Формирование читательской грамотности в инклюзивных классах начальной школы с детьми с ОВЗ (ЗПР)

  • Семинары
  • docx
  • 20.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Приемы , методы работы с детьми с ОВЗ
Иконка файла материала Из опыта работы по формированиею читательской грамотности.docx

Тема «Формирование читательской грамотности в инклюзивных классах начальной школы с детьми с ОВЗ (ЗПР)»

 

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов

 

Автор: Устьянцева Галина Васильевна, учитель начальных классов

 

Уважаемые коллеги!

Хочется напомнить, что все больше детей с овз поступает в школы. И нам необходимо понимать особенность каждого. Сегодня мы проведем несколько опытов, чтобы научиться понимать детей с овз.

1.     Опыт №1-просмотрвидеоролика с закрытыми глазами. Делимся своими впечатлениями. Делаем выводы: слабовидящие дети испытывают дискомфорт, трудности восприятия, если находятся в окружении зрячих и не находят поддержки. 

2.     Опыт №2- одевание и снятие пиджака с одной рукой (другая рука плотно привязана к телу.

3.     Опыт №3- Вырезание снежинки ножницами, когда несколько пальцев одной руки склеены скотчем. Выводы: Дети с физическими недостатками нуждаются в помощи при выполнении элементарных действий.

4.     Опыт №4- один человек выходит, а несколько человек разбивают фразу, которую необходимо донести , но у каждого своя роль: один не слышит, второй не видит, третий не говорит. Вывод: нужно учиться самим и обучать детей различным способам коммуникации.

2. Коррекционно-развивающие задачи урока – неотъемлемая часть урока в инклюзивном классе. Дети с особыми образовательными потребностями получают поддержку не только со стороны психолого-логопедической службы, но и непосредственно на уроках от учителя. Наиболее эффективным является мотивационный этап, этап урока, на котором происходит погружение в предмет, своего рода, ритуал. Так, на уроках литературного чтения я провожу языковые разминки. Это разучивание  скороговорок с движениями пальцев рук (в некоторых источниках - стихоритмика). Такие упражнения направлены не только на развитие фонетического слуха, развитие артикуляции, развитие памяти, но и на развитие мелкой моторики, которая (в свою очередь), связана с развитием речи и будет особенно полезна детям с дизартрией. А ещё это весёлая игра.

Приведу в пример некоторые упражнения:

Астра (щелчок пальцами правой руки), азбу- (щелчок пальцами левой руки), ка (хлопок перед собой), айва (руки опускаются и ложатся ладонями на парту на расстоянии ширины плеч),

Начи- (щелчок пальцами правой руки) нают-(щелчок пальцами левой руки) ся (хлопок перед собой) на А (руки опускаются и ложатся ладонями на парту на расстоянии ширины плеч),

И  (щелчок пальцами правой руки)   кончают- (щелчок пальцами левой руки)  -ся (хлопок перед собой)  на А (руки опускаются и ложатся ладонями на парту на расстоянии ширины плеч),

Астра (щелчок пальцами правой руки), азбу- (щелчок пальцами левой руки), ка (хлопок перед собой), айва (руки опускаются и ложатся ладонями на парту на расстоянии ширины плеч).

Или, к скороговорке:

Часовщик чинил часы, прищемил себе усы.

Пустит в ход колесики и прощай, волосики!

Подходят подражательные игре на фортепиано движения пальцами (нужно соблюдать условие: касаться парты каждым пальчиком отдельно, а не кистью).

На скороговорку Петра Синявского (кстати, у этого автора очень смешные стихи – «Скороболтушки» ):

Если с дерева упала макаронина,

Значит, эта макаронина - воронина,

Проворонила ворона макаронину,

Съела галка макаронину воронину.

На каждый ударный слог загибаем по одному пальчику в ладонь, помогая при этом указательным пальцем другой руки.

Двигательных упражнений всего три варианта, а скороговорки учим любые и подбираем наиболее удачные движения.

 

На уроках русского языка развиваем устную речь (хорошие упражнения с красочными иллюстрациями в электронном приложении к учебнику «Школа России»),

Развиваем внимание, зрительную память, отрабатываем орфографическую зоркость и технику чтения с помощью зрительных диктантов Федоренко. Дидактический материал представляет собой презентацию, на слайде высвечивается предложение, задерживается на несколько секунд, чтобы дети успели прочитать, сменяется на пустой слайд (в это время дети записывают предложение к себе в тетрадь). В методических рекомендациях указано, что для получения положительного результата заниматься диктантами нужно в системе. Презентации составлены по нарастающей сложности: предложения на слайдах каждого занятия длиннее предыдущих.

 

3. Из опыта работы коллеги,Тишиной Татьяны Александровны;

В своей практике я столкнулась со следующими проблемами:

- дети имеют низкую скорость чтения;

- зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;

- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;

- затрудняются кратко пересказать содержание.

И так возникает серьезное противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объем информации, с другой стороны, наши дети мало читают, не обладают читательской грамотностью.

 Что же такое грамотность?  Грамотность – степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека.  

А что же такое читательская грамотность?

Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять  над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы   расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

    Особенности   формирования читательской грамотности:

1. Формирование навыка чтения. Оно строится на

-умении правильно прочитывать слова;

-понимать смысл текста;

-выразительно читать;

 

2. Овладение техникой чтения.

 

3.Формирование читательских интересов.

 

Сегодня    я продемонстрирую вам разные виды заданий и упражнений, которые я использую  в своей работе. Они помогают моим ученикам улучшить навык чтения, стимулируют  их к познавательной и творческой активности,  способствуют формированию читательской грамотности.

            Задания для 1 класса (на уровне слова)

1.Найди и прочитай 6 слов, начинающихся с буквы А АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ

Найди и прочитай 6 слов, в которых все буквы А СТАКАНАТАКАРТАЛАНТАРАКАНСАМБЛЬ

Найди и прочитай 8 слов, в которых все буквы О МОЛОКОКНОСОРОГОЛОСОКОЛОКОНТРОЛЬ

2.Прочитай слова без лишнего слога

тюсалень  леонапард  лягушлика  дязател  инжидюк кастфурюля  скотывородка  повабурёшка  серчавиз кадыпуста  уктюроп  петщерушка  саголат  ребядис пефонал  карерандаш  альцыбом  ручщока  портрыфель косдятюм  брюлаки  плавытье  футсыболка  юблика сажипоги  туфдули  тапчуки  ботинрыки  сандапели метцыро  автомобус  трамрявай  тролфилейбус  такфуси строикутель   профодавец   кондимытер    офижуциант

3.Читай только первые слоги. Какие слова получились?

 канат  лентяй  дача рисунок сани  ракета  фантазия концерт  феникс  тарелка фикус  аллея  карандаш таблетка  лимон  царевна кабинет  пират  танцы калина  лейка  доска  коптильня театр  леопард  фонтан шахтёр  магазин  тысяча соловей  барабан  камень

4.В каждой строчке найди 5 слов ркошкатигрппедкенгурунблраепетухимтоьлбттрговерблюдмнгщ фыкивишнявапроапельсинлдсмисливапролдвиноградукенгшщзл ялыжичсмитьконькиблпафымячвапроклюшкалджфобручывапры ййцукнигафыважурналпролдгазетажэерадиольтелевизорячсмить бфывиндюкайцуклебедьенгшпопугайщзхкукушказщшгдятелнеэъ чсученикавмдевочкапимраршкольниккнгмальчиккшцщребёнокц итвстречаииоопздоровьещасчастьедрадостьбаьисрпраздникцвгцю

5.Слово упало и разлетелось на кусочки. Помогите - вновь из букв его сложите:

оядлео                лушкяга              змлнеякиа       фрноаь               сзтекроа              пиодмор сзакка                уебинчк               пдосонулх  кхнуя                 склоьуса              сжнниека птальо                иукгшри              бдлеуьзор пгоири               пкудоша              согеивнк алатс                  мреавуй               пцогвуиа

Если детям трудно составлять эти слова, можно начинать это упражнение с подсказкой.

6.Прочитай слова, вернув буквы на место.

Мы обычные слова,

 Всех нас знает каждый.

 Мы содержим буквы А

 Трижды или дважды

Иногда всего одну

(Только не в начале).

Но сегодня  - ну и ну!-

Все они сбежали.

 слт        сткн       звтрк         крн бнн       срфн      квдрт        ткнь прд       брбн      мскрд        флг хлт        крмн     крндш       мрт       бгж       тркн      пргрф        зкз       срй        клсс      крнвл        пнм брн       шлш      згдк           пст кнт        стрт      срнч          тхт плт        скзк      тлнт          плн

 

Задания для 2 класса (на уровне предложения)

1.      Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадки и отгадайте.

 L O R F S Д Q И W G Н Z h К U O L t C V F Т S R Ё G P Z L Y B W J Е S N C F Ь G S M Z N И Y W P R L C J f O S Y Г Q W P E Z U B L G A R t S E J U T

Один костёр  - весь мир согревает. ( Солнце)

U F T Q W E R Б LV E N J Д S Z A h Y H t Z O L A R W Q Л J S Ю Y F Д h N И R П L V O t Л W Y Ь Q З G У S F Ю Z R T J C U W Я S

Тебе дано, а люди пользуются. (Имя)

F C R N H U t E V Б W Q A Z З h B R E Y З L G Д V O S N Й W B R J Л Q t A U Q Д L J O V Z Ш R Y K S G У Z B N h O S J Д U W O L V G Й

С неба - звездой, в ладошку - водой. (Снежинка)

L H F U h A V Q T S K Z t Ё R T G J F C Y Z Я L W Д h Z E V Q T R t И R Д F L W O U h Б Z J Ы Y L Ч V h И F J Ж R Д S G Ё N T S

 Наткёт, сядет и добычи ждёт. (Паук)

2.Читай предложения наоборот справа налево:

вомодхашырк ан илсивопикьлусосеикьненот икниженсеиконидотюадапабеногонрумсап с яьтсилеинделсопилтселбаззёребяьчус ан имактеномимытолоз

3.Прочитай поговорку правильно (сосредоточься на смысле поговорки):     Дерево живёт друзьями, а человек корнями.

Труд портит, а лень - кормит.

За одним зайцем погонишься – двух поймаешь.

Один раз отмерь – семь раз отрежь.

У короткого языка – длинный ум.

Без пирога теста не испечёшь.

Что написано топором, не вырубишь пером.

Птичке клетка дороже золотой ветки.

 4.Одна буква изменила смысл всей пословицы, найди ошибку и прочитай правильно.

По печи узнают человека.

Терпенье и прут всё перетрут.

Здоровому - грач не нужен.

Торопливый человек дважды одно тело делает.

Старый круг лучше новых двух.

Ус - хорошо, а два лучше.

Труд кормит, а пень портит.

Лес рубят – кепки летят.

 Здоровье дороже молота.

Два сапога – тара.

Не руби лук, на котором сидишь.

Слезами морю не поможешь.

Смелость борода берёт.

Совесть без дубов, а загрызёт

 

Задания для 3-4 класса (на уровне текста)

  Работа с деформированными текстами. Вызвать интерес - далеко не единственная задача этих упражнений. Вспомните момент, когда вам приходилось подниматься в гору с тяжелой ношей. Вы очень устали, осталось пройти совсем маленькое расстояние. И кто-то вдруг вам помогает, берет у вас ношу. Остаток расстояния вы преодолеваете, словно на крыльях. Именно так чувствует себя ребенок, когда переходит от чтения деформированных текстов к обычным. Ребенку легко читать, он чувствует связь между словами, охватывает все предложение целиком.

1.Использование принципа решения анаграмм   для прочтения завершенных коротких текстов. Напомню, что смысл анаграммы в том, чтобы переставить буквы или звуки в слове, чтобы получилось другое слово.

                                                   мосКос

  кеРаты  таюлет  в  москос.  Я  чоху  теполеть  к  зёвдамз  и  назуть:  мат  дюли  лии  тен.

чаМет

ыМ  с  лоКей  милюб  троисть  букики  и  течмать: но – о  роме,  я  -  о  бене.  нО  дубет  корямом,  а  я  комлётчи.

маЗи

лашПри  миаз.  лисьПопасы  с  бане  тыешипус  кижинсен.  лымБе  ровком  лигел  ино  ан  ляпо ,  ан  ширык  модов.  верЗаскал  ан  целнсо  сел.  перьТе  ножмо  тьдихо  ан  жахлы,  габеть  ан кахнько оп  дуль.  рошоХо  мойзи!

 2.Вставь подходящие по смыслу слова.

Скворец.

В комнату=== кот. В зубах у кота ====скворец. Коля === у него птичку. Мальчик =====раненое крылышко. Потом Коля =====скворца на волю. Слова для справок: подлечил был выпустил вбежал отнял  

Кот Васька.

Кот Васька ====на дереве гнездо. Он быстро==== к гнезду. Старый дрозд ===злодея и ====Ваську в лоб. ===== кот и  ==== с дерева.

Слова для справок: полез спрыгнул увидел испугался заметил клюнул

3. Прочитать текст и ответить на вопросы

Чайки.

Животные газет не читают, радио не слушают, телевизор не смотрят и  Интернетом не пользуются, а погоду на завтра знают. Опытные моряки говорят: «Чайка ходит по песку, морякам сулит тоску» Это значит, что приближается сильная буря. Чайки чувствуют приближение шторма и не летят в море искать пищу. Они ходят по песку и жалобно кричат.

·         Вопросы  для контроля:                                                                 

·         Что умеют животные?                                                                           

·         Закончите морскую пословицу: «Чайка ходит по песку,     морякам сулит….»                                                                                      

·         Что не делают чайки, когда приближается сильная буря?                

Вулкан

Извержение вулкана угрожает не только потоками расплавленной лавы. Иногда от неё можно уйти спокойным шагом. Из жерла вулкана вылетают куски камня – вулканические бомбы, вырываются ядовитые газы. Миллионы тонн вулканического пепла поднимаются в небо и засыпают всё вокруг. Извержение крупных вулканов влияет на климат всей планеты. Почему же люди селились в таком опасном месте? Оказывается, на вулканическом пепле хорошо растут растения. В Исландии около ледяной пустыни раскинулась волшебная зелёная равнина. Её согревают гейзеры-фонтаны горячей воды. А ещё в этой стране, лежащей за полярным кругом, выращивают южные фрукты. Ананасов здесь собирают больше, чем в Греции.

·         Вопросы  для контроля:                                                                     

·         Чем угрожает извержение вулкана?                                                

·         Что вылетает из жерла вулкана?                                                        

·         Почему же люди селились в таком опасном месте?                      

·         Что такое гейзеры?                                                                              

·         В какой стране ананасов выращивают больше, чем в Греции?        

Отдельно мне хочется выделить приём синквейн.    Пишется синквейн  по определённым правилам:

 1строчка - это существительное. Тема, о которой пойдёт речь.

2строчка – это два прилагательных или причастий, описывающих предмет.

3строчка – это три глагола, которые описывают действия предмета по выбранной теме.

4строчка – это фраза, которая показывает отношение автора  к теме.

5строчка – это  существительное, которое  ассоциируется с темой синквейна.

 Составление синквейна – это полезная весёлая игра, которая   обогащает словарный запас, развивает речь и мышление, а также хороший способ контроля и самоконтроля.  Работать с этим приёмом я начала уже  в 1 классе.

Синквейны можно составлять по прочитанным сказкам, рассказам, стихотворениям.   Начинать составление синквейна надо с самого простого:

ü  по заданной теме

чтение

интересное  увлекательное

 помогает  учит развивает

 Кто много читает, тот много знает.

 Знание

ü  по стихотворению

Льётся он косой стеной

И стучит по нашим окнам.

 Этот дождик проливной.

А в саду беседки мокнут.

Лист осенний долго кружит,

Чтоб потом спуститься в лужу.

С мамой мы пошли гулять.

Стал он землю поливать.

Поливал да поливал –

Всех под зонтики загнал.

дождик

проливной холодный

капает стучит моросит

Дождь – это когда осень плачет.

 грусть

ü  по загадке

Говорит  она беззвучно,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней

– Станешь вчетверо умней.

книга

полезная  интересная

учит помогает советует

 Книга – лучший друг.

Библиотека

 

Применяя  в работе данные приёмы и упражнения, отмечаются следующие преимущества:

·          учащиеся  учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;

·         увеличивается интеллектуальный потенциал  учащихся, расширяется их словарный запас;

·         совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;

·         вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;

·         обостряется любознательность, наблюдательность;

·         развивает активное слушание;

·         повышается самооценка.

 

 Всё это способствует повышению уровня  читательских умений и  формированию читательской грамотности младших школьников.


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также