2­3 предметов по длине и ширине. Группировка предметов по форме и величине по инструкции 1 педагога. Группировка   предметов   по   форме   и   цвету   по   инструкции педагога. Составление   сериационных   рядов   по   величине   из   3­4 1 предметов по заданному признаку. Различение   цветов   и   оттенков.   Дидактическая   игра   «Что бывает такого цвета?». Подбор   оттенков   к   основным   цветам.   Дидактическая   игра 1 «Подбери предмет такого же цвета». Конструирование   предметов   из   геометрических   фигур   (2­ 3деталей). Арифметические действия: сложение вычитания в пределах 20. Развитие мышления .                                Причинно ­ следственные связи. Определение. Развитие наглядно ­ действенного мышления.  Противоположности. Решение противоречий. Развитие наглядно – образного мышления.  Развитие словесно – логического мышления. Сложно   логико   ­   грамматические   конструкции   (ребусы, головоломки, анаграммы). Развитие мышления. Сравнение. Классификация. Развитие мышления. Закономерности. Умозаключения. Развитие  пространственного мышления. Развитие памяти. Развитие зрительной памяти. Метод пиктограмм. Развитие слуховой и зрительной памяти. Развитие слуховой памяти. Учимся запоминать текст.  2 1 2 7 1 1 1 1 1 18 3 2 3 2 2 1 8.4. 8.5. 8.6. 9. 9.1. 9.2. 9.3. 9.4. 9.5. 9.6. 2 1 1 Развитие смысловой памяти.  Развитие   слуховой   памяти   и   увеличение   объема произвольного слухового внимания. Развитие двигательной памяти. Упражнение на тренировку памяти. 6 Восприятие пространства.  Ориентировка   в   помещении;   движении   в   заданном 1 направлении. Обозначение словом направление движения. Ориентировка   в   школьном   помещении;   понятие   «дальше­ 1 ближе».   Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов). Расположение   плоскостных   и   объемных   предметов   в вертикальном поле листа. Расположение   плоскостных   и   объемных   предметов   в горизонтальном   поле   листа;   словесное   обозначение пространственных отношений между предметами. Пространственная   ориентация   на   поверхности   парты. Дидактическая   игра   «Определи   положение   предмета»; вербализация пространственных отношений. Развитие воображения. Развитие  вербального творческого воображения.  Развитие невербального творческого воображения.  Развитие вербального (словесного) воображения.  Развитие невербального воображения.  Временные представления.  1 1 1 1 10. 10.1. 10.2. 10.3. 10.4. 11. 11.1. Месяцы, их последовательность. 11.2. 11.3. 11.4. 11.5. 11.6. 11.7. 11.8. 12. Времена года. Возраст людей. Режим дня. Части суток. Часы. Дни недели. Понятие «сегодня», «завтра», «вчера». Общая осведомленность и социально ­ бытовая  ориентация.  Сведения о себе и ближайшем окружении. Ознакомление с жизнью и трудом людей. Природные явления и сезонные изменения. Взаимосвязь природы и человека. Развитие лексико­грамматической стороны речи;  связной речи . Слова,   обозначающие   предметы.   Дифференциация   слов, отвечающих на вопросы кто? или что? Единственное множественное число имен существительных. 2 Числительные один, одна. 2 12.1. 12.2. 12.3. 12.4. 13. 13.1. 13.2. 9 2 3 2 2 10 2 2 1 1 1 1 1 1 7 1 2 2 2 26 13.3. 13.4. 13.5. 13.6. 13.7. 13.8. Слова, обозначающие действия предметов. Простое двусоставное нераспространенное предложение. Согласование имен существительного и глагола в числе. Согласование   имени   существительного   и   глагола прошедшего времени единственного числа в роде.   Подбор Слова   обозначающие   признаки   предметов. 2 признаков   к   предметам   по   цвету,   форме,   величине, материалу.   Распространение   простого   предложения определением. Согласование   имени   прилагательного   с   именем существительным в роде, числе. Однородные определения. 2 1 1 2 2 13.9. Местоимения мой, моя. Местоимение чей, чья. 13.10. Работа   над   грамматическим   оформлением   предложения.   и Формы   винительного, творительного   падежей   имени   существительного   и   имени прилагательного без предлогов.   родительного,   дательного, 13.11. Работа   над   грамматическим   оформлением   предложения. Предлоги  в,   на,   с,   со,   по,   к,   от,   у.  Последовательный пересказ с опорой на картинки и схемы. Составление рас­ сказов повествовательного характера по картинному плану. 13.12. Закрепление   всех   отработанных   предлогов.   Пересказы   и рассказы описательно ­повествовательного характера. 13.13. Составление   рассказов   по   картинке,   по   серии   сюжетных картинок, по схеме. 13.14. Продолжение   рассказа   по   его   началу.   Восстановление рассказа по его концу (с опорой на картинки и без).            2 3 3 1 2 1                                                                                                Итого: 136 часов.                                                         Таблица тематического распределения количества часов                              3класс. №п\п            Название раздела, тематика занятий 1. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 2. 2.1. Обследование вновь принятых детей.                       Общая осведомлённость и социально­бытовая ориентация. Мелкая моторика и графо­ моторные навыки. 3 Пространственно­временная ориентация. ЭМП. 3 Познавательные процессы: внимание, восприятие, память. 3 Познавательные процессы: мышление, воображение. Речь: лексико­грамматический строй, связная речь. 3 Развитие мелкой моторики; графо­ моторных навыков. 8 Совершенствование   точности   мелких   движений   рук1 Колич. Часов. 15 3 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 2.7. 3. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 4. 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. 4.5. 4.6. 5. 5.1. 5.2. 5.3. 5.4. 6. 6.1. 6.2. 6.3. 6.4. 6.5. 6.6. 6.7. 6.8. 6.9. 7. 7.1. 7.2. 7.3. 7.4. 7.5. 1 2 1 1 1 9 2 3 2 2 7 1 1 1 1 1 (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание). Обводка   контуров   предметных   изображений,   штриховка   в 1 разных направлениях. Рисование бордюров по образцу. Графический диктант (зрительный и на слух). Вырезание из бумаги по контуру предметных изображений Обводка нарисованных фигур по пунктирной линии. Сгибание бумаги. Оригами.                           Развитие воображения. Развитие  вербального творческого воображения.  Развитие невербального творческого воображения.  Развитие вербального (словесного) воображения.  Развитие невербального воображения.  Развитие памяти. Развитие зрительной памяти. Метод пиктограмм. Развитие слуховой и зрительной памяти. Развитие слуховой памяти. Учимся запоминать текст.  Развитие смысловой памяти.  Развитие   слуховой   памяти   и   увеличение   объема произвольного слухового внимания. Развитие двигательной памяти. Упражнение на тренировку памяти. Общая осведомленность и социально ­ бытовая  ориентация. Сведения о себе и ближнем окружении. Ознакомление с жизнью и трудом людей. Природные явления и сезонные изменения. Взаимосвязь природы и человека. Развитие мышления.  Причинно ­ следственные связи. Определение Развитие  наглядно ­действенного мышления.  Противоположности. Решение противоречий. Развитие  наглядно – образного мышления.  Развитие  словесно – логического мышления.  Сложно   логико   ­   грамматические   конструкции   (ребусы, головоломки, анаграммы).                               Развитие мышления. Сравнение. Классификация. Развитие мышления. Закономерности. Умозаключения Развитие пространственного мышления.  Развитие внимания. Тренировка переключения внимания.  Развитие  произвольного внимания.  Развитие концентрации внимания.  Развитие устойчивости внимания. Тренировка распределения внимания.  2 2 1 8 1 1 1 1 1 2 7 1 2 2 2 18 3 2 3 2 2 1 7.6. 7.7. 7.8. 8. 8.1. 8.2. 8.3. 9. 9.1. 9.2. 9.3. 9.4. 9.5. 9.6. 9.7. 9.8. 9.9. 10. 10.1. 10.2. 1 Развитие объёма и распределения внимания.  1 Тренировка внимания. Наблюдательность. Изобретательность. 1 1 Развитие объёма внимания.  3 Тактильно­двигательное восприятие. Определение предмета на ощупь; выделение разных свойств и  1 качеств (мягкие и жесткие; крупные и мелкие предметы) Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая,  колючая, пушистая). Дид. игра «Что бывает... (пушистое)». Игры с сюжетной мозаикой. Развитие ЭМП. Восприятие формы, величины, цвета;  конструирование предметов.  Сравнение   и   обозначение   словом   формы   предметов   (3­4 предмета). Сравн. и обозначение словом величины разных предметов по двум пара метрам (длинный и широкий, узкий и короткий) Составление   сериационных   рядов   по   величине   из   4­5 предметов.  Группировка   предметов   по   самостоятельно   выделенному 1 признаку. Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные. Составление   сериационного   ряда   из   4­5   кругов   разной насыщенности одного  цвета. Дидактическая игра «Цветик ­ семицветик». 1 1 1 1 10 1 1   1 изо знакомых Узнавания предмета по его 1 частям. отдельным   Дорисовывание незаконченных бражений   предметов. Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы, на­ стольный «Лего»). Арифметические действия 2 с числами в пределах 100. Развитие   зрительного восприятия и зрительной памяти.   Формирование зрительного   анализа   и синтеза.  Нахождение 1 отличительных   и   общих признаков   на   наглядном материале  (сравнение   2­х картинок). Сравнение трех предметов,1 10 10.3. 10.4. 10.5. 10.6. 10.7. 10.8. 10.9. 10.10. 11. 11.1. 11.2. 11.3. 11.4. 11.5. 11.6. 11.7. 11.8. 12. 12.1. 12.2.     контурных 1 недостающего 1 отличающихся незначительными качествами   или   свой­ ствами. Складывание разрезанных 1 картинок. Выбор   фрагмента изображения. Узнавание   изображения 1 предмета по его части . Узнавание изображений. Нахождение «нелепиц» на 1 картинках . Узнавание «наложенных» и 1 «зашумленных» изображений. Узнавание «перевернутых» 1 «разрезанных» и изображений. Игры с лабиринтами . Временные  представления . Месяцы, их  последовательность. Времена года. Возраст людей. Режим дня. Части суток. Часы. Дни недели. Понятие «сегодня»,  «завтра», «вчера». Восприятие  пространства . в Ориентировка 1 пространстве (в помещении   и   на   улице); вербализация   пространст­ венных   отношений   с использованием предлогов. Моделирование пространственного расположения   мебели   в комнате.   Дидактическая 1 9 2 1 1 1 1 1 1 1 6     1 12.3. 12.4. 12.5. 12.6. 13. 13.1. 13.2. 13.3. 13.4. 13.5. 13.6. 13.7. 26 2 1 «Обставим обозначающие 2 игра   комнату». Деление   листа   на   «глаз» на 2 и 4 равные части. Расположение   предметов 1 вертикальном   и в горизонтальном   полях листа. Ориентировка   на   листе 1 бумаги   разного   размера, прикрепленном   к   доске (вертикальное расположение листа) Расположение предметов и 1 их   перемещение   на поверхности парты. Развитие  лексико ­  грамматической  стороны речи; связной  речи. Слова,   предметы. Дифференциация   слов, отвечающих   на   вопросы кто? что! Единственное множественное число имен существительных. Числительные один, одна . обозначающие Слова, 2 действия предметов . Простое   двусоставное 1 нераспространенное предложение. Согласование   существительного глагола в числе. имени Согласование   2 существительного   и глагола прошедшего времени   единственного числа в роде. обозначающие 2 Слова признаки предметов.   Подбор   признаков   к предметам   по   цвету, имен 1   и над 3 величине, форме, материалу. Распространение простого предложения определением. имени Согласование 2 прилагательного с именем существительным   в   роде, числе. Однородные определения. Местоимения  мой,   моя. Местоимение чей, чья. Работа   грамматическим оформлением предложения.   Формы винительного,   дательного, родительного, и творительного   падежей имени существительного и имени   прилагательного без предлогов. Работа   грамматическим оформлением предложения. Предлоги  в, на,   с,   со,   по,   к,   от,  у. Последовательный пересказ   с   опорой   на картинки   и   схемы. Составление   рассказов повествовательного характера по картинному плану. всех Закрепление 1 отработанных   предлогов. Пересказы   и   рассказы описательно     пове­ ствовательного характера. Составление рассказов по 2   по   серии картинке, сюжетных   картинок,   по схеме. Продолжение   рассказа   по 1 началу его   ­ 2 над 3   13.8. 13.9. 13.10. 13.11. 13.12. 13.13. 1З.14. .Восстановление   рассказа по его концу(с опорой на картинки и без).                                                     Итого: 136 часов.                                                                                Таблица тематического распределения часов                             4класс. №п/п           Название раздела, тематика занятий Колич.ч. 1. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 2.7. 2.8. 2.9. 3. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 3.6. 3.7. 4. 15 3 1 2 Обследование вновь принятых детей. Общая осведомлённость и социально­бытовая ориентация.  Мелкая моторика и графо­ моторные навыки. 3 Пространственно­временная ориентация. ЭМП. 3 Познавательные процессы: внимание, восприятие, память. 3 Познавательные процессы: мышление, воображение. Речь: лексико­грамматический строй, связная речь. 3 Развитие мелкой моторики графо ­ моторных навыков. 11 1 Совершенствование точности мелких движений рук (мелкая мозаика, «Лего», соединение колец в цепочку). Графический диктант с усложненными заданиями. Обводка   контуров   предметных   изображений,  штриховка   в разных направлениях.  2 Графический диктант (зрительный и на слух). Вырезание из бумаги по контуру предметных изображений. 1 1 Обводка нарисованных фигур по пунктирной линии. Дорисовывание симметричной половины изображения. 1 1 Вырезание   ножницами   «на   глаз»   изображения   предметов (елочка, снежинка, яблоко). Сгибание бумаги. Оригами. Временные представления. Месяцы, их последовательность. Времена года. Возраст людей. Режим дня. Части суток. Часы. Дни недели. Развитие воображения.  1 9 2 1 1 1 1 2 1 9 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. 5. 5.1. 5.2. 5.3. 5.4. 5.5. 5.6. 6. 6.1. 6.2. 6.3. 6.4. 6.5. 6.6. 6.7. 6.8. 6.9. 7. 7.1. 7.2. 7.3. 7.4. 7.5. 8. 8.1. 8.2. 8.3. 8.4. 8.5. 8.6. 2 9 2 Развитие вербального творческого воображения.  3 Развитие  невербального творческого воображения.  2 Развитие вербального (словесного) воображения.  2 Развитие невербального  воображения 7 Развитие памяти.  1 Развитие зрительной памяти. Метод пиктограмм. 1 Развитие слуховой и зрительной памяти . 1 Развитие слуховой памяти Учимся запоминать текст.  1 Развитие смысловой памяти.  Развитие   слуховой   памяти   и   увеличение   объема 1 произвольного слухового внимания. Развитие двигательной памяти. Упражнение на тренировку памяти.  Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.  Формирование зрительного анализа и синтеза.  Нахождение   отличительных   и   общих   признаков   на 1 наглядном   материале   (сравнение   2­3­х   предметных   / сюжетных / картинок). Нахождение «нелепиц» на картинках. 1 Складывание разрезных картинок. 1 Выбор недостающего фрагмента изображения. 1 Узнавание изображения предмета по его части. 1 Узнавание контурных изображений. 1 Узнавание «наложенных» и «зашумленных» изображений   1 Узнавание «перевернутых» и «разрезных» изображений. 1 Игры с лабиринтами. 1 Восприятие пространства.  6 Ориентировка   в   помещение   и   на   улице   по   словесной 1 инструкции. Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве. Моделирование   расположения   предметов   в   пространстве; вербализация пространственных отношений. Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога (расстановка мебели в кукольной комнате). Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, 2 альбомный,   ватман)   и   по­разному   расположенного (горизонтально, вертикально, под углом). Развитие внимания.  Тренировка переключения внимания.  Развитие произвольного внимания.  Развитие концентрации внимания. Игры по таблицам. Развитие устойчивости внимания.  Тренировка распределения внимания.  Развитие объёма и распределения внимания.  8 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8.7. 8.8. 9. 9.1. 9.2. 9.3. 10. 10.1. 10.2. 10.3. 10.4. 11. 11.1. 11.2. 11.3. 11.4. 11.5. 11.6. 11.7. 12. 12.1. 12.2. 12.3. 12.4. 12.5. 12.6. 12.7. 12.8. 12.9. 13. 13.1.   1 1 7 1 2 2 2 8 1 внимания. Наблюдательность. 1 Тренировка Изобретательность. 1 Развитие объёма внимания.  Тактильно­двигательное восприятие. 3 Тонкая   дифференцировка   предметов   на  ощупь   по   разным 1 качествам   и   свойствам   (выпуклый,   вогнутый,   колючий, деревянный, горячий).   Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими предметами) Игры с мелкой мозаикой. Общая осведомленность и социально ­ бытовая  ориентация.  Сведения о себе и ближайшем окружении. Ознакомление с жизнью и трудом людей. Природные явления и сезонные изменения. Взаимосвязь природы и человека. Развитие ЭМП. Восприятие форм, величины, цвета;  конструирование предметов. Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету. Составление   сериационных   рядов   по   самостоятельно выделенным признакам из 4­5 предметов. Использование   простых   мерок   для   измерения   и 1 сопоставления   отдельных   параметров   (по   длине,   ширине, высоте). 1 Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки). Конструирование сложных форм предметов («Технический 1 конструктор», мелкие пазлы). Узнавание   предмета   по   словесному   описанию.   Узнавание предмета по одному элементу. Дидактическая игра «Узнай по описанию». Арифметические действия с числами в пределах 100.  Развитие мышления . Причинно ­ следственные связи. Определение. Развитие  наглядно – действенного мышления. Противоположности. Решение противоречий. Развитие наглядно ­ образного мышления.  Развитие словесно – логического мышления.  Сложно   логико   ­   грамматические   конструкции   (ребусы, головоломки, анаграммы). Развитие мышления. Сравнение. Классификация. Развитие мышления. Закономерности. Умозаключения. Развитие пространственного мышления. Развитие лексико­грамматической стороны речи;  связной речи.    Слова,   обозначающие   предметы.   Дифференциация   слов,2 1   1 2 18 3 2 3 2 2 1 2 2 1 26 13.9. Местоимения мой, моя. Местоимение чей, чья. 13.10. Работа   над   грамматическим   оформлением   предложения.   и Формы   винительного, творительного   падежей   имени   существительного   и   имени прилагательного без предлогов.   родительного,   дательного, 13.11. Работа   над   грамматическим   оформлением   предложения. Предлоги  в,   на,   с,   со,   по,   к,   от,   у.  Последовательный пересказ с опорой на картинки и схемы. Составление   рассказов   повествовательного   характера   по картинному плану. 13.12. Закрепление   всех   отработанных   предлогов.   Пересказы   и рассказы описательно ­повествовательного характера. 13.13. Составление   рассказов   по   картинке,   по   серии   сюжетных картинок, по схеме. 2 3 3 1 2 1 13.2. 13.3. 13.4. 13.5. 13.6. 13.7. 13.8.       2 имен ,число множественное отвечающих на вопросы кто! или что! Единственное, существительных. Числительные один, одна. Слова, обозначающие действия предметов.  Простое двусоставное нераспространенное предложение. Согласование имен существительного и глагола в числе. Согласование   имени   существительного   и   глагола прошедшего времени единственного числа в роде.   Подбор Слова   обозначающие   признаки   предметов. 2 признаков   к   предметам   по   цвету,   форме,   величине, материалу.   Распространение   простого   предложения определением. Согласование  имени  прилагательного  с именем  сущест,. в 2 роде, числе. Однородные определения.   2 1 1 2 13.14. Продолжение   рассказа   по   его   началу.   Восстановление рассказа по его концу (с опорой на картинки и без).                                               Итого :136 часов.          Таблица тематического распределения часов                               5класс. №п/п           Название раздела, тематика занятий Колич.ч. 1. 1.1. Обследование вновь принятых детей. Общая осведомлённость и социально­бытовая ориентация.  Мелкая моторика и графо­ моторные навыки. 15 3 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 2.7. 2.8. 2.9. 3. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 3.6. 3.7. 4. 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. 5. 5.1. 5.2. 5.3. 5.4. 5.5. 5.6. 6. 6.1. 1 2 3 Пространственно­временная ориентация. ЭМП. 3 Познавательные процессы: внимание, восприятие, память. 3 Познавательные процессы: мышление, воображение. Речь: лексико­грамматический строй, связная речь. 3 Развитие мелкой моторики графо ­ моторных навыков. 11 Совершенствование точности мелких движений рук (мелкая 1 мозаика, «Лего», соединение колец в цепочку). Графический диктант с усложненными заданиями. Обводка   контуров   предметных   изображений,  штриховка   в разных направлениях.  Графический диктант (зрительный и на слух). 2 Вырезание из бумаги по контуру предметных изображений. 1 1 Обводка нарисованных фигур по пунктирной линии. 1 Дорисовывание симметричной половины изображения. Вырезание   ножницами   «на   глаз»   изображения   предметов 1 (елочка, снежинка,яблоко). 1 Сгибание бумаги. Оригами. 9 Временные представления. 2 Месяцы, их последовательность. 1 Времена года. 1 Возраст людей. 1 Режим дня. 1 Части суток. 2 Часы. 1 Дни недели. 9 Развитие воображения.  2 Развитие вербального творческого воображения.  3 Развитие  невербального творческого воображения.  2 Развитие вербального (словесного) воображения.  2 Развитие  невербального воображения.  7 Развитие памяти.  1 Развитие зрительной памяти. Метод пиктограмм. 1 Развитие слуховой и зрительной памяти . 1 Развитие слуховой памяти. Учимся запоминать текст. 1 Развитие смысловой памяти.  Развитие   слуховой   памяти   и   увеличение   объема 1 произвольного слухового внимания. Развитие двигательной памяти. Упражнение на тренировку памяти.  Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.  Формирование зрительного анализа и синтеза.  Нахождение   отличительных   и   общих   признаков   на 1 наглядном   материале   (сравнение   2­3­х   предметных   / 2 9 6.2. 6.3. 6.4. 6.5. 6.6. 6.7. 6.8. 6.9. 7. 7.1. 7.2. 7.3. 7.4. 7.5. 8. 8.1. 8.2. 8.3. 8.4. 8.5. 8.6. 8.7. 8.8. 9. 9.1. 9.2. 9.3. 10. 10.1. 10.2. 10.3. 10.4. 11. 1 1 1 сюжетных / картинок). 1 Нахождение «нелепиц» на картинках. 1 Складывание разрезных картинок. 1 Выбор недостающего фрагмента изображения. 1 Узнавание изображения предмета по его части. 1 Узнавание контурных изображений. 1 Узнавание «наложенных» и «зашумленных» изображений   1 Узнавание «перевернутых» и «разрезных» изображений. 1 Игры с лабиринтами. 6 Восприятие пространства.  Ориентировка   в   помещение   и   на   улице   по   словесной 1 инструкции. Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве. Моделирование   расположения   предметов   в   пространстве; вербализация пространственных отношений. Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога (расстановка мебели в кукольной комнате). Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, 2 альбомный,   ватман)   и   по­разному   расположенного (горизонтально, вертикально, под углом). Развитие внимания.  Тренировка переключения внимания. Развитие произвольного внимания.  Развитие концентрации внимания. Игры по таблицам. Развитие устойчивости внимания.  Тренировка и распределение внимания.  Развитие объёма и распределения внимания.  Тренировка Изобретательность. 1 Развитие объёма внимания.  Тактильно­двигательное восприятие. 3 Тонкая   дифференцировка   предметов   на  ощупь   по   разным 1 качествам   и   свойствам   (выпуклый,   вогнутый,   колючий, деревянный, горячий).   1 Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими предметами) 1 Игры с мелкой мозаикой. Общая   осведомленность   и   социально   ­   бытовая 7 ориентация.  Сведения о себе и ближайшем окружении. Ознакомление с жизнью и трудом людей. Природные явления и сезонные изменения. Взаимосвязь природы и человека. Развитие ЭМП. Восприятие форм, величины, цвета;  конструирование предметов. 8 1 1 1 1 1 1 Наблюдательность. 1 внимания. 1 2 2 2 8 11.1. 11.2. 11.3. 11.4. 11.5. 11.6. 11.7. 12. 12.1. 12.2. 12.3. 12.4. 12.5. 12.6. 12.7. 12.8. 12.9. 13. 13.1. 13.2. 13.3. 13.4. 13.5. 13.6. 13.7. 13.8. 1 1 1 2 18 3 2 3 2 2 1 Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету. Составление   сериационных   рядов   по   самостоятельно выделенным признакам из 4­5 предметов. Использование   простых   мерок   для   измерения   и 1 сопоставления   отдельных   параметров   (по   длине,   ширине, высоте). 1 Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки). Конструирование сложных форм предметов («Технический 1 конструктор», мелкие пазлы). Узнавание   предмета   по   словесному   описанию.   Узнавание предмета по одному элементу. Дидактическая игра «Узнай по описанию». Арифметические действия с числами в пределах 100.  Развитие мышления . Причинно ­ следственные связи. Определение. Развитие наглядно ­ действенного мышления.  Противоположности. Решение противоречий. Развитие наглядно – образного мышления.  Развитие словесно ­ логического мышления.  Сложно   логико   ­   грамматические   конструкции   (ребусы, головоломки, анаграммы). 2 Развитие мышления. Сравнение. Классификация. 2 Развитие мышления. Закономерности. Умозаключения.   1 Развитие пространственного мышления. Развитие   лексико­грамматической   стороны   речи; 26 связной речи.    Слова,   обозначающие   предметы.   Дифференциация   слов, отвечающих на вопросы кто! или что! Единственное, существительных. Числительные один, одна. Слова, обозначающие действия предметов.  Простое двусоставное нераспространенное предложение. Согласование имен существительного и глагола в числе. Согласование   имени   существительного   и   глагола прошедшего времени единственного числа в роде.   Подбор Слова   обозначающие   признаки   предметов. 2 признаков   к   предметам   по   цвету,   форме,   величине, материалу.   Распространение   простого   предложения определением. Согласование  имени  прилагательного  с именем  сущест,. в 2 роде, числе. Однородные определения.   множественное ,число 2 1 1 2 имен 2 2       13.9. Местоимения мой, моя. Местоимение чей, чья. 13.10. Работа   над   грамматическим   оформлением   предложения.   и Формы   винительного,   родительного,   дательного, 2 3 творительного   падежей   имени   существительного   и   имени прилагательного без предлогов. 13.11. Работа   над   грамматическим   оформлением   предложения. Предлоги  в,   на,   с,   со,   по,   к,   от,   у.  Последовательный пересказ с опорой на картинки и схемы. Составление   рассказов   повествовательного   характера   по картинному плану. 13.12. Закрепление   всех   отработанных   предлогов.   Пересказы   и рассказы описательно ­повествовательного характера. 13.13. Составление   рассказов   по   картинке,   по   серии   сюжетных 3 1 2 1 картинок, по схеме. 13.14. Продолжение   рассказа   по   его   началу.   Восстановление рассказа по его концу (с опорой на картинки и без).                                                 Итого : 136 часов .                             Список учебно­методической литературы: 1.Л.А.Венгер.Э.Г.Пилюгина   «Воспитание   сенсорной   культуры   ребёнка». Москва «Просвещение» 1988 г. 2.В.С.Кукушина   .Учебно­практическое   пособие   «Логопедия   в   школе». Москва –Ростов­ на­Дону. Изд.центр «МарТ» 2004 г. 3.Р.И.Лалаев   «Логопедическая   работа   в   коррекционных   классах»   .Москва «Владос» 2001 г. 4.Л.А.Абъятанова,Т.А.Иванова   «Развитие   мышления   и   познавательных способностей младших школьников» Волгоград «Учитель» 2010 г. 5.Е.Краузе   «Логопедический   массаж   и   артикуляционная   гимнастика». Практическое пособие. Санкт­Петербург «Корона принт» 2004 г. 6.Т.А.Фалькович, Барылкина «Формирование математических представле ний», «Развитие речи, подготовка к освоению письма». Москва «Вако» 2007 г.   7.И.А.Быкова   «Обучение   детей   грамоте   в   игровой   форме»   Санкт­ Петербург «Детство­Пресс» 2006 г.  8.Л.В.Управителева «Подготовка к школе» Ярославль. Академия развития 2007 г. 9.Г.А.Быстрова ,Э.А.Сизова ,Т.А.Шуйская «Логопедические игры и задания» Санкт­Петербург «Каро» 2001 г. 10.Е.Черенкова «Лучшие задачки для детей» «Рипол классик» Москва 2007. 11.О.Н.Усанова .Метадические рекомендации по использованию комплекта практических материалов «Лилия» Москва 1994 г. 12.В.В.Коноваленко,С.В.Коноваленко   «Фронтальные занятия» Краснодар 1994 г.   логопедические 13.М.Ю.Гаврикова «Коррекционно­развивающие занятия» Развитие речи 1­4 класс. Волгоград «Панорама», ООО «Глобус» 2007 г. 14.А.А.Шабанова   «Математика.   Коррекционно­развивающие   занятия   1­2 класс, подготовительная группа» Волгоград «Учитель» 2005 г. 15.Ю.А.Вакуменко «Весёлая грамматика» Волгоград «Учитель» 2008 г. 16.Л.Н.Смирнова «Логопедия в д/с» Пособие для логопедов и дефектологов. Москва 2007 г. 17.Р.И.Лалаева,Н.В.Серебрякова «Формирование лексики и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи» Санкт­Петербург «Союз» 2001 г. 18.Н.В.Нищева   «Система   коррекционной   работы   в   логопедической   группе для детей с общим недоразвитием речи» Санкт­Петербург «Детство­пресс» 2001 г. 19.О.Н.Земцова «Тесты для детей 6­7 лет» Учебное пособие  (Умные книжки) 2008 г. 20.В.А.Ракитина   «Предупреждение   нарушений   чтения   и   письма   у   детей младшего школьного возраста» Пособие для логопеда. Москва «Владос»2008 21.А.С.Герасимова ,О.С.Жукова , В.Г.Кузнецова «Энциклопедия развития и обучения дошкольника» 2007 г. 22.Э.М.Курицина ,Л.А.Тараева «Игры на развитие речи» Москва «РОСМЭН» 2007 г. 23.М.А.Касицина «Рисующий гномик».Методика и планирование работы по формированию графических навыков и умений у детей с ЗПР. Москва 2005 г 24.Е.В.Новикова   «Секреты   предлогов   и   падежей»   Учебно­практическое пособие. Москва 2001 г. 25.Н.Я.Семаго, М.М.Семаго «Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка» Библиотека психолога. Интернет ресурсы  Библиотека "Особое детство" http://www.osoboedetstvo.ru/library Сайт Дефектолог http://www.defectolog.ru Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/detskii­sad Гуманитарный портал PSYERA.RU http://psyera.ru Международный образовательный портал MAAM.RU  http://www.maam.ru/detskijsad Познавательное развитие школьников i­gnom.ru http://www.i­gnom.ru/books Детский образовательный сайт «Кладовая развлечений" http://kladraz.ru/ Интернет­ ресурсы: http://sch138.kob.ru/Infomatic/PowerPoint/L 1. Htm http://festival.1 september.ru/ articles/520782/   Система мониторинга и достижения детьми планируемых результатов Мониторинг представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу дальнейшего развития учащегося. Проводится индивидуально два раза в год в сентябре и мае.   развития,  уровень   овладения Определяется   уровень   познавательного   необходимыми навыками и умениями по образовательным областям, уровень коррекционно­развивающей работы.  Результаты   оцениваются   по  4  критериям:   высокий   уровень   развития, средний,   ниже   среднего   и   низкий   уровень   и   отражают   эффективность коррекционно­развивающих   процессов.   На   основе   полученных   данных подбираются   технологии,   методы   педагогического   воздействия, соответствующие уровню развития каждого учащегося на данном этапе его развития. Если учащийся по результатам первичной комплексной диагностики или   при   отсутствии   положительной   динамики   промежуточной   диагностики по разным причинам не готов к усвоению данной программы,   то для него разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут. Структура мониторинга: ребенку предлагается выполнить задания в игровой форме, что делает процедуру интересной и увлекательной. Педагог­дефектолог обрабатывает полученные результаты. Данные заносятся в сводную таблицу, анализируя результаты дефектологического обследования (см.   Приложение),   в   индивидуальную   карту   развития   учащегося,   с вычерчиванием графика, что дает возможность проследить динамику развития всей группы и каждого учащегося. По результатам мониторинга составляется аналитическая справка с выводами и рекомендациями. Критерии и оценка результатов коррекционно­развивающей работы 3балла   ­   высокий   уровень–учащийся   выполняет   задание   правильно   и самостоятельно. 2   балла   –   средний   уровень   –     принимает   и   выполняет   задание   при организующей или  направляющей помощи взрослого. В конечном результате заинтересован.   1   балл   –   ниже   среднего     –   задание   принимает   частично.   Нуждается     в практически – действенной помощи педагога. Заинтересованность в конечном результате недостаточная.  0 баллов – низкий уровень ­  учащийся не приступает к выполнению задания  или действует случайным образом; не воспринимает помощи со стороны, не  понимает смысла задания. В конечном результате не заинтересован .                      Сравнительный анализ результатов за 2018 ­2019 учебный год   № Исследуемые направления на начало учебного года Исследуемые направления на конец учебного года Ф.И. учащегося Итог 1кл. Итог 2кл. Итог 3кл. 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 Итог 4кл. Итог 5кл.           Исследуемые направления: ­ общая осведомленность и социально ­ бытовая ориентация I II ­ развитие мелкой моторики; графо ­ моторных навыков III ­ восприятие пространства IV ­ временные представлени V ­ формирование ЭМП. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов VI ­ развитие внимания VII ­ развитие восприятия (зрительное, слуховое, тактильно – двигательное)  VIII ­ развитие памяти      IX ­ развитие воображения (вербальное, невербальное) ­ развитие лексико­грамматического строя речи X ­ развитие мышления XI XII ­ развитие связной речи XIII ­ Общий итог Оценка в баллах: Высокий ­ 3 Средний ­ 2 Ниже среднего ­ 1 Низкий ­ 0

Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов коррекционных учреждений VIII вида

Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов коррекционных учреждений VIII вида

Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов коррекционных учреждений VIII вида

Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов коррекционных учреждений VIII вида

Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов коррекционных учреждений VIII вида

Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов коррекционных учреждений VIII вида

Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов коррекционных учреждений VIII вида

Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов коррекционных учреждений VIII вида

Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов коррекционных учреждений VIII вида

Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов коррекционных учреждений VIII вида

Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов коррекционных учреждений VIII вида

Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов коррекционных учреждений VIII вида

Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов коррекционных учреждений VIII вида

Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов коррекционных учреждений VIII вида

Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов коррекционных учреждений VIII вида

Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов коррекционных учреждений VIII вида

Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов коррекционных учреждений VIII вида

Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов коррекционных учреждений VIII вида

Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов коррекционных учреждений VIII вида

Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов коррекционных учреждений VIII вида

Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов коррекционных учреждений VIII вида

Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов коррекционных учреждений VIII вида

Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов коррекционных учреждений VIII вида

Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов коррекционных учреждений VIII вида

Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов коррекционных учреждений VIII вида

Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов коррекционных учреждений VIII вида

Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов коррекционных учреждений VIII вида

Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов коррекционных учреждений VIII вида

Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов коррекционных учреждений VIII вида

Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов коррекционных учреждений VIII вида

Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов коррекционных учреждений VIII вида

Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов коррекционных учреждений VIII вида

Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов коррекционных учреждений VIII вида

Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов коррекционных учреждений VIII вида

Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов коррекционных учреждений VIII вида

Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов коррекционных учреждений VIII вида

Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов коррекционных учреждений VIII вида

Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов коррекционных учреждений VIII вида

Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов коррекционных учреждений VIII вида

Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов коррекционных учреждений VIII вида

Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов коррекционных учреждений VIII вида

Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов коррекционных учреждений VIII вида

Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов коррекционных учреждений VIII вида

Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов коррекционных учреждений VIII вида

Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов коррекционных учреждений VIII вида

Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов коррекционных учреждений VIII вида

Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов коррекционных учреждений VIII вида

Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов коррекционных учреждений VIII вида

Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов коррекционных учреждений VIII вида

Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов коррекционных учреждений VIII вида

Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов коррекционных учреждений VIII вида

Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов коррекционных учреждений VIII вида

Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов коррекционных учреждений VIII вида

Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов коррекционных учреждений VIII вида

Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов коррекционных учреждений VIII вида

Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов коррекционных учреждений VIII вида

Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов коррекционных учреждений VIII вида

Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов коррекционных учреждений VIII вида

Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов коррекционных учреждений VIII вида

Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов коррекционных учреждений VIII вида

Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов коррекционных учреждений VIII вида

Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов коррекционных учреждений VIII вида

Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов коррекционных учреждений VIII вида

Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов коррекционных учреждений VIII вида

Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов коррекционных учреждений VIII вида

Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов коррекционных учреждений VIII вида

Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов коррекционных учреждений VIII вида

Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов коррекционных учреждений VIII вида
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.03.2019