Использование нейропсихологических приёмов в работе учителя-логопеда
Учитель – логопед
МБОУ СОШ №135,
г. Снежинск
Новикова С.Г.
На логопедических занятиях для достижения лучшего результата целесообразно использование упражнений из нейропсихологии: игры на развитие межполушарного взаимодействия, дыхательные, глазодвигательные, «двуручное рисование», различные задания по развитию кинестетики, фонематического слуха.
Глазодвигательные упражнения расширяют зрительное восприятие, оказывают положительное влияние на речевую функцию, внимание и память. Эти упражнения направлены на отслеживание предмета на разных уровнях и разном направлении (верх – низ; право – лево и т. п.)
Дыхательные упражнения усиливают снабжение кислородом всего организма, оптимизируют тонус мышц, снижают возбудимость и улучшают общее состояние детей. Дыхательные упражнения обильно насыщают кислородом головной мозг.
«Двуручное рисование»: включаются в работу глазные мышцы, идет интеграция правого и левого полушария головного мозга, расширяется поле зрения. Рисование осуществляется на листе бумаги, на доске, в воздухе. Рисование можно усложнять: правая рука рисует круг, левая – треугольник; одна рука пишет цифры от одного до девяти, другая от девяти до одного.
Упражнения «Волшебные обводилки», «Лабиринты» развивают графомоторные навыки, зрительную память, внимание, пространственное восприятие, речь, мышление, волевые усилия, развивают возможность работать двумя полушариями, мыслить всей головой.
Упражнения, развивающие кинестетику
«Футболка» – рисуем на доске футболку со слогами, словами. Проговариваем слоги, слова. Затем рукой прикасаемся к спине ребенка, он называет тот слог, куда прикоснулись.
«Испорченный телефон» – один ученик пишет на спине другого указательным пальцем любую букву. Это упражнение развивает мускульную память, способствует развитию тактильно – кинестетических ощущений.
«Массажные коврики, мячики, эспандеры» используются для закрепления звуков, развития лексики и грамматики. Тактильные ощущения способствуют лучшему запоминанию.
«Чтение с мячом»
Синхронизация работы рук и речи при одновременной активизации работы мизинца и безымянного пальца стимулирует работу отделов мозга, отвечающих за развитие навыков чтения и письма. Важна не сила пальцев, а работа указательного пальца и мизинца, которые в повседневной жизни «отдыхают».
«Арабское письмо»
«В океане живет необычная рыба – рыба-ёж.»
«же-абыр – абыр яанчыбоен тёвиж енаеко В».
Упражнение дает хорошие результаты в тех случаях, когда ребенок переставляет буквы и не дописывает слова.
«Древнерусское письмо»
Логопед диктует слова, которые ребенок записывает только согласными, обозначая гласные многоточиями. При такой записи предложение «Отважный Миша бежит от мыши»
будет выглядеть следующим образом:
…тв…жн…й М…ш… б…ж…т …т м…ш…
Сразу же необходимо записать это предложение только гласными, ставя точки на месте согласных:
О… …а… …ы …и…а …е…и… о… …ы…и.
Делается вывод, какое предложение читается легче.
«Неудачный робот»
Распределяются роли. Ребенок становится роботом, взрослый – конструктором. Робот запрограммирован так, что он пишет слова не полностью, а воспроизводит какую-то определенную часть, отмечая пропущенное черточками. Конструктор «испытывает» робота, диктуя ему слова. Если ученик не дописывает конец слова, то даётся задание записать только две последние буквы, при пропуске букв в середине слова – только две средние буквы. Например, слово понедельник может выглядеть так:
по_ _ _ _ _ _ _ _ _ , _ _ _ _ де _ _ _ _ _,
_ _ _ _ _ _ _ _ _ ик.
«Словесный мяч»
Один игрок говорит слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего слова. В игре используется мячик. Его можно кидать либо по кругу, либо в беспорядке. Лучше называть слова не только на последнюю, но и на предпоследнюю букву, на вторую, третью с конца и т.п.
Такая игра позволяет выработать у детей умение представить графическое выражение слова.
«Виселица» или «Балда»
Один игрок загадывает слово, указывая, из какой оно области (фрукт, транспорт …), и обозначает первую и последнюю буквы, а пропущенные буквы между ними заменяет черточками. Другой игрок называет любые буквы, стараясь угадать пропущенные. Правильно названная буква становится на свое место, а неверно названная превращается либо в элемент виселицы, либо в буквы слова «балда». Игра прекращается, если слово угадано, а также в том случае, если построена виселица или составлено слово «балда».
Упражнения при смешении звуков по фонетико-фонематическому сходству должны следовать именно в этом порядке: услышали – произнесли – отличили – записали. Звонкие звуки можно прохлопать, а глухие – протопать. Чем больше жестов будет включено в упражнения, тем скорее будет достигнут результат.
«Плюс – минус». Необходимо объяснить ребенку разницу между глухими и звонкими согласными звуками. После того, как он понял разницу в произношении звонких и глухих звуков (звонкий – плюс голос, глухой – минус голос), нужно приготовить две карточки. На одной необходимо нарисовать знак «+», на второй – знак « - ». Произносятся слова со звонкими и глухими согласными звуками, ребенку предлагается поднимать карточку с плюсом или минусом.
«Волшебный диктант»
Диктант пишется без единого слова и без единой буквы. Перед началом работы необходимо ввести символы, например, договориться, что слова с буквой «г» обозначаем как «Х», слова с «к» - «», а все остальные – «/».
Так, предложение «На завтрак мы ели горячую кашу.» выглядит так: / //Х .
Символами лучше обозначать те буквы, при дифференциации которых у ребенка есть трудности (и-у, и-ц, ц-ч, ш-щ, ё-ю и т.п.). Это упражнение помогает устранить дисграфические проявления, развивает внимание, фонематический слух.
«Шифровка»
Детям даётся задание, в котором нужно зашифровать слова: из всех букв будут писаться только проблемные буквы, а все остальные – черточками.
Например, слово «шуба» будет выглядеть так:
ш _ _ _.
Также можно сначала обозначить все буквы точками, а при повторной диктовке попросить ребенка написать проблемные буквы разными цветами, например, «д» написать синим, а «б» – красным.
Можно вырезать с ребенком алфавит из бархатной бумаги, скрутить из проволоки, слепить из пластилина, а затем предложить ему с закрытыми глазами угадывать буквы на ощупь.
Чем больше привлекаются телесные упражнения (кинестетический анализ) при запоминании букв, тем лучше. Можно писать буквы в воздухе, на спине, на ладошке.
Для следующей игры необходимо заготовить лист плотного картона, наклеить на него парами кусочки различных материалов, которые соответствуют парам звонких и глухих согласных. Рядом с каждым кусочком материала нужно написать соответствующую букву и название материала. Например, б – бархат, п – пенопласт, д – дерматин, т – тесьма, в – вельвет, ф – фланель, г - глянцевая бумага, к - картон, ж – наЖдак, ш – шелк, з – зеркало, с – ситец. Ребенку предлагается ощупывать материалы и называть звуки. Позже это упражнение можно выполнять с закрытыми глазами.
Т.Г. Визель «Основы нейропсихологии»
Нарушенную фонологическую способность тренируют, вырабатывая ассоциативную связь «звук — буква», добиваются того, чтобы ребенок запомнил, какой звук обозначается данной буквой. Для этого следует провести усиление функциональных ролей и височной (слуховой), и затылочной (графической) долей. Слуховую долю укрепляют различные упражнения по развитию устной речи. Затылочную долю — тренинг в опознании и воспроизведении в разных шрифтах букв и слов. Тренировка собственно фонологической способности должна вестись не на случайном материале, а системно, с отработкой всех существующих в языке противопоставлений, глухости — звонкости, твердости — мягкости, шипения — свиста и т.д. Причем важна вся совокупность вариантов употребления звука, т.е. в разных видах речевой деятельности:
1. Повторение за кем-либо слогов и слов.
2. Прочитывание их.
3. Письмо под диктовку.
4. Самостоятельная речь.
С нейропсихологической точки зрения, эффективен метод прочитывания предложений с ритмом, т.е. с делением слов на слоги и равномерным произношением их в орфографическом варианте, — так, как они пишутся. Это послоговое «орфографическое» ритмизированное произнесение слов и фраз может осуществляться:
а) со слуха, т.е. кто-то говорит предложение обычным способом, а ребенок повторяет его по слогам;
б) «со зрения», т.е. сначала ребенок смотрит на читаемое взрослым слово или предложение, а затем он повторяет его по памяти по слогам, глядя на текст. Полезно, чтобы ребенок не только говорил, но слушал ритмизированный текст, наговоренный в орфографическом варианте. Послоговый ритм, как показывает практика, позволяет запомнить орфограммы в обход их понятийной обусловленности.
Потерянный объект
Логопед прячет какой-либо предмет (мягкую игрушку, шоколадку….) и предлагает ребёнку найти. Поиски сопровождаются подсказками: пять шагов налево, поднять глазки наверх, руку протянуть вправо, сделать шаг правой ногой вперёд…
Чек-листыЧек-листы помогают в работе с детьми с особенностями развития. Это очень интересно, увлекательно и приучает ребёнка к порядку, планированию и самостоятельности.
Нейропсихологические приёмы и упражнения повышают работоспособность, формируют самоконтроль, снимают усталость, раздражительность, создают благоприятный микроклимат на занятиях.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.