Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями
Бекетова Ольга Юрьевна,
учитель-логопед МБОУ «Лицей№ 1 г. Горно-Алтайска»
те, кто:
▪ работает всю жизнь в одной образовательной организации;
▪ работает в настоящее время логопедом;
▪ работает в настоящее время дефектологом;
▪ любит свою работу;
▪ работает коррекционным педагогом уже больше 10 лет;
▪ мечтал быть педагогом с детства;
▪ кому интересно на курсах;
▪ кому хочется побыстрее покинуть аудиторию
Представьте образовательную организацию в виде автомобиля и себя частью автомобиля
Методика «Три шага»
Задание:
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
10 прилагательных по ассоциации.
Задание:
Оставьте 5 прилагательных
Методика «Три шага»
Задание: Оставьте только одно.
- Почему вы считаете это слово является
главным по отношению к инклюзивному образованию?
Кто осуществляет психологопедагогическое сопровождение детей с ОВЗ в образовательной организации?
https://www.youtube.com/watch?v= JA_tc2iPzFo
Психолого-педагогическое сопровождение ?
– это организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для дальнейшего успешного обучения и психологического развития каждого ребенка в образовательной среде
- комплексная технология психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и его родителям в решении задач, связанных с развитием, обучением, воспитанием, социализацией со стороны специалистов различного профиля, действующих согласованно - профессиональная деятельность взрослых, взаимодействующих с ребенком
в образовательной среде
Целью психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ является создание психологопедагогических условий для нормального и успешного развития, обучения ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Дети-инвалиды Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
– это дети от 0 до 18 лет, а так же молодежь старше 18 лет, имеющие временные или постоянные нарушения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для получения образования.
– к категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребёнка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения трудовой деятельности в будущем.
Обучающиеся с особыми образовательными потребностями
Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. (ст. 11)
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
(ст. 2 пп. 16)
14
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Дети-инвалиды
Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ
«О ратификации Конвенции о правах инвалидов»
→Лицо с инвалидностью
→Лицо с ограниченными возможностями здоровья
16
Образование обучающихся с особыми образовательными потребностями
Статья 19. Образование инвалидов
Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья
17
Основные группы заболеваний и нарушений развития у детей с ОВЗ следующие:
- Нервно-психические заболевания;
- Заболевания внутренних органов;
- Онкологические заболевания;
- Поражения и заболевания органа слуха;
- Поражение и заболевания глаз,
- Хирургические заболевания и анатомические дефекты и деформации; - Эндокринные заболевания и другие
• с нарушениями слуха: глухие и слабослышащие;
• с нарушением зрения: слепые и слабовидящие;
• с нарушениями речи (ФФН);
• с тяжелыми нарушениями речи (ОНР);
• с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
• с задержкой психического развития;
• с умственной отсталостью (в том числе с умеренной и выраженной);
• с расстройством аутистического спектра
https://www.osoboepravo.ru/
http://www.osoboedetstvo.ru/post/2017/08/novyyporyadok-razrabotki-ipra-chto-izmenilos
Правовой навигатор на сайте «Особое детство»
Правовой навигатор на сайте «Особое детство»
https://navigator.osoboepravo.ru/razdel/3/chart/8.html?h=6462
https://navigator.osoboepravo.ru/razdel/3/chart/32.html?block_id=268&h=6462
https://navigator.osoboepravo.ru/razdel/3/chart/69.html?h=6462
http://navigator.osoboedetstvo.ru/razdel/3/chart/32.html?h=6258
https://navigator.osoboepravo.ru/razdel/3/block/258.html?h=6462#tab_text
https://navigator.osoboepravo.ru/razdel/3/block/258.html?h=6462#tab_text
https://doorinworld.ru/stati/invalidy-2016-chto-izmenitsya-s-etogo-goda
торты феномен обеспечениежалюзи каталог - |
не тортЫ, а тОрты; не феномЕн, а фенОмен; не обеспечЕние, а обеспЕчение; не жАлюзи,а жалюзИ; не катАлог, а каталОг; |
километр - не килОметр, а киломЕтр;
воду - не водУ, а вОду; ногу - не ногУ, а нОгу; Упражнение «Произнеси правильно» новорожденный- не новорОжденный, а новорождЕнный;
ракушка щавель свекла красивее |
- не рАкушка, а ракУшка; - не щАвель, а щавЕль; - не свеклА, а свЁкла; - не красивЕе, а красИвее. И ни в коем случае не |
красивЕЙ!
туфля - не туфлЯ, а тУфля (и не
туфлей, а туфель)
арбуз цепочка звонит осужденный алкоголь |
— не Арбуз, а арбУз — не цЕпочка, а цепОчка — не звОнит, а звонИть — не осУжденный, а осуждЁнный — не Алкоголь, а алкогОль |
завидно — не зАвидно, а завИдно
- бАловаться – баловАться
- бАнты – бантЫ
- вклЮчит – включИт
- врУчит – вручИт
- дОсуг – досУг
- зАдать – задАть
- зАнять – занЯть
- исчЕрпать – исчерпАть
- кУхонный – кухОнный
- нАчать – начАть
- пОнял – понЯл -слИвовый – сливОвый - ходАтайствовать ходатАйствовать
Ошибка: ляжь. Слова «ляжь» - нет! Его совсем нет в русском языке! Вот основные словоформы слова «лечь»: лечь, лягу, ляжет, лягут; прошедшее время – лёг, легла
Ударение: лечь, лЯгу, лЯжешь; лёг, леглА, леглО, леглИ; пов. ляг, лЯгте
Ошибка: ихние. Слова «ихние» совсем нет в русском языке! Есть слово «их»:
Ошибка: будуЮщий. бУдущий [не будующий]
Ездить, Езжу, Ездишь; повелительное
наклонение - Езди [не ездий], мн. число – Ездят
аэропОрт, -а, предл. в аэропортУ, об аэропОрте; аэропОрты (множественное число), аэропОртов
Работая с ребенком, необходимо научить его услышать слова, в которых сами звуки как бы подтверждают их смысл. Попробуем выполнить задания, для детей старшего дошкольного возраста ответив на вопросы.
Какой звук способствует передаче чего-то грохочущего, грозного при прослушивании слов: ГРОМ, ГРОЗА, ГРЕМЕТЬ, РАСКАТЫ, ГРОХОТАТЬ?
Какой звук создает образ тишины?
Тише! Тише! Тише! Тише!
Спит в лесу семья зайчишек …
Не во сне, а на яву С ветки елки стая шишек Мягко прыгает в траву.
В теплых норах спят мышата,
Мать качает малышат… В лапотках идут шишата
По тропинкам чуть дыша.
Взрослые легко справляются с такими заданиями. У детей они
вызывают определенные трудности.
Следует вывод: ребенка нужно учить слушать и слышать.
Игра «Апельсин» Правила игры:
перенести апельсины с одного столика на другой, зажав их подбородком и верхней частью грудной клетки (перед игрой апельсины моют в горячей воде для возникновения аромата). Положив апельсин, ребенок называет одно прилагательное – признак этого предмета.
После игры апельсин можно съесть, повторив признаки (вкусный, сладкий, сочный, кислый, ароматный и др.). Задействованы все анализаторы.
Определить, из каких слов состоят слова: самосвал, пылесос, самолет, мясорубка, сороконожка, босоножки, листопад, снегопад, снеговик…
Продолжи чистоговорку:
у сосны стоит лиса
Са-са-са - … Ши-ши-ши - … Чи-чи-чи - … Аш-аш-аш - … Ра-ра-ра - … Ор-ор-ор - … За-за-за - … Ол-ол-ол - … Же-же-же - … Ли-ли-ли -… |
что-то шепчут камыши помогают нам врачи мы построили шалаш за горой стоит гора в конуре сидит Трезор на лугу стоит коза дед муку вчера молол приползли ужи к меже |
папа строит корабли
Эта игра предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ, а именно: способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться.
- В какое живое существо вы бы превратили воздушный шарик?
- О чем думает ваша обувь?
- О чем думает мебель?
Мини-экскурсия по группе с целью закрепления всех зон и их назначение
Дидактическая игра
Педагог начинает предложение, ребенок повторяет и придумывает окончание:
– Это музыкальный уголок, в нем находятся…
– Это уголок природы, дети учатся ухаживать за…
Ребенок вместе с педагогом делает обход группы, не пропуская ни одной развивающей зоны.
Предложить ребенку найти и назвать что в группе по одному предмету, а что много.
– Аквариум один, растений много.
– Гараж один, машин много.
Дидактическая игра:
«Какие игрушки бывают?»
Педагог предлагает ребенку собрать разрезные картинки, и узнать, какие игрушки изображены на картинке и есть ли такие игрушки в нашей группе.
Дидактическое упражнение
«Придумай новое слово»
• У неваляшки круглое лицо.
Она какая?
(круглолицая).
• У куклы светлые волосы.
Кукла какая?
(светловолосая).
• У лошади быстрые ноги.
Она какая?
(быстроногая.)
Педагог предлагает отгадать загадку и найти отгадку у себя на листочке и раскрасить.
Серый байковый зверюшка, Косолапый длинноушка.
Ну-ка, кто он, угадай. И морковку ему дай!
Эти чудо-кирпичи Я в подарок получил. Что сложу из них – сломаю, Все сначала начинаю.
Рядом разные подружки, Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. Матрешка
Бьют его рукой и палкой – Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют? А за то, что он надут.
Зверь забавный сшит из плюша, Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного.
И устрой ему берлогу. Плюшевый медведь
Пляшет крошка,
А всего одна ножка.
Психогимнастика с элементами релаксации – Давай превратимся в лесных зверей!
У нас славная осанка, мы свели лопатки. Мы походим на носочках, а потом на пятках. Пойдём мягко, как лисята, и как мишка косолапый, И как заинька-трусишка, и как серый волк-волчище. Вот свернулся ёж в клубок,
Потому, что он продрог, Лучик ёжика коснулся, Ёжик сладко потянулся.
Спросить ребенка: «Какие звери-игрушки есть в нашей группе?»
Задание: называть «вежливые» слова по определенной теме.
Пример тем:
«С добрым утром!»
«Счастливого пути!»
«Приятного аппетита!»
Рефлексия
Завершите фразу:
«Сегодня на занятии я ... »
Благодарю за хорошую работу на занятии!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.