Автоматизация звука [т] (методическая разработка)

  • Лекции
  • docx
  • 19.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В методической разработке отражены причины неправильного произношения звука [т], артикуляционный уклад, способы постановки звука. Кроме этого, представлены упражнения на авто-матизацию нового звука изолированно, в слогах, в словах, в предложениях и в самостоятельной речи с помощью различных игр, занимательного материала. Но игра — это не самоцель, а средство воздействия на ребенка. Предложенный материал позволит проводить занятия по автоматизации звука [т] не по шаблону, трафаретно и скучно, а интересно, с горящими глазами детей, с ожиданием чего-то приятного, радостного.
Иконка файла материала Автоматизация звука Т метод разработка.docx

Автоматизация звука  Т

Учитель – логопед

МБОУ СОШ №135,

г. Снежинск

Новикова С.Г.

В настоящее время все чаще встречаются  дети, у которых  нарушено произношение не только звуков позднего онтогенеза, но и звуков раннего онтогенеза: заднеязычных, губных звуков,  переднеязычных. 

Переднеязычные зубные взрывные  звуки Т, Д в онтогенезе появляются в возрасте 3 - 4 лет. Существует материал для автоматизации этих звуков, но, порой, он труден для восприятия ребёнка, у которого есть лексико-грамматические нарушения речи, нарушена слоговая структура слова.  Я решила создать свои игры по автоматизации звука Т на разных этапах автоматизации (изолированно, в слогах, в словах, в предложениях), которые будут интересны и понятны ребёнку 3-5 лет. Кроме этого, взяла  увлекательные игры из сети Интернет и представила это в презентации.

    Какие же могут быть ошибки, если эти звуки нарушены у ребёнка?

  • Замена звуков переднеязычных «Т – Д» на соответствующие заднеязычные «К – Г», например, "фук(т)болка", "шк(т)аны".
  • Смешение согласных переднеязычных «Т – Д» с заднеязычными «К – Г»: клетка - клекта; стакан - скатан.

·                 Звук «Т» может смягчаться «П» или «К», например: пьичка - птичка; кьёчка, пьёчка вместо точка.

·         Стойкое смешение Т Ч (утит - учит, девоть(ч)ка), Т Ц (Пеця - Петя, цвецет - цветет).

 

    Причины неправильного звукопроизношения:

  • Недостаточная сформированность артикуляционного аппарата.
  • Нарушение мышечного тонуса артикуляционной мускулатуры.
  • Недоразвитость слухового восприятия (трудности в дифференциации звуков).

http://detckiicad.ucoz.ru/_pu/1/60397327.jpeg
 


    Артикуляционный уклад звука Т.

Звук Т – переднеязычный, согласный, твердый, глухой.

 

 

 

·        Губы в нейтральном положении принимают позицию следующего гласного звука,

·        Расстояние между зубами 5 мм.

·        Кончик языка при произнесении с гласными звуками А, О, У, Ы упирается в верхние зубы или альвеолы, образует смычку.

·        Мягкое нёбо поднято, голосовые складки разомкнуты, воздушная струя толчкообразная

   Особенности постановки звука Т

         Классическими приемами логопедической работы являются подготовительный этап и постановка звука.

     Подготовительный этап

Артикуляционная гимнастика.

·        "Широкая улыбка" – зубы соединить, широко растянуть губы и держать такое положение до 7 сек

·        "Непослушный Язычок" – произнести пя-пя-пя, постучав верхней губой по языку, постепенно проводя дифференциацию (различение) звуков П- Т.

·        "Блинчик" – расслабить язык, сделав его широким, расположить на расслабленной нижней губе.

·        "Качелька" - поднимаем язычок только к верхней губе. Увеличиваем подъем язычка.

·         "Дедушкины усы"- удерживаем ватную палочку языком на (над) верхней губой.

·        "Парус" - язык узкий упирается в верхние зубы - мачта, парус поднять - язык широкий. Чередование узкого и широкого языка.

 

     Упражнение на формирование правильного направленного выдоха и голоса

Постановка звука Т требует резкого и сильного выдоха. Поэтому необходимо сформировать умения правильно выдыхать. Можно использовать упражнения:

«Мыльные пузыри», «Воздушный шарик», «Летающие снежинки (из салфетки или комочков ваты)»;

Задуй свечу – ребенок должен сложить губы трубочкой и резко дунуть на пламя свечи и погасить его.

Загоним мячик в ворота. Ребенок делает из кирпичиков-кубиков ворота, ставит их перед собой, скатывает из ваты шарик и, улыбаясь, сильно дует на шарик, пытаясь попасть в ворота.

"Снежинка" - ватка кладется над верхней губой, язычок накрывает верхнюю губу - вдох и выдох на ватку.

Дыхательное упражнение "Снежинка". Упражнения для языка  "Дедушкины усы", "Качелька", "Парус" достаточно эффективны в случаи, если у ребенка повышенный мышечный тонус языка, и он не может его удержать около зубов при выдохе.

    Кроме этого, необходимо проводить игры по развитию фонематического слуха.

 

    Постановка звука Т.

·        1 способ: по подражанию. Лучше в слове или в слоге. В основном от слога ТА.

·        2 способ: исходить из межзубной позиции. Закусить язык зубами и сильно выдыхать. Получится межзубный звук Т. Затем убрать язык за зубы.

·        3 способ: исходить из межзубной позиции. Улыбнуться, обнажить зубы и воспроизвести "поплёвывание".

·        4 способ: от звука П. Повторять слоги ПА - ПА, положив широкий кончик языка на нижнюю губу, затем улыбаясь произносить эти  же слоги - получится ТА - ТА.

·        5 способ: от звука П. Произносить ПА- ПА -ПА, при этом кончик языка находиться между зубами. Далее, в момент произнесения слогов, взрослый помогает отодвинуть губы большим и указательным пальцами

·        6 способ: постановка от Ц. Предлагаю этот прием от обратного: звук Ц "прячет" за собой два звука - с-т.

"Кошка мышку ловит" - предлагаем ребенку имитировать пальцами рук движение кошачьих коготков, напрягая пальчики и проговаривая: цап, цап, цап.

Затем слог сокращаем - ца, ца, ца.

И вот мы около норки - произносим Ц, Ц, Ц все тише и тише. Здесь нужно попросить ребенка оставить только удар язычком в зубки - звук Т, звук С не произносить.

 

Автоматизация звука Т

 

          Когда звук Т будут поставлен, наступает следующая ступень - автоматизация (отработка навыка), которая предполагает определенную последовательность: авто­матизация нового звука изолированно, в слогах, в словах, в предложениях и в самостоятельной речи. Требуется длительная тренировка, поэтому необходимо  поддерживать интерес к занятиям с помощью различных игр, занимательного материала. Но игра — это не самоцель, а средство воздействия на ребенка.

 

    Начинаем автоматизировать изолированный звук т. В презентации даются различные задания. Показываю букву Т и спрашиваю, на что похожа буква Т. Ребёнок предлагает свои варианты. Показываю молоточек. Прошу постучать по столу. Даю картинки. Ребёнок стучит по гвоздикам, стучит громко-тихо.

Использую упражнение «Пальчики здороваются»: называем звук каждому пальчику один раз, два раза.

В задании «Пройди пальчиками» ребёнок произносит слово и шагает то левой, то правой рукой. Затем  идёт по двум дорожкам одновременно левой и правой рукой.

 Очень любят дети играть с пуговками и камешками «Марблз» на всех этапах автоматизации звука: ребёнок достаёт из волшебного мешочка  бабочку, проговаривает звук (слог, слово, чистоговорку или предложение), а затем украшает шляпу. Такие  картинки  подготовлены на каждое занятие, поэтому детям всегда интересно, т.к они что –то украшают, куда-то помещают пуговки и камешки, проговаривая звук.

 

    Далее работа усложняется, произношение звука закрепляется в слогах. Задания даются следующие:

 

·        Нажми на красную клавишу, скажи: «Та», на жёлтую – то...

·        Постучи ложками и скажи: «Тук, тук-тук...»

·        Пройди пальчиками и скажи: «Топ-топ».

·        Сколько раз хлопну в ладоши, столько раз скажи слог та; сколько топну- слог то; сколько постучу по столу – столько раз скажи слог ту…

·        Сидим на стульчике, хлопаем в ладоши, стучим по коленкам, называя слоги.

·        Рисуем в тетради в клетку линии, заборчики, проговаривая слоги.

·        На этом этапе также используются  пуговки и камешки «Марблз»

 

      После того как  ребенок научится правильно произносить звук в слогах, переходим к словам. При работе со словами необходимо отработать звук в разных позициях: в начале, в середине и в конце слова; в словах со стечением согласных звуков. Лексический материал и последовательность автоматизации предложены  в книгах, список которых опубликован  ниже.

   Мною был подготовлен картинный материалам для работы над автоматизацией звука в словах, словосочетаниях, предложениях. Эти картинки используются для игр «День-ночь», «Чего не стало, что изменилось?»,  «Мемори», «Хвастунишка», «Скажи ласково», «Жадина»,  «Снежный ком», задания на пространственную ориентировку и т.д.

Кроме этого, даются задания:

- Запомни картинки. (Закрываю) Какие были картинки?

-Я называю картинки, а ты повтори в той же последовательности. Я показываю картинки, а ты назови  в той же последовательности.

-Измени слово по схеме, посчитай от 1-6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


-Игра с кубиком: сколько выпало точек, столько раз назвать слово.

-Ходилки.

- Где живёт звук?

    На занятиях используются языколомки. Надо вырезать и положить на стол дорожку. В процессе игры ребенок «идёт» по дорожке, шагая с картинки на картинку указательным и средним пальцами. При этом он должен четко называть каждую картинку: туфли-тулуп.  В следующий раз игрок «едет» по дорожке на коне, то есть последовательно ставит на картинки указательный, средний, безымянный пальцы, мизинец и снова указательный. Можно дать игрушку из киндера и попросить пройти по клеточкам, называя слово.
Можно вырезать дорожку и соединить скотчем её концы, сделав бесконечные «логопедические чётки».

    На заключительных этапах автоматизации звука детям предлагаются сложные языколомки, задания с предметными картинками, чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения, рассказы, игры.

Чистоговорки  проговаривать в спокойном темпе, обращать  внимание на то, чтобы автоматизируемый звук произносился чётко и правильно.

Скороговорки вначале произносить медленно, четко артикулируя звуки, затем в обычном темпе. Только тогда, когда ребенок сможет безошибочно произнести скороговорку, можно повторить её в быстром темпе. При этом используются кубики. Ребёнок бросает кубик. Если выпадает картинка, на которой нарисован медведь, то эту скороговорку  проговаривает,  как медведь, рычит, если выпала улыбка, то ребёнок рассказывает весело. Аналогичная работа проходит с предложениями, дошкольник повторяет за взрослым, выделяя голосом Т. Используются сюжетные картинки.

https://sun9-79.userapi.com/impg/UL50Q_oqGmzXmJ1IIE6RTx-wIpPVK8_eHaNL6w/77zmOk-lJhU.jpg?size=1280x960&quality=95&sign=4dbae3524bfab437df8035ccdf583c26&type=album
 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Т.о, предложенный материал позволяет проводить занятия по автоматизации звука т не по шаблону, трафаретно и скучно, а интересно,  с горящими  глазами детей ,  с  ожиданием чего-то приятного, радостного.

 

 


 

Используемые источники:

1.      

Бутырева  О.А. Звуки Т, Д . Учебно-игровой комплект. Издательство ТЦ Сфера

2.      

Гальская Н. В. Тетрадь для закрепления произношения звуков П, П', Б, Б', Ф, Ф', В, В', Т, Т', Д, Д': Пособие для детей с нарушениями речи — Мн.: «Аверсэв»,

3.      

Егорова О.В. Звуки Т, ТЬ, Д, ДЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. — М. «Издательство «Гном и Д», 2005

4.      

Жихарева-Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми : пособие для логопедов и родителей : М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005

5.      

Зуева Л.Н. Логопедия для дошкольников Альбом 4: Звуки П, Б, Т, Д, К, Г, X, В, Ф: ООО «Издательство АСТ», 2001.

6.      

Мусова И.Б. Логопедические чистоговорки М 1999

7.      

Костылёва Н.Ю. Покажи и расскажи.М.2007. Творческий центр

8.      

Блог логопеда: https://vk.com/logopedirodteli

9.      

Речевая мастерская Ирины Лебедевой: https://vk.com/logopedlebedevail

10.  

https://vk.com/club150466969

11.  

https://m.facebook.com/logopedprofi.ru/photos/a.877139275651017/877139328984345/

12.  

https://doncova-oksana.ru/

13.  

Занимательная логопедия: https://vk.com/funnyspeech