Сценарий родительского собрания для родителей четвероклассников
Морозова Светлана Николаевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ с Заветное»
Тема: «Профилактика деструктивных кризисных состояний в детско-подростковой среде»
Цели мероприятия:
- Повышение осведомленности родителей о причинах возникновения кризисных состояний у младших школьников.
- Ознакомление с признаками тревожных изменений поведения ребенка.
- Совершенствование знаний родителей о методах профилактики негативных проявлений кризиса.
- Создание условий для взаимодействия семьи и школы в вопросах воспитания и поддержки эмоционального благополучия ребёнка.
Участники:
Родители обучающихся 4-го класса, педагог-психолог, классный руководитель, школьный психолог, социальный педагог.
Материалы для подготовки:
- Презентация для выступления педагога-психолога.
- Стикеры и маркеры для практической работы.
- Тестовые материалы для диагностики уровня информированности родителей.
- Литература и информационные буклеты для распространения среди участников собрания.
«Ежик и яблочки» для игры с родителями.
Видео. «Наши дети»
План проведения собрания:
Этап 1. Приветственное слово ведущего
(Классный руководитель)
Просмотр видео. «Наши дети»
На презентации фотографии детей 4 класса.
-Взгляните на портреты ваших детей. Малыши только начинают свой жизненный путь, а вы уже приписываете им те качества личности, которые хотели бы видеть в них, либо качества, которые не реализовали сами и хотите реализовать через них. Взгляните на портреты детей: какие они все разные, каждый из них индивидуален и неповторим.
-Добро пожаловать на наше собрание, посвящённое профилактике деструктивных кризисных состояний среди наших ребят. Важно понимать, что подростковый возраст начинается уже сейчас, и многие изменения начинаются незаметно. Наша задача — вовремя заметить признаки тревоги и поддержать ребёнка.
Диспут.
1) Какие черты характера в ваших детях вам не нравятся?
2) Как вы думаете, как они развились и закрепились?
3) Как вы думаете, что является причиной появления у ребенка упрямства? В чем оно выражается?
4) Как бороться с проявлениями упрямства у детей?
5) Ребенок испытывает болезнь, страх при получении низкой оценки, боится темноты и т. п. Как предупредить эти страхи? Как изменить эту ситуацию?
6) Застенчивость - хорошо это или плохо?
7) Агрессивные дети-это отсутствие коммуникативных навыков, реакция протеста или что-то другое?
8) Можете ли вы сформулировать общие рекомендации по предупреждению или исправлению отклонений в поведении ребенка. Хочу предоставить слово нашему школьному психологу.
Этап 2. Информационная лекция
-Добрый день, уважаемые родители!
Сегодняшняя тема нашего разговора касается одной из важнейших сторон воспитания и заботы о здоровье наших детей — профилактики деструктивных кризисных состояний. Именно сейчас, когда наши ребята находятся в начальной школе, закладываются основы будущего характера, формируются привычки реагирования на стрессы и неудачи. Поэтому наша общая задача — создать условия, помогающие ребёнку уверенно проходить через любые испытания и сохранять эмоциональное благополучие.
Что такое кризисные состояния?
Это временные периоды, когда ребенок испытывает сильное внутреннее напряжение, переживает сильные эмоции, сталкивается с серьезными переживаниями, неуверенностью или страхами. Кризисные состояния проявляются по-разному:
- Резкое изменение поведения,
- Появление раздражительности, замкнутости,
- Потеря интереса к любимым делам,
- Нарушение сна и аппетита,
- Сложности в отношениях со сверстниками и учителями.
Откуда берутся кризисные состояния?
Причины разнообразны и зависят от многих факторов:
- Переходные этапы роста и развития личности,
- Неправильное воспитание и недостаток внимания,
- Недостаточная поддержка со стороны близких людей,
- Внешние неблагоприятные обстоятельства (стрессовые события, конфликты),
- Внутренние личностные особенности (низкая самооценка, повышенная тревожность).
Чем опасны кризисные состояния?
Если оставить кризисные проявления без должного внимания, они могут привести к серьёзным последствиям:
- Ухудшению самочувствия и здоровью ребёнка,
- Нарастанию страхов и фобий,
- Агрессивному поведению или депрессии,
- Затяжным конфликтам в семье и коллективе,
- Негативному влиянию на будущее формирование личности.
Как предупредить возникновение кризисных состояний?
Вот несколько простых рекомендаций, следуя которым вы сможете существенно снизить риск возникновения кризисных моментов у вашего ребёнка:
1. Создавайте атмосферу безопасности и принятия
Ребёнок должен чувствовать вашу безусловную любовь и принятие независимо от обстоятельств. Поддерживайте его чувства, интересуйтесь его жизнью, проявляйте искреннюю заинтересованность.
2. Помогите ребенку осознавать и выражать свои эмоции
Научите ребёнка различать и называть свои чувства. Пусть он свободно делится своими эмоциями, даже негативными. Это способствует снижению внутреннего напряжения и формированию здоровых механизмов саморегуляции.
3. Формируйте устойчивое положительное самовосприятие
Хвалите ребёнка за успехи, подчеркивая его достижения и таланты. Вместе ищите положительные моменты в любой ситуации, формируя привычку видеть хорошее вокруг.
4. Установите чёткий режим дня
Регулярность и предсказуемость снижают уровень тревожности и формируют ощущение стабильности. Четко организованный распорядок дня помогает ребёнку адаптироваться к изменениям и быстрее восстанавливаться после нагрузок.
5. Будьте примером правильного отношения к трудностям
Показывайте своим собственным поведением, как стоит реагировать на трудности и разочарования. Научите ребёнка воспринимать неудачу как возможность научиться чему-то новому и двигаться дальше.
Заключение:
-Дорогие родители, помните, что ваши дети нуждаются в вашей любви, внимании и понимании больше всего тогда, когда сталкиваются с первыми жизненными трудностями. Ваше участие, поддержка и своевременная реакция помогут вашему ребёнку вырасти уверенным, сильным человеком, умеющим преодолевать любые преграды и радоваться жизни.
Спасибо за ваше внимание и понимание!
Этап 3. Практическая работа
(Психолог проводит интерактивную работу с родителями):
Упражнения:
1. «Лист доверия»: Родителям предлагается написать на стикерах, каким образом они поддерживают своего ребёнка, а также задать вопросы специалистам.
2.Ролевые игры: Родители разыгрывают сценарии конфликтных ситуаций с ребенком и находят наиболее эффективные методы разрешения конфликтов.
3. Мини-тест: Психолог предложит родителям пройти небольшой тест, который поможет определить уровень информированности о признаках кризисных состояний и путях их предотвращения. Это лишь намёк на действительное положение дел, ведь того, какой вы родитель не знает никто лучше вас самих.
- На столе у вас лежат листочки, вам нужно написать какие трудности у нас возникают с нашими детьми и сложить в форме иголочки, которую мы приклеим к спинке ёжика. А ёжик, как всем известно, колючий, но очень добрый, поэтому мы сейчас, вместе, подумаем и напишем на яблочках, как мы будем вести себя по отношению к нашим детям, чтобы не было у нашего доброго ёжика острых уголков, ведь ему не от кого защищаться в коллективе. Наши яблочки мы приклеим на иголочки ёжика. (совместное обсуждение и принятие решений). Наш ёжик останется жить в классе, в котором все проблемы решаются совместно, ведь если не светит один лучик, то всё солнышко не сияет.
Этап 4. Консультации специалистов
(Школьный психолог/социальный педагог)
Индивидуальные консультации родителей по вопросам, связанным с поведением и эмоциональным состоянием конкретного ребёнка.
Этап 5. Подведение итогов
(Классный руководитель)
Завершающее слово:
-Помните, ваша любовь, внимание и забота являются главным ресурсом вашего ребёнка. Давайте вместе создадим условия, необходимые для гармоничного развития наших детей!
(благодарность участникам, анонс следующего собрания).
Собрание завершится обсуждением вопросов родителей и обменом мнениями.
Источники:
https://299school.spb.ru/wp-content/uploads/2024/03/ankety-i-testy-dlya-roditelej.pdf
https://урок.рф/library/osobennosti_obucheniya_v_4_klasse_191334.html
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.