Роль песочной терапии в работе логопеда
Оценка 5

Роль песочной терапии в работе логопеда

Оценка 5
Научные работы
doc
дефектология
Все классы
30.05.2017
Роль песочной терапии в работе логопеда
Игры на песке одна из форм естественной деятельности ребёнка. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих, коррекционных целях. Строя фигурки из песка с использованием символов, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаём ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.
применение песочной терапии при работе с детьми ОВЗ.doc
Применение песочной терапии в работе с детьми с ОВЗ Учитель­логопед  Зеленина О.Н. Игры   на   песке     одна   из   форм   естественной   деятельности   ребёнка. Поэтому   мы,   взрослые,   можем   использовать   песочницу   в   развивающих   и обучающих, коррекционных целях. Строя фигурки из песка с использованием символов,   придумывая   различные   истории,   мы   в   наиболее   органичной   для ребёнка   форме   передаём   ему   наши   знания   и   жизненный   опыт,   события   и законы окружающего мира.     Терапевтический   эффект   игры   с   песком   впервые   был   замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Важнейшее психотерапевтическое   свойство   песка   ­   возможность   изменения   сюжета, событий,   взаимоотношений.   Поскольку   игра   происходит   в   контексте сказочного   мира,   ребенку   предоставляется   возможность   изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.   Игра   с   песком   ­   это   естественная   и   доступная   для   каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания,   страхи,   и   тут   ему   на   помощь   приходят   игры   с   песком. Проигрывая взволновавшие  его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая   картину   собственного   мира   из   песка,   ребенок   освобождается   от напряжения.   А   самое   главное   ­   он   приобретает   бесценный   опыт символического   разрешения   множества   жизненных   ситуаций,   ведь   в настоящей сказке все заканчивается хорошо.   Процесс игры   в песочной терапии помогает двигаться от ощущения зависимости   от   сложившейся   ситуации   к   тому,   чтобы   стать   создателем ситуации. Кроме того, песок поглощает негативную энергию. Метод песочной терапии можно использовать в работе с детьми, начиная с 3х летнего возраста. Коррекция   эмоциональной   сферы   посредством   этого   метода   позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей с ОВЗ.   В   частности,  песочная   терапия   позволяет   работать   с   агрессивными, неуверенными,   застенчивыми   детьми;   с   детьми,   испытывающие   проблемы стыда,   вины,   лжи,     трудности   принятия   своих   чувств.   Кроме   того, пескотерапия   объединяет   массу   упражнений,   направленных   на   общую релаксацию,   снятие   двигательных   стереотипов   и   судорожных   движений.   В процессе   песочной   игры   ребёнок   имеет   возможность   выразить   свои   самые глубокие   эмоциональные   переживания,   он   освобождается   от   страхов,   и пережитое не развивается в психическую травму. Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребёнка к самоактуализации.   В своей системе эти упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во­первых, они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во­вторых, наряду с развитием тактильно­кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе  и   проговаривать   свои   ощущения,  помогают   ребёнку   чувствовать   себя защищённым, в комфортной для него среде.   Так   закладывается   база   для   дальнейшего   формирования   навыков позитивной   коммуникации, совершенствуется   предметно­игровая деятельность,   что   способствует   развитию   сюжетно­ролевой   игры   и коммуникативных навыков ребёнка Важно, что проективные игры на песке открывают   потенциальные   возможности   ребенка,   развивая   его   творческий потенциал и фантазию. Т.Д. Зинкевич­Евстигнеева предлагает различные виды игр на песке. Познавательные   игры:   игры   на   знакомство   с   окружающим   миром, географические игры; фантастические и исторические, игры­ экскурсии по городу. Проективные игры:  проективные можно проводить индивидуально и в группе, с их помощью осуществляется    диагностика, коррекция и развитие ребёнка. Ребёнок выбирает игрушки и строит свой мир, свою сказку. Игры с песком в группе в основном на развитие коммуникативных навыков: умения гармонично   и   эффективно   общаться   друг   с   другом,   взаимодействовать. Группа   может   состоять   из   2­х,   3­х     человек,   и   более,     в   зависимости   от размера песочницы.   Примеры некоторых упражнений. «Чувствительные ладошки»(Т.Д. Зинкевич ­ Евстигнеевна)  ­ Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.  ­ Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали. ­ Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях. •   Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.  •     Пройтись   ладошками,  как   слон,   как   маленький   слонёнок,  как   быстрый зайчик. •   Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней. •   контрастного по фактуре песка. •   Провести фигурку по песочным дорожкам­лабиринтам. •    Можно "поиграть" на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера.   Просеять   песок   сквозь   пальцы   или   щепоткой   высеять   дорожку   из В классической песочной терапии  происходит «круговорот» переносов в природе. Сначала внутреннюю реальность переносят на песок. Затем опыт переносится   во   внутренний   мир,   в   бессознательный   слой.   Затем   в   виде некоторых   моделей   переносится   в   реальную   жизнь.  В   индивидуальной работе   логопед   никогда   ничего   не   вносит   в   песочницу,   ничего   не изменяет.   Когда в процессе анализа  нужно, с разрешения ребёнка можно брать предмет, смотреть, но не менять. «Создает» песочницу и «разбирает» ее Цвет.   жилища   с   мебелью   (дома,   дворцы,   замки,   другие   постройки,   мебель сам   ребёнок.   Во   время   работы   особое   внимание   обратить   на   то,   какую фигурку выбрал первой – идентификация с собой, со своим «я». Общие   условия   организации   песочной   терапии.  В   качестве   песочницы используется большой ящик. Традиционный его размер в сантиметрах 50 х 70 х 8 см. Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного   восприятия.   Традиционная   песочница   сочетает естественный   цвет   дерева,   голубой   и   жёлтый   цвет.   Таким   образом,   дно символизирует воду, а борта — небо, солнце.   Для   организации   игр   с   песком   необходим   большой   набор   миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В классической песочной   терапии   существует   следующая   классификация   предметов, используемых в процессе создания песочных картин.   люди,   разнообразные   по   полу,   возрасту,   культурной   и   национальной •   принадлежности, профессиям, эпохе (от первобытных до современных,) позы должны быть как динамические, так и статические; •   наземные животные (домашние, дикие, доисторические); •   летающие животные (дикие, домашние, доисторические); •   обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы); •   различных эпох, культур и назначения); •   домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола); •   деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.); •   объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака);   транспортные   средства   (наземный,   водный,   воздушный   транспорт •   гражданского   и   военного   назначения,   фантастические   транспортные средства); •   дорожные знаки); •   объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы); •    аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.); •     естественные природные  предметы (кристаллы,  камни, раковины,  куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр.); •    фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки­ оборотни;   объекты   среды   обитания   человека   (заборы,   изгороди,   мосты,   ворота, Формы   и   варианты   песочной   терапии   определяются     особенностями конкретного ребёнка, специфическими задачами и её продолжительностью. Песочная   терапия   может   применяться   со   следующими   целями:   с   целью диагностики, с целью оказания первичной психологической помощи.   Итак, песочная   терапия   зарекомендовала   себя   как   один   из     результативных нетрадиционных методов  в коррекционной работе с детьми с ОВЗ. Висимбаева Марха, СНР – 3 класс. (Из опыта работы). Зеленина Ольга Николаевна Учитель – логопед МБОУ СОШ №5 Роль песочной терапии в работе логопеда.   тактильно   –   кинестетическая      Нарушения речи у детей с ограниченными возможностями здоровья имеют сложную структуру, они разнообразны по своим проявлениям, механизмам и требуют   дифференцированного   подхода   к   их   коррекции.   Логопедические методики коррекции на протяжении уже многих десятилетий остаются почти неизменными. Тем интереснее осваивать новые педагогические технологии, искать инновационные формы по оказанию логопедической помощи учащимся  вспомогательной   школы.   Так,   например,   логопедические   задания   могут сочетаться с элементами песочной игротерапией.     Перенос   элементов   традиционных   логопедических   занятий   в   песочницу даёт   большой   коррекционный,   воспитательный   и   образовательный   эффект. Развиваются   представления   об   окружающем   мире,   пространственная ориентация, чувствительность, совершенствуется  координация  движений  и  мелкая  моторика. Дети учатся прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, начинают спонтанно импровизировать, передавая интонацию, темп и ритм речи логопеда. А это, в свою   очередь,   способствует   развитию   речи.   В   играх   с   песком   наиболее гармонично   и   интенсивно   развиваются   все   познавательные   функции: восприятие,   внимание,   память,   мышление.   Кроме   того,   песок,   как   и   вода, способен   «заземлять»   отрицательную   энергию,   что   наиболее   актуально   в работе с   детьми с ограниченными возможностями. Но главное, занимаясь с песком, ребенок получает первый опыт самоанализа, учится понимать себя и других.   А   это   является   базой   для   дальнейшего   формирования   навыков позитивной коммуникации.    Игры – задания с песком можно использовать как для индивидуальной работы, так и для коррекционно ­ развивающих занятий с группой детей.     Песочная   терапия   используется   не   с   первого   занятия.   Для   начала необходимо   выполнить   условия   организации   качественной   работы. Определить уместность и степень эффективности использования песочницы в работе   с   ребенком.  Выявить   противопоказания   для   занятий   с  песком  (это кожные заболевания, аллергия на песок и песочную пыль, порезы на руках). Пройти специальную подготовку и, конечно, творчески подойти к проведению занятий.       Как   только   ребенок   сам   будет   стремиться   к   песочнице,   следует  познакомить его с необходимым для таких занятий материалом. А именно: Песочница   (ящик   для   песка)   прямоугольной   или   овальной   формы. Традиционно дно и борта окрашиваются в голубой цвет, что символизирует воду   и  небо.  Песок   чистый,  просеянный,  который   предварительно   следует промыть и прокалить в духовке. Вода, которая увлажняет песок. Вода должна быть   теплой,  но   с  каждым   занятием   температуру   воды   можно   постепенно снижать,   чтобы   одновременно   происходило   дополнительное   закаливание ребенка.   Набор   игрового   материала.   Он   может   быть   абсолютно разнообразным,   начиная   от   миниатюрных   фигурок   на   разные   лексические темы   (подойдут   игрушки   из   киндер   ­   сюрпризов),   заканчивая   природным материалом в виде веточек, камней, ракушек, шишек, орехов и т.д. А так же салфетки или полотенца для рук и клеенчатые передники.         В   начале   занятий   необходимо   вместе   с   ребенком   обозначить   некоторые правила   поведения   в   песочнице:   Нельзя   выбрасывать   песок   из   песочницы. Нельзя бросать песок в других детей. Нельзя брать песок в рот. После занятий с песком надо помыть руки.     Начинать работу следует с введений в логопедические занятия элементов работы  с  сухим   песком.  Когда   ребенок   изучил   свойства   сухого  песка   и  с охотой   выполняет   задания   с   ним,   пора   приступать   к   работе   с   мокрым (смоченным)   песком.   Начинается   работа   с   прикосновений   и   заданий   на поверхности   песка,   затем   вводятся   задания   с   погружением   рук   в   песок. Логопед может   сначала показывать движения на песке сам, а затем ребенок повторять его движения, либо задания выполняются ребенком по инструкции (некоторые движения выполняются «рука в руке»). Примеры упражнений:     «Песочный дождик». Цель: регуляция мышечного напряжения,   развитие мелкой ручной моторики. Описание: ребенку предлагается пересыпать песок из своих рук в песочницу, на ладони логопеда, на свою ладонь.     «Песочный ветер». Цель: закрепление нижнерёберного, диафрагмального дыхания.Описание: ребенку   предлагается   подуть   на   песок   через   трубочку. Такое упражнение можно давать только когда ребенок уже умеет управлять своим вдохом ­ выдохом, чтобы избежать затягивания песка.  «Следы   на   песке». Цель:   развитие   мелкой   ручной   моторики,    пространственной чувствительности, воображения. Описание: ребенку   предлагается   кулачками,   ладонями   или кончиками   пальцев,   надавливая   на   песок   имитировать   следы   животных, двигаясь в разных направлениях. Задание можно усложнить, дав установку какими именно пальцами имитировать следы. ориентации,     тактильной изучение     внимания,     «Фигуры   на   песке». Цель: развитие   пространственных   представлений, зрительного геометрического материала. Описание: ребенку   предлагается   начертить   или   построить   на песке геометрические фигуры в определённом углу (нижний правый, верхний левый и т.д.) и назвать где и какая фигура находится.    «Найди букву» (вариант игры «Волшебный мешочек»). Цель: развитие мелкой   ручной   моторики,   тактильной   чувствительности,   фонематического слуха, автоматизация поставленного звука. Описание:  ребёнку предлагается с закрытыми глазами найти закопанные в песке  буквы (все или определённую) или игрушки в названии которых есть заданный (автоматизируемый) звук.  «Буквы   на   песке». Цель: развитие   фонематического   слуха,   мелкой    моторики. Описание: ребенку предлагается из ряда произносимых логопедом звуков услышать заданный и написать соответствующую ему букву на песке.     «Слова   на   песке». Цель: автоматизация   поставленных   звуков,   развитие фонематического анализа. Описание: ребенку предлагается написать на песке и произнести слово с автоматизируемым звуком; из ряда произносимых слов, выбрать слово с автоматизируемым звуком и записать его.     «Превращения». Цель: коррекция   оптической   дисграфии   и   дислексии, формирование   буквенного   гнозиса,   развитие   зрительного   восприятия   и внимания. Описание: ребёнку предлагается превратить написанную на песке букву в заданную другую. Причём буквы можно как дописывать, так и стирать ненужные   элементы;   узнать   недописанную   букву   и   дописать   её.   Можно использовать, как печатные, так и письменные буквы.       Опыт работы показал, что использование элементов песочной терапии на логопедических   занятиях   в   коррекционной   школе   дает   положительные результаты.   У   детей   значительно   возрастает   интерес   к   занятиям.   У первоклассников   более   легко   проходит   адаптационный   период   к   школе, напряжение   и   страх   быстро   исчезают.   Взаимодействие   с   песком стабилизирует эмоциональное состояние.  Возбужденные, гиперактивные дети быстро   успокаиваются. Благодаря тому, что слова и буквы на песке можно писать сначала пальчиком, а потом палочкой, развивается становление руки для письма ручкой. Песок  позволяет дольше сохранять работоспособность ребёнка, что немаловажно в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает  возможность  ребенку  ощущать  себя  успешным, не  бояться  допустить ошибку.        Таким   образом,   любую   логопедическую   задачу   можно   реализовать   с помощью   такой   прекрасной   коррекционно   –   развивающей   среды,   как песочница. Занимаясь в песке вместе с детьми, логопед пытается передать ученикам   свои   знания   и   жизненный   опыт.   Игры   с   песком   обеспечивают процесс обучения чтению, письму, грамоте. Дают возможность узнать детям о многообразии окружающего мира, способствуют развитию пространственных представлений,   открывают   потенциальные   возможности   ребёнка,   развивают его творчество и фантазию, что является базой для достижения максимально возможных   положительных   результатов   в   развитии   школьника   с ограниченными возможностями здоровья.                          Список используемой литературы: 1. Зинкевич   –   Евстигнеева   Т.Д.,   Грабенко   Т.   М.   Чудеса   на   песке. Практикум по песочной терапии. – Спб., 2007. 2. Копытин А.И. Теория и практика арттерапии.­ СПб., 2002. 3. Овчар О.Н., Колягина В.Г. Формируем личность и речь дошкольника средствами арттерапии. Москва, 2004. 4. Сакович Н.А. Игры в песок. Игры на мосту. Спб., 2006. 5. Эль   Галина   Человек,   играющий   в   песок.   Динамическая   песочная терапия.Спб., 2007.

Роль песочной терапии в работе логопеда

Роль песочной терапии в работе логопеда

Роль песочной терапии в работе логопеда

Роль песочной терапии в работе логопеда

Роль песочной терапии в работе логопеда

Роль песочной терапии в работе логопеда

Роль песочной терапии в работе логопеда

Роль песочной терапии в работе логопеда

Роль песочной терапии в работе логопеда

Роль песочной терапии в работе логопеда

Роль песочной терапии в работе логопеда

Роль песочной терапии в работе логопеда

Роль песочной терапии в работе логопеда

Роль песочной терапии в работе логопеда

Роль песочной терапии в работе логопеда

Роль песочной терапии в работе логопеда
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2017