статья к презентации

  • Научные работы
  • docx
  • 24.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

статья к презентации Функциональная грамотность на уроках английского языка
Иконка файла материала БогачЕА_БердилаАФ_статья (1).docx

Богач Е.А., учитель иностранного языка

Бердила А.Ф., педагог-психолог

КОУ «Сургутская школа-детский сад для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

г. Сургут

 

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА ОСНОВЕ ИНТЕРДИСЦИПЛИНАРНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

 

Аннотация:

Авторы описывают способы формирования у учащихся на уроках английского языка, не только академических знаний, но и понимание их практического применения в реальной жизни, особенно у детей с особыми образовательными потребностями. Особое внимание уделяется развитию функциональной грамотности, включающее в себя метапредметные навыки, интеграцию дисциплин и профориентационную работу.

Ключевые слова:

Функциональная грамотность, интердисциплинарность, урок английского языка, дети с особыми образовательными потребностями, профориентация.

 

Список использованных источников

1. Быкова Н. И., Дули Д., Поспелова М. Д. Книга для учителя. 3 класс : учеб. пособие для общеобразоват. Организаций. — 5-е изд., перераб — М. : Express Publishing : Просвещение, 2017. — 144 с. : ил. — (Английский в фокусе).

 

Каждый педагог, приступая к учебному занятию, стремится не только передать академические знания, но и сформировать у учащихся понимание их прикладного значения в различных сферах деятельности. В условиях возрастающей значимости непрерывного образования и необходимости адаптации к быстро меняющимся условиям, перед педагогами стоит задача формирования у обучающихся мотивации к получению знаний и их применению в реальной жизни. Особенно это актуально для учащихся с особыми образовательными потребностями (ОВЗ), которым предстоит самостоятельно функционировать в обществе, где их физические или когнитивные особенности могут стать ограничением.

Для успешного достижения этих целей педагогу необходимо владеть знаниями о ключевых компонентах функциональной грамотности. Четкое понимание того, какие компетенции и навыки развиваются на уроке, позволяет педагогу формулировать цели, обосновывать необходимость выполнения учебных заданий и обеспечивать их корректное выполнение. Это способствует развитию у учащихся способности самостоятельно находить области применения полученных знаний.

Современные требования к функциональной грамотности значительно изменились по сравнению с серединой XX века. Если в 1957 году, согласно определению ЮНЕСКО, грамотным считался человек, умеющий читать и писать, то в условиях современного информационного общества этого уже недостаточно. В мире огромное количество безграмотных людей, не имеющих доступа к получению образования. Наше государство стремится к тому, чтобы дети всесторонне развивались, находили свое место жизни. 

В пример можно привести слова основателя психолингвистики, известного ученого А.А.Леонтьева: «Функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Поэтому на хорошо подготовленных уроках учителя правильно расставляют акценты, уделяя большое внимание выполнению требований, определенных перечнем функциональной грамотности учащихся. Это особенно важно в условиях, когда значительное число людей не имеет доступа к качественному образованию.

Функциональная грамотность в младшем школьном возрасте включает в себя владение метапредметными универсальными учебными действиями (УУД), познавательными, коммуникативными и регулятивными навыками, а также умение работать с информацией, включая графические представления. В контексте функциональной грамотности важно развивать как hard skills (жесткие навыки), так и soft skills (гибкие навыки), что способствует успешной социализации и адаптации учащихся к изменяющимся условиям.

Для достижения этих целей необходима междисциплинарная интеграция или другими словами интердисциплинарность, которая позволяет показать взаимосвязь различных учебных предметов. Например, уроки английского языка могут быть связаны с географией, что позволяет не только изучать иностранный язык, но и развивать навыки работы с картами и географическими объектами. Учащимся демонстрируется насколько распространён язык, также отрабатывается навык находить на карте нужные государства, работать с контурными картами. Учитывая особенности развития детей, используется предметно-действенный метод обучения, строящейся на плодотворных идеях Л.С. Выготского о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся. Педагог старается поддерживать учеников, вселять в них уверенность в том, что они в состоянии справиться со всеми заданиями. Включение предметно-действенного метода обучения и поддержка учащихся способствуют их уверенности в своих силах и успешному выполнению учебных заданий.

Особое внимание следует уделять профориентационной работе, которая помогает учащимся с ОВЗ находить свое призвание. Например, многие из них проявляют интерес к работе с животными, что может быть поддержано через изучение соответствующих тем на уроках английского языка. Это не только расширяет их знания, но и способствует социализации и формированию профессиональных интересов.

К примеру, «В учебнике английского языка представлена информация о жизни млекопитающих и рептилий. Дети с большим интересом восприняли эту тему, изъявляют желания создать проекты о животных, используя знания, полученные на уроках, собственный опыт, наблюдения. Учащиеся приносят фотографии домашних животных, рассказывают о том, как они заботятся о своих питомцах, ухаживают за ними, любят их. Урок презентации проектов может получиться живым, интересным. Дети не только расширяют запас английских слов, но и пополняют знания по окружающему миру».

Включение элементов искусства, музыки и кулинарии в учебный процесс также способствует развитию функциональной грамотности. В учебнике по иностранному языку представлено достаточно песен, учащиеся поют их в классе, исполняют на классных и школьных праздниках, объединяя межпредметные связи с уроками музыки.

Такой предмет как «Изобразительное искусство», прочно укрепился в уроках английского языка. Рабочих листов, где нужно дорисовать какие-то элементы, раскрасить их определенным, нужным цветом, много. Раскраски с изображением архитектуры, достопримечательностей Лондона. Ребенок и знакомится со столицей страны изучаемого языка, и в будущем может сравнить свои впечатления с тем, как исторические здания выглядят вживую, это помогает развивать творческие способности и навыки пространственного мышления.

Уроки, связанные с приготовлением пищи, способствуют развитию коммуникативных навыков, социализации и формированию здорового образа жизни. Например, «В учебнике есть задание, в котором расписан алгоритм приготовления пищи. Ученики проговаривают действия, рассказывают, как приготовить овсяную кашу, фруктовый салат, придумывают, какие еще блюда можно приготовить по такому же алгоритму, делятся своими навыками готовки, делятся тем, как помогают дома. На одной из страниц есть рисунок холодильника с открытой дверцей. Ученики называют размещенные в нем продукты, делают предположения, что планировалось из них приготовить, что, возможно, следовало бы докупить, чтоб получился полезный, вкусный завтрак, обед или ужин».

Для закрепления темы, можно использовать метод проектов на тему: «Любимый завтрак в моей семье». Также можно отнести задание, где представлен список продуктов, имеющихся в наличии и отсутствующих. Дети высказывают предположения о том, что можно приготовить из этого набора, и предлагают свои варианты меню – завтрак, обед или ужин. Наряду с тем, что отрабатывается навык использования грамматической структуры, развиваются и творческие способности учеников.

Обращая внимание детей на интернациональные слова, дается возможность понять, что они, сами того не осознавая, уже знают некоторые слова не только из английского, но и других языков. Такие слова, как медицина, механик, пицца, инженер или вегетарианец, известны большинству детей задолго до знакомства с ними в школе. На уроках, основанных на принципах функциональной грамотности, знания, умения и навыки не транслируются от учителя к детям, а формируются в результате самостоятельной работы с информацией.

В учебнике много благодатного материала для профориентации. Ученикам можно предложить рассмотреть рисунки и соединить изображение человека определенной профессии с местом его работы: учитель - школа, пекарь - пекарня, механик - автогараж, продавец овощей - магазин; самостоятельно дополнить такие пары. Дети могут делиться мечтами, чем бы они хотели заниматься в будущем и почему. Профориентация также включает в себя обсуждение современных профессий, таких как блогинг, который привлекает внимание многих учащихся. Важно обсуждать не только привлекательность этой профессии, но и связанные с ней трудности и требования. Учитывая особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, стоит проговорить о том, какие сложности могут быть в такой работе, как их можно решать. Это помогает учащимся более осознанно подходить к выбору будущей профессии и хобби.

Говоря о междисципланарности на уроки английского языка можно пригласить других специалистов работающих в школе, например, педагог-психолог может рассказать об эмоциональном интеллекте. О способности человека распознавать свои и чужие эмоции, понимать намерения собеседника, его мотивацию и желания. А также умение использовать эти знания для решения практических задач, необходимости учить детей умению владеть эмоциями. Учащимся можно предложить рассмотреть жизненные ситуации, «игровые моменты» и проанализировать, почему в одних и тех же эпизодах люди ведут себя по-разному.

Выстраивание стратегии психолого - педагогической работы всех специалистов в едином коммуникативно - ориентированном алгоритме возможно с использованием «средового» подхода. Под «средой» в данном случае понимается социум, где созданы условия для развития речевых, коммуникативных возможностей для каждого ребенка. На подгрупповых занятиях ребенок попадает в среду сверстников, но группа детей по своему речевому и эмоциональному статусу далеко неоднородна: от недостатков произношения до невозможности использования речи как средства коммуникации, от замкнутости до чрезмерной активности. Для специалистов, работающих в такой «разнородной» группе, появляются дополнительные задачи: необходимо так организовать процесс общего занятия, чтобы в нем могли участвовать все дети, всем было интересно и полезно.

В заключение следует отметить, что функциональная грамотность является ключевым элементом современного образования. Педагоги должны не только владеть знаниями о ее компонентах, но и уметь интегрировать их в учебный процесс, создавая условия для развития у учащихся необходимых компетенций и навыков.