«Развитие связной речи детей дошкольного возраста, посредством использования приёмов мнемотехники»

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • Исследовательские работы
  • Лекции
  • Научно-исследовательская работа
  • Педсоветы
  • Повышение квалификации
  • docx
  • 19.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

«Развитие связной речи детей дошкольного возраста, посредством использования приёмов мнемотехники»
Иконка файла материала Мнемотехника.docx

МБДОУ «Детский сад №32»

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщение опыта по теме:

"Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель-логопед

Бондаренко Анна Сергеевна

 

Г.Волгоград


Актуальность.

 

В соответствии с целевыми ориентирами дошкольного образования, обозначенными в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, современный дошкольник должен быть инициативным, самостоятельно действовать в повседневной жизни, уметь выдвинуть идею, план действий, организовать партнеров по деятельности, использовать деловую, познавательную, личностную формы общения; владеть речевыми умениями, диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия .

Одним  из  направлений  ФГОС  является  образовательная  область

«Речевое развитие» - это владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Наблюдая за детьми, обратила внимание, что у многих детей речь невнятная, ограниченный словарный запас, есть неговорящие дети. Анализ проведённых наблюдений показал, на сегодняшний день в речи детей существует множество проблем:

·        трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;

·        бедная   диалогическая    речь:   неспособность   грамотно   и    доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;

·        отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

·        односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение;

·        отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д

·        недостаточный словарный запас;

·        плохая дикция.

Меня заинтересовала данная проблема, именно этот возраст наиболее благоприятен для становления и развития речи детей. Началом работы по теме опыта стало проведение мониторинга уровня сформированности речевого развития Мониторинг речевого развития детей старшей группы показал: 60% детей имеют низкий уровень развития, 40% - средний. При изучении индивидуального речевого развития детей дошкольного возраста выяснилось, что многие знания, которые ребёнок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослым действий с


предметами, он легко усваивает, если это знания дают ему в виде действий с моделями, отражающими существенные черты изучаемых явлений.

Очевидным явился поиск эффективных методических приёмов и необходимость создания оптимальных условий для развития речи детей. Опираясь на важность и необходимость работы по данному направлению, я обратилась к мнемотехнике как эффективному средству развития связной речи                                                                                                     дошкольников.

 

 

 

2.    Тема и цель опыта.

Тему     своего     опыта     я     сформулировала     следующим    образом:

«Развитие    связной    речи    детей    дошкольного    возраста,    посредством использования приёмов мнемотехники».

Цель: использовать в педагогическом процессе приёмы мнемотехники для развития связной речи дошкольников.

 

 

Задачи:

1.     Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования связной речи.

2.     Разработать и включить в воспитательно-образовательный процесс комплекс заданий, способствующих развитию связной речи, подготовить их дидактическое обеспечение.

3.     Откорректировать перспективное и календарное планирование.

4.        Провести диагностику результатов деятельности.

 

 

3.      Новизна опыта заключается в целесообразном слиянии наглядности, плана высказывания и игрового характера деятельности. Действуя с пособиями, дети получают возможность использовать два сенсорных канала: визуальный (видят картину-схему, особенности цвета и формы), аудиальный (слышат пояснение воспитателя и рассказы сверстников).


4.    Описание опыта

4.1   Теоретическая база опыта.

Каждого ребёнка в детском саду необходимо научить правильно излагать свои мысли. Речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связность речи это связность мыслей, где отражается логика мышления ребёнка, его умение осмысливать воспринимаемое и выражать в связной речи. Связная речь должна рассматриваться в единстве содержания и формы. Развитие речи дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности, однако центральным является обучение родному языку на занятиях.

В методике О. С. Ушаковой структура занятия по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы: обогащение и активизация словаря, работа над смысловой стороной слова, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи, развитие элементарных языковых явлений. При этом главной задачей является развитие связной монологической речи.

Существуют два основных вида речи - диалогическая и монологическая. Форма протекания диалогической речи (беседа, постановка вопросов, ответы на них) побуждает к неполным, односложным ответам. Для диалогической речи важно умение формулировать и задавать вопрос, строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, рассуждать, спорить, отстаивать своё мнение.

Монологическая речь- требует развёрнутости, полноты, чёткости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют умения сосредоточить свою мысль на главном, не отвлекаясь на детали и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. Владение связной монологической речью это одна из главных задач речевого развития дошкольников. Её успешное решение зависит от многих условий: речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенности личности, познавательной активности, которые должны учитываться в процессе целенаправленного речевого воспитания.

Формирование связности речи включает в себя развитие умения строить высказывания разных типов:

-   описание ,

-   повествование ,

-   рассуждение (установление причинно-следственных связей).

Описание – это специфический текст, который начинается с общего определения и названия предмета или объекта, затем идёт перечисление его


качеств, свойств, действий, признаков. Завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или отношение к нему. Дошкольников учат описывать игрушки, предметные или сюжетные картинки, собственные рисунки, явления природы, людей, животных.

Обучение построению текстов- описаний помогает сформировать у детей элементарные представления о структуре и функциях описательного текста.

Повествование - развитие сюжета во времени и логической последовательности. Основное назначение повествования передать развитие действия или состояния предмета, которое включает следующие друг за другом события, сценки, картины. Структуру повествования нарушать нельзя, так как может нарушиться последовательность изложения событий. Схема повествования должна быть выражена чётко : начало, середина, конец (завязка, кульминация, развязка). Важная роль при построении повествования отводится обучению зачинов (однажды, как-то раз, это было…)

Дошкольники учатся составлять разные типы повествовательных рассказов:

-   реалистические рассказы (из личного опыта),

-   сказочные рассказы (творческие),

-   рассказы по картине или по серии сюжетных картин,

-   пересказ художественного произведения.

Работа над формированием представлений о структуре повествования развивает у детей умение анализировать структуру художественного текста и переносить усвоенные навыки в самостоятельное словесное творчество.

Рассуждение это текст, включающий причинно-следственные конструкции, вопросы, оценку. Оно включает в себя тезис (начальное предложение), доказательство выдвинутого положения и вывод, который следует из него. В рассуждении может доказываться не одно, а несколько выводов или один обобщённый.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Проблема как научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли остается очень актуальной.

На процесс становления связной речи влияют ряд факторов.

Одним из таких факторов, по мнению С.Л. Рубинштейна, Л.В.Эльконина- является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.


Вторым вспомогательным фактором является создание плана высказывания,

на значимость которого неоднократно указывал известный психолог

Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Взяв за основу мнение великих педагогов, я убедилась в том, что именно использование приёмов мнемотехники поможет мне решить проблему.

4.2. Содержание опыта.

Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему Пяти словам он долго будет и напрасно мучиться, Но если свяжите двадцать таких слов с картинками, Их он усвоит на лету.

К.Д. Ушинский

В практике своей работы я использую различные методы и приёмы. Это и художественное слово, вопросы, беседа, рассказ, толкование (разъяснение понятия), составление плана, повторное чтение с договариванием, дидактические игры и др. Но всего перечисленного было недостаточно, чтобы решить проблему. Изучив литературу, я и пришла к выводу, что помочь мне в решении проблемы развития связной речи может мнемотехника.

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях

объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, развитие речи.

Мнемотехника помогает развивать:

-ассоциативное мышление;

-зрительную и слуховую память;

-зрительное и слуховое внимание;

-воображение.

Свою работу по развитию связной речи детей приемами мнемотехники строила от простого к сложному: мнемоквадрат - мнемодорожка – мнемотаблица



.

     Мнемоквадрат- это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т.д.

    Мнемодорожка   это несколько схематичных рисунков, расположенных линейно. Суть мнемодорожек заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение - таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

-Мнемотаблица это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов – заместителей используются:

-предметные картинки;

-силуэтные изображения;

-геометрические фигуры.

Внедрение данной технологии в образовательный процесс осуществлялось поэтапно:

1  этап.

- Анкетирование родителей.

-Изучение и анализ психологической, педагогической, методической литературы по проблеме исследования; изучение приемов мнемотехники, используемых для работы с детьми.

-Выявление уровня развития связной речи дошкольников.


2  этап. Разработка и использование приемов мнемотехники для повышения уровня развития связной речи детей.

3этап. Рефлексия эффективности использования приемов мнемотехники. Планируя образовательную деятельность, опиралась на определенные дидактические принципы, которые наполнены новым содержанием с акцентом на рассматриваемую проблему и возраст детей:

-принцип активности;

-принцип доступности;

-принцип интеграции;

-принцип наглядности.

Одним из важных условий решения поставленных задач является такая организация предметно-развивающей среды, при которой процесс развития связной речи будет проходить более эффективно. При формировании предметно-развивающей среды учитывала:

-особенности эмоциональной личности ребенка;

-его индивидуальные социально-психологические особенности;

-индивидуальные предпочтения и потребности;

-любознательность, исследовательский интерес и творческие способности.

Обстановка в группе направлена на активизацию речи, речевого общения и речевого творчества. Оформлен центр речевого развития:

-   дидактические игры по развитию речи;

-   картотеки артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики;

-игры для развития мелкой моторики рук;

-уголок «сказки» - стимулирование самостоятельного рассматривания иллюстраций к сказкам, потешкам; серий сюжетных картинок для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений детей об окружающем;

-     уголок книги;

-   театральный уголок;

-   картотеки хороводных, подвижных игр с речевым сопровождением.

Предметно-развивающая среда обновляется в соответствии с решаемыми задачами.

В работе использовались практические, словесные, наглядные методы.

Все методы и приемы я использовала в комплексе, развивала речь, внимание, память, воображение.

Мнемотаблицы    использовались в работе в качестве дидактического материала по развитию связной речи детей с целью:

-обучения составлению описательных, повествовательных, творческих рассказов;

-обучения пересказу художественной литературы.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно  передать  условно-наглядную  схему,  изобразить  так,  чтобы


нарисованное было понятно детям. Рисунки и их количество в схеме-модели могут изменяться в зависимости от содержания рассказа. В рисунках-схемах упрощали рисование героев, замещая их символами отдельных частей: хвост у лисы, зубы у волка, длинные уши у зайца. В таблице изображали также природные явления - снег, дождь, тучи, солнце. Таким образом, дети выбирали понятный им символ.

Мнемоническое запоминание состоит из трех этапов:

-кодирование в образы ( замена ключевых слов в предложениях значками - символами);

-запоминание последовательности (заполнение схем-моделей с помощью знаков-символов и использование схем-моделей как плана пересказа);

-закрепление изученного материала путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему - модель.

Этапы работы с мнемотаблицей.

1.Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2.Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных

символов в образы.

3.Пересказ информации (сказки, рассказа) с опорой на символы (образы).

4. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе

ему.

Для   систематизирования    знаний   детей    о   сезонных   изменениях

использую модельные схемы, мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень". (Приложение 1)

Опираясь на опыт педагогов, были разработаны мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. (Приложение 2)

Стихотворения.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.(Приложение 3)

Описательный рассказ.

Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это


анализ. Что ребенку очень трудно. Считаю, что здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета. (Приложение 4)

Творческие рассказы.

Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы. (Приложение 5)

Пересказ.

Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. (Приложение 6)

Работа по мнемотаблицам

Мнемотаблицы особенно эффективны при составлении описательных и повествовательных рассказов, пересказе, т.к увлекают детей, превращая занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное

мышление, и запоминание последовательности действия носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст, и пересказать его. В процессе обучения связной речи моделирование служит средством планирования

высказывания, помогают детям выстраивать:

-строение рассказа,

-   последовательность рассказа,

-   лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Прием наглядного моделирования использовался в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

-пересказ;

-составление рассказов по картине;

-описательный рассказ;

-творческий рассказ.

На занятиях по пересказу литературных произведений, рассказыванию о предметах и по картине в комплексе решаются все речевые задачи, но основной из них является обучение рассказыванию, хотя параллельно дети выполняют фонематические, лексические, грамматические упражнения. Обучение пересказу литературных произведений начинаю со знакомых сказок: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», при этом использую приём совместного рассказа. Схему обучения пересказу сказок представляю таким образом: рассказываю сказку и одновременно показываю настольный театр. Затем дети включаются в повторный рассказ воспитателя. Я начинаю фразу, дети продолжают.


При составлении описательного рассказа по предмету, вначале обращаю внимание на характерные особенности внешнего вида предмета (части, цвет, форму). Например, совместно с детьми рассматриваем предмет (платье) . Одновременно объясняю и показываю. (Это- платье. У платья есть воротник, рукава, карманы …). В результате обогащается словарный запас ребенка.

Далее составляю совместный рассказ с детьми . Я начинаю и указываю на часть предмета, дети заканчивают. Вопросы задавать нельзя. (Это - платье. Это карманы. …) . Задача детей -увидеть признаки и качества предмета. На этом этапе происходит активизация словаря .

Завершающий этап- самостоятельный рассказ ребёнка.

Такой же план работы при составлении описательного рассказа по картинам. Вопросы являются основным приёмом при рассматривании картин. Сначала подбираю предметные картины с изображением игрушек, предметов домашнего обихода, животных (Например: Это - медведь. Он живёт в лесу. У него есть короткий хвост…). Затем несложные сюжеты из детской жизни (серия «Наша Таня»). Использую игровой приём и художественное слово, с помощью которого ребёнок рассказывает какому - либо сказочному персонажу, что нарисовано на картине (например: «Петушок, петушок…»). В индивидуальной работе применяю дидактические игры, где закрепляем с детьми характерные особенности внешнего вида предмета, действия с этим предметом: «Что умеет делать кошка? Где дидактическим материалом являются мнемоквадраты, они же плавно переходят в мнемодорожки. Высказывания детей поддерживаю, одобряю.

В старшем возрасте при составлении описательного рассказа вводится новый приём: элемент сравнения. Например: мяч круглый, как яблоко; красный, как ягода. Ввожу более подробную характеристику предметов. Применяю мнемодорожки: ребёнок называет предмет, его свойства, отношение к нему.

Как только дети научатся составлять описательный рассказ о предмете, учу их составлять сюжетный рассказ по набору игрушек или набору мнемоквадратов со схематическим изображением предметов. Игрушки должны быть подобраны так, чтобы было нетрудно наметить простую сюжетную линию (девочка, грибок, корзинка, ёлочка, ёж). Вопросы помогают детям построить сюжет рассказа, развернуть его, вовлечь в сюжетную линию все предметы. Что могло случиться с девочкой в лесу? Кого она встретила? Что могла найти? Что из леса принесла в корзинке?

Продолжая работу, предлагаю детям с помощью мнемоквадратов показать куклам мультфильм и рассказать последовательно историю.

При пересказе литературных произведений учу детей передавать выразительный разговор действующих лиц.  Ввожу новый приём диалог.


Например, как лиса уговаривала петушка выглянуть в окошко? С помощью мнемодорожек дети рассказывают каждый свою часть литературного произведения, затем соединяют её в чёткой последовательности, не изменяя части местами. В этом возрасте дети учатся составлять реалистические рассказы из личного опыта. Темы предлагаются конкретные: о недавних пережитых ярких событиях или связанные с трудом людей из ближайшего окружения (повар, дворник и др.). Источником материала для составления рассказов о природе являются прогулки, экскурсии. Во время которых дети наблюдают, задают вопросы, составляют рассказ об увиденном. Для закрепления полученных знаний провожу дидактические игры. Совместно с детьми рассматриваем иллюстрации, читаем поэтические произведения, разгадываем загадки. Направляю внимание детей на то, чтобы они вспоминали какие- то события из своего опыта и передавали их в рассказе. При этом учу соблюдать последовательность и чёткость повествования : Что расскажем сначала? Что потом? Чем закончим рассказ?

Дети старшего возраста должны точно, последовательно передавать содержание текста. Занятия при заучивании стихотворения, по пересказу состоят из следующих частей:

-   вводная часть,

-   чтение литературного произведения,

-   беседа с наводящими вопросами ,

-     повторное чтение с последующим составлением мнемотаблицы,

-   пересказ или заучивание произведения по мнемотаблице (коллажу).

Использование мнемотаблиц (коллажа), облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приёмы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а затем и слова.

Старшие дошкольники оценивают рассказы товарищей. Учу детей видеть хорошее и недочёты в пересказе, одновременно воспитываю доброжелательное отношение к товарищу                                  Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это, прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа,

так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять её в памяти и воспроизводить. Параллельно с этой работой провожу речевые игры, использую настольно- печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.


5. Результативность деятельности.

Систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием нетрадиционных приемов и методов, дидактических игр и упражнений,  занимательного  материала,  наглядных  пособий, совместной работой с родителями воспитанников дает свои результаты:

  Связная речь детей соответствует критериям программы и стандартам.

  Словарный запас детей из пассивного основном) превратился в активный и обогатился до уровня необходимого ребенку в школе.

  Ребята активнее стали работать на занятиях. У них сконцентрировались наблюдательность, внимание, память, усидчивость; повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление.

  Дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения. Речевая активность повысилась, они с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми. Научились составлять рассказы из пяти и более предложений, используя их различные конструкции.

  появился интерес к заучиванию стихов;

  дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Кроме того, дети грамотнее говорят, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей.

Наметилась положительная динамика развития связной речи. Большинство детей стали легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять её в памяти и воспроизводить, правильно связывать сюжет, выстраивать между собой части сюжета и передавать последовательно готовый текст без помощи воспитателя, повысилась познавательная активность детей.

Результаты диагностики определили, как дети умеют составлять описательный, повествовательный рассказы и пересказывать текст.

 

 

2014-2015 г.

2015-2016 год

в

с

н

в

с

н

Описательный рассказ

-

40

60

30

70

-

Повествовательный рассказ

10

50

40

30

70

-

пересказ текста.

10

40

50

20

80

-

Таким образом, сравнивая результаты диагностики можно сказать, что систематическая работа по развитию связной речи с использованием нетрадиционных приемов и методов мнемотехники способствует положительным                                                                                                        результатам.


Поэтому, чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению

 

 

6.    Перспективы развития опыта

В дальнейшем планирую продолжить использование приёмов мнемотехники в работе над развитием связной речи, при этом расширяя их диапазон собственными наработками.

 

Список литературы

1.     ФГОС Д

2.     Широких Т. Д. Учим стихи развиваем память./Ребенок в детском саду. 2004 №2 стр. 59

3.     Акимова Г. Память на «5»(эффективные мнемотехники для детей и взрослых). – Екатеринбург: «У-Фактория», 2006.

4.     Большаева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб.: «Детство-Пресс», 2001г.

5.       Белоусова Л. Веселые встречи. СПб.: «Детство Пресс», 2003г.

6.     Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов//

«Дошкольное воспитание». 1990г. - №10.

7.     Ушакова О. Развитие речи и творчество дошкольников. М.: ТЦ

«Сфера», 2003г.

8.     Использование мнемотаблиц в работе по формированию первых

естественнонаучных представлений у дошкольников// «Дошкольная педагогика». – 2006г.

9.     Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Мнемотаблицы для составления рассказов по теме

«Времена года».

Зима.


 

 

Наступила зима.

Небо закрыто серыми тёмными тучами. Часто идёт холодный снег.

Девочки и мальчики идут гулять на улицу. Они лепят из снега снежки и снежную бабу. Зимой ребята катаются на санках и коньках.


Лето.

 

 

 

 

 

 


 

 

Наступило лето.

Солнце светит ярко и греет.

Мальчики и девочки купаются в речке. Играют в мяч и бадминтон.

Из песка строят башни и замки.

Летом поспевают вкусные фрукты, ягоды и полезные овощи.


Осень.

 

 


Наступила осень.

Солнце светит мало и не греет. Оно скрыто за серыми тучами. Часто идет дождь.

Мы идем в детский сад под зонтом. Дует сильный ветер.

И с деревьев слетает листва.

Листья покрывают всё вокруг красивым, красочным ковром.

 

 

 

 

 

 

Весна

 

 

 

Наступила весна.

Солнце греет сильнее и становится тепло. На улице тает снег и бегут ручьи.

Девочки и мальчики пускают кораблики по воде.

На деревьях распускаются первые почки и появляются первые цветы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.    Составление описательных рассказов.






2. Пересказ.

"


Р.Н.С. " Рукавичка"


 

 

 

" Кто сказал мяу"



 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Составление творческих рассказов.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Времена года.

" Осень"