Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья
Оценка 4.7

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья

Оценка 4.7
Лекции +2
pdf
дефектология +2
1 кл—9 кл
09.08.2024
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья
Материал предназначен ведущим семинара, практикума по вопросам психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОВЗ
Психолого-педагогическое сопровождение Бекетова О.Ю..pdf

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями

Бекетова Ольга Юрьевна,

учитель-логопед МБОУ «Лицей№ 1 г. Горно-Алтайска»

Игра “Поменяйтесь местами...”

те, кто:

     работает всю жизнь в одной образовательной организации;

     работает в настоящее время логопедом;

     работает в настоящее время дефектологом;

     любит свою работу;

     работает коррекционным педагогом уже больше 10 лет;

     мечтал быть педагогом с детства;

     кому интересно на курсах;

     кому хочется побыстрее покинуть аудиторию

Игра “Автомобиль”

Представьте образовательную организацию в виде автомобиля и себя частью автомобиля

Методика «Три шага»

Задание:


Подберите к термину

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

10 прилагательных по ассоциации.


Методика «Три шага»

Задание:

Оставьте 5 прилагательных

Методика «Три шага»

Задание: Оставьте только одно.

- Почему вы считаете это слово является

главным по отношению к инклюзивному образованию?

Кто осуществляет психологопедагогическое сопровождение детей с ОВЗ в образовательной организации?

https://www.youtube.com/watch?v= JA_tc2iPzFo

Психолого-педагогическое сопровождение ?

– это организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для дальнейшего успешного обучения и психологического развития каждого ребенка в образовательной среде

- комплексная технология психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и его родителям в решении задач, связанных с развитием, обучением, воспитанием, социализацией со стороны специалистов различного профиля, действующих согласованно - профессиональная деятельность взрослых, взаимодействующих с ребенком

в образовательной среде

Целью психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ является создание психологопедагогических условий для нормального и успешного развития, обучения ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

  Дети-инвалиды Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

– это дети от 0 до 18 лет, а так же молодежь старше 18 лет, имеющие временные или постоянные нарушения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для получения образования.

Дети-инвалиды

– к категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребёнка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения трудовой деятельности в будущем.

Обучающиеся с особыми образовательными потребностями

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. (ст. 11)

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

(ст. 2 пп. 16)

14

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Дети-инвалиды

Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ

«О ратификации Конвенции о правах инвалидов»

Лицо с инвалидностью

Лицо с ограниченными возможностями здоровья

16

Образование обучающихся с особыми образовательными потребностями

Статья 19. Образование инвалидов

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями

здоровья

17

КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Основные группы заболеваний и нарушений развития у детей с ОВЗ следующие:

-     Нервно-психические заболевания;

-     Заболевания внутренних органов;

-     Онкологические заболевания;

-     Поражения и заболевания органа слуха;

-     Поражение и заболевания глаз,

-     Хирургические заболевания и анатомические дефекты и деформации; - Эндокринные заболевания и другие

КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ

            с нарушениями слуха: глухие и слабослышащие;

            с нарушением зрения: слепые и слабовидящие;

            с нарушениями речи (ФФН);

            с тяжелыми нарушениями речи (ОНР);

            с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

            с задержкой психического развития;

            с умственной отсталостью (в том числе с умеренной и выраженной);

            с расстройством аутистического спектра

https://www.osoboepravo.ru/

http://www.osoboedetstvo.ru/post/2017/08/novyyporyadok-razrabotki-ipra-chto-izmenilos

Правовой навигатор на сайте «Особое детство»

http://navigator.osoboedetstvo.ru/

Правовой навигатор на сайте «Особое детство»

https://navigator.osoboepravo.ru/razdel/3/chart/8.html?h=6462

https://navigator.osoboepravo.ru/razdel/3/chart/32.html?block_id=268&h=6462

https://navigator.osoboepravo.ru/razdel/3/chart/69.html?h=6462



http://navigator.osoboedetstvo.ru/razdel/3/chart/32.html?h=6258

https://navigator.osoboepravo.ru/razdel/3/block/258.html?h=6462#tab_text

https://navigator.osoboepravo.ru/razdel/3/block/258.html?h=6462#tab_text


https://doorinworld.ru/stati/invalidy-2016-chto-izmenitsya-s-etogo-goda




Личный пример

Упражнение «Произнеси правильно»

торты феномен обеспечениежалюзи каталог -

не тортЫ, а тОрты; не феномЕн, а фенОмен; не обеспечЕние, а обеспЕчение;

не жАлюзи,а жалюзИ; не катАлог, а каталОг;

километр - не килОметр, а киломЕтр;

воду   - не водУ, а вОду; ногу   - не ногУ, а нОгу; Упражнение «Произнеси правильно» новорожденный- не новорОжденный, а новорождЕнный;

ракушка щавель свекла красивее

-                 не рАкушка, а ракУшка;

-                 не щАвель, а щавЕль; - не свеклА, а свЁкла; - не красивЕе, а красИвее.

И ни в коем случае не

красивЕЙ!

                              туфля - не туфлЯ, а тУфля (и не

туфлей, а туфель)

арбуз

цепочка

звонит

осужденный

алкоголь

— не Арбуз, а арбУз

— не цЕпочка, а цепОчка

— не звОнит, а звонИть

— не осУжденный, а        осуждЁнный

— не Алкоголь, а алкогОль

                завидно  — не зАвидно, а завИдно

-             бАловаться – баловАться

-             бАнты – бантЫ

-             вклЮчит – включИт

-             врУчит – вручИт

-             дОсуг – досУг

-             зАдать – задАть

-             зАнять – занЯть

-             исчЕрпать – исчерпАть

-             кУхонный – кухОнный

-             нАчать – начАть

-             пОнял – понЯл -слИвовый – сливОвый - ходАтайствовать ходатАйствовать

Ошибка: ляжь. Слова «ляжь» - нет! Его совсем нет в русском языке! Вот основные словоформы слова «лечь»: лечь, лягу, ляжет, лягут; прошедшее время – лёг, легла

Ударение: лечь, лЯгу, лЯжешь; лёг, леглА, леглО, леглИ; пов. ляг, лЯгте

Ошибка: ихние. Слова «ихние» совсем нет в русском языке! Есть слово «их»:

Ошибка: будуЮщий. бУдущий [не будующий]

Ошибка: ездиют

Ездить, Езжу, Ездишь; повелительное

наклонение - Езди [не ездий], мн. число – Ездят

Ошибка: аэропортЫ

аэропОрт, -а, предл. в аэропортУ, об аэропОрте; аэропОрты (множественное число), аэропОртов

Ошибка: зАвидно завИдно

Работая с ребенком, необходимо научить его услышать слова, в которых сами звуки как бы подтверждают их смысл. Попробуем выполнить задания, для детей старшего дошкольного возраста ответив на вопросы.

Какой звук способствует передаче чего-то грохочущего, грозного при прослушивании слов: ГРОМ, ГРОЗА, ГРЕМЕТЬ, РАСКАТЫ, ГРОХОТАТЬ?

Какой звук создает образ тишины?

Тише! Тише! Тише! Тише!

Спит в лесу семья зайчишек …

Не во сне, а на яву С ветки елки стая шишек Мягко прыгает в траву.

В теплых норах спят мышата,

Мать качает малышат… В лапотках идут шишата

По тропинкам чуть дыша.

Взрослые легко справляются с такими заданиями. У детей они

вызывают определенные трудности.

Следует вывод: ребенка нужно учить слушать и слышать.

Игра «Апельсин» Правила игры:

перенести апельсины с одного столика на другой, зажав их подбородком и верхней частью грудной клетки (перед игрой апельсины моют в горячей воде для возникновения аромата). Положив апельсин, ребенок называет одно прилагательное – признак этого предмета.

После игры апельсин можно съесть, повторив признаки (вкусный, сладкий, сочный, кислый, ароматный и др.). Задействованы все анализаторы.

Игра «Почемучка»

Определить, из каких слов состоят слова: самосвал, пылесос, самолет, мясорубка, сороконожка, босоножки, листопад, снегопад, снеговик…

Продолжи чистоговорку:

у сосны стоит лиса

Са-са-са - …

Ши-ши-ши - … Чи-чи-чи - …

Аш-аш-аш - …

Ра-ра-ра - …

Ор-ор-ор - … За-за-за - …

Ол-ол-ол - …

Же-же-же - … Ли-ли-ли -…

что-то шепчут камыши помогают нам врачи мы построили шалаш за горой стоит гора в конуре сидит Трезор на лугу стоит коза

дед муку вчера молол приползли ужи к меже

папа строит корабли

Игра «Оживи предмет»

Эта игра предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ, а именно: способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться.

-                       В какое живое существо вы бы превратили воздушный шарик?

-                       О чем думает ваша обувь?

-                       О чем думает мебель?

Мини-экскурсия по группе с целью закрепления всех зон и их назначение

Дидактическая игра

«Расскажи Незнайке, где что лежит»

Педагог начинает предложение, ребенок повторяет и придумывает окончание:

     Это музыкальный уголок, в нем находятся…

     Это уголок природы, дети учатся ухаживать за…

Ребенок вместе с педагогом делает обход группы, не пропуская ни одной развивающей зоны.

Дидактическая игра «Один – много»

Предложить ребенку найти и назвать что в группе по одному предмету, а что много.

      Аквариум один, растений много.

      Гараж один, машин много.

Дидактическая игра:

«Какие игрушки бывают?»

Педагог предлагает ребенку собрать разрезные картинки, и узнать, какие игрушки изображены на картинке и есть ли такие игрушки в нашей группе.

Дидактическое упражнение

«Придумай новое слово»

        У неваляшки круглое лицо.

Она какая?

(круглолицая).

        У куклы светлые волосы.

Кукла какая?

(светловолосая).

        У лошади быстрые ноги.

Она какая?

(быстроногая.)

Загадки об игрушках

Педагог предлагает отгадать загадку и найти отгадку у себя на листочке и раскрасить.

Серый байковый зверюшка, Косолапый длинноушка.

Ну-ка, кто он, угадай. И морковку ему дай!

Эти чудо-кирпичи Я в подарок получил. Что сложу из них – сломаю, Все сначала начинаю.

Рядом разные подружки, Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.                         Матрешка

Бьют его рукой и палкой – Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют? А за то, что он надут.

Зверь забавный сшит из плюша, Есть и лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного.

                        И устрой ему берлогу.         Плюшевый медведь

Пляшет крошка,

                                             А всего одна ножка.


Про какую игрушку не было загадки?

Дидактическое упражнение «Наведем порядок в группе»


Педагог предлагает ребенку рассказать, где какая игрушка находится в группе, и познакомить с поговоркой «Каждой вещи - свое место».

Психогимнастика с элементами релаксации Давай превратимся в лесных зверей!

У нас славная осанка, мы свели лопатки. Мы походим на носочках, а потом на пятках. Пойдём мягко, как лисята, и как мишка косолапый, И как заинька-трусишка, и как серый волк-волчище. Вот свернулся ёж в клубок,

Потому, что он продрог, Лучик ёжика коснулся, Ёжик сладко потянулся.

Спросить ребенка: «Какие звери-игрушки есть в нашей группе?»

Составление описательного рассказа о своей любимой игрушке, с использованием опорных схем

Игра «Лотерея…»

Задание: называть «вежливые» слова по определенной теме.

Пример тем:

«С добрым утром!»

«Счастливого пути!»

«Приятного аппетита!»

Рефлексия

Завершите фразу:

«Сегодня на занятии я ... »

Благодарю за хорошую работу на занятии!


Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями

Игра “Поменяйтесь местами...” те, кто: ▪ работает всю жизнь в одной образовательной организации; ▪ работает в настоящее время логопедом; ▪ работает в настоящее время дефектологом;…

Игра “Поменяйтесь местами...” те, кто: ▪ работает всю жизнь в одной образовательной организации; ▪ работает в настоящее время логопедом; ▪ работает в настоящее время дефектологом;…

Игра “Автомобиль” Представьте образовательную организацию в виде автомобиля и себя частью автомобиля

Игра “Автомобиль” Представьте образовательную организацию в виде автомобиля и себя частью автомобиля

Методика «Три шага» Задание:

Методика «Три шага» Задание:

Подберите к термину ИНКЛЮЗИВНОЕ

Подберите к термину ИНКЛЮЗИВНОЕ

Задание: Оставьте 5 прилагательных

Задание: Оставьте 5 прилагательных

Кто осуществляет психологопедагогическое сопровождение детей с

Кто осуществляет психологопедагогическое сопровождение детей с

https://www.youtube.com/watch?v= JA_tc2iPzFo

https://www.youtube.com/watch?v= JA_tc2iPzFo

Психолого-педагогическое сопровождение ?

Психолого-педагогическое сопровождение ?

– это организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для дальнейшего успешного обучения и психологического развития каждого ребенка в образовательной среде -…

– это организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для дальнейшего успешного обучения и психологического развития каждого ребенка в образовательной среде -…

Целью психолого-педагогического сопровождения обучающегося с

Целью психолого-педагогического сопровождения обучающегося с

Дети-инвалиды Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Дети-инвалиды Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Дети-инвалиды – к категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные

Дети-инвалиды – к категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные

Обучающиеся с особыми образовательными потребностями

Обучающиеся с особыми образовательными потребностями

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость…

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость…

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

О ратификации Конвенции о правах инвалидов» →

О ратификации Конвенции о правах инвалидов» →

Статья 19. Образование инвалидов

Статья 19. Образование инвалидов

КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ

КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Основные группы заболеваний и нарушений развития у детей с

Основные группы заболеваний и нарушений развития у детей с

КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ • с нарушениями слуха: глухие и слабослышащие; • с нарушением зрения: слепые и слабовидящие; • с нарушениями речи (ФФН); • с…

КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ • с нарушениями слуха: глухие и слабослышащие; • с нарушением зрения: слепые и слабовидящие; • с нарушениями речи (ФФН); • с…

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья

https://www.osoboepravo.ru/

https://www.osoboepravo.ru/

Правовой навигатор на сайте «Особое детство»

Правовой навигатор на сайте «Особое детство»

Правовой навигатор на сайте «Особое детство»

Правовой навигатор на сайте «Особое детство»

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья

https://navigator.osoboepravo.ru/razdel/3/chart/8.html?h=6462

https://navigator.osoboepravo.ru/razdel/3/chart/8.html?h=6462

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья

https://navigator.osoboepravo.ru/razdel/3/chart/32.html?block_id=268&h=6462

https://navigator.osoboepravo.ru/razdel/3/chart/32.html?block_id=268&h=6462

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья

https://navigator.osoboepravo.ru/razdel/3/chart/69.html?h=6462

https://navigator.osoboepravo.ru/razdel/3/chart/69.html?h=6462

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья

http://navigator.osoboedetstvo.ru/razdel/3/chart/32.html?h=6258

http://navigator.osoboedetstvo.ru/razdel/3/chart/32.html?h=6258

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья

https://navigator.osoboepravo.ru/razdel/3/block/258.html?h=6462#tab_text

https://navigator.osoboepravo.ru/razdel/3/block/258.html?h=6462#tab_text

https://navigator.osoboepravo.ru/razdel/3/block/258.html?h=6462#tab_text

https://navigator.osoboepravo.ru/razdel/3/block/258.html?h=6462#tab_text

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья

https://doorinworld.ru/stati/invalidy-2016-chto-izmenitsya-s-etogo-goda

https://doorinworld.ru/stati/invalidy-2016-chto-izmenitsya-s-etogo-goda

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья

Личный пример

Личный пример

Упражнение «Произнеси правильно» торты феномен обеспечениежалюзи каталог - не тортЫ, а тОрты; не феномЕн, а фенОмен; не обеспечЕние, а обеспЕчение; не жАлюзи,а жалюзИ; не катАлог,…

Упражнение «Произнеси правильно» торты феномен обеспечениежалюзи каталог - не тортЫ, а тОрты; не феномЕн, а фенОмен; не обеспечЕние, а обеспЕчение; не жАлюзи,а жалюзИ; не катАлог,…

Ометр, а киломЕтр; воду - не водУ, а вОду; ногу - не ногУ, а нОгу;

Ометр, а киломЕтр; воду - не водУ, а вОду; ногу - не ногУ, а нОгу;

Акушка, а ракУшка; - не щАвель, а щавЕль; - не свеклА, а свЁкла; - не красивЕе, а красИвее

Акушка, а ракУшка; - не щАвель, а щавЕль; - не свеклА, а свЁкла; - не красивЕе, а красИвее

Арбуз, а арбУз — не цЕпочка, а цепОчка — не звОнит, а звонИть — не осУжденный, а осуждЁнный — не

Арбуз, а арбУз — не цЕпочка, а цепОчка — не звОнит, а звонИть — не осУжденный, а осуждЁнный — не

Анты – бантЫ - вклЮчит – включИт - врУчит – вручИт - дОсуг – досУг - зАдать – задАть - зАнять – занЯть - исчЕрпать…

Анты – бантЫ - вклЮчит – включИт - врУчит – вручИт - дОсуг – досУг - зАдать – задАть - зАнять – занЯть - исчЕрпать…

Ачать – начАть - пОнял – понЯл - слИвовый – сливОвый - ходАтайствовать ходатАйствовать

Ачать – начАть - пОнял – понЯл - слИвовый – сливОвый - ходАтайствовать ходатАйствовать

Ударение: лечь, лЯгу, лЯжешь; лёг, леглА, леглО, леглИ; пов

Ударение: лечь, лЯгу, лЯжешь; лёг, леглА, леглО, леглИ; пов

Ошибка: аэропортЫ аэропОрт, -а, предл

Ошибка: аэропортЫ аэропОрт, -а, предл
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.08.2024