Тема: Из опыта работы в детском саду.
Как, я как воспитатель, формирую научное мышление у дошкольников.
Автор: Воспитатель - Л.В. Пономарёва
МАДОУ детский сад №19 " Ручеёк".
«Ребёнок — не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь».
( Плутарх)
Наука начинается с вопросов.
Когда я только начинала работать с дошкольниками, мне казалось, что моя задача — научить их считать, различать формы, цвета и времена года. Но со временем я поняла: гораздо важнее не то, СКОЛЬКО они знают, а то, КАК они думают. Так я пришла к выводу: моя основная миссия как воспитателя — формировать у детей научное мышление.
Что такое научное мышление у ребенка? Это, в первую очередь, умение задавать вопросы, искать ответы, строить догадки и проверять их. Это способность сомневаться, рассуждать, удивляться и не бояться ошибаться. Для этого, в детском саду у нас есть все условия, чтобы начать развивать эти качества — не в теории, а в игре, в действии, в живом общении.
Так называемая, игровая лаборатория: опыт без пробирок
На первый взгляд может показаться, что наука и детский сад — вещи несовместимые. Но поверьте, наука начинается не с формул, а с любопытства. Например, в нашей группе мы устроили настоящий инженерный проект: построили большой картонный самолёт. Это был не просто «поделочный» момент. Мы начинали с обсуждения: «А что вообще может делать самолёт? Как он летает? Из каких частей состоит?» Мы вместе с детьми рассматривали картинки, сравнивали модели, спорили, выбирали, экспериментировали с креплениями. Дети предлагали решения, ошибались, пробовали снова.
Эта деятельность позволила детям почувствовать себя настоящими исследователями. Они учились наблюдать, делать выводы, соотносить замысел и результат. Казалось бы, простая игра — но сколько в ней науки!
Не даю готовых ответов.
Одна из главных ошибок взрослых — спешка. Мы торопимся «помочь», дать верный ответ, объяснить. Но научное мышление не растёт в условиях, где всё ясно и однозначно. Иногда я намеренно отвечаю на детские вопросы… вопросом:
— А почему звёзды не падают с неба?
— А ты как думаешь? Что могло бы их удерживать?
Такой способ не только развивает логическое мышление, но и учит ребёнка строить гипотезы. Да, иногда эти гипотезы забавны или фантастичны, но именно так развивается способность к аналитике.
Математика как приключение.
Один из самых ярких примеров развития научного мышления — наш «математический кружок». Я вдохновилась книгой математика Александра Звонкина, который занимался математикой с детьми 4–5 лет. Он не учил их считать в пределах десяти, а предлагал логические задачки и игры на мышление. Я попробовала — и дети загорелись!
Мы придумываем свои «странные слова» и строим задачи:
«Стёпа жвинее Вани, а Ваня жвинее Вари. Кто жвинее всех?»
Дети спорят, рассуждают, уточняют. Иногда спрашивают: «А что значит "жвенее"?» — и вот тут начинается настоящая логика: понимание, что важна не форма слова, а структура высказывания.
Эксперименты и открытия своими руками.
Мы регулярно проводим простые научные эксперименты: растворяем соль в воде, делаем вулкан из соды и уксуса, выращиваем кристаллы. Эти опыты — не просто «фокусы». Я всегда обсуждаю с детьми: что мы будем делать, как, зачем, что может получиться.
Перед каждым экспериментом дети высказывают гипотезы: «А вдруг вода станет красной?», «А если добавить больше соды — что произойдёт?» Это и есть наука: предположение → проверка → вывод.
Ошибки — наши друзья.
Очень важно, чтобы ребёнок не боялся ошибаться. Ошибка — это не провал, это точка роста. Иногда я нарочно допускаю ошибку на занятии:
— Вот это точно круг, правда?
— Нет! Это овал! У него вытянутые края!
Ребёнок, который обнаружил ошибку взрослого, чувствует себя уверенным, умным, значимым. Это развивает не только мышление, но и самооценку.
.Наука живёт в диалоге.
Один из моих любимых приёмов — парадоксальный вопрос. Например:
— Кого больше: мальчиков или детей?
— Как больше? Все мальчики — это дети! Значит, детей больше!
Кажется, простой вопрос — а сколько логики он требует! Мы обсуждаем, спорим, делаем схемы. Это прекрасный способ не только развить мышление, но и дать ребёнку чувство интеллектуального удовольствия.
Научное мышление
через искусство и наблюдение.
Мы рисуем симметричные узоры, изучаем, как устроены снежинки, лепим из мозаики зеркальные отражения. А ещё ведём «дневник наблюдений»: как меняется небо, как растёт росток фасоли, куда улетают птицы. Эти практики развивают наблюдательность, причинно-следственное мышление, системность восприятия мира.
Секрет успеха — не в знаниях, а в атмосфере.
Чтобы у ребёнка формировалось научное мышление, нужна атмосфера уважения к вопросам, к попыткам, к необычным мыслям. Никаких «глупостей», никаких «неправильных» ответов. Наука начинается там, где ребёнок не боится думать.
Я не учёный, не кандидат наук. Я воспитатель. Но каждый день я стараюсь быть проводником ребёнка в мир размышлений, поиска, логики и красоты знания. Я не заполняю их головы фактами — я помогаю им зажечься интересом к исследованию мира. И, возможно, именно этот интерес когда-нибудь приведёт их к настоящей науке.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.