Рекомендации по нейрофизиологическому развитию детей
1. Развитие вестибулярной системы
• Двигательный опыт крайне важен для развития ребенка. Ежедневно выделяйте время на подвижные игры, включающие раскачивание, скольжение, прыжки и другие активные движения;
• Подталкивайте ребенка не к пассивным, а к самостоятельным активным движениям, которые он инициирует и регулирует самостоятельно;
• Занятия, требующие скорости и быстрых движений, особенно с изменением их направления, стимулируют и воодушевляют;
• Занятия с медленными ритмичными движениями, раскачиваниями, колебаниями - успокаивают;
• Наблюдайте за реакциями вашего ребенка на различные виды двигательной активности, стараясь подметить, что побуждает его к действию, а что успокаивает;
• Никогда не кружите ребенка слишком сильно или слишком долго;
• Подбадривайте ребенка, когда ему хочется заняться чем-либо, что требует поддержания равновесия, например, катанием на коньках, ездой на велосипеде, борьбой и т.д.;
• Включите в ваше расписание игры с участием обеих сторон тела, например, прыжки со скакалкой, плавание, греблю, игру на музыкальном инструменте и т.д.;
• Попробуйте занятия, стимулирующие координацию движений глаз, головы и рук: игру с мячом, кидание предметов, настольный теннис и т.д.;
2. Преодоление гравитационной неуверенности у ребенка
• Помогайте ребенку постепенно приспосабливаться к тем видам активности, которые вызывают у него страх. Например, если ребенок боится качаться на качелях, сначала попробуйте качели, где он может касаться ногами земли, или посадите его на колени и качайтесь вместе;
• Иногда почувствовать себя в большей безопасности помогает дополнительная проприоцептивная стимуляция (ощущение давления на мышцы, суставы и туловище). Например, если ребенок боится ходить по лестнице, попробуйте придерживать его за бедра или голени. Иногда это действует лучше, чем, если просто держать его за руку;
• Помогайте ребенку двигаться в том направлении, которые для него не комфортны, с не большой скоростью. Не торопите ребенка, когда он пробует выполнять пугающие его действия.
• Если ребенка тревожит наклон назад, не пытайтесь заставлять ребенка выполнить его, пока он не готов смириться с этими ощущениями. Развивайте этот навык постепенно, например, занимаясь на фитболе;
• Вовлечение в игру и развитие воображения могут отвлечь ребенка от неприятных физических составляющих ситуации и придать ему смелости;
• Попытайтесь сделать так, чтобы, выполняя действия, не вызывающие страха, ребенок прикрывал глаза: это помогает развивать ощущение положения своего тела в пространстве;
• Иногда, для усиления чувства безопасности при движении или лазании, полезна дополнительная нагрузка весом (например, утяжелители на кисти или лодыжки, утяжелённый жилет, небольшой рюкзак с пачкой крупы);
3. Развитие двигательного планирования
• Возможно, вы заметили, что чем больше ваш ребенок пытается освоить новые действия, тем сильнее он путается, становится менее координированным и в результате все глубже погружается в избегание действий. Старайтесь предупреждать такие ситуации, ободряйте ребенка словесно и поначалу активно поощряйте его, также помогите ему несколько раз выполнить новую задачу;
• Тактильные, пространственно-телесные и двигательные ощущения - все они нужны, чтобы помочь ребенку почувствовать свое тело и понять, как двигаться в пространстве. Виды активности, стимулирующие эти ощущения, также способствуют более эффективному планированию действий;
• Разделение задачи на более мелкие, с которыми легче справиться, позволит ребенку почувствовать свои силы и повысит его самооценку;
• Задания, в которых надо карабкаться, пролезать под предметами или сквозь них, например, занятия на площадке с различного рода турниками и полосами препятствий, помогут ребенку сформировать базовые навыки управления телом при передвижении, понять, как это делается;
• Задачи, основанные на подражании, например, игра «делай как я» или копирование движений пальцев и рук под музыку стимулируют развитие такого вида планирования движений, при котором требуется наблюдение и имитация;
• Вовлекайте ребенка в игры с простыми устными инструкциями, это учит планировать действия при отсутствии зрительных подсказок. Если ребёнок плохо понимает словесные инструкции, то поначалу сопровождайте их наглядной демонстрацией;
• Развивайте у ребенка способность планировать серии действий, например, определять, какие шаги надо предпринять, чтобы приготовить бутерброд, завернуть подарок, сделать поделку своими руками;
• Некоторым детям особенно трудно даются совсем незнакомые задания. Подталкивайте ребенка к поиску новых способов играть с игрушками и использовать игровое оборудование. Также полезно пробовать разные положения и направления тела, карабкаясь куда-либо или качаясь на качелях разных типов;
· Выясните, какие аспекты двигательного планирования (например, подражание, выполнение устных указаний, выстраивание последовательности, новые идеи) даются вашему ребенку легче, а какие - труднее. Используйте сильные стороны развития ребенка, чтобы компенсировать трудности, возникающие в «слабых» местах;
• Иногда, чтобы избежать стресса и унижения, ребёнку легче вообще не пытаться выполнить требуемое действие. Установка «я не могу», у такого ребенка может войти в привычку. Другие дети - с нарушением двигательного планирования, гиперактивностью – наоборот могут стремиться брать верх и пытаться навязывать свои правила, чтобы управлять ситуацией и избегать обстоятельств, грозящих им трудностями. Во всех этих случаях, нужно помогать ребенку, справляться с поставленными задачами, налаживать и поддерживать дружеские связи.
4. Развитие зрительного восприятия
• Побуждайте ребенка строить что-либо из кубиков (конструктора). Создавайте для него образцы, которые он может скопировать, или называйте ему конкретные объекты для постройки (например, мост, тоннель, дом);
• Специальные книжки для развития зрительного восприятия с заданиями, предлагающими что-нибудь найти на рисунке, различить предметы, их форму, цвет и т. п., будут полезны для развития способности различения предметов, форм и т.д. Читая с ребенком такую книжку, попросите его отыскать на ее страницах конкретные объекты;
• Практикуйте рисование различных форм или букв на материалах разного типа, таких как каша, глина, мыльная пена, песок и т.д. Отыскивать спрятанные в них картинки, расчищая их;
• Вовлекайте ребенка в те виды деятельности, которые требуют хорошей координации глаз-рука: например, в игры, где надо что-либо ловить, бросать в различные цели на разных уровнях. Также полезно заниматься поделками, для которых нужно что-то связывать, сшивать, склеивать;
• Стимулируйте ребенка к рисованию, письму (обеими руками одновременно) на наклонных и вертикальных плоскостях, чтобы обеспечить обратную связь для его мышц и суставов;
• Нарисуйте на бумаге лабиринт или «дорогу», по которым можно водить обеими руками одновременно, карандашом или игрушечными машинками. Пусть ваш ребенок сам нарисует такие лабиринты и дороги. Постепенно усложняйте их форму и сочетание различных конфигураций;
• Следите за признаками чрезмерной зрительной стимуляции. Слишком большое количество отвлекающих факторов дезорганизует ребенка, чувствительного к зрительной стимуляции.
5. Упражнения на балансировочной доске. Развитие мозжечка по Бильгоу.
1) присесть и положить мяч на пол, поднять мяч с пола;
2) катать мяч по ноге (поочередно левой и правой), от бедра к лодыжке и обратно, прижимая мяч ладонью;
3) ловить и бросать мяч с взрослым (без отскока мяча от пола). Для увеличения сложности взрослый может задавать разные цели, показывая руками - где он ожидает мяч;
4) ловить и бросать мяч с взрослым, с отскоком от пола. Для увеличения сложности взрослый может задавать разные цели, показывая руками - где он ожидает мяч;
5) отбивать мяч, брошенный взрослым (без отскока мяча от пола), стараться попасть в руки взрослому. Здесь подходит только пустотелый мяч;
6) отбивать мяч брошенный взрослым с отскоком от пола, стараться через отскок попасть в руки взрослому. Здесь подходит только пустотелый мяч;
7) набрасывать кольца на кольцеброс, чередуя руки, держа кольцо двумя руками.
8) бросать мячи в мишень, в корзину, сбивать различные цели, на разных уровнях.
9) играть в боулинг, городки, гольф и т.д.
ü Для вариативности, упражнения 3 и 5 можно выполнять с сенсорными мешочками.
ü Необходимо заниматься с ребёнком в одно и то же время, через день или ежедневно по 30-40 минут при хорошем самочувствие и настроении.
ü Каждое упражнение повторяют не менее трёх раз или в течение 3 - 5 минут.
ü По мере овладения упражнением его необходимо усложнять, меняя инвентарь и технику выполнения.
ü Применять мячи и сенсорные мешочки разного размера, веса и фактуры.
ü Перед занятием на балансире, желательно провести разминку в виде бега с переменной скоростью и выполнением базовых силовых упражнений – сгибание на пресс и разгибание спины с хлопками или бросками мяча, приседания с хлопками, подскоками, бросками мяча.
ü После занятия, желательно, провести интеллектуально-развивающее занятие.
ü Занятия дома можно сочетать со всеми видами активной и интеллектуальной деятельности.
6. Общие рекомендации
§ Использовать визуальное планирование: адвент-календарь, распорядок дня в картинках и т.д.
ВНИМАНИЕ! Запрещается прослушивание «Сонаты для 2-х фортепиано ре мажор» Моцарта!!!
В.А.Моцарт, музыка для детей до 3-х лет:
Колыбельная; Песня ангелов; Это любовь; Крылья любви.
В.А.Моцарт, музыка для детей старше 3 лет:
«Маленькая ночная серенада»
Концерт для виолончели №5, К.219
Концерт для виолончели №2, К.211
«Турецкое рондо»
Вариации для фортепиано Фа-мажор, К.398
«Симфония №40»
Увертюра к опере «Свадьба Фигаро»
Отрывки из оперы «Волшебная флейта»
Концерт №23 для фортепиано с оркестром, II часть
Концерт для фортепиано Ре-минор, К.466
Фантазия Ре-минор
Симфония №25 Соль-минор
Симфония №41 До-мажор «Юпитер»
Шишенко Антон Борисович, Нейропсихолог, Педагог раннего развития.
Создатель и Руководитель Профессионального развивающего пространства для детей и взрослых «Центр развития человека: Школа Будущих Космонавтов» Доктор мозг™
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.