План
Этап формирования предпосылок систематического изучения нарушений письменной речи
Этап построения монофакторных моделей дислексии и дисграфии
Этап создания полифакторных моделей дислексии и дисграфии
Этап моделирования экосистемы дислексии
Литература
1. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей/ А.Н. Корнев. – СПб.: Речь, 2003. – С. 39-49.
2. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., перераб. И доп. – М.: ВЛАДОС, 2004, - С.459-470.
3. Русецкая М.Н. Стратегия преодоления дислексии учащихся с нарушениями речи в системе общего образования./ автореферат диссертации на соискание ученой степени д.п.н.. – М., 2009
1.Предпосылки систематического изучения нарушений письменной речи
Нейрофизиологические теории
О рефлекторной деятельности спинного мозга
О физиологии нервной системы человека
Концепция единства организма и внешней среды (И.М. Сеченов, 1863)
1.Предпосылки систематического изучения нарушений письменной речи
Локализация высших психических функций в коре головного мозга (Дакс, 1836; П. Брока, 1861; К. Вернике ,1874
Открытие рефлекторной дуги (И.П. Мюллер, 1833; И.М. Сеченов, И.П. Павлов)
Теория слуха (Г. Гельмгольц, 1863)
Классификация звуков речи (Ф. Соссюр, 1878)
Теоретическое определение морфемы и фонемы (И.А. Куртене, 1895, 1899; Л.В. Щерба, 1909)
Конец XIX – начало XX века
Этап формирования предпосылок систематического изучения нарушений чтения и письма
Первоначально данные нарушения рассматривались как одно из проявлений афазии и связывались с дисфункцией зрительных зон коры головного мозга
1896 (V. Morgan) выделил нарушения чтения и письма в качестве самостоятельной проблемы
Этап построения монофакторных теорий дислексии и дисграфии
1877 г. А. Куссмауль предлагает классификацию речевых нарушений, в которой впервые нарушения чтения и письма обозначены как самостоятельные формы речевой патологии (введен термин «алексия»)
Впервые предложил использовать термин дислексия R. Berlin вместо «лексическая слепота»
Теория дефицита зрительной сферы
Сужение полей зрительного восприятия
Замедленность зрительного узнавания букв и слов
Нарушения зрительной памяти
Нарушение движений глаз
Р.А. Ткачев – нарушение становления связей между буквами и звуками в силу слабости ассоциативных связей между зрительными (буквы) и слуховыми (звуки) образами
S.Orton (1925)
Несформированность доминантности полушарий, что проявляется в перекресной и левосторонней латерализации в зрительной, слуховой и моторной сферах.
Нарушения письма, чтения и устной речи Orton объединил в одно функциональное нарушение неврологического происхождения – «стрефосимболию»
М.Е. Хватцев (1958)
Нарушения письменной речи рассматривал как «речевые расстройства на почве органических нарушений коры головного мозга», проявляющиеся в зрительно-речевой агнозии
Теория фонологического дефицита (Р.Е. Левина)
Концепция общего недоразвития речи, согласно которой нарушения письма и чтения трактуются как результат устноречевой неподготовленности ребенка к обучению грамоте
Успех овладения письменной речью во многом зависит от сформированности звукового анализа и синтеза (Г.А. Каше, Т.Б. Филичева. Г.В. Чиркина, Л.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко, И.Н. Садовникова)
Создана целостная методическая система (Т.П. Бессонова, М.С. Грушевская, Л.В. Ефименкова, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова)
Дислексия и дисграфия включены в спектр речевых нарушений
Вывод
На этапе создания монофакторных моделей нарушений письменной речи причины таких патологий связывали с несформированностью ведущего фактора, которым и определяются механизмы нарушений и их патогенез
Большинство монофакторных моделей этого этапа укладывается в два направления: теорию зрительного дефицита или теорию речевого (в зарубежной литературе – фонологического) дефицита
2. Полифакторные модели нарушений чтения и письма (с 80-ых годов XX века)
Психолингвистическая теория речевой деятельности (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия. А.А. Леонтьев) позволила изучать нарушения чтения и письма с позиций деятельностного подхода. С точки зрения изучения текста, его структуры, законов функционирования и мозговых механизмов порождения и восприятия речи.
Лалаева Р.И.
в качестве причин нарушений письменной речи выделяет несформированность психических функций: устной речи, пространственных ориентировок, зрительного анализа и синтеза, а симптоматику дислексии связывает еще и с этапом овладения чтением.
А.Н. Корнев (1997-2006)
В медико-психологической модели дислексии автор акцентирует внимание на нарушениях церебральных процессов, обеспечивающих функциональный базис навыка чтения, и описывает нарушения письменной речи в составе патопсихологических синдромов
Положительное и отрицательное в полифакторных моделях
+ Нарушения письменной речи рассматриваются как следствие нескольких причин
- учет воздействия каждого из факторов в отдельности и практически не учитывается их взаимодействие между собой, влияние друг на друга
Полифакторность предполагает множественность сценариев развития дислексии и, соответственно, коррекционных маршрутов, выстраиваемых в зависимости от выраженности определенного патологического фактора
Этап моделирования экосистемы нарушений чтения и письма (J. Nickolson, M. Snowling, 2004)
Ведущая роль отводится социокультурным факторам развития ребенка
Предполагает создание условий, максимально отвечающих особым образовательным потребностям ребенка с дислексией или дисгарфией, обеспечивающим возможность его полноценной социализации
Современные отечественные исследования нарушений письменной речи
Мозговые механизмы процессов чтения и письма в афазиологии (М.К. Шохор-Троцкая, Л.С. Цветкова, Т.В. Ахутина)
Патопсихологические и психофизиологические исследования детей с трудностями обучения, указывающие на морфофункциональную незрелость коры головного мозга, как причину нарушений чтения и письма (М.М. Безруких. А.Н. Корнев, В.А. Калягин)
Современные отечественные исследования нарушений письменной речи
В рамках нейропсихологии индивидуальных различий описана роль межполушарного взаимодействия в обеспечении процессов чтения и письма
Отмечается временной фактор становления латерального профиля как детерминанта успешности овладения письменной речью
Имеются указания на особую роль мозжечка в возникновении нарушений чтения и письма (M. Snowling)
Генетические исследования
Нарушения в строении хромосомы 6р, которые, по мнению ученых, запускают патологически замедленный тип миелинизации нейронов головного мозга, приводят к возникновению дислексии и дисграфии (J. Stein)
Вывод
В рамках описанных выше этапов осуществлено фундаментальное исследование дисграфии и дислексии, как варианта речевого нарушения.
Заложены методологические основы, обеспечивающие описание механизмов дислексии и дисграфии
Создана методическая система преодоления нарушений чтения и письма, их диагностики и профилактики
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.