Упражнения и игры на развитие блоков головного мозга.
1. Глазодвигательные упражнения тренируют мышцы глаз, активизируют кровообращение, разряжают умственную нагрузку, повышают координацию глаз и способность сфокусироваться. Движения глаз и языка улучшают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику мозга. За счѐт трѐхмерного пространства глаза, находящиеся в постоянном движении, собирают необходимую информацию и строят сложные схемы образов, необходимые для обучения.
2. Упражнения для развития артикуляции стимулируют работу тех систем мозга, которые отвечают за контроль высших психических функций – речь, мышление, поведение. В процессе упражнений у ребѐнка постепенно вырабатывается чѐткая координация движений артикуляционного аппарата, движения языка и губ становятся более точными.
3. Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия – это выполнение различных перекрѐстных движений. Регулярные упражнения способствуют развитию высших психических функций. Например, одну руку сжимать в кулак, в то время как другая находится в расслабленном положении – ладонь прижата к поверхности стола, потом одновременная смена движений. Одной рукой рисовать восьмерку, другой - круг.
4. Дыхательные упражнения улучшают ритмы, повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, снижают соматические нарушения, успокаивают и снимают стресс. Происходит восстановление общего тонуса, снятие физического и эмоционального напряжения. Умение произвольного контролирования дыхания развивает самоконтроль над поведением и эмоциями. Такие упражнения особенно эффективны в коррекции детей с СДВГ. Релаксация проводится в начале занятия – с целью настройки на процесс занятия, и в конце – с целью интегрировать полученный опыт. Чаще всего, это нахождение в расслабленном состояние под релаксационную музыку. Ведущий дает зрительные образы: «Представьте, что вы лежите на пляже, солнце не жаркое, шум волн успокаивает вас, вокруг тишина, только вы и море и т. д.». Иногда визуализация замещается направленностью на само тело: «Ваши веки тяжелеют и закрываются, вы делаете глубокий вдох, еще один. Руки, ноги тяжелеют, вы чувствуете, что все ваше тело начинает расслабляться и т. д.».
5. Развитие мелкой моторики влияет на работу левого полушария, преимущественно лобной доли, что отвечает за формирование многих сложнейших психических функций и учебных навыков.
6. Массаж и самомассаж улучшают кровообращение и общее функционирование спинного и головного мозга.
Коррекция нарушений 1 блока головного мозга.
Упражнения должны быть направлены на стимуляцию активности через двигательную, эмоциональную и полисенсорную (тактильную, слуховую, зрительную, обонятельную) области. Игры, которые предлагаются ребенку, должны содержать ритмичные движения. К примеру, это может быть ходьба под музыкальное сопровождение в заданном темпе, отстукивание на барабане песни и пр. После того, как ребенок научился держать один ритм, ему даются задания на их смену. В результате он старается улавливать изменения и действовать соответственно. При этом обязательно эмоциональное подкрепление. Для стимуляции используются также ароматерапия, массаж, водные процедуры. В работе следует также использовать приемы, которые включает в себя комплексная нейропсихологическая коррекция. К ним, в частности, относят деятельность, направленную на формирование правильного дыхания. Также, на обогащение энергетического фона ребенка положительное влияние оказывает арттерапия.
Коррекция нарушений 2 блока головного мозга
1. Зрительные нарушения. Упражнения должны быть направлены на опознавание реальных предметов, если у ребенка есть сложности в их узнавании. Опознание реалистичных изображений. Ребѐнок учится определять соответствие между картинкой и предметом. Опознание зашумленных изображений. После того, как ребѐнок научился устанавливать взаимосвязь между предметами и их иллюстрациями, задачу усложняют. Ему предлагают схематичные, контурные, черно-белые или зашумленные картинки. Полезно конструирование изображений. В этом случае ребѐнок учиться узнавать картинку по еѐ фрагменту.
2. Расстройства слухового восприятия. В этом случае нейропсихологическая коррекция детей включает в себя задания на различение: звуков неречевого характера, речевых контрастных звуков. Ребенка, научившегося различать разные шумы, может заинтересовать и речь.
3. Понимание речи. Сначала ребѐнка учат понимать простые отдельные слова. Затем ребенок учится воспринимать и выполнять инструкции. В процессе работы необходимо включать упражнения в игровой контекст. В этом случае, ребѐнок не выполняет какое-либо задание, а совершает действие.
4. Тактильные расстройства. В коррекционных упражнениях должны присутствовать задания на сенсорное развитие, в рамках которых ребѐнок будет получать разные ощущения от собственного тела. В результате формируется целостное представление о нѐм. Ребенок должен чѐтко понимать, где какая часть тела, что она делает, какие возникают ощущения от прикосновений.
5. Развитие памяти. Нейропсихологическая коррекция трудностей в обучении в детском возрасте направлена на фокусировании внимания ребѐнка на конкретном предмете. Как показывают наблюдения, при нарушении запоминания материала, полученного с помощью одного канала восприятия, отмечается способность воспроизводить данные, принятые другим способом.
6. Нарушение внимания. Привлекать и удерживать внимание ребёнка на выполнении задания.
Корректирующие упражнения
Если диагностировали дислексию и/или дисграфию вследствие того, что ребёнок путает буквы, не нужно расстраиваться. Дети, если будут стараться, вполне способны с помощью специальных упражнений выправить ситуацию. Здесь поможет хороший логопед и специально подобранные домашние занятия с ребёнком. Эти задания направлены на развитие и тренировку правильного произношения звуков, речевого слуха и буквенного зрения.
В ходе занятий проводятся различные логопедические игры, тренируется артикуляционный аппарат, слуховое внимание. Малыша учат выговаривать по слогам сложные слова. Ребёнок старается правильно произносить звуки и сопоставлять их с буквами.
Вот пример некоторых упражнений, которые родители могут выполнять с ребёнком самостоятельно:
При зеркальном написании букв можно расчертить лист бумаги на 2 части. На одной стороне листа взрослый загадывает сложные для ребёнка буквы (те, что он путает), а на другой малыш отгадывает их. Для лучшего эффекта письмо можно подкреплять интересными рисунками объектов и предметов, начинающихся на эту букву.
Сделать вместе с ребёнком бумажные или пластилиновые буквы и дать их, чтобы он на ощупь с закрытыми глазами угадывал.
Давать задание зачеркнуть или выделить в каком-то отрывке рассказа все заданные буквы. Например, цветными фломастерами обозначить буквы «а» и «о». Если заниматься ежедневно, то через 2 месяца будет заметен результат.
Диктанты карандашом. Каждый день ребёнок пишет небольшие отрывки из книг именно карандашом. Взрослый проверяет и выписывает ошибки на поля ручкой, желательно не красной, ничего при этом не исправляя. Дальше этот диктант отдают ребёнку и он сам находит и исправляет ошибки. Так как написано карандашом, сделать это будет просто — он стирает ошибки и пишет правильно. Мозг не запечатлеет неправильное написание.
Можно дать короткий отрывок из книги, чтобы он его медленно, с сильно выраженной артикуляцией прочитал.
Важно научить его нескольким правилам грамматики и проработать их в элементарных упражнениях.
Если у ребёнка проблемы с фиксацией зрения, можно придумать несколько интересных упражнений для глаз, например, посмотреть на определённую игрушку и описать её.
Нужно делать артикуляционную гимнастику, если проблема в слабых мышцах губ, рта или языка. С её помощью легко получится натренировать артикуляционный аппарат ребёнка, что в дальнейшем отразится на чёткости произношения звуков, и он научится выговаривать их.
Для того чтобы занятия были эффективными и результативными, важно помнить несколько правил:
Благоприятная атмосфера. Нельзя допускать, чтобы ребёнок внутренне закрылся, тогда от занятий не будет никакого результата. Поэтому во время обучения все должно быть спокойно, интересно и на добровольной основе. Если насильно заставлять ребёнка, то прогресса не будет.
Нельзя откровенно проверять скорость чтения — подобные тесты уже давно запрещают психологи. Во время проверки на скорость чтения ребёнок испытывает стресс. Поэтому, если родители хотят знать, насколько быстро он читает, правильнее это сделать незаметно в виде игры.
Следует делать упор не на количество, а на качество. Лучше выполнить меньше упражнений, но так, чтобы ребёнок понял саму суть и чему-то действительно научился, чем осуществить много действий, но безрезультатно.
Нельзя перехваливать за маленькие достижения. Проявлять своё разочарование и указывать ребёнку на его ошибки тоже не стоит. Правильнее гармонично проводить занятия, спокойно устранять недочёты и иметь максимальное терпение.
Во время исправления такого рода проблем родители должны тесно взаимодействовать с логопедом, поскольку специалист должен наблюдать за динамикой и корректировать работу. Под наблюдением хорошего логопеда, коррекция нарушения происходит значительно быстрее и комфортнее для ребёнка.
Необходимо помочь ребенку понять, чем отличаются звуки, которые он плохо различает. Предложите ему упражнения, связанные с различением звуков (упражнения даны на примере звуков Ш и Ж):
Называние слов со звуками Ш и Ж.
Взрослый произносит слово, в котором есть какой-либо из данных звуков, ребенок показывает соответствующую букву Ш или Ж.
Раскладывание под буквами Ш и Ж картинок, в которых содержатся соответствующие звуки.
Называние пропущенной буквы Ш или Ж в слове, можно подобные упражнения проводить и в письменной форме. (КО*КА, КО*ЖА, ЛО*ЕЧКА, ПО*АР и т.д.)
Проводите упражнения на звуковой анализ слов, включающих не дифференцируемые ребенком звуки. Например, предложите определить, перед каким звуком или после какого звука слышится в слове Ш или Ж; предложите придумать слово, в котором звук Ш или Ж находится на первом (втором, третьем и т.д.) месте.
Полезные ссылки
https://www.youtube.com/watch?v=_e3J0lR961U https://www.youtube.com/watch?v=TnHwa7pqA-4 https://www.youtube.com/watch?v=qnuaAA2uQtw&pbjreload=10 https://www.youtube.com/watch?v=paj40enmDkI https://www.youtube.com/watch?v=ugkkg0ojwnI https://www.youtube.com/watch?v=JRUN-KHUBWs
Важно помнить, что «обучая левое полушарие, мы развиваем только левое полушарие; обучая правое полушарие, мы развиваем весь мозг». (И. Соньер)
Поэтому необходимо обязательно уделять внимание включению в работу обоих рук и развитие творческих способностей ребёнка.
Шишенко Антон Борисович, Создатель и руководитель Профессионального развивающего пространства, Нейропсихолог, Педагог раннего развития, Преподаватель, Специалист.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.