Доклад на МО учителей начальных классов за 2024-2025 учебный год.
Тема: «Использование различных вариантов планов на уроках чтения, как подготовка обучающихся к пересказу коротких текстов в 3 классе» .
Ни
строительство дома, ни путь капитана
не получатся, если их делать без плана.
Будь как строитель и как капитан:
готовишься к делу — обдумывай план.
С. Бондаренко
Для того, чтобы пересказать то или иное произведение, специально составляется определенный план, который помогает придерживаться сюжета и рассказать основные моменты произведения.
План того или иного произведения в школе составляют, как правило, для пересказа его содержания кратко своими словами. План обычно состоит из пунктов, каждый из которых представляет собой краткое описание действий и событий в той последовательности, в которой они описаны автором произведения.
План помогает лучше запомнить произведение, не упустить главное и не перепутать местами описанные в нём события. Правильно составленный план показывает, что ребёнок хорошо понял прочитанный текст. Составлять план пересказа я стала учить детей с 3 класса, хотя элементы вопросного и картинного плана дети учились составлять уже во 2 классе, т. к. это умение пригодится каждому ребёнку и в старших классах на всех предметах, где есть работа с текстами. Поэтому очень важно научиться правильно составлять план пересказа в младших классах. Состоять должен не менее чем из трёх пунктов: произведение принято делить как минимум на три части — вступление, основную часть и вывод. Но лучше эти части поделить на фрагменты поменьше и составить план хотя бы из пяти-шести пунктов, иначе по нему сложно будет пересказать произведение. Итак, чтобы правильно составить план рассказа, можно использовать следующий алгоритм. Если попались непонятные слова, обязательно объясните детям их значение, иначе они могут упустить смысл целой части текста. Прочитайте текст: вдумчиво, не торопясь, лучше два раза (сначала учитель, затем дети). Назовите заглавие текста. Спросите детей: «О чём этот рассказ?». Это тема произведения. Ответьте на вопросы по содержанию теста (можно из учебника). Можно задать наводящие вопросы:
кто главные герои;
какое событие произошло;
когда всё происходило;
как всё началось; чем всё закончилось и т. д. Спросите, какую главную мысль, по мнению детей, автор хотел донести до читателя этим произведением, что именно он хотел сказать — это будет идеей произведения. Если к тексту есть иллюстрации, рассмотрите их, обсудите, какие именно моменты на них изображены. После этого приступайте к составлению плана. Ответы ребёнка на эти вопросы помогут убедиться, что он хорошо понял прочитанное. Без понимания самого произведения составить план рассказа не получится. Разделите текст на смысловые части, отметьте вместе с ребёнком начало новых частей карандашом прямо в учебнике, чтобы он видел их границы и смог работать с каждой конкретной частью. Новая часть должна отличаться от предыдущей каким-то новым содержанием, мыслью, событием или действием. На сколько частей вы разделите текст — столько и будет пунктов в вашем плане рассказа.
Выделите в каждой части главную мысль. Спросите ребёнка, что наиболее ярко запомнилось ему в этом небольшом отрывке. Предложите ему придумать название к отрывку. Возможно, он сам сможет сформулировать готовый пункт плана. Если же сразу не получится, помогите ему прийти к основной мысли, опять же задавая наводящие вопросы. Кратко запишите сформулированные по отрывкам названия. Это можно сделать в виде вопроса, тезиса, цитаты и т. д. Всё зависит от того, какой именно вид плана пересказа был задан учителем. Отредактируйте получившийся план. Перечитайте его, поправьте, если требуется. Посмотрите, нет ли повторов. Уберите то, что можно убрать, оставив самое основное. Есть несколько видов планов.
Вопросный. В нём каждый пункт записан в виде вопроса. Развёрнуто, отвечая на эти вопросы, ребёнок как раз и сможет кратко пересказать произведение. Пример вопросного плана представлен в конспекте урока по чтению в 3 классе. Это Русская народная сказка «Лиса и тетерев». Пересказ сказки по вопросам. Читаем каждую часть текста, выделяем главную мысль. 1. Как ласково называла лиса тетерева, когда его увидела? 2. Что лиса говорила, чтобы тетерев спуститься на траву? 3. Почему тетерев не выполнил просьбу лисы? 4.Что придумала лиса, чтобы тетерев спустился на землю? 5.Как тетерев перехитрил лису? 6. Как лиса поведением подтвердила догадки тетерева?
Картинный. В нём каждый пункт- это картинка, иллюстрация. Опираясь на картинку, ребёнок может пересказать произведение. Можно использовать опорные слова. Пример картинного плана представлен в конспекте урока по чтению в 3 классе. Это рассказ В. Хомченко «Птица-синица». Пересказ рассказа по картинкам. Читаем каждый отрывок, выделяем главную мысль. 1. Ребята всё делают, чтобы синичка запела (опорные слова: кормят, водят хоровод, кричат). 2. Лиля узнаёт от папы, что клетка-наказание для птицы и решает её выпустить (опорные слова: Лиля, рассказала, клетка-наказание, поют, улица, выпустила). 3. Папа делает кормушку для птиц (опорные слова: птицы запели, спасибо). Тезисный. Тезис — это короткая формулировка, в которой заключена основная мысль части текста. Тезисы могут представлять собой полноценные предложения. В тезисном плане часто используется много глаголов. Пример тезисного плана представлен в конспекте урока по чтению в 3 классе. Это рассказ В. Бианки «Заяц на дереве». Пересказ рассказа по тезисному плану. Тезис — это короткая формулировка (или предложение), в которой заключена основная мысль части текста. Читаем каждый отрывок, выделяем главную мысль, составляем тезис-предложение. 1. Заяц не сразу заметил, что прибыла вода и намочила его шкурку (опорные слова: спал, не заметил, почувствовал). 2. Заяц перебрался на середину островка, потому что вода быстро прибывала (вскочил, удрал, прибывала). 3. После многих попыток зайцу удалось влезть на нижний сук дерева (опорные слова: крошечный кусочек, перепуганный заяц, стал прыгать, уселся). 4.Вода ушла, заяц вернулся на землю, летом доберётся до берега (просидел, до лета). Назывной. Такой план записывается с помощью существительных (названий предметов) или существительных (названий предметов) иногда в сочетании с прилагательными (названиями признаков предметов). Пример назывного плана представлен в конспекте урока по чтению в 3 классе. Это сказки К. Ушинского «Пчёлки на разведках». Пересказ сказки по назывному плану. Читаем каждый отрывок, выделяем главную мысль. Записываем с помощью названий предметов. 1. Пчёлка и подружки (опорные слова: весна, почки, проснулась, разбудила). 2. Пчёлки и яблонька (опорные слова: светло, тепло, голодали, рано). 3. Пчёлки и вишенка (опорные слова: раскрытие цветочки, завтра). 4. Пчёлки и тюльпан (опорные слова: ни мёду, ни запаха, печальные). 5. Пчёлки и фиалочка (опорные слова: аромат, сладкий сок, наелись, весёлые). Цитатный. Состоит только из цитат. Цитаты — это предложения или отрывки предложений, которые взяты прямо из произведения в неизменённом виде. Пример назывного плана представлен в конспекте урока по чтению в 3 классе. Это рассказ Г. Скребицкого «Скворушка». Пересказ рассказа по цитатному плану. Читаем каждый отрывок, выделяем главную мысль. Записываем с помощью цитат, взятых из рассказа. 1.У птиц начались большие хлопоты: они устраивали гнёзда. 2. Марья Ивановна сколотила из дощечек птичий дом – скворечник. 3.Однажды детям принесли в подарок живого скворца. 4.Марья Ивановна поглядела на скворца и сказала: «Давайте выпустим его на волю». 5. «Прощай, скворушка!» - вздохнув, сказала Люба.
План- опорная схема. Он состоит из «опор» — слов или коротких выражений из произведения. В них содержится основной смысл частей, на которые поделили произведение. Здесь могут быть выписаны важные цифры, даты, названия чего-либо, факты и т. д. Пример назывного плана представлен в конспекте урока по чтению в 3 классе. Это рассказ М. Ильина «Главный город страны». Пересказ рассказа по плану – опорная схема. Читаем каждый отрывок, выделяем главную мысль. 1. Столица страны – это Москва (опорные слова: главный, город). 2. На месте Москвы шумел лес. Построили деревянную крепость и назвали её Кремль (опорные слова: не было мостов, каменных домов). 3.Кремль – сердце Москвы (опорные слова: центр). 4. Сейчас Кремль окружён высокой кирпичной стеной. За ней возвышаются башни (опорные слова: Спасская). 5. На Спасской башне есть часы. 31 декабря в 12часов часы пробьют двенадцать раз, это значит начался новый год (опорные слова: телевизор, могут увидеть, большая и маленькая стрелки). 6.На Красной площади каждый год 9 мая проходит военный парад (опорные слова: (красная – красивая). Комбинированный. Он же смешанный, а это означает, что здесь можно использовать и сочетать пункты из разных видов планов. Например, первый пункт записать в виде вопроса, второй в виде тезиса, третий в виде цитаты, четвёртый снова в виде вопроса и т. д.
Умение составлять план текста развивает многие полезные для учёбы навыки: выделять главное, опираться на тезисы, цитаты и пересказывать текст (подготовка к выступлениям с докладами, например на Школьной конференции и т.д.), развивает память и мышление. Главное — не останавливаться в практике и замечать каждый, даже маленький, успех, и у учащихся обязательно все получится.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.