СОВРЕМЕННЫЙ УРОК КАК СОВМЕСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО
УЧЕНИКА И УЧИТЕЛЯ
Аннотация
В статье рассмотрен вопрос организации современного урока и формы повышения эффективности урока.
Ключевые слова: широкое пространство, творчество, поиск, современный урок, организация, эффективность, ситуация успеха.
Современные информационные методики открывают широкое пространство для творческого поиска учителя. Никому не нужны "спящие красавицы" и "хорошие ребята", которые только и мечтают о том, чтобы скорее закончился урок. Активная работа каждого ученика с учётом уровня знаний, кругозора, сформированности учебных навыков - главное направление педагогического поиска. Урок не должен быть главной ролью учителя, который и так знает и любит свой предмет. Современный урок - это организация поиска истины, проб и ошибок учеников. И педагог выступает в качестве сценариста действий детей на уроке.
Учитель идёт на урок не для того, чтобы продемонстрировать самому себе и окружающим свои знания и умения, но чтобы помочь раскрыться каждому ученику. Главной целью педагога должно быть не желание дать детям как можно больше информации, а забота про глубину и качество полученных ими знаний, умение самостоятельно приобрести знания и применить их в жизни. Учитель должен уметь создавать деловую, творческую обстановку, вести диалог, дискуссию.
Каждый учитель мечтает о таких учениках, которые могут думать, ведь логическое мышление - это необходимое условие успешного освоения знаний. При выполнении заданий необходимо учить детей думать: обобщать, анализировать, изучать варианты, приводить контраргументы, составлять свои задания - не только аналогичные проработанным, но и такие, которые естественным образом выплывают из правил, формул, теорем, особенностей, изучаемых на уроке.
Одним из методов учебной деятельности, эффективно повышающим активность учеников на уроках, интерес и стремление к более глубокому изучению предмета, является создание ситуации успеха. Это целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Когда на уроках ученики сталкиваются с вопросами, на которые они не могут быстро ответить в процессе "живого наблюдения объектов", мышление, как правило, активизируется. На этом этапе важно помочь ученикам поверить в свои силы, не потерять мотивационную составляющую. Опыт показывает, что ситуацию успеха необходимо готовить – целенаправленно создавать её всем процессом урока. Для повышения эффективности уроков учителю необходимо знать не только традиционные, но и современные методы, способы и формы обучения.
Можно перечислить следующие формы повышения эффективности урока: Ø рациональный выбор темы урока, его содержания и структуры;
Ø использование приёмов, которые активизируют познавательную деятельность учащихся, развивают их творческие способности и интерес к предмету;
Ø умелое объединение коллективных, групповых и индивидуальных форм обучения;
Ø использование разных форм самостоятельной работы;
Ø совершенствование системы заданий;
Ø рациональное использование учебников, пособий, электронных образовательных ресурсов;
Ø совершенствование форм контроля успеваемости;
Ø соединение теории с практической деятельностью учеников;
Ø совершенствование метапредметных связей;
Ø повышение интереса учеников к предмету;
Ø использование рефлексии налюбом этапе урока;
Ø усиление связи обучения и воспитания на уроках;
Ø обеспечение единства урочной и внеурочной деятельности учащихся.
Не следует также забывать, что большой эффект в обучении дает и живое слово учителя в сочетании с наглядностью. Обучение, основанное на коммуникации, стимулирует познавательный процесс, вносит разнообразие, раскрепощает личность, даёт возможность проявить активность, развивает индивидуальные, интеллектуальные и творческие способности, помогает установить психологический контакт между учителем и учеником.
Конфуций сказал: «Три пути ведут к знанию: путь размышлений – это самый благородный; путь поражения – это путь самый легкий; и путь опыта – это путь самый трудный», а педагогам нужно идти по всем трём дорогам одновременно, как того требует профессия.
Список использованных источников:
1. https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/uchebnaya-motivaciyamladshih-shkolnikov.5680603784/
2. https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2024/10/29/doklad-po-temechto-takoe-kachestvo-obrazovaniya-i-puti-ego
3. https://multiurok.ru/index.php/blog/piedaghogh-ghlavnyi-riezhissierdieistvii-na-urokie.html
4. https://infourok.ru/metodi-aktivizacii-uchebnopoznavatelnoy-deyatelnostiuchaschihsya-2675315.html
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.