Логопедическая игра в системе педагогических методов
Оценка 4.8

Логопедическая игра в системе педагогических методов

Оценка 4.8
Семинары
docx
дефектология
Детсад
02.02.2024
Логопедическая игра в системе педагогических методов
В статье представлен обзор классификаций игр, описанных в трудах таких ученых, как П. Ф. Лесгафт, Н. К. Крупская, С. А. Шмаков, С. Л. Новоселова, рассматривается использование понятия «логопедические игры» в практике современной российской логопедии.
Логопедическая игра в системе педагогических методов.docx

Логопедическая игра в системе педагогических методов

 

Дошкольный возраст считается сенситивным периодом для формирования личности, приобретения навыков, а также временем для познания нового и интересного. Всему этому способствует игра как основной вид деятельности ребенка.

Выполняя функцию обучения, игра служит одним из основных средств развития речи детей. Она помогает усвоению и закреплению знаний. Использование игры повышает интерес детей к речи, развивает сосредоточенность, обеспечивает усвоение речевого материала.

Проблеме игры детей дошкольного возраста посвящены многие исследования. Одни из них направлены на изучение теории ролевой творческой игры, другие определяют особенности, место и значение дидактических и подвижных игр. Третьи раскрывают значение игры в художественном воспитании детей.

Так, например, П. Ф. Лесгафт разделил детские игры на две группы: имитационные (подражательные) и подвижные (игры с правилами).

Н. К. Крупская детские игры также разделяла на две группы: творческие (придуманные самими детьми) и игры с правилами.

Известный отечественный исследователь феномена игры С. А. Шмаков за основу классификации предложил взять человеческую деятельность, которую отражают детские игры, базовые виды, которые они моделируют. С одной стороны, такая деятельность – это досуг (собственно игра), познание, труд, общение, с другой стороны – это психологическая интеллектуально-творческая и социальная деятельность [Горина 2014: 63].

С. Л. Новоселова, в свою очередь, предложила классификацию, в основе которой лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры.

В практике ДОО (дошкольных общеобразовательных организаций) наиболее популярной и удобной является классификация, в которой выделяют две группы игр: творческие игры и игры с правилами.

Приведенные выше виды игр чаще всего используются в традиционной педагогике. Такой вид игр, как логопедические в традиционной педагогике не выделяется. Но в логопедической работе существует понятие «логопедическая игра». Это понятие появилось не так давно и до сих пор не имеет точного толкования. Иногда под логопедическими играми понимают все игры, которые используются в традиционной педагогике и применяются в логопедической работе, часто понятие «дидактическая игра» подменяется понятием «логопедическая игра».

Так, Л. Г. Атаманова, не давая определения «логопедическая игра», понимает под логопедическими играми самые разнообразные задания и упражнения, прямо или косвенно способствующие развитию речевых навыков. Все игры она разделяет на следующие группы: игры на развитие мелкой моторики, игры на развитие звукового восприятия, игры на обогащение словарного запаса, игры на развитие грамматического строя речи [Атаманова. Электронный ресурс].

Е. Г. Шелест, также не давая определения, но выделяя понятие «логопедические игры», делит их на 4 группы:

Подготовительные игры, предназначенные для подготовки органов речи и слуха ребенка к восприятию правильного звука и к правильному артикуляционному укладу, необходимому для его воспроизведения, т.е. игры на развитие дыхания и голоса.

На первом месте, по мнению автора, стоят игры по развитию слуха. Подбор игр идет в строгой последовательности: сначала – для развития слухового внимания, т.е. умения различать неречевые звуки по их звукочастотным свойствам; затем – для развития речевого слуха, т.е. умения ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего; и лишь после этого следует переход к развитию фонематического слуха, т.е. умению слышать составные части слова.

Для вызывания правильного артикуляционного уклада необходимого звука требуется координированная, четкая работа всех подвижных частей артикуляционного механизма: языка, губ, нижней челюсти, мягкого нёба.

Полезными на данном этапе Е. Г. Шелест считает игры-драматизации и игры на развитие звукового восприятия [Шелест 2017].

Игры для формирования правильного звукопроизношения, предназначенные для механической постановки звука.

Данный вид игр построен на методе подражания [Шелест 2017]. Игры по дифференциации и автоматизации поставленных звуков, предназначенные для сочетания общеобразовательных методов с коррекционными. Например, подбирается текст с учетом одновременного закрепления правильного звука в речи ребенка, а на прогулках включаются игрыхороводы, в которых дети, вместе повторяя слова игры, должны одновременно с правильным произношением соблюдать ритм и темп движения, задействовав одновременно органы артикуляции и крупную моторику.

Игры как помощник социализации ребенка в обществе, предназначенные для развития коммуникации логопата со сверстниками [Якунина 2013].

На наш взгляд, не все игры, выделенные автором, можно отнести к логопедическим играм, но эта классификация заслуживает внимания.

 За основу логопедической игры возможно выбрать другой вид, например, дидактический. Это обуславливается наличием у дидактической игры двух целей: обучающей, которую преследует педагог, и игровой, ради которой действует ребенок. Эти две цели дополняют друг друга и обеспечивают усвоение программного материала, в том числе и логопедического.

Как видно из представленного обзора, понятие «логопедические игры», крайне важное в логопедической практике, до сих пор не имеет четкого определения, следовательно, заслуживает более серьезного и длительного обсуждения и терминологического внедрения в профессиональный обиход.

 

Список использованных источников

1. Атаманова Л.Г. Логопедические игры. Социальная сеть работников образования. [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/shkola/materialy dlyaroditelei/library/2015/11/03/logopedicheskie-igry-na-kuhne

2. Горина Л.В. Дошкольная педагогика. Игра как ведущая деятельность дошкольников // Саратов: ИЦ «Наука», 2014. 92с.

3. Шелест Е.Г. Использование игры в логопедической работе с детьми. [Электронный ресурс]. URL:http://logopedy.ru/portal/logopeduseful/167-game-in-work.html

4.Якунина О.В. Развитие через театральную деятельность коммуникативных навыков старших дошкольников с нарушениями речи. Проблемы онтолингвистики-2013: Материалы международной научной конференции 26-28 июня 2013г., Санкт-Петербург. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. С.516-521.


 

Скачано с www.znanio.ru

Логопедическая игра в системе педагогических методов

Логопедическая игра в системе педагогических методов

В практике ДОО (дошкольных общеобразовательных организаций) наиболее популярной и удобной является классификация, в которой выделяют две группы игр: творческие игры и игры с правилами

В практике ДОО (дошкольных общеобразовательных организаций) наиболее популярной и удобной является классификация, в которой выделяют две группы игр: творческие игры и игры с правилами

Для вызывания правильного артикуляционного уклада необходимого звука требуется координированная, четкая работа всех подвижных частей артикуляционного механизма: языка, губ, нижней челюсти, мягкого нёба

Для вызывания правильного артикуляционного уклада необходимого звука требуется координированная, четкая работа всех подвижных частей артикуляционного механизма: языка, губ, нижней челюсти, мягкого нёба

Список использованных источников 1

Список использованных источников 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2024