Сообщение "Виды школьного манипулятивного взаимодействия"
Оценка 4.8

Сообщение "Виды школьного манипулятивного взаимодействия"

Оценка 4.8
Лекции +1
docx
Междисциплинарный 6
СCУЗ, ВУЗ
28.11.2024
Сообщение "Виды школьного манипулятивного взаимодействия"
Тема: Виды школьного манипулятивного взаимодействия Цель: описать виды школьного манипулятивного взаимодействия План: 1. Определить понятие «манипуляция» 2. Выделить виды школьного манипулятивного взаимодействия
Батышева Сообщение Виды школьного манипулятивного взаимодействия.docx

Тема: Виды школьного манипулятивного взаимодействия

Цель: описать виды школьного манипулятивного взаимодействия

План:

1.      Определить понятие «манипуляция»

2.      Выделить виды школьного манипулятивного взаимодействия

Манипуляция как вид взаимодействия – явление, которое появилось очень давно, так как даже среди животных мы можем встретить процесс манипулирования, например, вожак, ведущий стаю за собой. В процессе общения люди, сознательно или бессознательно, прибегают к использованию технологий и методов манипулирования, особенно, когда они хотят от другого человека чего-то добиться. Термин «манипуляция» имеет множество определений в психолого-социальной литературе, но как правило все они сводится к тому, что – это «преднамеренное и скрытое побуждение другого человека к переживанию определенных состояний, принятию решения или выполнения действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей».

Манипуляция как вид общения в современной школе используется, прежде всего, как способ контроля и управления (подчинения).

Мы можем четко выделить пять пар школьного манипулятивного взаимодействия:

1.      Манипуляция «Учитель-Ученик».

В современной школе манипуляция "Учитель-Ученик" является самой распространенной. Учитель, старший по возрасту и социальному статусу, манипулирует учеником, наоборот - младшему по возрасту и социальному статусу. Как правило, учитель манипулирует учеником, прибегая к запугиванию. Учитель может запугать ученика плохой оценкой, беседой с родителями, не аттестацией, оставлением его на второй год, беседой с директором и так далее. В таком виде манипуляции ученик практически бессилен и вынужден выполнять все требования учителя, дабы не попасть в плохое положение. Чаще всего учителя пользуются такого рода манипуляцией в крайних случаях, когда другие уговоры, компромиссы и предупреждения не помогают получить нужное от ученика.

В современной школе учителя используют как открытые средства манипулирования, так и скрытые. В открытой манипуляции чаще всего используется «запугивание», которое связно с угрозами снижения оценки, увеличения объема дополнительных заданий, вызова родителей в школу и так далее. Также к открытой манипуляции, по нашему мнению, относится прямо противоположный способ - «задабривание», например, «если сделаешь что я тебя прошу, то исправлю оценку; возьму на экскурсию; подтяну по предмету, исправлю пропуски и тому подобное.

Открытая манипуляция самый простой способ воздействия на учеников, намного труднее использовать скрытую. Например, учитель может заинтересовать решением той или иной проблемы учеников таким образом, что все они будут участвовать в учебном процессе, а учитель будет выступать в роли «дирижера». Учителю легко скрыто управлять детьми, если он у них имеет авторитет, а в своих учениках видит личностей; обладает хорошим чувством юмора.

2.      Манипуляция «Ученик-Ученик».

В каждом классе присутствует этот вид манипуляции. Он является самым распространенным не только в школе, между учениками, но и в любом другом обществе, где люди используют его в межличностных отношениях, не задумываясь о его присутствии. Манипуляция «Ученик-Ученик» проходит по принципу «ты-мне, я-тебе». К примеру, ученик дает списать другому ученику математику, а тот, взамен, дает ему списать русский язык. Тем самым ни один из этих учеников не остается в минусе, наоборот-в плюсе. Первый ученик стал иметь домашнее задание по обоим предметам и второй-тоже готов к урокам. Этот вид манипуляции был, есть и будет «царствовать» во всех школах в любое время.

Манипулирование среди учеников имеет много проявлений, чаще всего берут друг друга «на слабо» или «ты так не можешь (не сделаешь, не скажешь, не попробуешь)». Боясь показаться «слабаком», адресат идет на поводу у манипулятора. Общение старшеклассников с ребятами младших классов может проходить по двум сценариям: или запугивание, или покровительство (шефство).

3.      Манипуляция «Родитель-Ученик».

Манипуляция «Родитель-Ученик» присутствует в каждой семье и каждый школьник хоть раз, но все же подвергался такого рода управлению. Главным критерием этой манипуляции является «покупка». Например, родитель, чтобы привлечь своего ребенка к какому-либо роду деятельности «покупает» его. Родитель дает обещание, что купит своему ребенку какую-либо вещь или же выполнит его желание, если тот окончит год без троек.  Поскольку это «покупка» является главным желанием и главной  целью ученика, а другого способа заполучить желаемое нет, то ему ничего не остается, как закончить год без троек. Такой вид манипуляции отлично стимулирует ученика на хорошие оценки, действует немедленно и безотказно. Также можно выделить такие виды манипуляции как: «Мнимый больной», «Диктатор», «Сравнение», «Угроза», «Вы меня не любите», «Брата ты любишь больше», «Почему сестре можно?», «Ласковый теленочек», «Непонятливая ученица» и так далее.

4.      Манипуляция «Родитель-Учитель».

Если раньше такой вид манипуляции встречался очень редко, то в современной школе совсем иначе. Родители стали чаще и жестче отстаивать права своего ребенка, хотя это все равно единичные случаи, если в школе нет вопиющих нарушений организации учебного процесса. В манипулятивной паре «Родитель-Ученик» сложно сказать, кто над кем главенствует в этой ситуации. Школа - второй дом, а учитель - второй родитель ученика, который несет не меньше ответственности, чем настоящий родитель. Учитель в ответе за получение образования, развитие внутреннего мира и становления ученика, как личности. Родитель же, как главная опора ученика до момента его совершеннолетия несет еще больше ответственности и задач для социализации ученика в обществе. Но некоторым родителям более важна оценка в дневнике, журнале, аттестате, чем истинные знания, приобретаемые ребенком. Таким образом, родитель производит манипуляцию путем некоторого запугивания, например, своим социальным статусом, имеющим большую власть или влияние. Или же «покупает» учителя, давая некого рода взятку.

5.      Манипуляция «Ученик-Учитель».

Это тоже довольно распространенный вид манипуляции в современной школе. Главный плюс этой манипуляции - это то, что она не несет в себе ущерб ни для одной из сторон. Самым распространенным примером этой манипуляции является «выпрашивание» учеником оценки у учителя. Бывают такие ситуации, как мы уже говорили, что для родителей и соответственно для самого ученика графическая оценка в документах, важнее того, что осталось в голове ученика. Следуя из этого ученик, дабы не быть наказанным дома, выпрашивает незаслуженную оценку у учителя. Конечно же в большинстве случаев учитель идет на встречу ученику, понимая, что, например, этот ученик никогда не свяжет свою дальнейшую судьбу с математикой, по одной, самой главной причине, что он - гуманитарий. Но положительная оценка в документах по этому предмету является принципиальной для него и его родителей. Поэтому учитель, адекватно воспринимая эту ситуацию, идет на уступки, по большому счету, не нанося неудобства ни себе, ни другим. Шейнов В.П. выделяет также такие манипуляции как «Довести учителя», «Вызывающее поведение», «Ой, а расскажите!», «Мнимый больной», подхалимство.

Таким образом, манипуляция - преднамеренное и скрытое побуждение другого человека к переживанию определенных состояний, принятию решения или выполнения действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей.

Выделяется пять пар школьного манипулятивного взаимодействия: Манипуляция «Учитель-Ученик»; Манипуляция «Ученик-Ученик»; Манипуляция «Родитель-Ученик»; Манипуляция «Родитель-Учитель»; Манипуляция «Ученик-Учитель».

 


 

Тема : Виды школьного манипулятивного взаимодействия

Тема : Виды школьного манипулятивного взаимодействия

Манипуляция «Ученик-Ученик» проходит по принципу «ты-мне, я-тебе»

Манипуляция «Ученик-Ученик» проходит по принципу «ты-мне, я-тебе»

Но положительная оценка в документах по этому предмету является принципиальной для него и его родителей

Но положительная оценка в документах по этому предмету является принципиальной для него и его родителей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.11.2024