Педсовет на тему: Социально-психолого-педагогическая адаптация в школе.

  • Руководства для учителя
  • Семинары
  • docx
  • 15.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Педсовет посвящён теме социально-психолого-педагогической адаптации школьников и направлен на формирование у педагогов понимания понятий адаптации и дезадаптации. Рассматриваются виды, этапы и особенности адаптационного периода у учащихся 1-х, 5-х и 10-х классов, причины и признаки дезадаптации, а также рекомендации по успешному вхождению детей в новые условия обучения. В программу включены практические упражнения, групповые задания и разбор ситуаций для выработки эффективных педагогических приёмов поддержки учеников.
Иконка файла материала Пед совет.docx

Тема педсовета: Социально-психолого-педагогическая адаптация в школе.

Цель: сформировать представления что такое адаптация и дезадаптация.

Задачи:

  1. Познакомить учителей с основными понятиями адаптационного периода;
  2. Проанализировать трудности, которые возникают у школьников во время адаптационного периода;
  3. Провести исследования в 4-м и 5-м классах о трудностях адаптационного периода.

Упражнение «Ветер дует на того, …»

Цель: знакомства первоклассников с привычками друг друга

Ход упражнения. Со словами «Ветер дует на...» учитель начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого... есть сестра», «кто любит животных», «кто много смотрит сказок», «у кого нет друзей» и т.д. Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.

 

Видео (учителя отвечают на вопрос: Что такое адаптация?)

 

АДАПТАЦИЯ

АДАПТАЦИЯ – (от лат. adapto – приспособляю) – приспособление организма к внешним условиям. новым отношениям, требованиям, видам деятельности.

 

Виды адаптации школьников

Психологическая

Социальная

Физиологическая

 

Виды адаптации

Благополучная психологическая адаптация ребенка к школе складывается из двух основных факторов:

- отношения родителей к школе, эмоциональный настрой, которым они готовы поделиться с первоклассником;

- ожидания родителей от ребенка успехов в обучении и поведении.

Благополучная социальная адаптация проявляется в изменении социальной роли ребенка:

- замена игровой деятельности на учебную

- изменение отношения к собственным неудачам и успехам

- комфортное ощущение себя в новом коллективе. Ребенку важно быть принятым в школьный коллектив и школьную жизнь

- формирование самооценки

 

Адекватная самооценка помогает ребёнку реально воспринимать свои положительные и отрицательные черты. Положительная самооценка – во многом результат семейного воспитания, любви и безусловного принятия близкими людьми. В раннем детстве малыш видит себя глазами значимых взрослых: родителей, а позже — воспитателей, учителей.

Причиной нарушения социально-психологической адаптации могут стать учебные проблемы, ситуация постоянной неудачи, неадекватные требования педагога и родителей. Причем, недовольство взрослых, упреки, наказания только ухудшают ситуацию.

Нарушения социально-психологической адаптации отмечаются и у детей, не справляющихся с дополнительными нагрузками, и связаны они с постоянным действием стресса, ограничения времени. "Перегруженные" дети не только работают в несвойственном им очень быстром темпе, но и постоянно испытывают страх "не успеть" и в результате "жертвуют" качеством любой работы.

Так или иначе, плохое поведение — сигнал тревоги, повод внимательно понаблюдать за учеником и вместе с родителями разобраться в причинах трудностей адаптации к школе.

Такие школьники часто становятся "отверженными". Это в свою очередь рождает реакцию протеста: они "задирают" детей на переменах, кричат, плохо ведут себя на уроке, стараясь выделиться. Если вовремя не разобраться в причинах такого поведения, не скорректировать затруднения адаптации, это может привести к срыву адаптации и нарушению психического здоровья.

 

Физиологическая адаптация продиктована способностью ребенка выдержать статичную нагрузку (в сидячем положении) в течение 40 минут урока. Процесс физиологической адаптации ребенка к школе связан с напряжением всех функциональных систем организма ребенка (зрительной, интеллектуальной, мышечной)

Период адаптации длится примерно от 2 до 6 месяцев

Возможна потеря аппетита, головные боли, снижение иммунитета. Статическая нагрузка увеличивается и вместе с тем снижается двигательная активность. Самое важное в период адаптации ребенка к новой среде – это соблюдение режима дня.

Отдых после уроков;

Занятия любимым делом

Прогулки не менее 1.5 часа. За это время снизится статическое напряжение;

Исключение компьютера и телевизора перед сном. Это приводит к перевозбуждению, истощает нервную систему;

11 часов ночного сна (ложиться спать не позднее 22.00).

 

Адаптационный период

Адаптация к школе - это процесс физического и психологического привыкания ребенка к новым социальным условиям в рамках учебного учреждения и переход к систематическому школьному обучению. Длительность периода зависит от многих факторов и в среднем занимает 3-6 месяцев.

Адаптационный процесс может быть управляемым и самопроизвольным, но в последнем случае эффективность будет значительно снижена.

Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации, так или иначе, идет. Вопрос только в том, сколько времени уйдет у ребенка и учителя на него и насколько этот процесс будет эффективен.

Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации более интенсивным.

Условно адаптационный период можно разделить на 3 этапа:

• подготовительный (май, июнь, август);

• собственно адаптационный (сентябрь-октябрь);

• постадаптационный или аналитический (октябрь-ноябрь)

     Цель адаптационного периода - помочь ребятам познакомиться друг с другом, с учителями, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами.

 

Период адаптации 1-х, 5-х, 10-х классов.

Необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения. Каждый такой переходный период обладает своей спецификой, связанной в первую очередь с психологическими особенностями возраста.

      Каковы же задачи адаптационного периода?

Для первоклассников:

- помочь ребенку вжиться в позицию школьника (поэтому важно показать различие: школьник – не школьник);

- ввести понятие оценки, самооценки и различные ее критерии;

- научить ребенка задавать вопрос (не столько в процедурном плане, сколько в смысле решимости);

- подготовить родителей к новой роли - родителя школьника.

В пятых классах следует обратить внимание на:

- адаптацию к «разноголосице» требований учителей;

- введение самоконтроля (теперь нет постоянно рядом классной «мамы»);

- выявление (пояснение, понимание) позиции в соответствии с ролью мальчика и ролью девочки, а отсюда - акцент на поло-ролевое взаимодействие;

- принятие новой позиции - ученик второй ступени школы.

В работе с десятиклассниками важными становятся другие задачи:

- принятие позиции «ученик-старшеклассник»;

- принятие новичков в коллектив;

- поиск личностного смысла и мотивации учения для каждого десятиклассника;

- узнавание специфики мира юноши и мира девушки;

- организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.

Динамика адаптационного периода.

Адаптация первоклассников.

Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью, а также реализовать свое желание быть услышанным и понятым. Поэтому во время адаптационного периода, учитель, прежде всего, ставит задачи познакомить детей друг с другом, создать общую доброжелательную атмосферу в классе, дать возможность детям почувствовать себя членами нового сообщества. Обсуждает с ребятами возможные критерии оценки учебной работы (правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес и др.) и способы, как всего это можно достичь.

Адаптация пятиклассников.

    Успешность адаптации пятиклассника зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько он хорошо умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.

Так, в большинстве случаев сами пятиклассники указывают, что в школе стало сложнее, потому что:

        много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);

        непривычное расписание (новый режим);

        много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены;

        новые дети в классе (или я сам в новом классе);

        новый классный руководитель;

        в средней школе мы снова - самые маленькие, а в начальной были уже большими;

        проблемы со старшеклассниками (например, в буфете или в туалетной комнате).

Трудности у пятиклассников.

По данным психологов ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов. Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения.

      Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей.

     Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников. В свою очередь, родители, принуждая детей работать на «оценку», все больше провоцируют школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. Это представляет особую проблему в период адаптации «пятиклашек» к школьной жизни, когда стремление ребенка хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показать себя с лучшей стороны побуждает его проявлять высокую активность.

    Серьезной проблемой для пятиклассника является и смена классного руководителя. Ведь при переходе из младшей в среднюю школу дети особо нуждаются в установлении адекватных отношений с педагогами. Принятие классных и школьных социальных и этических норм, формирование умения соблюдать их происходит у детей также с помощью классного руководителя. У некоторых детей появляются сложности в организации школьной жизни, нередко ребята просто недостаточно информированы: не знают требований учителей, не очень хорошо ориентируются в здании школы. В этом случае для них также очень важна поддержка классного руководителя. Компетентность классного руководителя в вопросах жизнедеятельности класса, его эмоциональное отношение к учащимся, к своим обязанностям, умение налаживать контакт и общаться с детьми – одно из главных условий успешной адаптации детей.

Адаптация десятиклассников.

         Обеспечение плавного и мягкого перехода учащихся в старшее звено школы главная задача адаптационного периода десятиклассников.

Основные задачи.

1. Помочь принять позиции «ученик-старшеклассник».

2. Помочь найти личностный смысл и мотивацию учения для каждого десятиклассника.

3. Познакомить с миром юноши и миром девушки.

4. Организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.

Какова специфика адаптационного периода десятиклассников?

В юности особенно возрастает необходимость в признании и защищенности, становятся как никогда актуальными потребности в общении и одновременно в обособлении.

Общаясь с другими, юноши и девушки ощущают необходимость найти свое «Я», понять свои жизненные перспективы. Поэтому через все содержание адаптационного периода проходит идея самопознания и самоопределения в жизненных ценностях и смыслах, в представлении образа «Я» как собственными глазами, так и глазами других.

Трудности адаптационного периода для десятиклассников.

1. Адаптация к классному коллективу в новом составе.

2. Актуализация учебной мотивации, необходимость взять ответственность за успешность своего образования на себя, самоопределение.

3. Адаптация к качественному и количественному росту «трудности» обучения.

4. Рост интереса к противоположному полу, персонификация своей половой роли.

Какие же особенности взрослых школьников надо учитывать?

5. а) некоторая часть школьников уже определилась со своими профессиональными предпочтениями. Необходимо внимательно отнестись к возникшему интересу в какой-то области, помочь учащемуся углубить свои знания к ней, приобщить родителей, чтобы они помогли ребенку ответить на вопрос: «Не ошибся ли я с выбором?» Лучше своевременно переориентировать человека, чем позже расплачиваться за мимолетное увлечение.

   б) у старших школьников наблюдается возврат интереса к учебной деятельности, что не может не радовать учителей и родителей. Как правило, в это время дети и взрослые становятся единомышленниками, активно обмениваются взглядами на выбор профессионального пути. Большинство родителей хотят, чтобы дети пошли учиться дальше, получили высшее образование, но не многие задумываются о том, насколько у старшеклассников присутствуют общеучебные навыки, хочет ли он учиться?

6. Однако существуют и некоторые сложности во взаимодействии взрослых и детей. Это касается личной жизни подростков, куда вход учителям, а зачастую и родителям, запрещен. При умелом дозировании общения, уважении права ребенка на личное пространство этот этап проходит достаточно безболезненно.

Обратите внимание, что мнение сверстников в данный возрастной период представляется детям гораздо более ценным и авторитетным, чем мнение взрослых, но только взрослые могут продемонстрировать подросткам оптимальные модели поведения, показать им на собственном примере, как надо строить отношения с миром.

 

Не менее важным оказывается процесс адаптации для учителя, который, не зная своих учеников, не может успешно привлекать их к самоуправлению и самообслуживанию, индивидуализировать и дифференцировать обучение. Наконец, необходимо корректировать собственную педагогическую позицию относительно класса и отдельных ребят.

 

Ситуации (работа в группах)

1.      Ребенок пришел в 1 класс, неусидчив, отвлекается сам и других, может спокойно встать и походить по классу, на замечания учителя не реагирует.

2.      Ученик перешел в 5 класс, ему тяжело с ориентироваться в школе, не может найти тот или иной кабинет. Также появились новые предметы и учителя, у которых свои правила и требования.

3.      Ученик в 10 классе, он уже знает кем хочет стать и какие знания ему для этого нужны. Именно поэтому у него проблемы с предметами, по его мнению не нужны ему.

 

Признаки успешной адаптации:

1. Удовлетворённость от процесса обучения

        Ребёнок с радостью говорит о школе и с удовольствием её посещает.

2. Освоение программы

        Ребёнку не доставляет особой сложности справляться с предъявляемыми заданиями. В случае, если ребёнок трудится по традиционной программе, но испытывает некоторые трудности, важно поддержать его, не сравнивая с другими детьми, не коря и не указывая на его недостатки. Если же трудности возникают при обучении в рамках усложнённой программы (например, с углублённым изучением какого-либо предмета) родителям стоит рассмотреть вариант перехода на обычную программу.

3. Степень самостоятельности

        Выполнять задания ребёнок должен самостоятельно, после неудачных попыток может просить о помощи взрослого. Многие взрослые начинают помогать с самого начала – и это большая ошибка. Ребёнок быстро привыкает к такому варианту подготовки домашнего задания и в дальнейшем ему будет сложнее выполнять его самостоятельно.

4. Удовлетворённость отношений с учителем и одноклассниками

        Это один из основных признаков. Если у ребёнка сложились гармоничные отношения с учителем и одноклассниками, процесс адаптации будет проходить с наименьшими затратами.

 

 

Дезадаптация

И у первоклассников, и у пятиклассников, и у десятиклассников изменились социальное окружение (новый состав класса и учителей) и система деятельности (новая учебная ситуация новой ступени образования). Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт, прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр.

Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности. Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации: ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Ослабленные дети (а их, к сожалению, из года в год становится все больше и больше) являются наиболее подверженными дезадаптации.

 

Дезадаптация (лат. dis - отсутствие; adaptatio – приспособление) - нарушение способности приспособления организмов к условиям существования.

В психиатрии дезадаптация понимается в первую очередь, как утрата приспособляемости к условиям социальной среды, являющаяся следствием психического заболевания.

 

«Портрет дезадаптированного ребёнка» (работа в группах на флипчартах)

     Учителя делятся на группы и в течение 5 минут обсуждают признаки, по которым можно распознать ребёнка, испытывающего трудности адаптации, и оформляют на ватмане. Затем представители от групп выступают, называя выделенные ими признаки, ведущий в конце подводит итог.

 

 Признаки возникшей дезадаптации школьника:

  1. Усталый, утомленный внешний вид ребенка.
  2. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.
  3. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
  4. Нежелание выполнять домашние задания.
  5. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
  6. Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
  7. Беспокойный сон.
  8. Трудности утреннего пробуждения, вялость.
  9. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
  10. Неадекватные поведенческие реакции на замечания и реплики учителя, грубость.
  11. Нарушения во взаимоотношениях со сверстниками.
  12. Снижение успеваемости, потеря интереса к учебе.

 

«Причины дезадаптации» (работа в группах)

     Участники в группах обсуждают ответ на вопрос «Каковы могут быть причины возникновения дезадаптации?», ответы фиксируют на листах. Затем выступают представители от групп. Ведущий подводит итог.

 

     Причины школьной дезадаптации:

        низкая готовность к школе;

        несоответствие возможностей ребёнка требованиям программы обучения;

        отсутствие мотивации, «внутренней позиции школьника»;

        неумение общаться с окружающими (детьми, взрослыми);

        чрезмерная требовательность родителей;

        гиперопека со стороны родителей;

        незнание родителями и учителями возрастных особенностей детей;

        высокая тревожность самих родителей;

        несоблюдение режима дня (отсутствие полноценного отдыха);

        наличие серьезных хронических заболеваний;

        чрезмерная загруженность ребёнка (кружки, репетитор);

        и др.

ПРИЧИНЫ ДЕЗАДАПТАЦИИ

        функциональная неготовность к обучению в школе;

        изменение режима жизнедеятельности ребенка;

        отношение родителей к школе;

        система двойных стандартов, которым может быть подвергнут ребенок со стороны семьи и школы;

        новые требования в семье (члены которой начинают относиться к ребенку серьезнее)

ПРИЧИНЫ ДЕЗАДАПТАЦИИ взаимоотношения

        специфика отношений с учителем;

        неадекватное осознание своего положения в группе сверстников;

        проблемы с построением взаимоотношений со сверстниками, часто остаются в стороне, играют в одиночестве и избегают групповой деятельности;

        не маловажным является посещал ребенок детский сад или нет;

        отрицательный стиль отношения к детям со стороны учителя.

 

Разыграть сценические ситуации в группах:

  1. Новенький ученик пришел в класс, ваши действия как классного руководителя.
  2. Новенький ученик пришел в класс, ваши действия как его одноклассников.
  3. В средине учебного года, ваш классный руководитель уволился и теперь у вас новый классный руководитель, ваши действия как учеников.

 

Решение:

  1. Создавать условия для полного раскрытия своих индивидуальных особенностей школьника и вовлекать их в школьную жизнь;
  2. Поддерживать тесную связь с родителями;
  3. Будущим классным руководителям 1, 5, 10 классов провести родительское собрание на тему «Адаптация ребенка».

 

 

 

 

 

Рекомендации для учителей

по успешной адаптации обучающихся первых классов


1.      Относитесь к детям доброжелательно и дружелюбно, старайтесь организовывать для первоклассников ситуации             успеха.
2.      Осуществляйте развивающую работу на основе индивидуального подхода, учитывающего «зону ближайшего развития»      ученика.
3.      Способствуйте развитию каждого ребенка как личности, умеющей сознательно управлять своим             поведением.
4.      При планировании уроков старайтесь определять не только учебную, но и психологическую задачу (развитие произвольности памяти, внимания, логического мышления и т. д.), что поможет более точно использовать приемы отслеживания положительных результатов детей.

5.      Проведите занятия в игровой форме, вызывающей у учащихся живой интерес.
6.      Больше внимание на занятиях уделяйте развитию у детей способности к самостоятельной оценке своей работы.
7.      Стремитесь ставить перед ребенком конкретные цели, направленные на овладение отдельными элементами поведения, которые легко можно контролировать.
8.      Конкретную цель нужно ставить непосредственно перед тем, как она должна быть выполнена и на очень короткий срок (на данную перемену, на первые 10 минут урока).
9.      По мере овладения детьми новой формой поведения намеченное время постепенно увеличить.
10.  Обязательно используйте каждодневный контроль за выполнением намеченных целей. 

Рекомендации для учителей
по успешной адаптации обучающихся пятых классов


1.      На первом этапе обучения учитывать стиль общения педагога начальной школы, учить рациональному планированию деятельности, строить режим дня.
2.      Оценочную деятельность строить в авансированном ключе, подробно объяснять учащимся, за что он получил ту или иную      оценку.
3.      Уделять больше внимания формированию учебных умений и навыков, способам самостоятельной, контрольно-оценочной деятельности. Осуществлять развивающую работу на основе индивидуального подхода, учитывающего «зону ближайшего развития» ученика.
4.      Учитывать, что в 5 классе падают познавательные мотивы учебной деятельности, на смену ведущей деятельности ребенка - учебе - приходит новая ведущая деятельность - общение.
5.      Для поддержания мотивации к учебе больше использовать возможности сотрудничества школьников на уроке, поддерживать авторитет в классе, переходить на продуктивный уровень обучения (развивать умение находить и сопоставлять несколько способов решения задачи, искать нестандартные способы решения).
6.      При планировании уроков определять не только учебную, но и психологическую задачу (развитие произвольности памяти, внимания, логического мышления и т. д.), что поможет более точно использовать приемы отслеживания положительных результатов детей.
7.      При организации воспитательной работы использовать возможности включения пятиклассников в подготовку и организацию совместных со старшеклассниками мероприятий, праздников, спортивных мероприятий.

 

Рекомендации для учителей

по успешной адаптации обучающихся десятых классов

 

1.      Первые месяцы обучения в старшей школе становятся периодом адаптации к новым условиям и приобретения статуса среди сверстников. Необходимо, чтобы взрослые увидели, насколько важна для старшего подростка проблема вхождения в новый коллектив, и оказали ему психологическую поддержку.

2.      В десятом классе происходит резкая смена критериев оценки знаний учащихся, требования педагогов увеличиваются, изучаемый материал усложняется. Поэтому Вы должны быть готовы к тому, что учащийся, имевший отличные оценки, в старших классах может стать средним или даже слабым учеником.

3.      Плохие отметки (с точки зрения самого учащегося) могут привести не только к понижению самооценки, но и к изменениям в поведении ребенка: он может стать подавленным и замкнутым или, наоборот, злобным и агрессивным. В ваших силах помочь ему справиться с трудностями в учебе. Для этого, прежде всего надо выяснить, с какими именно затруднениями он столкнулся.

4.      Необходимо вместе с учащимися проанализировать их ошибки, сформулировать новые параметры оценки успеваемости, уточнить, каким условиям должны отвечать письменные и устные работы, рефераты, доклады. При необходимости провести индивидуальные консультации.

5.      Нередко встречающаяся в десятом классе проблема — ярко выраженное желание отдохнуть после напряженного девятого класса и перед выпускным одиннадцатым классом. Безусловно, школьникам необходима передышка. Однако есть большая опасность, что основательно «расслабившись» ребенок может потерять не только рабочий тонус, но и драгоценное время для подготовки к выпускным экзаменам. Юношам и девушкам необходимо объяснить, приводя разумные и аргументированные требования, что учеба в 10 классе - начало действий при построении их профессионального будущего.

 

Приемы создания ситуаций успеха


 1. Снятие тревожности. Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих следующие фразы учителя.  «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться», «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения», «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами          проходили».
 2. Авансирование успешного результата. Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. «У вас обязательно получиться..», «Я даже не сомневаюсь в успешном результате».
 3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельностиПомогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания. «Возможно, лучше всего начать с…..», «Выполняя работу, не забудьте о…..»
 4. Внесение мотива. Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. «Без твоей помощи твоим товарищам не     справиться…»
 5. Персональная исключительность. Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. «Только ты и мог бы….», «Только тебе я и могу доверить…», «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…».
 6. Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных действий. «Нам уже не терпится начать работу…», «Так хочется поскорее увидеть…»
 7. Высокая оценка детали. Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. «Тебе особенно удалось то объяснение», «Больше всего мне в твоей работе понравилось…», «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru