Из опыта работы: "Организация коррекционно-развивающих занятий с детьми раннего возраста с расстройствами аутистического спектра"
Оценка 5

Из опыта работы: "Организация коррекционно-развивающих занятий с детьми раннего возраста с расстройствами аутистического спектра"

Оценка 5
Семинары
docx
дефектология +1
1 кл—3 кл
22.03.2024
Из опыта работы: "Организация коррекционно-развивающих занятий с детьми раннего возраста с расстройствами аутистического спектра"
В Пункте ранней помощи осуществляется психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с РАС, создаются условия, обеспечивающие полноценное психическое развитие каждого ребенка средствами диагностики, консультирования, просветительской и коррекционно-развивающей работы.
Организация коррекционно-развивающих занятий с детьми раннего возраста с РАС.docx

Организация коррекционно-развивающих занятий с детьми раннего возраста с расстройствами аутистического спектра

 В настоящее время детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) требуется особый подход, необходимо понимать, что каждому ребенку нужно создавать благоприятные условия для его развития, которые будут учитывать его индивидуальные особенности и потребности.

В Пункте ранней помощи осуществляется психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с РАС, создаются условия, обеспечивающие полноценное психическое развитие каждого ребенка средствами диагностики, консультирования, просветительской и коррекционно-развивающей работы.

 Основной целью психолого-педагогической диагностики является раннее выявление индивидуально-психологических особенностей развития обследуемого ребенка (личностных и интеллектуальных).

 Психолого-педагогическое обследование детей раннего возраста проводится поэтапно.

Этап 1. Специалист проводит краткую беседу с родителями, выслушивая и фиксируя первые жалобы.

Этап 2. Собираются анамнестические сведения о развитии ребенка: условия воспитания в младенческом и раннем возрасте, понимание родителями проблем развития ребенка.

Этап 3. Посвящен обследованию ребенка: изучается уровень познавательного и речевого развития.

Этап 4. Составляется индивидуальная программа ранней помощи и сопровождения ребенка и его семьи.

 Специалистами Пункта ранней помощи был сформирован диагностический инструментарий для определения уровня познавательного развития детей раннего возраста (от 1 года до 3 лет). Он состоит из 18 заданий, помогающих определить уровень сформированности мелкой моторики, познавательных психических процессов, речевого развития, понимания обращенной речи. Обследование по данному диагностическому инструментарию проводится в течении двух, а иногда, и трёх занятий.

Психолого-педагогическая диагностика детей раннего возраста проводится при поступлении ребёнка в пункт ранней помощи и в конце учебного года. В конце учебного года делаются выводы о динамике в развитии ребёнка.

 Коррекционно-развивающая работа с детьми в Пункте ранней помощи осуществляется следующими специалистами: педагог-психолог, учитель-логопед, учителя-дефектологи.

Цель работы педагога-психолога — коррекция нарушений в развитии психических функций и эмоционально-волевой сферы; содействие оптимизации детско-родительских отношений.

Цель работы учителя-дефектолога – коррекция имеющихся у детей нарушений в развитии и обучение родителей игровым методам и приемам взаимодействия с детьми.

Цель работы учителя-логопеда – раннее выявление речевой патологии и коррекция речевых нарушений; активное включение родителей в коррекционно-развивающий процесс путем их целенаправленного обучения умению взаимодействовать со своими детьми.

 Коррекционно-развивающие занятия с детьми раннего возраста включают следующие направления:

1.     Развитие общей и мелкой моторики, формирование элементарных графомоторных навыков (массаж кистей рук при помощи массажных шариков Су-Джок, пальчиковая гимнастика, игры с крупой, нанизывание крупных бусин на веревочку, игры с кинетическим песком и т.д.).

2.     Сенсорное развитие (игры на формирование представлений о цвете, форме, величине предметов).

3.     Формирование предметной деятельности (игры на развитие различных действий с предметами (игры с мячами, куклами, машинами и т.д.).

4.     Формирование коммуникативных навыков (игры на взаимодействие, игры на выражение собственных эмоций вербальными и невербальными способами).

5.     Развитие речи (игры на развитие понимания речи, игры на расширение словарного запаса, игры для развития активной речи).

 

В 2023-2024 учебном году Пункт ранней помощи посещают 13 детей  раннего возраста. Некоторые дети уже пришли с заключением ПМПК, несмотря на ранний возраст, у остальных детей по результатам диагностики были выявлены следующие нарушения: признаки аутистического поведения, задержка речевого развития, задержка психического развития, один ребёнок с синдромом Дауна.

Адаптация детей при поступлении была разная. На начальном этапе некоторые дети посещали занятия специалистов совместно с родителями, кого-то из детей было легче привлечь к деятельности.

Обучение и воспитание каждого ребёнка проводится по Индивидуальной программе ранней помощи и сопровождения ребёнка и его семьи.

У большинства детей раннего возраста, посещающих Пункт, отмечаются следующие особенности в развитии:

недостаточное развитие общедвигательных и мелкомоторных навыков;

отсутствие указательного жеста и «щепотного» захвата предметов;

ограниченное (ситуативное) понимание обращенной речи (в основном, нуждаются в упрощении вопросов и инструкций к заданиям);

объем словарного запаса не соответствует возрасту;

общая осведомлённость об окружающем мире на низком уровне, знания фрагментарны;

наблюдаются нарушения эмоционально-волевой сферы;

результат деятельности может достигаться только при совместных со взрослым действиях.

А сейчас мы рассмотрим структуру коррекционно-развивающего занятия для детей раннего возраста:

1.     Организационный момент (приветствие с ребёнком, появление сказочного персонажа).

2.     Основная часть (беседа, проведение развивающих игр с ребёнком в соответствии с целью и задачами занятия).

3.     Заключительная часть (подвижные игры, физкультминутки, прощание с персонажем, консультирование родителей).

При планировании коррекционно-развивающего занятия с детьми раннего возраста необходимо учитывать следующее: важно соблюдать порядок предъявления игр и заданий. Последовательность заданий должна предполагать чередование видов деятельности и располагаться в порядке по принципу «от простого к сложному».

Одним из важных направлений деятельности Пункта ранней помощи является работа с родителями детей с РАС.

У многих родителей зачастую отмечается частичное отрицание существования проблем в развитии ребёнка, повышенная забота и навязчивая опека к своему ребёнку, «вера в чудо».

 И, чтобы помочь родителям преодолеть имеющиеся трудности и включить их в процесс решения коррекционно-воспитательных задач, специалистами Пункта ранней помощи осуществляется индивидуальное консультирование, помогающее научить эффективным способам взаимодействия с ребёнком, вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии, эмоционально поддерживать родителей и включать их в совместные с детьми мероприятия.

Таким образом, комплексная работа специалистов и привлечение родителей в коррекционно-развивающий процесс способствует положительной динамике в развитии ребёнка раннего возраста. В процессе обучения у детей развивается мелкая и крупная моторика, познавательные психические процессы, формируется понимание обращенной речи, а также происходит социализация детей в общество.

 


 

Организация коррекционно-развивающих занятий с детьми раннего возраста с расстройствами аутистического спектра

Организация коррекционно-развивающих занятий с детьми раннего возраста с расстройствами аутистического спектра

Коррекционно-развивающая работа с детьми в

Коррекционно-развивающая работа с детьми в

Адаптация детей при поступлении была разная

Адаптация детей при поступлении была разная

Таким образом, комплексная работа специалистов и привлечение родителей в коррекционно-развивающий процесс способствует положительной динамике в развитии ребёнка раннего возраста

Таким образом, комплексная работа специалистов и привлечение родителей в коррекционно-развивающий процесс способствует положительной динамике в развитии ребёнка раннего возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2024