«Фонематический слух - основа правильной речи».
Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.
«Создание среды для развития фонематического слуха»
Нарушения фонематического слуха, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие звуковой культуры речи, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словаря ребенка, нарушение грамматического строя родной речи. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.
По мнению многих специалистов, начало целенаправленной работы по формированию правильного звукопроизношения уже с трехлетнего возраста помогает предотвратить появление многих нарушений речи, а зачастую и выявить у детей данного возраста другие, более сложные речевые патологии, что способствует их ранней коррекции.
Как отмечалось ранее, речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его взрослыми. В этом смысле большая роль в формировании правильной речи детей принадлежит воспитателям детских дошкольных учреждений. Если одной из задач логопеда является коррекция, исправление дефектов речи при неправильном речевом развитии ребенка, то задачей воспитателя является формирование речи детей при нормальном речевом развитии. Основная общеобразовательная программа школьного учителя-логопеда предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения. Таким образом, воспитание фонематического слуха является составной частью системы работы по развитию речи. Основными компонентами фонематического слуха являются ритмико-мелодическая сторона речи (интонация) и звуки речи (система фонем). Работа по формированию фонематического слуха включает в себя несколько этапов:
1. подготовительный;
2. этап появления звука;
3. этап усвоения и автоматизации звука (правильное произношение звука в связной речи)
Два первых этапах речевой работы включают в себя:
· развитие слухового внимания детей;
· развитие мелкой моторики пальцев рук у детей;
· развитие подвижности артикуляционного аппарата;
· уточнение артикуляции и произношения звука или его вызывание по подражанию.
Зачастую данному этапу работы не уделяется достаточно времени. В результате такой поспешности дети оказываются неподготовленными к последовательной целенаправленной речевой работе, что может послужить толчком к появлению дефектов речевого развития. Широко используются различные игры на развитие слухового внимания у детей, пальчиковые игры, сопровождаемые речевками, представлена предметная среда для развития мелкой моторики пальцев рук. Уточнение артикуляции и произношения звука очень важно в процессе работы по развитию речи. Оно позволяет привлечь внимание детей к положению органов артикуляции, усилить кинестетические и слуховые ощущения.
Зачастую данный вид речевой работы проводится коллективно в виде заучивания и проговаривания стихотворений и речевок, насыщенных соответствующим звуком или включающих в себя звукоподражание. Такая форма действительно эффективна, если звук появляется у ребенка спонтанно и уже достаточно автоматизирован в самостоятельной речи.
Игры на развитие слухового внимания и памяти.
«Где раздаётся звук?» — закрепление слуховой ориентации. Один ребёнок по указанию обучающего воспроизводит звук звонком, погремушкой, на барабане, остальные дети слушают с закрытыми глазами:
а) показывают рукой или поворотом головы
направление источника
звука, затем открывают глаза для контроля;
б) водящий после воспроизведения звучания
становится рядом
с обучающим, а дети показывают туда, где только что прозвучал звук.
«Угадай по звуку» — определение предмета по характеру звука.
На столе разложены предметы: стакан с ложечкой, бумага, тарелка с ложкой, ключи, ножницы, разные звучащие игрушки.
Детям демонстрируются характерные для каждого предмета звучания, шумы: помешивают ложечкой в стакане, гремят ключами, шуршат бумагой и т. п., затем то же проделывают за ширмой, а дети отгадывают предмет, показывая на него рукой, или повторяя точно такое же действие, или называя его (при условии хорошего произношения данных слов)
«Сделай так же». Цель та же.
На столе деревянные и металлические палочки, стакан, чашка, тарелка, кружка, всего пять-шесть предметов.
Обучающий ударяет одной, затем другой палочкой по предмету, ребёнок определяет предмет и последовательность применения палочек.
«Короб-коробок, подай голосок» — различение близких звучаний, шумов.
На столе пять-шесть коробок одинаковой формы и цвета с горохом, разными крупами, мелкими камешками, песком. Образцы содержимого в них лежат на столе или изображены на картинках и предварительно называются.
Обучающий встряхивает коробки, воспроизводя шорохи, затем переставляет их местами. Дети производят те же действия.
«Кто так кричит?» —узнавание голосов животных.
«Узнай музыкальный инструмент»
Детям демонстрируется звучание нескольких музыкальных инструментов. Затем производятся звуки за ширмой, дети называют, какой музыкальный инструмент звучит.
«Быстро – медленно»
На громкие, редкие удары дети идут на внешней стороне стопы, как медведи, а на частые – бегут на цыпочках, словно мышки.
«Ритмические рисунки»
Дети воспроизводят серию хлопков или отстукивают различные ритмические рисунки.
«Паровоз»
Дети определяют далеко или близко идет паровоз, в зависимости от громкости звукового сигнала.
«Кто кричит?»
Детям раздаются картинки с изображением домашних животных и их детенышей: коровы, теленка, лошади, жеребенка, козы, козленка, свиньи, поросенка. Взрослый произносит звукоподражания то низким голосом, то высоким, а дети поднимают соответствующую картинку.
На втором этапе дети учатся
1. различать слова близкие по звуковому составу.
«Не ошибись»
Детям показывается картинка, громко и четко произносится ее название, например, ВАГОН. Затем детям предлагается то правильное, то неправильное звучание этого слова, дети должны хлопнуть в ладоши, как только услышат ошибку: Вагон, вакон, фагон, вагон, факон, вагом…». Усложнение подобных игр-упражнений происходит за счет реакции детей на неверно произнесенное слово. Например, на правильно произнесенное слово – поднимают зеленый кружок, на неправильное – красный.
«Поставь по порядку»
На доске в ряд размещаются картинки, названия которых звучат похоже: ком, дом, сом, рак, мак, бак, лук, сук, коза, коса, лужи, лыжи. Затем слова произносятся в определенной последовательности по 3 – 4, а дети должны отобрать картинки и расставить их в порядке произнесения.
«Найди пару»
Детям предлагаются картинки, среди которых есть очень близкие по звучанию. Дети должны подобрать пару каждой картинке. Например: мак – рак, майка – гайка, ложка – кошка, лук – жук, клетка – ветка, печка – речка…
«Доскажи словечко»
Много платьев, много хруста.
Как зовут ее? …Капуста.
Белые шапки надели дома,
Холодно им – наступила …зима.
«Рифмы»
Ведущий задает слово, а дети придумывают рифмы, как можно больше.
1. Различение фонем родного языка. Начинать работу следует с дифференциации гласных звуков.
«Подними картинку»
Предварительно дети знакомятся с гласными звуками и их звучание соотносится со звуком окружающего мира: « А» - девочка плачет, «У» - поезд гудит, «И» - птичка поет. У детей картинки с изображением поезда, девочки и птички..
Игра может усложняться следующим образом: вместо картинок дети поднимают кружки трех цветов. На другие звуки дети реагировать не должны.
Аналогичным образом производится работа по дифференциации согласных звуков.
1. Выделение заданного звука на фоне слова.
«Хлопки», «Поймай звук в ладошку»
Ведущий называет различные слова, а дети должны хлопнуть в ладоши, если услышат в них заданный звук.
«Маяк», «Подними картинку (флажок, фонарик.)»
Дети должны «зажечь» свой маяк, если услышат заданный звук.
«Светофор»
В ответ на услышанный звук дети поднимают соответствующий кружок.
«Чуткое ушко»
Дети поднимают руку или совершают другое условленное действие в ответ на услышанный звук.
«Подбери слово с заданным звуком» с опорой на картинку и без.
Третий этап направлен на формирование навыков звукового анализа и синтеза звукового состава слова. Звуковой анализ – это высшая ступень фонематического восприятия.
Звуковой анализ тем успешнее развивается, чем лучше дети овладевают пространственными представлениями, ориентировкой в окружающем, порядковым и количественным счетом, словами, обозначающими пространственные отношения.
При подготовке к звуковому анализу понятие «ряд» становится узловым.
Вначале формируется понятие «Ряд», которое подкрепляется расположением иллюстративного материала на различных занятиях: по изобразительной деятельности, по математике: раскладывание предметов по цвету, форме, величины, а так же с помощью настольного театра «Репка». Выстроив такой ряд, нужно научить детей отвечать на вопросы, указывающие на признак, выделять предмет в начале ряда, в середине и в конце. После этого следует приступать непосредственно к звуковому анализу.
1. Определение первого ударного гласного в слове.
1. Анализ звукового ряда из 2 – 3 гласных.
1. Определение последнего согласного звука. «Поймай звук за хвост»
1. Определение первого согласного звука в слове
1. Определение места звука в слове.
1. Определение гласного звука в середине слова. «Спой гласный звук в слове»
1. Звуковой анализ и синтез слова из 3-х звуков. «Живые звуки» «Цепочка звуков»
Дети стоят в кругу. Ведущий называет слово и передает мяч. Дети передают мяч друг другу и называют по одному звуку из этого слова. На последний звук мяч поднимается вверх.
«Разбросай слово по звукам»
Взрослый называет детям слово, а дети «бросают», имитируя игру в снежки, звуки по порядку из этого слова.
«Собери слово из звуков»
Ведущий называет отдельные звуки, а дети составляют из них слово.
«Подбери схему к слову»
Детям предлагается несколько схем слов и одна картинка. Дети подбирают к картинке схему.
«Подбери слово к схеме»
Детям предлагается схема слова и несколько картинок. Дети подбирают картинку к схеме. Усложнение: подбор слов к схеме без картинок.
Проведенная в указанной последовательности работа создает условия для успешного развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. В свою очередь, это будет способствовать уточнению у них представлений о звуковом составе языка и формированию навыков фонематического анализа и синтеза.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.