Характеристика двигательных способностей и методика подготовки футболистов (возрастная группа 13-14л ) секция футбол

  • Памятки
  • Повышение квалификации
  • Руководства для учителя
  • Семинары
  • docx
  • 23.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Характеристика двигательных способностей и методика футболистов.docx

Характеристика двигательных способностей и методика подготовки футболистов (возрастная группа 13-14л ) секция футбол

Понятие двигательных способностей.

                      Физические качества  проявляются  в одинаковых параметрах  движения и измеряются тождественным способом, а также имеют аналогичные физиологические и биохимические механизмы и требуют проявления сходных свойств психики. Термин  «физические качества» аналогичен понятию «двигательные качества», поскольку подразумеваются их проявления в характеристиках движения, которые определяются максимальными характеристиками этого движения. В настоящее время более точно говорить не о физических качествах, о двигательных способностях,т.е.способностях индивида выполнять движения. По В.И. Ляху двигательные способности человека подразделяют на два класса: кондиционные (энергетические) и координационные(информационные).

Характеристика двигательных способностей футболистов в процессе онтогенеза.

Систематические занятия спортом (футболом) в подростковом возрасте стимулирует естественный  рост, физическое и функциональное развитие организма. Важнейшее требования к методике  воспитания физических качеств впериод возрастного становления организма - всесторонность воздействий, соразмерность нагрузок  функциональным возможностям растущего организма, соответствие воздействующих факторов особенностям  этапа возростного развития.

Период наиболее бурного  естественного  прироста двигательных способностей подростков  называется сенситивный период. Так в качестве воспитания силы выделяют возраст 13-15л, скоростно- силовые 12-15л,выносливость 12-15л, гибкость 7-11л,ловксть 8-10л.

В изучаемом  возрастном периоде  значительное улучшение координации движений. Имеются расхождения  в определении сенситивных периодов динамики физических качеств юных футболистов по А.П.Золотареву установлены следующие границы наибольшего прироста двигательных способностей футболистов:

         координация 9-12л и 13-14;

        скоростные способности 10-11л и 12-14л

        скоростно-силовые способности 10-11и 12-15л

         выносливость- 9-10ли 14-16л

Средства и методы воспитания двигательных способностей.

Одной из распрастроненных классификаций  физических упражнений (средств  тренировки) являюется их разделение по направленности педагогического воздействия:

1) скоростно-силовые упражнения, характеризующиеся максимальной интенсивностью и мощностью усилий

2) упражнения, требующие преимущественного проявления выносливости в движениях циклического характера

3) упражнения требующие проявления тонких и сложных координационных способностей в условиях регламентированной программы движений.

4) упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий.

Одним из важнейших понятий для характеристики средств  и методов физической подготовки является «нагрузка» как определенная величина воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Наиболее распрстраненными методами тренировки в футболе являются - равномерный, переменный, повторный, интервальный. В футболе  рекамендуется максимальное использование элементов интегрального метода, при котором развиваются не только специальные двигательные способности, но и специфические моторные навыки.

 

 

Принципы тренировок:

Скоростные качестваиспользовать те упражнения, техника которых хорошо освоена и не требует концентрации внимания. Интенсивность работы 85-95 процентов  от максимальной. Использовать упражнения разрушающие скоростной барьер (бег в гору, с горы, бег за лидером). Интервал отдыха должен обеспечивать относительное востановление организма. Силовая подготовка: максимальная сила, взрывная сила,силовая выносливость.

Развитие общей (аэробной) и специальной (анаэробной) выносливости. Общая выносливость - основа для развития специальной выносливости - последняя основа для совершенствования скоростно-силовой выносливости.

Развитие ловкости возможно, при условиях двигательной деятельности связанной с мгновенным реагированием на меняющуюся обстановку и новизны элементов.

Микро и макроциклы. 14-16 дневные циклы заметный прирост, при целенаправленном воздействии на одно из двигательных способностей.

                     Распределение нагрузок по видам подготовки в учебно  - тренировочном процессе футболистов 13,14 лет.

Виды подготовки

общеподготовительный

Специальный подготовительный

соревновательный

ОФП

36

13

12

СФП

25

20

12

Техническая подготовка

43

50

50

Тактическая подготовка

22

39

40

Учебно -тренировочные игры

6

10

12

Соревновательные игры

6

10

12

Суммарный объем нагрузки

136

142

138

 

 Биологический возраст. При учете роста двигательных способностей, необходимо обращать внимание на биологический возраст  обучающегося. Особенно это актуально в группах, где обучающиеся разных национальностей (русские, армяне, езиды, киргизы и.т.д.)

Психо  -  физиологическая  характеристика  13-14л.

Завершается процесс фрмирования психомоторных функций. В это время юноши уже могут  овладеть многими технически сложными приемами игры. Увеличение скрытых периодов реакции на словесные раздражители, повышенная возбудимость и эмоциональность, преобладание процессов возбуждения   над торможением. Смена настроений, критическое отношение к окружающим. Нередко подростки переоценивают свои физические возможности. Требования к подростку должны быть обоснованы и предъявлятся в тактичной форме. Быстро развивается вторая сигнальная система.

Практика. Упражнения, которые применяются в группе 13,14л во время треннировочного процесса.

Выбор упражнений секции во многом зависит от места проведения тренировок и погодных условиях. В основном это спортивная площадка 24-42 метра и школьный спортивный зал 12-24 метра. Тренировка построена следующим образом: беговая разминка, ору, беговые упражнения, индивидуальная работа с мячами, работа в парах с мячами и работа в группе по заданиям. В заключительной части тренировки - двухсторонняя игра с заданиями. На спортплощадке больше уделяется времени техники обводки, финтам, ударам по воротам и скоростная выносливость. В зале упражнения на ловкость, техника приема мяча и тактическая подготовка. Основными упражнениями являются: удары по неподвижному мячу, катящемуся мячу, с полулета и слета. Удары с финтами (обводкой стоек). В начальной стадии тренировки популярным становится использование упражнений на координационной дорожке. Передачи мяча в парах с места и в движении, упражнение восьмерка. Упражнения в группах: «восьмерка», «квадрат», «бабочка», «ромб» итд. Комбинации: «скрещивание», забегание, 3:2,4:3,5:4 итд. Во время учебной игры: игра с нейтральным игроком, три касания, десять касаний, комбинации итд.

Контрольные тесты.

В начале и в конце учебного года проводятся тесты. Тесты на ОФП, СФП. Тесты на специальную физическую подготовку в свою очередь разделяются на несколько блоков.

 Блок  в котором определяется техника ударов по воротам с места, после ведения.

 Следующий блок - использование финтов в игровых ситуациях. Раставляются стойки и обучающийся выполняет определенные за ранее финты продвигаясь к воротам и выполняет удар по воротам. 

Блок на прием мяча в парах: остановка катящегося мяча, остановка прыгающего мяча, летящего мяча. Передачи мяча без остановки мяча: катящейся мяч в одно касание обратная передача, по скачающему мячу обратная передача в одно и два касания, летящий мяч – обратная передача в одно идва касания.

 Четвертый блок оценка уровня игровой активности. Предварительно все обучающиеся делятся на две группы. Одна группа в свою очередь делится на две команды. Первая группа в течении  десяти минут играет в футбол, а вторая в это время отмечает в специально подготовленные протоколы игровые действия: отбор мяча,подстраховка партнеров, смена позиций,передачи мяча, участие в тактических комбинациях,завершающие удары по воротам,борьба за мяч.

Для контроля тестирования тренер снимает микроматч на видео. Оценивается не просто количество передач, а процент точности передач. Далее тренер при просмотре видео перепроверяет данные полученные его « помощниками» и вбивает в компьютер в виде таблицы. Затем идет разбор игры со всеми обучающимися, при видео просмотре,  стоп кадрами. Все данные тестирования переводятся в баллы и оценки, подводится общий рейтинг по группам.