Аттестационная работа
По теме: Работа с родителями ребенка до 4-х лет,
находящимся временно в организации, по
возвращению его в кровную семью.
Слушатель: педагог-психолог Гранкина Алина Николаевна
В социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Снегири», в котором я работаю в должности педагога-психолога без малого шесть лет, помещают детей, проживающих в семьях, оказавшихся в сложной жизненной ситуации или имеющих тяжелое материальное положение. В большинстве случаев родители детей ведут асоциальный образ жизни, хотя бывают и исключения.
Основная масса воспитанников, попадающих к нам – подростки, но имеется и группа дошкольников, в которую до предыдущего года помещали малышей от трех лет. Но с закрытием в Новосибирске в 2023 году домов малютки ситуация несколько изменилась. В устав нашего учреждения внесли правки, и теперь мы принимаем и тех, кто помладше. За четыре месяца было уже и трое двухлетних.
Задача психолога и всех педагогов, входящих в команду, – проведение реабилитации не только ребенка, но и его ближайшего окружения: родителей и других членов семьи. Главное – это восстановление детско-родительских отношений. Ребенок, а здесь мы подразумеваем ребенка 2-4 лет, должен вернуться в ту семью, в которой решены ее текущие проблемы или, как минимум, сделаны серьезные шаги в этом направлении. Для решения этой задачи к нашей работе должны подключиться и другие организации, прямо или косвенно задействованные в необходимости разрешения ситуации: комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства, детский сад и другие учреждения образования, КЦСОН, социальные службы районной администрации.
Основные причины, вызывающие дисфункцию семейных отношений, это:
- недостаточный общедушевой доход семьи (отсутствия работы, низкая заработная плата, связанная с наличием низкоквалифицированного труда, или ее несвоевременная выплата, иждивенческая позиция самих родителей, многодетность, неполная семья и т.п.);
- нарушение детско-родительских и супружеских отношений, психологический сбой в имевшихся коммуникативных и поведенческих навыках;
- зависимости, вредные привычки, наследственность, уровень заложенного воспитания (алкоголизм, наркомания, девиантное поведение, неустроенный быт, бессистемный образ жизни);
- хронические заболевания, наличие инвалидности или иных отклонений от нормы здоровья.
На первых этапах взаимодействия с такими родителями тратится много времени на то, чтобы оценить их возможности выполнять функцию, которую они на себя возложили – родительские обязанности. Ведь именно от этого зависит то, как скоро можно будет говорить о возможности возвращения малыша домой (это при условии, что не придется ставить вопрос о его помещении в организацию для детей, оставшихся без попечения родителей). Родителей следует привлечь на свою сторону, сделать их активными участниками изменения своей жизненной ситуации.
Срок реабилитации в социальном центре составляет 2 месяца. Время крайне ограниченное, а успеть сделать нужно многое. Начинам стандартно: с диагностирования и наблюдение, стараясь действовать аккуратно, не высказывая своих представлений о том, как должна выглядеть идеальная семья, в которой будет комфортно проживать ребенку. Нельзя навязывать свое представление о счастье и человеческом предназначении, ведь система ценностей и представлений специалиста учреждения может не совпадать с той, что успела сложиться в головах наших клиентов. Прежде чем приступить к использованию той или иной методики приходится убеждать родителей в ее правильности и необходимости. Любое вмешательство в сложившуюся схему внутрисемейных отношения допустимо с согласия как минимум одного из ее взрослых членов. Исключение тут возможно только тогда, когда имеется ярко выраженная ситуация, угрожающая психическому или физическому и здоровью одного из ее членов.
Любой случай уникален, требует отдельного подхода, и потому к решению привлекается несколько специалистов, собирающихся на педагогическим консилиум при переводе ребенка из группы приемно-диагностического отделения в стационар к моменту окончания срока реабилитации, когда встает вопрос о дальнейшем жизненном маршруте ребенка. При этом в ходе коррекционно-реабилитационной работы важен индивидуальный подход к каждому клиенту, учитывающий особенности каждой конкретной семьи, слаженные действия всех специалистов, направленные на достижение единого результата.
При первом перемещении ребенка педагогический консилиум составляет план работы в группе, в котором определяет формы работы со всеми членами семьи, задача которой в преодолении всех факторов, приведших к тому, что ребенок оказался в государственном учреждении; определение форм психолого-педагогическая работы с ребенком, нацеленных на преодоление последствий психологической травмы, нанесенной ему вследствие проживания вне родного дома, формировании мотивации к возврату назад.
Консилиум, собираемый в завершении срока пребывания, основной целью будет иметь организацию наблюдения за семьей, составление индивидуального плана сопровождения, который поможет предотвратить вторичное помещение ребенка в реабилитационный центр. Данный план будет включать в себя следующие составляющие:
- посещение специалистами служб системы профилактики безнадзорности на дому;
- вовлечение всех заинтересованных ведомств в совместную деятельность;
- определение ресурсности семьи, воспитательных составляющих, имеющихся у родителей, четкое обозначение препятствий, стоящих на пути ее внутренней стабилизации;
- установку конкретных достижимых целей на пути становления;
- конкретную помощь в решение вопросов жизнеобеспечения, организации быта, здоровья, налаживания или восстановления внутренних и внешних коммуникаций;
- анализ полученных результатов в процессе исполнения индивидуального плана, внесение в него требуемых корректив.
Результативность процесса возвращения ребенка из социального учреждения в семью зависит от следующих педагогических условий:
- создание в учреждении поддерживающей среды для возвращения ребенка;
- наличие профессиональной готовности педагогов к инновационной деятельности;
- выявление особенностей личностного статуса родителей, степени их готовности к выполнению своих родительских функций.
Работа с родителями подразумевает формирование у них мотивации на желание что-то изменить в себе, вернуть ребенка в семью, ведь он еще достаточно маленький, что позволяет если не все, то многое начать сначала. В своей работе с родителями младших дошкольников я исхожу их того, что сначала требуется снять напряжение, тревогу и неуверенность родителей. Для чего я акцентирую внимание на положительном из того, что известно о семье из той информации, которая была предоставлена при помещении ребенка. Используя приемы эмпатического слушания, даю возможность родителям выговориться, оставляя за собой роль почти пассивного слушателя, постепенно включаясь в беседу, переводя ее в диалог.
Теперь задача в том, чтобы родители перестали жаловаться, вспоминая все вехи невезения, которые привели к такой ситуации, а начали мыслить конструктивно, попросили помощи. Когда это произошло, можно плавно переключать их внимание с себя на всю семью, частью которой они являются. Следующая стадия работы крайне важна. Надо четко уловить момент, когда пришло время переходить к ней. Это стадия действия: обсуждение отдельных отрицательных свойств и своей собственной личности, и остальных членов семьи. Тут необходимо заострить внимание на том, что следует не только перечислить неблагоприятные факторы характера, но и найти причины их возникновения и развития. И вот только тогда, когда удалось построить конструктивную беседу, в которую включены родители малыша, можно говорить о том, что контакт установлен, следует переходить к конкретным продуктивным реабилитационным действиям. Взаимодействие состоялось.
На этом этапе активно работает вся педагогическая команда. Задействованы в работе с малышом не только педагог-психолог и воспитатель, но и логопед, педагоги дополнительного образования, помощник воспитателя, а к работе со взрослыми активно подключается социальный педагог. Командная работа позволяет говорить о создании условий для системных изменений во внутрисемейных отношениях. Ведь если при реабилитации подростка основной упор приходится делать на работу с несовершеннолетним, то тогда, когда речь идет о малыше в возрасте до 4-х лет, вектор действий направлен в сторону его папы и мамы (желательно чтобы семья была полная, и чтобы в совместную деятельность включались оба родителя, осознавая, что изменения в лучшую сторону произойдут лишь в этом случае).
Задачи командной работы просты и понятны:
- общими усилиями найти внутренние ресурсы и мобилизовать внутренний потенциал всех членов семьи;
- научить родителей ставить достижимые ближние и дальние цели, достичь уверенности в том, что они будут стремиться достичь их, не остановившись на полпути;
- укреплять социальный статус семьи по месту жительства, помочь в восстановлении отношений с соседями, сотрудниками детского сада, который посещал ребенок, участковыми врачом и полицейским;
- обеспечить всестороннюю поддержку семье, через организацию межведомственного взаимодействия специалистов различных сфер.
Важно, чтобы семья оказывалась под контролем и после возвращения ребенка из социального центра. Ее сопровождение должно осуществляться по нескольким направлениям. Поликлиника, в лице участкового педиатра обеспечивает наблюдение за ребенком. Прекрасно, если подключатся и другие медицинские структуры, которые займутся просвещением членов семьи, помогут выявить и решить по возможности проблемы здоровья, ведь почти наверняка у родителей присутствуют какие-либо заболевания, сказывающиеся на полноценном функционировании семьи. Второй уровень поддержи – социально-административный. Особенное значение он имеет, если семья проживает в сельской местности. Противопоставить себя возвращению к пьянству и (или) наркомании без крепкой поддержки со стороны будет затруднительно.
Ну и, наконец, пожалуй, самый сложный – психолого-педагогический. Та работа, что была проведена с членами семьи в период нахождения ребенка в социальном учреждении, легко может быть перечеркнута, если не продолжить ее на месте. Не удастся закрепить за семьей профессионального психолога – не будет поддержки – не будет проводиться дальнейшая работа – есть угроза возврата к деформации членов семьи, регресса и, как следствие, вторичного помещения ребенка в государственное учреждение. К сожалению, такие случаи в практике СРЦН «Снегири» отмечались не однажды.
Работа с семьей должна быть целенаправленной, систематической, конкретной, учитывающей динамику развития. Перспективной формой видятся семейные клубы, где предложат совместное участие в досуговой деятельности, помогут в сплочении. Заодно и закрепят нацеленность на здоровый образ жизни. Как результат – избавление членов семьи от комплексов, возникших ранее, снятие стереотипного представления о том, что оступившийся раз исправиться уже никогда не сможет.
Как показывает опыт работы нашего центра, поддержка семьи, имеющей ребенка до четырех лет, после завершения срока реабилитации должна продолжаться минимум на протяжении полугода. При этом каждые полтора-два месяца необходимо изучение возможных факторов риска, включающее в себя оценку нынешнего состояния семьи, динамики изменения проблем, анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций.
При принятии решения об окончании наблюдения за семьей собирается консилиум, на который приглашаются и специалисты, работавшие с семьей по месту ее жительства. Его цель в том, чтобы вызвать родителей на откровенность, предложив им поделиться своими сомнениями, мыслями, убедить их в том, что даже, несмотря на случившееся в их семье, им хотят оказать помощь, помочь проанализировать совершенные ошибки, найти, если в этом будет необходимость, пути их решения, помочь сделать правильные выводы.
В настоящий момент СРЦН «Снегири» представил в БФ Елены и Геннадия Тимченко заявку для участия в конкурсе грантов по теме наставничество. Если нам удастся войти в число победителей – уровень оказания помощи семье может выйти на иной уровень, ведь назначаемые для наблюдения кураторы-наставники смогут осуществлять текущие и контрольные посещения семьи, что позволяет выявлять возникающие кризисные ситуации в ней и противодействовать им, защищая интересы ребенка.
А теперь давайте рассмотрим вполне обычный кейс из практики учреждения. Летом прошлого года по акту отдела полиции в приемное отделение СРЦН «Снегири» поступили два мальчика из одной семьи 2019 и 2021 года рождения. Несмотря на столь юный возраст, после 23 часов они находились на улице без сопровождения взрослых.
Лишь утром следующего дня обозначилась мать, которая связалась со специалистами и через некоторое время приехала на консультацию. По результату беседы с ней было выявлено, что хоть ранее семья нигде на учете не состояла, относясь к благонадежным, однако она находится в трудной жизненной ситуации в связи с отсутствием личного жилья. Отец в свидетельстве о рождении у детей отсутствует. Семья стояла на очереди на получение жилья, т.к. мама является выпускницей учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но данный вопрос хоть как-то положительно, несмотря на многократные обращения в различные инстанции, решен не был.
Мама – инвалид детства второй группы (легкая умственная осталось), временно не трудоустроена (получает инвалидность), имеет низкий уровень интеллектуальных способностей (имеется заключение от психиатра). Диагностика личностных особенностей мамы показала, что уровень развития родительских компетенций низкий, но привязанность к детям сформирована, низкая ресурсность. Желает детей вернуть домой, деструктивного поведения не проявляет. За время нахождения несовершеннолетних в учреждение она часто посещала мальчиков и приносила передачи. Активно контактировала со специалистами, спрашивала о дальнейших действиях и принимала любой вид помощи.
Первичная диагностика эмоциональной сферы мальчиков показала высокий уровень ситуативной тревожности, сформированность социально-бытовых навыков в соответствии с возрастом. В коллективе сверстников они принимаемы, быстро адаптировались к условиям учреждения, несмотря на наличие у младшего повышенной активность. Семейные ценности сформированы, привязанность с мамой присутствует. Оба мальчика включают себя в семейную систему и проявляют желание вернуться домой.
На консилиуме был разработан план ведения данной семьи и назначен куратор. С мамой проводилась работа, направленная на повышение родительских компетенций, повышение ресурсности (посещала все индивидуальные консультации и групповые занятия). Куратор сопровождал ее в разные организации для оформления необходимых документов.
Через два месяца после помещения маме удалось оформить договор о съеме жилья и трудоустроиться. Специалисты органов опеки попечительства по месту жительства провели обследование жилищных условий и вынесли решение о необходимости продлении пребывания детей в учреждении, так как найденное жилье не отвечало санитарно-гигиеническим требованиям.
Параллельно велась работа с мамой по развитию у нее элементарных навыков ухода за детьми. В период реабилитации в СРЦН «Снегири» была проведена работа с детьми, направленная на стабилизацию эмоционального состояния, коррекцию поведения, укрепление детско-родительских отношений. Законный представить получил знания об индивидуально типологических особенностях детей, о подходах и методах педагогического воздействия; необходимые рекомендации, направленные на получение льготной квартиры.
Через администрации района были запрошены (и получены!) места в детском саду для малышей. Специалисты КДНиЗП постановили семью на учет в органах системы профилактики в категории «малоимущая семья», неоднократно проводили профилактическую работу, направленную на повышение родительских компетенций. Поиском пригодного жилья занимался специалист центра: подобрать подходящее удалось по прошествии еще одного месяца. При возвращении детей маме были даны подробные рекомендации о том, как ей необходимо выстраивать свой жизненный сценарий далее. Работники КЦСОН взяли ее на особый контроль и навещают не менее чем раз в две недели. Мама работает по удобному для нее графику, с ней составлен договор, и она дополнительно к указанному продолжает находиться на полустационарном сопровождении в «Снегирях». Прошло уже почти погода с того момента, как дети возвращены в семью, однако твердой уверенности в том, что регресса не будет пока нет, и потому наблюдение за семьей продолжается.
К сожалению, подобные истории не единичны. Разбирая ее, можно выделить основные трудности в работе с подобными:
- отсутствие социальной поддержки со стороны ведомств при выпуске из учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей, по исполнению 18 лет;
- отсутствие необходимых компетенций для самостоятельного сбора документов и отсутствие знаний о социальных институтах;
- не постановка своевременно на специальный учет;
- низкий уровень родительских компетенций, знаний, инвалидность матери, материальный фактор.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.