Комплекс упражнений погашения тонических рефлексов
Оценка 4.6

Комплекс упражнений погашения тонических рефлексов

Оценка 4.6
Исследовательские работы +10
docx
Междисциплинарный 5
Детсад—1 кл
20.11.2023
Комплекс упражнений погашения тонических рефлексов
Рефлексонормализующая гимнастика – это набор специальных упражнений, которые помогают нормализовать мышечный тонус ребенка, и привести его в соответствие с моторным, эмоциональным и интеллектуальным развитием. Данная методика позволяет восстановить работу костно-мышечной и нервной систем ребенка без хирургического вмешательства и применения лекарственных препаратов.
Комплекс упражнений погашения тонических рефлексов.docx

Шишенко Антон Борисович, Основатель и Руководитель ПРП Доктор мозг™. Нейропсихолог

Комплекс упражнений погашения тонических рефлексов

Прежде всего, дайте разберёмся - что такое тонические рефлексы?  Это рефлексы, которые регулируют положение тела и отмечаются у младенцев на первом году жизни. По мере взросления эти рефлексы исчезают, уступая место осознанным движениям. Случаи, когда тонические рефлексы не исчезают, являются патологией. Например, такое часто бывает у детей с ДЦП: рефлексы активизируются и сосуществуют с патологическим мышечным тонусом. Лучшим способом подавления патологических тонических рефлексов, является специальная рефлексонормализующая гимнастика.

Рефлексонормализующая гимнастика – это набор специальных упражнений, которые помогают нормализовать мышечный тонус ребенка, и привести его в соответствие с моторным, эмоциональным и интеллектуальным развитием. Данная методика позволяет восстановить работу костно-мышечной и нервной систем ребенка без хирургического вмешательства и применения лекарственных препаратов. Гимнастика может использоваться не только профессиональными специалистами ЛФК/АФК, но и дома - родителями.

В рефлексонармализующей гимнастике используются упражнения, не обучающие движениям, а нормализующие тонус, и тренирующие установочные рефлексы, которые должны быть у здорового ребёнка. При таком подходе у ребёнка после нормализации тонуса, необходимые навыки переворотов, присаживания, ползанья, стояния и ходьбы появляются самостоятельно.

В данной публикации собрано небольшое количество упражнений для компенсации и борьбы с тоническими рефлексами. Вы можете выполнять их самостоятельно, но лучше перед началом тренировок проконсультироваться с инструктором ЛФК/АФК. Это необходимо, чтобы подобрать правильную силу и амплитуду движений, а также получить дополнительные рекомендации.

Упр. 1. Конечности больного с помощью постоянного легкого потряхивания группируют в положение максимального сгибания, голову приводят к груди в среднем положении, руки сгибают на груди, а ноги либо приводят к животу, либо, при высоком тонусе приводящих мышц, слегка разводят. Такое положение способствует растягиванию ранее укороченных мышц, а дополнительные постоянные покачивания в этом положении способствуют расслаблению и нормализации мышечного тонуса.

Упр. 2. Исходное положение как в первом упражнении. Голова согнута, подбородок касается груди, ноги согнуты в коленях и подтянуты к животу. Руки выпрямляем и укладываем вдоль туловища, ладошка открыта. Удерживать в таком положении ребенка от нескольких секунд до нескольких минут, постепенно увеличивая время нахождения в данной позе.

Упр. 3. Исходное положение то же. Ноги и голова в согнутом положении. Руки выпрямляем в локтевых и плечевых суставах и вытягиваем вверх за голову. Удерживаем ребенка в таком положении от нескольких секунд до нескольких минут, постепенно увеличивая время. Если влияние тонических рефлексов и, как следствие, сопротивление ребенка велико, возможно для выполнения упражнений вам потребуется помощь второго человека.

Упр. 4. Исходное положение, лежа на животе на горизонтальной поверхности. Ноги вытянуты, опора на предплечья, ладошка открыта. Установите руки ребенка так, что бы угол изгиба в локте равнялся 90 градусам. Удерживайте ребенка в таком положении и сначала пассивно (с вашей помощью) осторожно поворачивайте голову ребенка в стороны – налево, направо, вверх, вниз. Затем просите его поворачивать голову самостоятельно, удерживая тело ребенка в исходном положении. Задача добиться, что бы движения головы автоматически не вызывали движений туловища и конечностей.

Упр. 5. В исходном положении на животе, с подложенной под грудь подушечкой, ребенку удерживают голову в среднем положении и проводят пассивные выпрямления рук с опорой на ладонь.

Упр. 6. Упражнение на большом мяче. Ребенок лежит животом на мяче, руки вытянуты вдоль мяча, ноги вытянуты вдоль мяча и разведены. Качание на мяче взад-вперед, с боку на бок.

Упр. 7. Упражнение на мяче. Ребенок лежит на спине, ноги вытянуты вдоль мяча (придерживать рукой). Голова откинута назад, руки расслаблены и откинуты за голову. Прокатывание на мяче взад-вперед.

Упр. 8. В исходном положении на четвереньках с мячом или валиком под грудью. Если у ребенка резко выражено подошвенное сгибание стоп, их следует опустить за край опоры. Пассивно проводится сгибание головы, удерживая выпрямленные руки и согнутые ноги.

Упр. 9. В исходном положении на четвереньках с мячом или валиком под грудью с разогнутыми ногами и согнутыми в локтевых суставах руками, проводится пассивное разгибание головы и удержание согнутых рук и разогнутых ног.

Упр. 10. Ребенок лежит на спине. Вслед за пассивным поворотом головы ребенка медленно поворачивают в ту же сторону его плечи и туловище.

Упр. 11. Малыш лежит на спине. Вслед за пассивным поворотом нижних конечностей и таза медленно поворачивают в ту же сторону плечи.

Упр. 12. В исходном положении лежа на спине. Ноги максимально разведены, развернуты кнаружи, упираются в бедра специалиста. Проводят пассивные присаживания.

Упр. 13. Ребенок стоит на столе спиной к инструктору так, чтобы пятка свешивалась. Одна нога сгибается в колене и удерживается в этом положении инструктором. Затем ребенка наклоняют вниз с резким поворотом туловища за одноименную с ногой руку. Ребенок рефлекторно делает обратный поворот туловища и, выпрямляя ногу, поднимается.


 

Скачано с www.znanio.ru

Шишенко Антон Борисович, Основатель и

Шишенко Антон Борисович, Основатель и

Если влияние тонических рефлексов и, как следствие, сопротивление ребенка велико, возможно для выполнения упражнений вам потребуется помощь второго человека

Если влияние тонических рефлексов и, как следствие, сопротивление ребенка велико, возможно для выполнения упражнений вам потребуется помощь второго человека
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.11.2023