Особенности познавательной деятельности у школьников с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

  • Семинары
  • pptx
  • 15.04.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 820610.pptx

Особенности познавательной деятельности у школьников с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Особенности внимания

Особенности познавательной деятельности школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются в особенностях их внимания, которое отличается:
сужением объема;
малой устойчивостью;
трудностями его распределения;
замедленностью переключения.

Особенности памяти

Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) также отличается целым рядом специфических особенностей:
они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи;
позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений;
менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более высоком уровне.

Особенности ощущений и восприятия

Относительно сохранной у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывается чувственная ступень познания ― ощущение и восприятие. Но и в этих познавательных процессах сказывается дефицитарность:
неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений
нарушение объема и темпа восприятия, недостаточная его дифференцировка.
снижение цветовой чувствительности.

Особенности мышления

трудности установления отношений между частями предмета;
трудности выделения существенных признаков предмета и дифференциация их от несущественных;
трудности нахождения и сравнения предметов по признакам сходства и отличия;
слабости обобщения;
трудности понимания смысла явления или факта.

Особенности речевой деятельности

затрудняются выразить в речи имеющиеся знания, ответить на вопросы, самостоятельно построить рассказ (недоразвитие информационной стороны);
испытывают большие затруднения в передаче в речи чувств, отношения к предмету (недоразвитие выразительной стороны);
не могут с помощью речи побудить слушателей к желаемому говорящим поведению (недоразвитие регулятивной стороны);
бедность активного словаря;
примитивность письменной речи
испытывают значительные затруднения в установлении существенных признаков предметов, в отражении общих свойств явлений, в формировании понятий.
наблюдается несогласованность между речью и деятельностью, речью и поведением
страдает и содержание и форма выражения мыслей

Особенности моторной сферы

нарушения точной координацией мелких движений пальцев рук;
неловкость движений;
наличие синкинезий;
неустойчивость мышечного тонуса;
значительное недоразвитие тонких и точных движений;
трудности выработки сложных двигательных формул;
замедленность и напряженность, трудности переключения с одного движения на другое;
не развиты двигательные образы.

Особенности видов деятельности

Всем видам деятельности умственно отсталых присущи следующие недостатки:
1. Нарушение целенаправленности, которое во многом объясняется плохой ориентировкой в условии задачи, неумением преодолевать встречающиеся трудности, непониманием значимости результатов деятельности.
2. Трудность переноса прошлого опыта в новые условия.
3. Узость мотивации, возникающая вследствие низкого уровня осознания мотивов и целей деятельности; неустойчивость, скудность, ситуативность, одномоментность мотивов, а также неумение планировать свою деятельность и предвидеть ее результаты.
4. Недостаточное понимание словесной инструкции, низкая произвольность внимания, неспособность осознать содержание всей инструкции в целом и др.

Особенности обучения детей умственной отсталостью.

Целью коррекционно-воспитательной работы с детьми с легкой степенью умственной отсталости является обучение их доступным знаниям и социальное адаптирование к самостоятельной жизни.

Программы обучения умственно отсталых детей имеют свои специфические особенности.

Во-первых, это отбор материала с учетом его доступности и практической значимости для совершенствования речевой практики школьников. Умственно отсталые дети изучают элементарный языковой материал в самых минимальных пределах.

Во-вторых, программа с 1-го по 9-й класс построена на основе концентрического принципа размещения материала, при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сведений. Умственно отсталые дети с большими затруднениями усваивают сложные системы понятийных связей и легче — простые.

В-третьих, выделение пропедевтических периодов. Программа выделяет на всех этапах обучения подготовительные этапы, в течение которых у детей коррегируют недостатки прошлого опыта, готовят учащихся к усвоению следующих разделов программы

В-четвертых, замедленный темп прохождения учебного материала.
В-пятых, коррекционная и практическая направленность программного материала. По русскому языку в первую очередь проявляется в области речевого развития детей, т.к. важнейшая цель уроков русского языка - формирование речи как средства общения, как способа коррекции познавательной деятельности учащихся и облегчения их адаптации после окончания школы.

Развитие основных мыслительных операций:
- навыки соотносительного анализа;
-навыки группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
- умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;
- умение планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.

Работа учителя над развитием речи умственно отсталых учащихся сводится к решению следующих задач.

Изучение речевого развития учащихся. 
 Исправление дефектов речи и отработка произносительных навыков.
 Уточнение, обогащение, активизация словарного запаса. 
 Развитие умения грамматически правильно оформлять предложения.
Коррекция недостатков и развитие диалогической и монологической форм устной речи 
Вырабатывание умения связно и логично излагать свои мысли в письменной форме 


Спасибо за внимание!