ФУНКЦИИ МАТЕРИ И ОТЦА В ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

  • Документация
  • Памятки
  • docx
  • 07.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Консультация для родителей: какие обязанности и права есть у родителей воспитанников – эти знания нужны воспитателю, чтобы эффективно взаимодействовать с семьями детей, предотвращать спорные и конфликтные ситуации.
Иконка файла материала Консультация Взиамодействие с родителями.docx

 ФУНКЦИИ МАТЕРИ И ОТЦА В ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

1 Права и обязанности родителей (законных представителей воспитанников) 7

2 Общие права родителей воспитанников. 10

3 Права родителей, которые воспитывают детей с ОВЗ. 11

4 Ответственность родителей при противоправных действиях детей. 12

5 Функции и роль родителей при взаимодействии с ДОУ.. 14

Источники литературы.. 19

Памятка для родителей А «Как воспитывать?». 20

 

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Благоприятная атмосфера в семье и мудрые родители – ключевые факторы, обеспечивающие психологическое здоровье ребенка. Семья в процессе совместной жизни и взаимного влияния становится уникальной средой, формирующей личность ребенка. К важнейшим элементам этой среды относятся: общее мнение семьи, взаимоотношения между её членами, семейные традиции, обычаи, настроение, правила поведения и нравственный климат. В семейной жизни нет незначительных деталей – на развитие ребенка влияет абсолютно всё: повседневные дела, разговоры, покупки, подарки, организация досуга, проявление заботы и многое другое.

Среди общих влияющих факторов выделяют: образ мышления семьи, социально-психологические особенности семейной жизни, характер внутрисемейного общения, отношение общества к семье и детству, региональные и национальные особенности, семейные традиции, а также уровень образования и интеллектуальный потенциал родителей и их окружения. Анализ этих факторов позволяет понять, какой воспитательной атмосферой окружён ребенок в семье.

На эффективность семейного воспитания влияют и более специфические, частные факторы. К ним относят: представления родителей о том, каким должен быть воспитанный человек; отношение семьи к полу ребенка; педагогическую грамотность родителей; причины, по которым они решили завести ребёнка; их установки в отношении воспитания; а также уровень требований, предъявляемых к ребенку. Кроме вышеназванных факторов воспитания, существуют и такие, как: преобладающее в семье настроение, индивидуальные способности супругов к воспитанию детей, склонность родителей к эмоциональной разрядке и юмору, тип личности и поведения родителей.

Результативность воспитания детей находится в прямой зависимости от воспитательного потенциала семьи.

Под воспитательным потенциалом мы понимаем оценку способности и готовности родителей решать определенные воспитательные задачи. Очевидно, воспитательный потенциал семьи должен складываться прежде всего из мотивационной и инструментальной готовности супругов к осуществлению роли родителей.

Выделим «формулу» воспитательного потенциала.

Воспитательный потенциал = мотивационная и инструментальная готовность + сочетание рационального и эмоционального в воспитании + родительская компетентность + поведенческая целесообразность + позитивный характер супружества.

Психологическую готовность в мотивационной сфере можно описать через следующие составляющие:

         детоцентрированная просемейная направленность личности, потребность в «возне» с ребенком;

         сознание общественной значимости домашнего труда;"

          установка всех членов семьи на сотрудничество, заботу и поддержку;

          положительное эмоциональное отношение к воспитанию ребенка (детей) во всех его аспектах («радость взращивания»), оптимистичный настрой;

         уважение к любому члену семьи;

          сочетание терпеливого доброжелательного отношения к ребенку с готовностью в случае необходимости прийти ему на помощь, включиться в преодоление (его/своих/общих) трудностей;

         чадолюбие (любовь к детям);

          широкие (в том числе хозяйственно-бытовые, коммуникативные, спортивные, информационные и пр.) интересы и родительские склонности как источники достижения воспитательных целей и преодоления препятствий;

          устойчивые родительские намерения, призвание отцовства/ материнства;

          здоровье и уверенность в своих силах;

          готовность тратить силы и время на воспитание ребенка (детей);

          требовательность к себе и результатам своего труда, ответственность за результаты и способы воспитания ребенка; упорство и настойчивость в достижении воспитательной цели; терпеливость и оптимизм

Психологическую подготовленность в инструментальной сфере можно описать, ответив на вопрос: «Как воспитывать?», т. е. определившись с тем, какие действия желательны, а какие – нет (представлены на схеме 1, а также в памятке для родителей «Как воспитывать?» – в Приложении А (рисунок А1).

Таким образом, своеобразной микросредой персонального развития и влияния является семья. Здесь ребенок получает азы человеческой культуры: физической, интеллектуальной, экономической, нравственной, эстетической…

Кроме того, семейное воспитание – процесс целенаправленного воздействия на развитие личности человека согласно идеалам и задачам, сложившимся в обществе. Вот почему однозначно: гражданин начинается в семье. И каким окажется образ этого гражданина – активным созидателем, заурядным потребителем, не раздумывающим исполнителем, агрессивным разрушителем или трусливым приспособленцем – будет определяться тем, как воспитывают ребенка взрослые, и прежде всего родители [1, c.31].


Схема 1 – Характеристики успешного и неудачного семейного воспитания


1                   Права и обязанности родителей (законных представителей воспитанников)

Как определить, что родители уклоняются от обязанностей по воспитанию ребенка, какие обязанности и права есть у родителей воспитанников – эти знания нужны воспитателю, чтобы эффективно взаимодействовать с семьями детей, предотвращать спорные и конфликтные ситуации, что ДОО вправе требовать от родителей воспитанников, как распознать семью, которая плохо справляется со своими обязанностями.

Родители обязаны воспитывать, обучать и содержать несовершеннолетних детей, пока те получают образование (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗСемейный кодексприказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014) [2]. Что именно обязаны делать родители – представлено на рисунке 1. Детский сад вправе предусмотреть в договоре с родителями дополнительные права и обязанности. Но эти дополнения не должны противоречить уставу ДОО. Некоторые родители уклоняются от прямых обязанностей, и это отрицательно сказывается на ребенке [3]. Безошибочно выявить таких родителей поможет таблица 1.

Изображение выглядит как текст, снимок экрана, Шрифт, Цвет электрик

Содержимое, созданное искусственным интеллектом, может быть неверным.

Рисунок 1 – Обязанности родителей дошкольников

 

Таблица 1 – Как понять, что родители уклоняются от своих обязанностей

Что семья делает не так

Примеры

Не обеспечивает жизненно важные потребности детей

У ребенка нет пищи, а одежда и обувь не соответствуют сезону

Ребенок не получает необходимую медицинскую помощь

Ребенок проживает в плохих бытовых условиях

У ребенка нет условий для полноценного сна

Не обучает ребенка

Родители не занимаются воспитанием ребенка, не прививают навыки поведения в обществе

У ребенка нет учебных принадлежностей для обязательных занятий в саду

Родители избегают взаимодействия с ДОО
по поводу особенностей развития, воспитания и поведения ребенка. Например, если ребенок имеет заметные пробелы в знаниях, речевые проблемы, конфликтует с группой

Злоупотребляет властью в отношении ребенка

С ребенком жестоко обращаются

Родители игнорируют психологические потребности ребенка. Например, не дают общаться с ровесниками, не реагируют на его просьбы о помощи в затруднительных ситуациях

Ребенку подают пример асоциального поведения


 

2 Общие права родителей воспитанников

Семьи дошкольников участвуют в образовательных правоотношениях.  Что вправе делать родители воспитанников – представлено на рисунке 2.

 

Изображение выглядит как текст, снимок экрана, Шрифт, Цвет электрик

Содержимое, созданное искусственным интеллектом, может быть неверным.

Рисунок 2 – Права родителей воспитанников

 

Существует три ситуации, когда нужно выяснить мнение родителей

Пока родители не дали свое согласие, ДОО не вправе:

– отчислить дошкольника;

– перевести ребенка в другую группу, детский сад;

– привлекать ребенка к труду, который не предусматривает образовательная программа.


 

3 Права родителей, которые воспитывают детей с ОВЗ

Родители этой категории детей имеют как основные, так и особые права (п. 25 Положения, утв. приказом Минобрнауки от 20.09.2013 № 1082). Особые права разрешают родителям:

1) присутствовать, когда специалисты ПМПК обследуют детей, обсуждают результаты обследования и дают рекомендации;

2) высказывать свое мнение насчет рекомендаций по организации обучения и воспитания детей;

3) получать консультации специалистов ПМПК по вопросам обследования детей и психолого-медико-педагогической помощи;

4) узнавать о своих правах и правах детей;

5) обжаловать заключение территориальной комиссии в центральную ПМПК.

Какую информацию получают родители от специалистов ПМПК

Комиссия сообщает дату, время, место и порядок психологического обследования. Информирует родителей, какие права есть у них и у ребенка. Срок такого сообщения – пять календарных дней с момента подачи документов для обследования (п. 17 Положения, утв. приказом Минобрнауки от 20.09.2013 № 1082).

Когда взаимодействуете с родителями детей с ОВЗ. необходимо помнить про три особенности. Детский сад для ребенка выбирает семья. Без согласия родителей перевести ребенка в другую ДОО невозможно, даже если дошкольник очевидно нуждается в особых условиях пребывания. Педагогический коллектив и ПМПК могут рекомендовать семье другой детский сад, но решение остается за семьей.

Семья вправе отказаться от психологического обследования ребенка и посещения ПМПК. Мотивируйте таких родителей, чтобы они все-таки получили психологическую помощь. Объясните им, что это необходимо в интересах ребенка. Родители вправе знать, как обучают и оценивают их детей. Всегда отвечайте на вопросы родителей, которые они задают насчет обучения и воспитания дошкольников.

Родители, которые выбрали форму семейного дошкольного образования, вправе рассчитывать на методическую, психолого-педагогическую, диагностическую и консультативную помощь, если в ДОО есть консультационный центр. Эта помощь бесплатна.

4 Ответственность родителей при противоправных действиях детей

Если воспитанник совершил противоправное действие, ответственность несут его родители. За вред, который причинил малолетний ребенок, например, сверстникам из группы, отвечают родители, усыновители или опекуны (ст. 1073 ГК). Но только если с их стороны есть виновные действия. Родителей можно привлечь к ответственности, если они не докажут, что вред возник не по их вине.

Какие противоправные действия могут совершить воспитанники

Нарушить устав ДОО 

Испортить имущество детского сада 

Украсть чужие вещи 

Бродяжничать или попрошайничать 

Проявлять физическую агрессию в адрес других детей 

Лгать об угрозе взрыва или теракта в ДОО 

Иногда судьи выносят решение: ответственность за то, что малолетний ребенок причинил вред, несут и родители, и образовательная организация. Тогда вред возмещают по принципу долевой ответственности. Это зависит от степени вины каждой стороны. При этом с родителей можно взыскать имущество (ст. 45 СК). 

Родители, которые живут отдельно от детей, тоже несут ответственность. Суд может освободить родителя от наказания, если он не воспитывал ребенка по вине другого родителя. Либо если не мог это делать по объективной причине. Например, из-за длительной болезни. 

К ответственности привлекают и тех, кого лишили родительских прав (ст. 1075 ГК). Суд может возложить на родителя ответственность за вред, причиненный его несовершеннолетним ребенком. Ответственность родителей за преступления несовершеннолетних сохраняется в течение трех лет после лишения родительских прав. В этом случае нужно доказать, что поведение ребенка – результат того, что родители плохо исполняли свои обязанности. 

В Семейном Кодексе предусмотрены обязанности, которые родители должны исполнять. Расскажите об этом семьям, чтобы уменьшить риск совершения ребенком противоправных действий. На рисунке 3 представлено, какие обязанности должны исполнять родители.  

 

Изображение выглядит как текст, визитная карточка, снимок экрана, Шрифт

Содержимое, созданное искусственным интеллектом, может быть неверным.

Рисунок 3 – Обязанности родителей, прописанные в Семейном Кодексе

Если ребенок ведет себя неподобающим образом, нарушает закон и общественный порядок, – это недоработка родителей. Они обязаны отвечать за действия своего плохо воспитанного ребенка.  

Несоблюдение родительских обязанностей по воспитанию ребенка и заботе о нем может привести к ограничению или полному лишению родительских прав. Контролируют действия родителей органы опеки и попечительства. Они ставят на учет те семьи, в которых плохие условия содержания детей, родители пьют или избивают детей. В любой момент из этих семей детей могут забрать и подобрать им новую семью.

5 Функции и роль родителей при взаимодействии с ДОУ

 Родители играют огромную роль в успешной адаптации дошкольника в детском саду, формировании у него положительной самооценки, умении заводить друзей и ощущении себя успешным на занятиях. Рассмотрим несколько мероприятий, которые могут организовать родители дошкольника, чтобы помочь ему в этом:

1. Семейное творчество

Совместные поделки для выставки или подарки группе (открытки, аппликации, рисунки, поделки из пластилина и т.п.)

Семейный мастер-класс: провести вместе с ребёнком мастер-класс для всей группы (например, научить делать простую оригами-фигурку).

2. Праздничные мероприятия

Организовать «День угощения»: испечь печенье или пирог и угостить одногруппников (с разрешения администрации

Помочь провести тематический праздник или утренник, например, «День добрых дел», где каждый делится чем-то хорошим.

3. Благотворительность и забота

Собрать вместе с ребёнком игрушки или книги для передачи в детский дом или библиотеку детсада.

Организовать сбор макулатуры или пластиковых крышек на благотворительность.

4. Совместные игры и занятия

Пригласить одногруппников домой на мини-праздник, мастер-класс или совместную игру.

Провести «День настольных игр» в группе с участием родителей.

 5. Волонтёрство и помощь

Помочь воспитателям в оформлении группы, подготовке к празднику, генеральной уборке участка.

Вместе с ребёнком полить цветы, убрать игрушки, оказать помощь младшим детям.

6. Развитие лидерства и ответственности

Доверить ребёнку (под контролем взрослых) ответственное задание: быть «дежурным» по группе, помогать раздавать материалы на занятиях, следить за порядком на полках.

Поручить организовать небольшую игру или рассказать одногруппникам стихотворение.

 7. Психологическая поддержка

Обсуждать с ребёнком каждый успех, хвалить за любые достижения (даже маленькие).

Составить вместе с воспитателем индивидуальный план поддерживающих фраз и заданий для ребёнка.

 8. Создание положительной истории

Организовать фото- или видеопроект «Мои успехи», где будут собираться фотографии работ, достижений и счастливых моментов ребёнка.

Сделать вместе с ребёнком «Книгу дружбы» – альбом, где одногруппники могут оставить пожелания и рисунки.

Индивидуальный план поддерживающих фраз и заданий для ребёнка составляется совместно с воспитателем, адаптируется под конкретные особенности и потребности ребёнка.

1. Поддерживающие фразы:

Использовать в течение дня для поощрения, мотивации и создания положительной атмосферы.

- «У тебя отлично получается!»

- «Я вижу, как ты стараешься, молодец!»

- «Ты сегодня сделал(а) большой шаг вперёд!»

- «Спасибо за твою помощь!»

- «Мне нравится, как ты работал(а) сейчас!»

- «Ты можешь попросить помощи, если тебе трудно.»

- «Ошибаться – это нормально, мы вместе попробуем ещё раз.»

- «Я горжусь тобой!»

- «Ты очень внимательный(ая)!»

- «Расскажи, что тебе понравилось делать сегодня?»

2. Индивидуальные задания:

Подбирать задания исходя из интересов и уровня развития ребёнка.

- Задание на самостоятельность:

 - Попросить убрать за собой игрушки.

 - Самостоятельно выбрать книгу для чтения.

- Задание на общение: 

 - Рассказать о своём любимом занятии группе.

 - Поздороваться с каждым утром.

- Задание на внимание:

 - Найти на картинке определённые предметы.

 - Повторить простую последовательность движений.

- Задание на развитие моторики:

 - Собрать пазл из 5–10 деталей.

 - Нарисовать картинку по образцу.

- Задание на командную работу:

 - Построить башню вместе с другим ребёнком.

 - Вместе нарисовать большой рисунок.

Родители могут оказать нематериальную помощь группе и детскому саду, даже если их ребенок пока ведёт себя сложно. Кроме сотрудничества с воспитателями по вопросам адаптации и коррекции поведения ребенка, они могут предложить:

1. Поддержка коллектива:

- помочь наладить коммуникацию между родителями группы (создать чат, предложить помощь в организации встреч, обсуждений);

- стать инициатором совместных мероприятий для родителей и детей (например, семейные выходные, пикники, спортивные игры).

2. Организация познавательных встреч:

- привести интересных гостей (например, рассказать о профессиях, показать любимые книги, пригласить специалистов для бесед о дружбе, эмоциях и т.д.).

3. Помощь воспитателям:

- помочь с подготовкой раздаточного материала (раскраски, вырезки, задания);

- вести фото- или видеоотчёт о жизни группы (с разрешения родителей).

4. Проведение тематических бесед:

- провести беседу (или пригласить специалиста) о дружбе, правилах поведения, эмоциях, что может быть полезно для всех детей, в том числе для мальчика.

5. Организация кружка или мини-секции:

- если родители имеют опыт, навыки или увлечения (спорт, музыка, иностранный язык), предложить раз в неделю маленькие занятия для детей.

6. Личный пример и поддержка:

- демонстрировать толерантность, уважение к детям и сотрудникам сада;

-  обсуждениях с другими родителями акцентировать внимание на командной работе, взаимопомощи, терпении по отношению к сложным детям,

7. Взаимодействие с психологом: передать воспитателю рекомендации психолога, полезные материалы, статьи, книжки по детской психологии, адаптации и коррекции поведения.

 Открытость к сотрудничеству, готовность слышать и поддерживать педагога, участие в жизни коллектива, а также терпимость и уважение к другим детям и их особенностям поможет создать в группе атмосферу взаимопомощи. Главное – вовлечённость родителей, поддержка дома и в группе детского сада, добрые дела и совместные занятия. Все это поможет ребёнку почувствовать уверенность в себе, заметить свои успехи и найти друзей (рисунок 1).

Изображение выглядит как человек, в помещении, одежда, Человеческое лицо

Содержимое, созданное искусственным интеллектом, может быть неверным.

Рисунок 1 – Вовлечённость родителей в жизнь детского сада (СОГБОУ «Прогимназия «Полянка» группа № 6)


 

Источники литературы

 

1.                 Шнейдер, Л. Б. Молодая семья и ребенок-дошкольник : практическое пособие / Л. Б. Шнейдер, М. С. Рогач. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 576 с. — (Профессиональная практика). — ISBN 978-5-534-13006-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 31 – URL: https://urait.ru/bcode/564276/p.31 (дата обращения: 17.06.2025).

2.                 Материал из Справочной правовой системы КонсультантПлюс / Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2025) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.08.2025) URL: https://cloud.consultant.ru/cloud (дата обращения: 06.08.2025).

3.                 Материал из Справочной системы «Образование» – URL: https://1obraz.ru/#/document/99/902389617// (дата обращения: 06.08.2025).

 


 

 ПРИЛОЖЕНИЕ А

Памятка для родителей «Как воспитывать?»

Изображение выглядит как текст, снимок экрана, программное обеспечение, веб-страница

Содержимое, созданное искусственным интеллектом, может быть неверным.

Рисунок А 1Характеристики успешного и неудачного семейного воспитания


 

Скачано с www.znanio.ru