ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ ДЕТСКАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ
Оценка 4.9

ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ ДЕТСКАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ

Оценка 4.9
Лекции +7
docx
Междисциплинарный 7
Детсад—7 кл
21.11.2023
ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ ДЕТСКАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ
Детский нейропсихолог – специалист, который может диагностировать возможные нарушения в деятельности высших психических функций ребенка и осуществлять коррекционное воздействий современными нейропсихологическими методами.
ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ ДЕТСКАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ.docx

ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ ДЕТСКАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ

Непослушание, частые капризы, тревожность, агрессивность, плохой сон, плохой аппетит, неумение/нежелание что-либо делать (одеваться, рисовать, есть ложкой самостоятельно и так далее) и вообще всё, что принято называть плохим поведением – это не что иное, как крик о помощи. Сигнал, который подаёт мозг ребёнка взрослым. Таким образом, мозг сообщает, что на каком-то этапе что-то в развитии мозга пошло не так. Конечно все дети разные в силу своей природы: одни шумные и активные, другие спокойные и медлительные. Кто-то легко идет на контакт, а кому-то требуется время, чтобы адаптироваться в группе. Есть жаворонки и совы, есть те, кто схватывает всё быстро, а есть те, кому надо дать время. НО! Если какое-то проявление, какая-то особенность ребёнка мешают качеству его жизни, а вас лишают радости материнства, вам следует самим себе помочь. И начать стоит с похода к детскому нейропсихологу и неврологу. Нейропсихолог как раз тот специалист, который умеет понять эти сигналы, расшифровать их и помочь ребёнку справиться и наверстать упущенное.

Если ребенок не справляется с учёбой в школе или детском саду, плохо пишет, читает и считает, отвлекается на уроках, забывает то, что ему говорят, - эти трудности также могут объясняться его нейропсихологическими особенностями. Мозг каждого человека уникален, имеет свой темп и свои особенности развития, но школа – учреждение массовое, там ко всем детям относятся одинаково. Поэтому часто оказывается, что современному ребёнку нужна поддержка специалистов, чтобы справляться со школьными и жизненными трудностями.

Во многих случаях наилучшие результаты обеспечивает комплексный подход совместная работа нейропсихологов, логопедов, психотерапевтов. Вместе они помогают ребёнку решить весь спектр его проблем, преодолеть не только нейропсихологические, но и эмоциональные, поведенческие трудности: нежелание учиться, проблемы в общении со сверстниками и взрослыми, плохое поведение в классе, тревожность, страхи и многое другое.

Детский нейропсихолог – специалист, который может диагностировать возможные нарушения в деятельности высших психических функций ребенка и осуществлять коррекционное воздействий современными нейропсихологическими методами. Методы детской нейропсихологии применимы как к нормативно развивающимся детям, так и к детям, имеющим нарушения в развитии. Нейропсихолог работает только с мозгом ребенка, приводя к балансу его различные области.

Правильное развитие и функционирование основных психических процессов напрямую связано с работой конкретных областей головного мозга. И зачастую поведение ребенка или его неуспеваемость в школе объясняется именно мозговой дисфункцией какого- то определенного участка, что как раз изучает и диагностирует нейропсихолог.

Формирование высших психических функций происходит в строгой последовательности, причем каждая из них имеет свой определенный период формирования. Кроме того, формирование мозга и других систем непосредственно связаны и весь процесс развития, каждый его этап и особенности формирования ребенка, начиная от зародыша, до взрослого возраста влияет на показатели высших психических функций. Также гармоничное развитие обязательно включает в себя социализацию и ее особенности, т.к. даже полностью здоровый человек в негативных социальных условиях будет иметь отставания в том или ином виде развития.

Детский нейропсихолог занимается:

·                диагностикой уровня развития ребенка;

·                коррекцией проблем, связанных с развитием;

·        помощью в адаптации или с усвоением информации, а также реализацией способностей детям, которые не имеют нарушений в развитии, но в силу каких-то особенностей не могут справиться самостоятельно.

По данным нейропсихологии в последнее время число детей с проблемами развития неуклонно растёт. Чаще всего причины этих проблем заключаются в возникновении повреждений центральной нервной системы, которые возникли во время перинатального периода, при патологии родов, а также во время развития патологий нервной системы в течение трех месяцев жизни ребёнка.

Существует два вида дефекта первичный и вторичный.

Первичный дефект это чисто биологическая поломка, повреждение нервной системы, связанная с гипоксией, асфиксией, с черепно-мозговыми травмами, с воздействием вредностей в период беременности матери (например: табакокурение, алкоголизм, прием медицинских препаратов, перенесенные во время беременности заболевания, начиная от гриппа и заканчивая краснухой).

Родителям необходимо помнить о том, что основная закладка высших психических функций происходит до трех лет. Именно в данный период должны быть созданы оптимальные условия для развития ребенка. Основная масса патологий (вторичный дефект) закладывается непосредственно самими родителями через неправильное взаимодействие с ребенком, а также деструктивным влиянием окружающей среды (синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), задержка психического развития (ЗПР), задержка речевого развития (ЗРР), психозы, аутизм).

Некоторые матери не кормят детей грудью. При этом по разным каналам периодически проходит информация о том, что не все детское питание усваивается в организме. Искусственное оплодотворение и суррогатное материнство также может привести к различным нейронарушениям, органическим поражениям мозга, иногда к умственной отсталости.

Вторичный дефект (психологический) напрямую связан с первичным (биологическим) дефектом. При этом если первичным дефектом занимаются врачи, к примеру, психиатр, при тяжелой патологи (психической) поможет купировать биологический дефект с помощью лекарственной терапии, то вторичным дефектом занимаются нейропсихологи, помогая наладить процессы.

Диагностику проводят, начиная с 2-3 лет, но мозговые структуры и функции в этом возрасте только созревают, в связи с чем, только с 4-5 лет проводят нейрофизиологическое тестирование в развернутом виде с учетом возраста ребенка.

Развитие функций и задержки в развитии

Для каждой высшей психической функции существует свой сенситивный период, который является наиболее благоприятным. В то же время именно в этот период данная функция является наиболее уязвимой (в период развития речи любые нарушения могут привести к задержкам речевого развития).

Каждая психическая функция развивается в двух направлениях внутрисистемная и межсистемная перестройка. В онтогенезе абсолютно все функции проходят ряд перестроек, при этом нарушение любой из них, может привести к проблемам в обучении. Таким

 образом, специалисту нужно понять, что происходит с ребенком (к примеру, при задержках межсистемной перестройки функции слуха или моторики - страдает речь) и на каком этапе развития ребенок испытывает трудности, а также определить "образовательный маршрут".

Говоря о латерализации функции и о выборе левой или правой руки (стороны) всегда нужно выявлять ведущее ухо, ведущий глаз, ведущую ногу. Прежде чем с уверенностью сказать, какую именно руку ребенок предпочитает, необходимо провести как можно больше диагностических проб. К примеру, по характеру графических действий (где линия более уверенная и четкая - та рука и ведущая). Методика Диакор (Выготского) - экспресс нейропсихологическая диагностики в школе.

Онлайн тест «Какое полушарие доминирует? https://www.arealme.com/left-right-brain/ru/

В каких случаях следует обратиться к детскому  нейропсихологу?

Чаще всего функциональная незрелость структур головного мозга у ребенка, который здоров в неврологическом отношении, проявляется в следующих ситуациях:

·       наступает возрастной кризис;

·       начинается обучение в детском саду, школе;

·       резко возрастает умственная или эмоциональная нагрузка.

Положение усугубляется стрессом или сложной жизненной ситуацией, например, развод родителей, утрата близкого родственника, переезд в другой город и т.д. Функциональная незрелость структур мозга часто возникает из-за того, что детей в раннем возрасте слишком перегружают «развивашками». Бывает, трехлетний карапуз ходит и на китайский, и на музыку, и в театральный. В результате происходит то же самое, когда высотное здание возводят на слабом фундаменте: оно рушится.

Родители удивляются, почему ребенок, формально полностью готовый к обучению, то есть умеющий читать, считать, писать, начинает плохо себя вести, получать неудовлетворительные оценки, испытывает трудности при нахождении в коллективе. Большинство родителей начинают обращаться за помощью к репетиторам или наказывать ребенка, когда как на самом деле настоящая причина кроется вовсе не в детской лени, а в отсутствии прочного «фундамента» для успешного обучения.

Детские нейропсихологи чаще всего занимаются абилитацией детей, у которых наблюдаются следующие заболевания и нарушения:

·       Детский церебральный паралич (ДЦП).

·       Ограниченные умственные способности (врожденные или приобретенные вследствие травм и заболеваний).

·       Проблемы с контролем поведения и внимания (синдром дефицита внимания и гиперактивности).

·       Проблемы в эмоциональной сфере.

·       Проблемы с социализацией.

·       Повышенная утомляемость.

Показать ребенка детскому нейропсихологу нужно в следующих случаях:

·       ребенок не может контролировать себя, «не слышит» замечаний взрослых;

·       его поведение взрывное, импульсивное;

·       ему свойственна гиперактивность или излишняя медлительность;

·       плохо координирует свои действия, не ориентируется в пространстве, в возрасте старше 6 лет не знает, где право и лево;

·       у ребенка неразборчивый почерк, он путает написание похожих букв, смешивает глухие и звонкие звуки, пишет «зеркально»;

·       не может выделить основные признаки предмета: цвет, размер, вес, форму, предназначение);

·       он плохо запоминает материал, а потому учеба дается ему тяжело;

·       он не в состоянии самостоятельно выполнить задание в классе или дома;

·       ребенок быстро устает, легко отвлекается, с трудом сосредотачивается на задании;

·       он «не видит» строчку, не понимает простейшие формулировки заданий, не умеет  выполнять действия по заданному алгоритму;

·       проблемы с планированием и организацией деятельности;

·       с трудом овладевает чтением, письмом, счетом.

Консультация детского нейропсихолога необходима для определения готовности ребенка к обучению в школе, а так же в следующих случаях:

       Если у мамы ребенка беременность и роды протекали с осложнениями.

       У ребенка была диагностирована гипоксия.

       У ребенка в раннем возрасте выявлена неврологическая патология.

       Имеет место задержка темпов развития, психического и речевого.

       У ребенка тяжелые заболевания ЦНС, например, эпилепсия или ДЦП. Аутизм или подозрение на расстройство аутического спектра.

       Ребенок-левша.

Дети с ведущей левой рукой часто входят в группу риска по возникновению трудностей в обучении. Но дело не в руке. Дело в том, что леворукость в некоторых случаях является компенсаторным механизмом при повреждении или функциональном нарушении работы левого полушария. Или при нарушениях в функционировании правой руки. Не всегда эти нарушения явные и могут быть адекватно оценены родителями. Это должен оценивать специалист.

Истинное левшество имеет генетическую, наследственную природу. И при отсутствии других проблем само по себе не является источником нарушения развития или возникновения школьных проблем. Среди детей-левшей множество совершенно замечательных, талантливых, развитых и успешных, которым совершенно не нужна нейрокоррекция. Вывод: для диагностики желательно всем левшам показаться нейропсихологу, но коррекция понадобится не всем.

Нейропсихологическая диагностика

Нейропсихологическая диагностика – представляет собой психологический метод исследования с применением определенных заданий и упражнений, направленных на выявление актуального уровня развития внимания, памяти, мышления, речи, зрительного, слухового и тактильного восприятия, пространственных представлений, произвольной регуляции и контроля.

Диагностика нарушений в развитии проводится детским нейропсихологом в соответствии со следующими этапами:

·       исследование функциональных нарушений мозга;

·       определение особенностей физического развития;

·       тестирование уровня умственного развития ребенка;

·       изучение эмоциональных проявлений;

·       изучение наличия патологий в функциональной асимметрии полушарий мозга;

·       исследование двигательных особенностей;

·       диагностика зрительной и пространственной ориентации, способности узнавать предметы;

·       исследование уровня развития речи и памяти, определение уровня интеллекта, навыков чтения и письма;

·       оценка праворукости и леворукости.

 

По итогам диагностики составляется нейропсихологическое заключение, которое  включает:

·       анамнез развития ребенка;

·       особенности высших психических функций;

·       характеристика процессов внимания, долговременной кратковременной памяти;

·       особенности когнитивных и познавательных и речевых процессов;

·       развитие умений чтения, счета, письма;

·       описание эмоциональной сферы;

·       характеристика выявленных синдромов и их локализации;

 

Заключение обязательно имеет выводы относительно всех перечисленных пунктов, где представлена информация о ребенке. При выявлении нарушений мозговой деятельности, также отражается локализация поражений головного мозга и дополнительные данные от врачей. На основании проведенного обследования и заключения составляется коррекционная программа для ребенка.

В ходе консультации детского психолога с родителем, по результатам диагностики даются рекомендации по повышению эффективности обучения, выбору направленности школы (класса), могут прогнозировать возможные трудности в обучении. В случае необходимости ребенку предлагаются развивающие или коррекционные занятия по индивидуальной программе.

С какого возраста нужно посещать нейропсихолога?

Детский нейропсихолог в основном работает с детьми в возрасте от 4 до 12 лет, в этот период структуры мозга пластичны, и «перестройка» происходит относительно быстро и эффективно. В старшем возрасте нейронные связи становятся более жесткими, формируются медленнее. Вы можете привести к нейропсихологу и подростка, но зоны воздействия и принципы работы будут уже другими.

Как работает нейропсихолог с детьми?

Нейрокоррекция начинается с нейропсихологической диагностики. Она совершенно безболезненна и состоит из комплекса специальных заданий, выявляющих причины трудностей с учебой и поведением.

Главный принцип нейрокоррекции – обратный онтогенез. Это понятие означает, что нейропсихолог как бы возвращает ребенка к его более раннему детству и «запускает» те мозговые структуры, которые в то время по каким-то причинам «дали сбой».

При нейрокоррекции используется комплекс двигательных заданий и дыхательных упражнений, основанный на тех движениях, которые характерны для детей первого года жизни. Программа состоит из трех этапов:

·       Восполнение энергетического потенциала. На этом этапе врач устраняет такие проблемы, как безынициативность, плохая память, слабое внимание, резкие перепады настроения, быстрая утомляемость.

·       Следующий этап направлен на развитие сенсомоторной и двигательной координации, представлений о пространстве, сенсорного восприятия, чувства ритма, памяти.

·       На заключительном этапе ребенок обучается планированию и самоконтролю, следовать правилам, соблюдать границы, действовать по определенному алгоритму.

Нейрокоррекция по времени занимает от нескольких месяцев до нескольких лет, все зависит от тяжести случая. Родителям нужно понимать, что первое время может наблюдаться резкое ухудшение поведения и успеваемости ребенка, но вскоре все придет в норму. Это нормальная реакция мозга на протекающие в нем изменения. Необходимо, чтобы ребенок привык мыслить и действовать по-другому.

Перед началом занятий нейропсихолог обычно направляет ребенка на консультацию к неврологу и педиатру. Она нужна, поскольку некоторые упражнения противопоказаны при патологии со стороны опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы (ЦНС). Врач должен дать полную информацией о здоровье малыша.

Нейропсихологическая коррекция

Нейропсихологическая коррекция (или, сокращенно, нейрокоррекция) – одно из эффективных направлений современной психологической коррекции. Это комплекс методик, которые применяются для преодоления отклонений и нарушений в развитии психических функций у детей. Программа нейропсихологической коррекции разрабатывается индивидуально для каждого ребенка на основе данных нейропсихологической диагностики. Нейропсихологическая коррекция условно делится на два неразрывно связанных компонента:

1.    Двигательная коррекция;

2.    Когнитивная, или познавательная коррекция.

Занятия включает в себя серию специальных двигательных и дыхательных упражнений (сенсомоторная коррекция) и когнитивные игры и задания, которые стимулируют у ребенка общую активацию и развитие высших психических функций. Для создания у ребенка устойчивой и позитивной мотивации занятия по нейрокоррекции проводятся в игровой форме.

Первый компонент - двигательная коррекция служит для стимуляции регуляции движений,

улучшения межполушарного взаимодействия развития пространственных представлений  детей.

Сенсомоторная коррекция через двигательные и игровые упражнения решает  следующие задачи:

1.      Ребенок учится чувствовать своё тело и пространство вокруг.

2.      Развивается   зрительно-моторная координация    (глаз-рука, способность точно  направлять движение, что важно при письме, и не только).

3.      Формируется правильное взаимодействие рук и ног.

4.      Развивается слуховое и зрительное внимание.

5.      Ребенок учится последовательно выполнять действия, разбивая его на ряд задач, и другие важные вещи.

В ходе коррекционных занятий в мозге происходят следующие процессы:

1.        Во-первых, развиваются двигательные зоны коры головного мозга, росту которых что-либо помешало на ранних этапах жизни ребёнка.

2.        Во-вторых, укрепляется связь между двумя полушариями мозга, необходимая для гармоничной мыслительной деятельности.

3.        В-третьих, движение способствует энергетической подпитке мозга, повышению умственной работоспособности и ускорению всех психических процессов.

Наконец, пока ребёнок приучается контролировать себя в движении, развиваются зоны его мозга, ответственные за планирование, программирование и контроль. Позже эти навыки пригодятся ребёнку в любой ситуации.

Движение – основа всех психических процессов, но жизнь не ограничивается одним только движением. Поэтому и работа нейропсихолога не ограничивается двигательной коррекцией.

Второй же компонент, когнитивная коррекция направлена на развитие познавательных навыков и преодоление его учебных трудностей ребенка.

Когнитивная коррекция представляет собой комплекс специальных психологических методик, направленных на восстановление и развитие высших психических функций и обучение ребенка контролю за своим поведением.

В когнитивной коррекции существуют определенные принципы:

Взрослый на себя берет функцию слабого звена. Если у ребенка проблемы с функцией регуляции и контроля - взрослый сначала проговаривает все, что за чем идет, но раз за разом все больше начинает выключаться из процесса. Затем функция проговаривания у ребенка отмирает и функцию проговаривания на себя берет внутренняя речь. То есть психолог работает в зоне ближайшего развития ребенка.

Работая со слабым звеном, мы работаем не с изолированной конкретной функцией, которая поражена, мы работаем с теми участками и с теми функциям, которые включены в поврежденную функцию. Пример: если у ребенка есть какие-либо речевые нарушения бесполезно заставлять его говорить и говорить. Можно подойти к речи через мыслительную или моторную функцию, через телесную терапию, через неречевой слух (музыка). Подойти через эмоциональный фактор, то есть вызвать положительное эмоциональное включение в процессе коррекции. Таким образом, развитие эмоциональной сферы, если она западает, является первоочередной задачей коррекции, потому что эмоции как бы подпитывают познавательную деятельность ребенка.

Ребенок не объект коррекции, а субъект коррекции и не надо его брать как обезьянку в зоопарке и вдалбливать ему какие-то прописные истины. Основная задача - в процессе коррекции сделать так чтобы ребенок мог самостоятельно справляться с заданием, пусть это будет самое легкое задание, но важно, чтоб он его смог сделать сам. Если он его делает сам – то повышается интерес и повышается мотивация.

Постепенно, двигаясь от простого к сложному, опираясь на то, что у ребёнка получается, специалист изучает и прорабатывает все его трудности.

Через специально составленный и подобранный комплекс двигательных и когнитивных упражнений специалист-нейропсихолог последовательно активирует каждую зону мозга ребенка. Эти упражнения движения глаз, совместные движения рук и ног, раскачивания, ползание повторяют естественные движения, которые совершает нормально развивающийся младенец. Когда ребенок осваивает их, структуры его мозга, наконец, начинают работать в той последовательности, в которой должны были с момента

Для того, чтобы метод приносил результаты, все двигательные упражнения должны выполняться тщательно, в строгой последовательности и обязательно в сочетании с когнитивными упражнениями, индивидуально и под контролем специалиста. Только тогда они становятся базой для активации высших психических функций - эмоций, восприятия, внимания, памяти, мышления, процессов саморегуляции и др.

Через управление своим телом и своими движениями, овладение когнитивными функциями ребенок получает возможность преодолеть неадаптивные особенности своего развития, трудности в школьном обучении, трудности саморегуляции и детские поведенческие проблемы. Ребенок обретает способность контролировать психическую деятельность, у него формируется зрительное и слуховое восприятие, а выявленные ранее нарушения психических функций корректируются.

В рамках нейропсихологической коррекции предусмотрено выполнение ребенком несложных домашних заданий и соблюдением родителями рекомендаций специалиста.

Шишенко Антон Борисович, Основатель и Руководитель Профессионального развивающего пространства для детей и взрослых «Центр развития человека: Школа Будущих Космонавтов».

Нейропсихолог. Педагог раннего развития. Педагог по физической культуре. Тренер Федерации Вовинам Вьет Во Дао (Российский союз боевых искусств).

Сертифицированный специалист: Медицинского лечебного массажа (неврологического, с мануальной терапией). Кинезиотерапии. ЛФК. LBP-мозжечковой стимуляции (Доктрина, СПб). БОС-терапии (МЗ, Москва).

Научной фитотерапии (РУДН, Москва. Член Общества фитотерапевтов г. Москва). Электронейростимуляции (РУДН, Москва).


 

Скачано с www.znanio.ru

ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ ДЕТСКАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ

ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ ДЕТСКАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ

Детский нейропсихолог занимается: · диагностикой уровня развития ребенка; · коррекцией проблем, связанных с развитием; · помощью в адаптации или с усвоением информации, а также реализацией…

Детский нейропсихолог занимается: · диагностикой уровня развития ребенка; · коррекцией проблем, связанных с развитием; · помощью в адаптации или с усвоением информации, а также реализацией…

Таким образом, специалисту нужно понять, что происходит с ребенком (к примеру, при задержках межсистемной перестройки функции слуха или моторики - страдает речь) и на каком…

Таким образом, специалисту нужно понять, что происходит с ребенком (к примеру, при задержках межсистемной перестройки функции слуха или моторики - страдает речь) и на каком…

Показать ребенка детскому нейропсихологу нужно в следующих случаях: · ребенок не может контролировать себя, «не слышит» замечаний взрослых; · его поведение взрывное, импульсивное; · ему…

Показать ребенка детскому нейропсихологу нужно в следующих случаях: · ребенок не может контролировать себя, «не слышит» замечаний взрослых; · его поведение взрывное, импульсивное; · ему…

Диагностика нарушений в развитии проводится детским нейропсихологом в соответствии со следующими этапами: · исследование функциональных нарушений мозга; · определение особенностей физического развития; · тестирование уровня…

Диагностика нарушений в развитии проводится детским нейропсихологом в соответствии со следующими этапами: · исследование функциональных нарушений мозга; · определение особенностей физического развития; · тестирование уровня…

Как работает нейропсихолог с детьми?

Как работает нейропсихолог с детьми?

Сенсомоторная коррекция через двигательные и игровые упражнения решает следующие задачи: 1

Сенсомоторная коррекция через двигательные и игровые упражнения решает следующие задачи: 1

Ребенок не объект коррекции, а субъект коррекции и не надо его брать как обезьянку в зоопарке и вдалбливать ему какие-то прописные истины

Ребенок не объект коррекции, а субъект коррекции и не надо его брать как обезьянку в зоопарке и вдалбливать ему какие-то прописные истины
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2023