МНЕМОТЕХНИКА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

  • Повышение квалификации
  • docx
  • 17.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала statya.docx

УДК 376.1

Дындыкина Ксения Игоревна,

учитель начальных классов,

МБОУ «СОШ №2»

г. Глазов, Российская Федерация

 

МНЕМОТЕХНИКА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

Аннотация:

В статье исследуется проблема развития связной речи у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) на уроках литературного чтения. Традиционные методы работы с данной категорией учащихся показывают низкую эффективность, поэтому особое внимание уделяется мнемотехнике как инновационной системе методов и приёмов, способствующих эффективному запоминанию и воспроизведению информации. В статье представлены результаты применения мнемотаблиц, а также раскрываются теоретические основы мнемотехники, систематизируются задачи её применения, описываются практические методики работы с мнемотаблицами.

Ключевые слова:

Мнемотехника, задержка психического развития, связная речь, младшие школьники, литературное чтение, мнемотаблицы,


          В современной педагогике особую значимость приобретает вопрос развития связной речи у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР). Традиционные методы работы часто оказываются недостаточно эффективными, что требует внедрения инновационных подходов в образовательный процесс[1].

          Речь является одной из самых сложных форм проявления высших психических процессов. Для того, чтобы обучить детей применять рациональные способы работы с информацией, научить приёмам запоминания и обработки информации, учитывая индивидуальные особенности детей с ЗПР, в работу включается технология мнемотехники. Мнемотехника – это методика, которая вносит в уроки литературного чтения красочность, современность и возможность к творчеству, что повышает интерес к учебной деятельности[2].

          По мнению современных исследователей, таких как, Ж.В. Антипова, А.К. Колеченко считается, что использование мнемотехники на уроках литературного чтения и в образовательно-воспитательном процессе, в целом, способствует более полноценному развитию ребёнка [3].

          Мнемотехника – это система методов и приёмов, которые способствуют эффективному запоминанию, сохранению и воспроизведению информации [4].

Применение мнемотехники на уроках литературного чтения в младших классах детей с ЗПР имеет ряд задач:

·                     Развитие связной речи.

·                     Развитие способностей у детей используя графические аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, запоминать и рассказывать стихи по мнемотаблице.

·                     Обучение учеников правильному звукопроизношению. Знакомство со звуками и буквами.

·                      Развитие умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки.

·                      Развитие у школьников психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти (различные виды).

          Различные мнемотехнические схемы выполняют роль своеобразного зрительного плана, который оказывает детям помощь в правильном изложении своих мыслей, в подборе нужных слов и других средств языка при построении логически последовательных и развернутых высказываний.

При развитии связной устной речи на уроках литературного чтения для учащихся с ЗПР посредством мнемотехники могут применяться следующие виды работы:

·                     отгадывание и загадывание загадок с помощью мнемотаблиц;

·                     составление рассказа, пересказа с опорой на мнемотаблицу;

·                     творческие рассказы с опорой на мнемотаблицу;

·                     заучивание стихотворений по мнемотаблице;

·                     работа с пословицами и поговорками. 

          На уроках литературного чтения применение приёма мнемотехники, помогает учащимся более активно включаться в учебную деятельность, что позволяет добиваться устойчивого внимания школьников и поддержания их интереса к материалу на протяжении длительного времени, а также способствует активизации речевой деятельности. 

          Принцип работы с мнемотаблицей: для каждого слова или небольшого по объёму словосочетания подбирается картинка (изображение); тем самым получается, что всё содержание текста зарисовывается схематично. Схемы являются своеобразным визуальным планом, который помогает детям в создании монологов, т.е. служат для правильного выстраивания строения рассказа, его последовательности, а также лексико-грамматической наполняемости рассказа.

 

          Более подробно я бы хотела рассказать об использовании мнемотаблиц при разучивании стихотворений.

 

          Цель моего исследования заключалась в том, чтобы проверить влияние мнемотаблиц на уроке литературного чтения на мотивацию к заучиванию, на качество запоминания, развитие образного мышления, формирование навыка связной речи.

 

          Для разучивания  стихотворения на начальном этапе я предложила детям готовую план-схему, данной работе предшествовало эмоциональное прочтение стихотворения, словарная работа, беседа по содержанию. Следующий этап работы с мнемотаблицей - эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения. 

 

Этапы работы над стихотворением

1.      Учитель выразительно читает стихотворение.

2.      Учитель сообщает, что это стихотворение ребёнок будет учить наизусть. Затем ещё раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

3.      Учитель задаёт вопросы по содержанию стихотворения, помогая учащимся уяснить основную мысль.

4.      Учитель выясняет, какие слова непонятны учащимся, объясняет их значение в доступной для учеников форме.

5.      Учитель читает отдельно каждую строку стихотворения. Учащиеся повторяют её с опорой на мнемотаблицу.

6.      Учащиеся рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Результаты исследования эффективности

Количественные показатели демонстрируют значительное улучшение результатов:

·                    Скорость заучивания:

o        До применения мнемотаблиц: 2-5 дней (80%)

o        После применения: 1-4 дня (80%)

·                    Качество запоминания:

o        Точное воспроизведение: с 40% до 85%

o        Частичные искажения: с 50% до 13%

Качественные изменения:

·                    Расширение словарного запаса: +40%

·                    Улучшение связности речи: +65%

·                    Повышение выразительности: +70%

·                    Преодоление застенчивости: +80%

Методика работы со стихотворениями

1.                  Выразительное чтение учителем

2.                  Беседа по содержанию

3.                  Словарная работа

4.                  Построчное заучивание с опорой на мнемотаблицу

5.                  Самостоятельное воспроизведение.

          По результатам проведенной работы делаю вывод, что применение приёма мнемотехники на уроках литературного чтения помогает учащимся более активно включаться в учебную деятельность, что позволяет добиваться устойчивого внимания школьников и поддержания их интереса к материалу на протяжении длительного времени, способствует активизации речевой деятельности, а также уменьшает количество дней для заучивания стихотворения.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.       Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. — СПб.: Каро, 2019. — 360 с.

2.       Волкова Л.С. Логопедия. — М.: Владос, 2018. — 480 с.

3.       Ефименкова Л.Н. Развитие речи учащихся с ЗПР. — М.: Академия, 2019. — 256 с.

4.       Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. — СПб.: Речь, 2020. — 334 с.

 

Dyndykina Ksenia Igorevna,

primary school teacher,

Municipal budgetary educational institution "Secondary school No. 2"

Glazov, Russian Federation

 

MNEMOTECHNIQUES AS AN EFFECTIVE METHOD OF DEVELOPING COHESIONAL SPEECH IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

 

Abstract:

The article examines the problem of developing coherent speech in primary school children with mental retardation (MR) in literature lessons. Traditional methods of working with this category of students show low efficiency, therefore special attention is paid to mnemonics as an innovative system of methods and techniques that promote effective memorization and reproduction of information. The article presents the results of the use of mnemonic tables, and also reveals the theoretical foundations of mnemonics, systematizes the tasks of its application, describes practical methods of working with mnemonic tables.

Key words:

Mnemonics, mental retardation, coherent speech, primary school students, literary reading, mnemonic tables.