Игровые приёмы в развитии слухового восприятия дошкольников и младших школьников с нарушением слуха
А. А. Игнатова,
МБОУ ООШ №77 города Тюмени
В настоящее время процессы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья расширяются в рамках инклюзивного образования.
С каждым годом всё больше детей с нарушением слуха поступают в массовые детские сады и общеобразовательные школы.
Логопедам, работающим в таких учреждениях, по существу, приходится выполнять и роль сурдопедагога, в коррекционно-развивающей работе которого одним из приоритетных направлений является формирование и развитие слухового восприятия.
Слух является фундаментом и инструментом для развития понимания речи окружающих и собственной устной речи ребёнка [2]. Нарушение слуха приводит к задержке речевого развития у детей, что негативно влияет на развитие их когнитивных процессов и общее развитие.
В связи с этим у специалистов, работающих с данной категорией детей, могут появиться вопросы о выборе необходимых методов и приёмов по формированию и развитию слухового восприятия.
Введение игровых приёмов в процесс коррекционно-развивающей работы повышает интерес и мотивацию детей, изменяя их роль из пассивной на более активную [2]. Игра снижает барьер между педагогом и ребёнком (коммуникативный, психологический), делая коррекционный процесс эффективнее.
Дети с нарушением слуха представляют неоднородную группу по уровням речевого, психического, физического развития и имеют разную степень потери слуха (рисунок 1).
Рисунок 1. – Степени нарушения слуха
Для коррекции нарушенного слуха используется слухопротезирование – подбор и настройка индивидуальных слуховых аппаратов (рисунок 2) или кохлеарное имплантирование (рисунок 3).
Рисунок 2. – Слуховые аппараты Рисунок 3. – Кохлеарный имплант
При этом важно учитывать, что слуховые аппараты (СА) улучшают разборчивость речи детей, но не могут компенсировать ее нарушения. А кохлеарная имплантация (КИ) не позволяет, после подключения речевого процессора, сразу же различать звуки речи и использовать речь для общения. Дети с КИ по состоянию слуха приближаются к детям с первой степенью тугоухости, т.е. слух приближен к норме, но состояние восприятия речи окружающих и собственной речи у них, как у глухого ребенка [3].
Рассмотрим игровые приёмы, которые используются на этапе обнаружения и различения неречевых и речевых звуков у данных категорий детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Этап обнаружения и различения неречевых и речевых звуков включает в себя шесть основных разделов:
1. Выработка условно-рефлекторной двигательной реакции (УДР) на звук.
Цель – научить ребёнка обнаруживать звук (есть/нет) и выполнять определённое действие в ответ на звук. К примеру, ребенок ждет звуковой сигнал и выполняет действия (кидает камешек в банку, «кормит» игрушку, надевает колечко на пирамидку и т.д.), когда услышал этот звуковой сигнал.
Это умение важно для настройки процессора КИ или СА, проверки правильности их настройки, для оценки того, какие звуки ребёнок слышит с КИ/СА и без них. Условно-двигательная реакция – первая ступень в развитии слухового восприятия и слухового внимания [1]. На начальном этапе УДР вырабатывается слухозрительно, ребенок видит производящее звук действие взрослого. Длительность пауз между предъявлением сигналов должна меняться, так как обучающийся будет реагировать не на сигнал, а на интервал, с которым вы подаёте ему сигнал. После того как он научится ждать сигнал, необходимо выработать реакцию на звук, воспринимаемый им на слух, взрослый при этом произносит звук за спиной или за экраном. Роль экрана также может выполнять, веер из перьев или пяльцы с натянутой непрозрачной тканью, которая хорошо пропускает звук, например, шерсть.
2. Знакомство со звуками окружающего мира.
Цель – развитие слушания у дошкольников и младших школьников с нарушением слуха. На данном этапе необходимо научить воспринимать окружающие звуки, узнавать их в реальной жизни и во время занятий.
Это умение развивает слуховое внимание, способность ориентироваться в окружающей среде. Наиболее распространённые окружающие звуки, которые ребёнок должен научиться узнавать: звуки дома, звуки улицы, звуки, издаваемые животными, неречевые звуки, издаваемые человеком.
Развитие слушания может осуществляться посредством таких игровых приемов как:
- послушать неречевые или речевые звуки, запомнить эти звуки и их последовательность;
- послушать неречевые или речевые звуки, определить какого звука не было.
- послушать неречевые или речевые звуки, определить какой это звук был.
3. Различение характеристик звуков.
Цель – различение звуков по громкости, высоте, длительности и количеству. В данном разделе целесообразно использовать игровые приемы по следующим направлениям:
– Определение ребенком количества звуков. Эти задания помогают ему научиться определять количество звуков: один, много, конкретное количество. Работу следует начинать с неречевых вариантов, используя разные источники звука, различая один звук и много, постепенно добавляя два, три звука.
– Определение длительности и прерывистости сигнала. Эти приемы направлены на развитие у ребенка способности различать длинные и короткие, непрерывные и прерывистые звуки, определять начало и конец звучания. Также развивают слуховое внимание ребёнка, учат его прислушиваться и сосредотачиваться.
– Определение высоты звука. Звуки бывают низкочастотные, среднечастотные и высокочастотные. Ребенок должен слышать звуки всех частот и различать звуки по частоте (высоте).
– Громкость звука. Умение различать звуки по громкости очень важно для адекватной и точной настройки процессора кохлеарного импланта.
– Локализация звука. Для локализации звука в пространстве ребёнку предлагаются различно локализованные сигналы (справа, слева, сверху, снизу, спереди, сзади). Важно учитывать, что использование СА или КИ на одном ухе значительно усложняет локализацию источника звука.
4. Различение звукоподражаний;
5. Различение односложных слов;
6. Различение многосложных слов.
Целью данных разделов – различение знакомых по звучанию и значению слов [1,2,3]. Работу следует начинать с различения слов, которые сильно отличаются по фонемному и буквенному составу. Осваивая четвёртый, пятый, и шестой разделы, дошкольник или младший школьник должен научиться различать обращенную речь на слух в ситуации ограниченного выбора (звукоподражания, односложные и многосложные слова).
Таким образом, использование логопедом игровых приемов в процессе коррекционно-развивающей деятельности у детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями слуха является эффективным способом, позволяющим развивать слуховую память, дифференциацию звуков, фонематическое восприятие и другие важные навыки. Игры создают позитивный эмоциональный фон, стимулируют активность детей и улучшают их взаимодействие с окружающими. Обобщение педагогического опыта показывает, что использование игровых приемов в работе с дошкольниками и младшими школьниками с нарушениями слуха может привести к значительному улучшению их слухового восприятия.
Список используемых источников
1. Зонтова, О.В. Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия у детей с нарушенным слухом / науч.ред.проф. И.В. Королева. – СПб: Умная Маша, 2010. – 200 с.;
2. Королева, И.В. Учусь слушать и говорить. Методические рекомендации по развитию слухового восприятия и речи у детей с кохлеарными имплантами и слуховыми аппаратами на основе «слухового» метода (с комплектом 3 рабочих тетрадей) / И.В. Королева. – СПб.: КАРО, 2018. – 192 с.;
3. Королева, И.В. Учусь слышать и говорить, играя: Сборник игр для развития слухового восприятия и устной речи у детей с нарушением слуха и речи /И.В. Королева. – 2-е изд. испр. и доп. – СПб.: КАРО, 2017. –191 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.