Софиенко С.И.
МБДОУ «Детский сад №445 г. Челябинска»
Челябинск, Россия
Развитие эмоционального интеллекта у детей с ограниченными возможностями здоровья.
В последние годы заметно возросло число детей с нарушениями психоэмоционального развития. Для детей с ОВЗ проблема формирования эмоционального интеллекта (ЭИ) особенно актуальна: у них часто наблюдаются сниженная потребность в общении, несформированность коммуникативных навыков, повышенная тревожность, страхи, негативизм, обидчивость и ранимость. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ч. 16 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Эмоциональный интеллект (EQ) – способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией.
Эмоциональный интеллект — это способность:
отслеживать собственные эмоции;
распознавать эмоции и чувства других людей;
различать эмоциональные состояния;
использовать понимание эмоций для управления мышлением и поведением.
Развитие ЭИ у детей с ОВЗ — важный компонент их социализации, адаптации и интеграции в общество.
Особенности развития ЭИ у детей с ОВЗ.
У детей с ОВЗ наблюдаются следующие характерные особенности:
1. Сниженный общий уровень ЭИ (зависит от структуры дефекта и степени недоразвития интеллектуальной сферы);
2. Низкий уровень эмпатии и понимания чужих эмоций (бедный запас понятий, обозначающих эмоциональные состояния);
3. Недостаточное управление эмоциями других (поверхностное, неточное опознание переживаний, неспособность различать тонкие эмоциональные нюансы);
4.Трудности вербальной интерпретации эмоций (особенно сложно распознавать сложные состояния, часто происходит подмена одного состояния другим);
5. Повышенная тревожность, зависимость от окружающих, ранимость, страхи.
Специфика ЭИ при разных типах ОВЗ.
Особенности развития эмоционального интеллекта зависят от структуры нарушения:
расстройства аутистического спектра (РАС): трудности в распознавании эмоций других, склонность к стереотипным реакциям, гиперчувствительность к сенсорным стимулам;
интеллектуальные нарушения (УО): ограниченный эмоциональный словарь, упрощённое понимание чувств, зависимость от внешних подсказок;
нарушения слуха/зрения: компенсация через другие каналы восприятия (тактильные ощущения, интонации), необходимость специальных визуальных/жестовых средств;
ДЦП: возможные проблемы с выражением эмоций из‑за моторных ограничений, риск социальной изоляции;
ЗПР: незрелость эмоциональной сферы, импульсивность, трудности с отсрочкой удовлетворения потребностей.
Ключевые направления работы.
Создание атмосферы эмоциональной безопасности в семье и образовательном учреждении.
Переживание совместных эмоциональных состояний.
Развитие внимания к мимике и жестам взрослых.
Формирование позитивного образа «Я».
Оптимизация детско‑родительских отношений.
Методы и приёмы развития ЭИ
Сюжетно‑ролевые игры позволяют ребёнку чувствовать себя свободным и расслабленным; развивают эмоциональную отзывчивость к сверстникам и событиям; дают возможность проявить истинное «Я».
Чтение художественной литературы; через проживание сказочных ситуаций дети знакомятся с разными чувствами; анализ поведения персонажей помогает понимать мотивы и эмоции.
Совместная творческая деятельность: музыка развивает творчество и фантазию; изобразительная деятельность (лепка, аппликация, рисование) формирует эстетическое восприятие.
Театрализованная деятельность позволяет выражать и передавать эмоции героев; способствует пониманию межличностных отношений.
Сенсорные и игровые методы: безопасные способы исследования и выражения эмоций; развитие восприятия через тактильные ощущения.
Визуальные средства (карточки с изображениями эмоций, жестов, мимики) помогают распознавать и обозначать эмоции; особенно важны для детей с речевыми нарушениями.
Коммуникативные упражнения (игры «Эстафета добра», «Эмоциональные танцы» «Ласковые имена», «Выбрасываем злость», «Маски» и другие) формируют навыки позитивного взаимодействия; учат выражать эмоции социально приемлемыми способами.
Моделирование и ролевые игры: обучение управлению эмоциями в смоделированных ситуациях; развитие сочувствия и терпения.
Эмоциональная грамотность через рассказы и сказки: понимание и называние собственных чувств через анализ сюжетов; идентификация с героями и их переживаниями.
Современные технологии в развитии ЭИ.
Инновационные подходы:
мультимедийные программы с интерактивными заданиями на распознавание эмоций (например, приложения с анимированными персонажами);
робототехника (социальные роботы для отработки коммуникативных навыков);
VR‑технологии (симуляции социальных ситуаций в безопасной среде);
биообратная связь (датчики пульса, ЭЭГ для осознания физиологических реакций на эмоции);
цифровые дневники эмоций (с пиктограммами для невербальных детей).
Практические рекомендации для педагогов и родителей.
Создавайте безопасную и поддерживающую атмосферу, где ребёнок чувствует себя уверенно.
Используйте яркие и понятные визуальные материалы (картинки, пиктограммы, схемы).
Постоянно поощряйте выражение эмоций и их осмысление.
Обучайте навыкам саморегуляции через дыхательные упражнения и релаксацию.
Взаимодействуйте с логопедами, психологами и дефектологами для комплексного подхода.
Применяйте индивидуальные программы развития ЭИ с учётом особенностей ребёнка.
Используйте альтернативные способы коммуникации (PECS, Макатон) для невербальных детей.
Вводите социальные истории (комиксы, сценарии) для объяснения эмоциональных реакций.
Ведите эмоциональный дневник для отслеживания прогресса
Заключение.
Имея опыт работы более 30 лет с детьми с ОВЗ, с уверенностью могу сказать, что развитие эмоционального интеллекта у детей с ОВЗ — длительный, но крайне важный процесс. Систематическая работа с использованием специальных методов и индивидуального подхода позволяет:
улучшить понимание собственных эмоций;
научиться управлять эмоциональными реакциями;
выстраивать гармоничные отношения с окружающими;
повысить качество жизни и успешность социализации.
Ключевыми факторами успеха являются: комплексный междисциплинарный подход, вовлечённость семьи, регулярность занятий, гибкость в выборе методов, учёт индивидуальных особенностей ребёнка.
Литература.
1. Гоулман, Д. Г. Эмоциональный интеллект / пер. с англ. А.П. Исаевой. М. : ACT: АСТ МОСКВА; Владимир : ВКТ, 2009.- С. 478.
2. Методические рекомендации по развитию эмоциональной компетентности у детей дошкольного возраста с ОВЗ / Министерство образования РФ. — 2019-.С. 3, 10-12
3. Сергиенко, Е.А., Ветрова, И.И. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо «Эмоциональный Интеллект» (MSCEIT v. 2.0) русскоязычная версия. М. /: Изд-во «Институт психологии РАН», -2010.- С. 145.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.