Рекомендации по нейрофизиологическому развитию детей

  • Игры
  • Научно-исследовательская работа
  • Научные работы
  • Образовательные программы
  • Повышение квалификации
  • Работа с родителями
  • Раздаточные материалы
  • Семинары
  • docx
  • 21.11.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Двигательный опыт крайне важен для развития ребенка. Ежедневно выделяйте время на подвижные игры
Иконка файла материала РЕКОМЕНДАЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.docx

Рекомендации по нейрофизиологическому развитию детей

1.         Развитие вестибулярной системы

•          Двигательный опыт крайне важен для развития ребенка. Ежедневно выделяйте время на подвижные игры, включающие раскачивание, скольжение, прыжки и другие активные движения;

•          Подталкивайте ребенка не к пассивным, а к самостоятельным активным движениям, которые он инициирует и регулирует самостоятельно;

•          Занятия, требующие скорости и быстрых движений, особенно с изменением их направления, стимулируют и воодушевляют;

•          Занятия с медленными ритмичными движениями, раскачиваниями, колебаниями - успокаивают;

•          Наблюдайте за реакциями вашего ребенка на различные виды двигательной активности, стараясь подметить, что побуждает его к действию, а что успокаивает;

•          Никогда не кружите ребенка слишком сильно или слишком долго;

•          Подбадривайте ребенка, когда ему хочется заняться чем-либо, что требует поддержания равновесия, например, катанием на коньках, ездой на велосипеде, борьбой и т.д.;

•          Включите в ваше расписание игры с участием обеих сторон тела, например, прыжки со скакалкой, плавание, греблю, игру на музыкальном инструменте и т.д.;

•          Попробуйте занятия, стимулирующие координацию движений глаз, головы и рук: игру с мячом, кидание предметов, настольный теннис и т.д.;

2.         Преодоление гравитационной неуверенности у ребенка

•          Помогайте ребенку постепенно приспосабливаться к тем видам активности, которые вызывают у него страх. Например, если ребенок боится качаться на качелях, сначала попробуйте качели, где он может касаться ногами земли, или посадите его на колени и качайтесь вместе;

•          Иногда почувствовать себя в большей безопасности помогает дополнительная проприоцептивная стимуляция (ощущение давления на мышцы, суставы и туловище). Например, если ребенок боится ходить по лестнице, попробуйте придерживать его за бедра или голени. Иногда это действует лучше, чем, если просто держать его за руку;

•          Помогайте ребенку двигаться в том направлении, которые для него не комфортны, с не большой скоростью. Не торопите ребенка, когда он пробует выполнять пугающие его действия.

•          Если ребенка тревожит наклон назад, не пытайтесь заставлять ребенка выполнить его, пока он не готов смириться с этими ощущениями. Развивайте этот навык постепенно, например, занимаясь на фитболе;

•          Вовлечение в игру и развитие воображения могут отвлечь ребенка от неприятных физических составляющих ситуации и придать ему смелости;

•          Попытайтесь сделать так, чтобы, выполняя действия, не вызывающие страха, ребенок прикрывал глаза: это помогает развивать ощущение положения своего тела в пространстве;

•          Иногда, для усиления чувства безопасности при движении или лазании, полезна дополнительная нагрузка весом (например, утяжелители на кисти или лодыжки, утяжелённый жилет, небольшой рюкзак с пачкой крупы);

3. Развитие двигательного планирования

•          Возможно, вы заметили, что чем больше ваш ребенок пытается освоить новые действия, тем сильнее он путается, становится менее координированным и в результате все глубже погружается в избегание действий. Старайтесь предупреждать такие ситуации, ободряйте ребенка словесно и поначалу активно поощряйте его, также помогите ему несколько раз выполнить новую задачу;

•          Тактильные, пространственно-телесные и двигательные ощущения - все они нужны, чтобы помочь ребенку почувствовать свое тело и понять, как двигаться в пространстве. Виды активности, стимулирующие эти ощущения,  также способствуют более эффективному планированию действий;

•          Разделение задачи на более мелкие, с которыми легче справиться, позволит ребенку почувствовать свои силы и повысит его самооценку;

•          Задания, в которых надо карабкаться, пролезать под предметами или сквозь них, например, занятия на площадке с различного рода турниками и полосами препятствий, помогут ребенку сформировать базовые навыки управления телом при передвижении, понять, как это делается;

•          Задачи, основанные на подражании, например, игра «делай как я» или копирование движений пальцев и рук под музыку стимулируют развитие такого вида планирования движений, при котором требуется наблюдение и имитация;

•          Вовлекайте ребенка в игры с простыми устными инструкциями, это учит планировать действия при отсутствии зрительных подсказок. Если ребёнок плохо понимает словесные инструкции, то поначалу сопровождайте их наглядной демонстрацией;

•          Развивайте у ребенка способность планировать серии действий, например, определять, какие шаги надо предпринять, чтобы приготовить бутерброд, завернуть подарок, сделать поделку своими руками;

•          Некоторым детям особенно трудно даются совсем незнакомые задания. Подталкивайте ребенка к поиску новых способов играть с игрушками и использовать игровое оборудование. Также полезно пробовать разные положения и направления тела, карабкаясь куда-либо или качаясь на качелях разных типов;

·                    Выясните, какие аспекты двигательного планирования (например, подражание, выполнение устных указаний, выстраивание последовательности, новые идеи) даются вашему ребенку легче, а какие - труднее. Используйте сильные стороны развития ребенка, чтобы компенсировать трудности, возникающие в «слабых» местах;

•          Иногда, чтобы избежать стресса и унижения, ребёнку легче вообще не пытаться выполнить требуемое действие. Установка «я не могу», у такого ребенка может войти в привычку. Другие дети - с нарушением двигательного планирования, гиперактивностью – наоборот могут стремиться брать верх и пытаться навязывать свои правила, чтобы управлять ситуацией и избегать обстоятельств, грозящих им трудностями. Во всех этих случаях, нужно помогать ребенку, справляться с поставленными задачами, налаживать и поддерживать дружеские связи.

4. Развитие зрительного восприятия

•          Побуждайте ребенка строить что-либо из кубиков (конструктора). Создавайте для него образцы, которые он может скопировать, или называйте ему конкретные объекты для постройки (например, мост, тоннель, дом);

•          Специальные книжки для развития зрительного восприятия с заданиями, предлагающими что-нибудь найти на рисунке, различить предметы, их форму, цвет и т. п., будут полезны для развития способности различения предметов, форм и т.д. Читая с ребенком такую книжку, попросите его отыскать на ее страницах конкретные объекты;

•          Практикуйте рисование различных форм или букв на материалах разного типа, таких как каша, глина, мыльная пена, песок и т.д. Отыскивать спрятанные в них картинки, расчищая их;

•          Вовлекайте ребенка в те виды деятельности, которые требуют хорошей координации глаз-рука: например, в игры, где надо что-либо ловить, бросать в различные цели на разных уровнях. Также полезно заниматься поделками, для которых нужно что-то связывать, сшивать, склеивать;

•          Стимулируйте ребенка к рисованию, письму (обеими руками одновременно) на наклонных и вертикальных плоскостях, чтобы обеспечить обратную связь для его мышц и суставов;

•          Нарисуйте на бумаге лабиринт или «дорогу», по которым можно водить обеими руками одновременно, карандашом или игрушечными машинками. Пусть ваш ребенок сам нарисует такие лабиринты и дороги. Постепенно усложняйте их форму и сочетание различных конфигураций;

•          Следите за признаками чрезмерной зрительной стимуляции. Слишком большое количество отвлекающих факторов дезорганизует ребенка, чувствительного к зрительной стимуляции.

5. Упражнения на балансировочной доске. Развитие мозжечка по Бильгоу.

1)         присесть и положить мяч на пол, поднять мяч с пола;

2)         катать мяч по ноге (поочередно левой и правой), от бедра к лодыжке и обратно, прижимая мяч ладонью;

3)         ловить и бросать мяч с взрослым (без отскока мяча от пола). Для увеличения сложности взрослый может задавать разные цели, показывая руками - где он ожидает мяч;

4)         ловить и бросать мяч с взрослым, с отскоком от пола. Для увеличения сложности взрослый может задавать разные цели, показывая руками - где он ожидает мяч;

5)         отбивать мяч, брошенный взрослым (без отскока мяча от пола), стараться попасть в руки взрослому. Здесь подходит только пустотелый мяч;

6)         отбивать мяч брошенный взрослым с отскоком от пола, стараться через отскок попасть в руки взрослому. Здесь подходит только пустотелый мяч;

7)  набрасывать кольца на кольцеброс, чередуя руки, держа кольцо двумя руками.

8) бросать мячи в мишень, в корзину, сбивать различные цели, на разных уровнях.

9) играть в боулинг, городки, гольф и т.д.

ü  Для вариативности, упражнения 3 и 5 можно выполнять с сенсорными мешочками.

ü  Необходимо заниматься с ребёнком в одно и то же время, через день или ежедневно по 30-40 минут при хорошем самочувствие и настроении.

ü  Каждое упражнение повторяют не менее трёх раз или в течение 3 - 5 минут.

ü  По мере овладения упражнением его необходимо усложнять, меняя инвентарь и технику выполнения.

ü  Применять мячи и сенсорные мешочки  разного размера, веса и фактуры.

ü  Перед занятием на балансире, желательно провести разминку в виде бега с переменной скоростью и выполнением базовых силовых упражнений – сгибание на пресс и разгибание спины с хлопками или бросками мяча, приседания с хлопками, подскоками, бросками мяча.

ü  После занятия, желательно, провести интеллектуально-развивающее занятие.

ü  Занятия дома можно сочетать со всеми видами активной и интеллектуальной деятельности.

6. Общие рекомендации

  • Минимизировать/исключить использование ТВ и гаджетов: просмотра мультфильмов, компьютерных игр.
  •  Не включать телевизор, радио, современную (не классическую) музыку фоном.
  • Соблюдать режим дня, ежедневные активные прогулки не менее 2 часа.

§  Использовать визуальное планирование: адвент-календарь, распорядок дня в картинках и т.д.

  • Исключить из питания продукты содержащие: усилители вкуса (искусственный глютамат), сахарозаменители (кроме натуральных), транс-жиры (пальмовое масло, маргарин, масла в модифицированном виде) сладости, содержащие сахар, заменить на сухофрукты, мёд, стевию.
  • Соблюдать оптимальный питьевой режим, исключить газированные напитки с красителями, сахарозаменителями и консервантами (бензоат натрия), ароматизаторами (ортофосфорная кислота).
  • Использовать в качестве фонового звука музыку Моцарта. При прослушивании этой музыки у людей повышается IQ и EQ (эмоциональный интеллект) на 65% (!), что доказано научными исследованиями. Музыка Моцарта повышает концентрацию внимания и производительность мозга. Это выяснила группа ученых из Гарвардского и Киотского университетов.(PUBLISHED: 14:33 BST, 1 July 2013 | UPDATED: 15:34 BST, 1 July 2013 The Daily Mail)

ВНИМАНИЕ! Запрещается прослушивание «Сонаты для 2-х фортепиано ре мажор» Моцарта!!!

 

В.А.Моцарт, музыка для детей до 3-х лет:

Колыбельная; Песня ангелов; Это любовь; Крылья любви.

В.А.Моцарт, музыка для детей старше 3 лет:

«Маленькая ночная серенада»

Концерт для виолончели №5, К.219

Концерт для виолончели №2, К.211

«Турецкое рондо»

Вариации для фортепиано Фа-мажор, К.398

«Симфония №40»

Увертюра к опере «Свадьба Фигаро»

Отрывки из оперы «Волшебная флейта»

Концерт №23 для фортепиано с оркестром, II часть

Концерт для фортепиано Ре-минор, К.466

Фантазия Ре-минор

Симфония №25 Соль-минор

Симфония №41 До-мажор «Юпитер»

Шишенко Антон Борисович, Нейропсихолог, Педагог раннего развития.

Создатель и Руководитель Профессионального развивающего пространства для детей и взрослых «Центр развития человека: Школа Будущих Космонавтов» Доктор мозг™


 

Скачано с www.znanio.ru