Организация коррекционно-развивающих занятий с детьми раннего возраста с расстройствами аутистического спектра
В настоящее время детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) требуется особый подход, необходимо понимать, что каждому ребенку нужно создавать благоприятные условия для его развития, которые будут учитывать его индивидуальные особенности и потребности.
В Пункте ранней помощи осуществляется психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с РАС, создаются условия, обеспечивающие полноценное психическое развитие каждого ребенка средствами диагностики, консультирования, просветительской и коррекционно-развивающей работы.
Основной целью психолого-педагогической диагностики является раннее выявление индивидуально-психологических особенностей развития обследуемого ребенка (личностных и интеллектуальных).
Психолого-педагогическое обследование детей раннего возраста проводится поэтапно.
Этап 1. Специалист проводит краткую беседу с родителями, выслушивая и фиксируя первые жалобы.
Этап 2. Собираются анамнестические сведения о развитии ребенка: условия воспитания в младенческом и раннем возрасте, понимание родителями проблем развития ребенка.
Этап 3. Посвящен обследованию ребенка: изучается уровень познавательного и речевого развития.
Этап 4. Составляется индивидуальная программа ранней помощи и сопровождения ребенка и его семьи.
Специалистами Пункта ранней помощи был сформирован диагностический инструментарий для определения уровня познавательного развития детей раннего возраста (от 1 года до 3 лет). Он состоит из 18 заданий, помогающих определить уровень сформированности мелкой моторики, познавательных психических процессов, речевого развития, понимания обращенной речи. Обследование по данному диагностическому инструментарию проводится в течении двух, а иногда, и трёх занятий.
Психолого-педагогическая диагностика детей раннего возраста проводится при поступлении ребёнка в пункт ранней помощи и в конце учебного года. В конце учебного года делаются выводы о динамике в развитии ребёнка.
Коррекционно-развивающая работа с детьми в Пункте ранней помощи осуществляется следующими специалистами: педагог-психолог, учитель-логопед, учителя-дефектологи.
Цель работы педагога-психолога — коррекция нарушений в развитии психических функций и эмоционально-волевой сферы; содействие оптимизации детско-родительских отношений.
Цель работы учителя-дефектолога – коррекция имеющихся у детей нарушений в развитии и обучение родителей игровым методам и приемам взаимодействия с детьми.
Цель работы учителя-логопеда – раннее выявление речевой патологии и коррекция речевых нарушений; активное включение родителей в коррекционно-развивающий процесс путем их целенаправленного обучения умению взаимодействовать со своими детьми.
Коррекционно-развивающие занятия с детьми раннего возраста включают следующие направления:
1. Развитие общей и мелкой моторики, формирование элементарных графомоторных навыков (массаж кистей рук при помощи массажных шариков Су-Джок, пальчиковая гимнастика, игры с крупой, нанизывание крупных бусин на веревочку, игры с кинетическим песком и т.д.).
2. Сенсорное развитие (игры на формирование представлений о цвете, форме, величине предметов).
3. Формирование предметной деятельности (игры на развитие различных действий с предметами (игры с мячами, куклами, машинами и т.д.).
4. Формирование коммуникативных навыков (игры на взаимодействие, игры на выражение собственных эмоций вербальными и невербальными способами).
5. Развитие речи (игры на развитие понимания речи, игры на расширение словарного запаса, игры для развития активной речи).
В 2023-2024 учебном году Пункт ранней помощи посещают 13 детей раннего возраста. Некоторые дети уже пришли с заключением ПМПК, несмотря на ранний возраст, у остальных детей по результатам диагностики были выявлены следующие нарушения: признаки аутистического поведения, задержка речевого развития, задержка психического развития, один ребёнок с синдромом Дауна.
Адаптация детей при поступлении была разная. На начальном этапе некоторые дети посещали занятия специалистов совместно с родителями, кого-то из детей было легче привлечь к деятельности.
Обучение и воспитание каждого ребёнка проводится по Индивидуальной программе ранней помощи и сопровождения ребёнка и его семьи.
У большинства детей раннего возраста, посещающих Пункт, отмечаются следующие особенности в развитии:
недостаточное развитие общедвигательных и мелкомоторных навыков;
отсутствие указательного жеста и «щепотного» захвата предметов;
ограниченное (ситуативное) понимание обращенной речи (в основном, нуждаются в упрощении вопросов и инструкций к заданиям);
объем словарного запаса не соответствует возрасту;
общая осведомлённость об окружающем мире на низком уровне, знания фрагментарны;
наблюдаются нарушения эмоционально-волевой сферы;
результат деятельности может достигаться только при совместных со взрослым действиях.
А сейчас мы рассмотрим структуру коррекционно-развивающего занятия для детей раннего возраста:
1. Организационный момент (приветствие с ребёнком, появление сказочного персонажа).
2. Основная часть (беседа, проведение развивающих игр с ребёнком в соответствии с целью и задачами занятия).
3. Заключительная часть (подвижные игры, физкультминутки, прощание с персонажем, консультирование родителей).
При планировании коррекционно-развивающего занятия с детьми раннего возраста необходимо учитывать следующее: важно соблюдать порядок предъявления игр и заданий. Последовательность заданий должна предполагать чередование видов деятельности и располагаться в порядке по принципу «от простого к сложному».
Одним из важных направлений деятельности Пункта ранней помощи является работа с родителями детей с РАС.
У многих родителей зачастую отмечается частичное отрицание существования проблем в развитии ребёнка, повышенная забота и навязчивая опека к своему ребёнку, «вера в чудо».
И, чтобы помочь родителям преодолеть имеющиеся трудности и включить их в процесс решения коррекционно-воспитательных задач, специалистами Пункта ранней помощи осуществляется индивидуальное консультирование, помогающее научить эффективным способам взаимодействия с ребёнком, вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии, эмоционально поддерживать родителей и включать их в совместные с детьми мероприятия.
Таким образом, комплексная работа специалистов и привлечение родителей в коррекционно-развивающий процесс способствует положительной динамике в развитии ребёнка раннего возраста. В процессе обучения у детей развивается мелкая и крупная моторика, познавательные психические процессы, формируется понимание обращенной речи, а также происходит социализация детей в общество.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.