ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
«Детство есть та великая пора жизни, которая кладет основание всему будущему нравственному человеку», – писал русский публицист Н.В. Шелгунов.
Действительно, именно в детстве закладываются основы будущей личности, воспитывается патриотизм, уважение к своей стране и народу, любовь к Родине.
В настоящее время проблема патриотического воспитания стоит очень остро. Если раньше эта проблема решалась в целенаправленной идеологической системе (октябрята, пионеры, комсомольцы, военнопатриотические слеты, тимуровское движение и другое), то сейчас же многое из этого забыто. Поэтому в современном мире большую роль играет школа в воспитании патриотизма в ребенке, а конкретней учитель на таких уроках, как русский язык и литературное чтение, способен заложить чувства любви к Родине. Воспитание чувства патриотизма необходимо формировать начиная с начальной школы. Важно заложить ценности, идеалы, чувство причастности себя к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему и будущему.
Деятельность учителя в данном направлении трудна и многогранна как по использованию разнообразных методов и приемов, так и по содержанию.
С чего же начать? Как заинтересовать ребенка? И как решить проблему патриотического воспитания?
Каждый день мы сталкиваемся с книгой. Именно она является одним из богатейших материалов воспитания «юных сердец».
Литература каждого народа содержит огромный материал для воспитания взаимопонимания, толерантности, трудолюбия, патриотизма. Пословицы, поговорки, загадки, песни, былины, сказания служат для этой цели. У каждого народа есть свои идеалы, обладающие богатырской силой, умом, находчивостью, смелостью, а главное – любовью к своему родному краю. Например, былина «Добрыня и Змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Илья Муромец и Соловей-разбойник» и другие.
Существует большое разнообразие стихов о русской природе, восхваляющие ее красоту, в курсе литературного чтения 1-4 класса. Это произведения А. С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, С. Есенина, А.А. Фета, Ф. И. Тютчева и еще многих других поэтов. Благодаря их трудам ребенок узнает, насколько прекрасна его страна, Отечество. Произведения учат чувствовать неповторимость пейзажей, с благоговением относиться к красоте, тем самым пробуждают желание у детей защитить это прекрасное и необычное и стараться это приумножить.
В учебнике литературного чтения для 3 класса (УМК «Школа XXI века», авторы: Н.Ф.Виноградова, В.Ф. Одегова) мы насчитали 20, для 4 класса – 25 произведений, воспитывающих патриотические качества [3].
Формированию воображения и мышления, а значит, расширению кругозора и мировоззрения, желанию поделиться своими знаниями, умениями и навыками способствует работа с загадками, пословицами, поговорками. Например, загадки о Родине: «Сердцу место дорогое / Буду я всегда любить! / Место это знаю я, / А вы знаете, друзья?», « О ней все знают, любят, уважают / А солдат на посту бережет, охраняет. / Кто она? Все знают.» , «Есть на Земле огромный дом под крышей голубой, / Живут в нем солнце, дождь и гром, лес и морской прибой. / Живут в нем птицы и цветы, веселый звон ручья, / Живешь в том доме светлом ты и все твои друзья.» и другие; пословицы: «На героя и слава бежит», «За родную землю стой, как скала: трусу — пуля, герою — хвала» и другие.) Работа с данным занимательным материалом способствует активизации мысли детей, пробуждению у них познавательного интереса. Необходимо помнить, что работа должна строиться так, чтобы дети не только запоминали материал, который им предлагают, но и сами стремились найти ответ на поставленный вопрос или проблему.
На уроках русского языка имеются свои методы и приемы воспитания чувства патриотизма. При этом происходит опора на тексты художественных и публицистических произведений.
При проведении обучающих диктантов, изложений и сочинений можно предложить учащимся определить основную мысль текста, подвести их внимание на мысли, чувства, которые формируют патриотизм и гражданственность, например: Как проявилась смелость русских людей, их преданность Отчизне? Что помогло героям победить врагов? Смогли бы вы поступить также? Примерами таких текстов являются «Наташина высота», «Крепость – герой», «У Вечного огня» в учебнике Т.Г. Рамзаевой 3 класса (2 часть) [5].
Неотъемлемой частью урока является работа со словарем и справочными материалами. Детям могут быть предложены такие задания, например, найдите и зачитайте из «Толкового словаря» и «Словаря иностранных слов» словарные статьи, посвященные словам «патриотизм», «патриот», «Родина», «Отечество», «герой», «героизм», «смелость», «отвага», «доблесть», «мужество» и другие и, соответственно, найдите значений этих слов и объясните, как поняли тот или иной термин. Данные задания могут быть предложены на уроке русского языка, посвященного 9 мая – Дню Победы. Например, в учебнике Т.Г. Рамзаевой 3 класс присутствует раздел, который так и называется 9 мая – День Победы. В нем представлены различные упражнения для анализа текстов, стихотворений на патриотическую тему, где встречаются термины, указанные выше [5].
Таким образом, фундамент будущей личности закладывается еще в младшем школьном возрасте. А непосредственно через пробуждение интереса к русскому языку и литературному чтению и через формирование на их основе представлений о богатстве и красоте Родины прививается чувство гордости и любви к родному краю, и стремление изучить ее историю и стать хранителем и продолжателем ее обычай и традиций.
Список использованной литературы:
1. Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков / Н. К. Беспятова. – Москва : Феникс, 2009. – 192с.
2. Подласый, И. П. Педагогика. Книга 3: Теория и технологии воспитания : учебник для вузов/ И. П. Подласый. – Москва : изд.центр ВЛАДОС, 2008. – 610 с.
3. Работаем по УМК «Начальная школа XXI века» / под ред. проф. Н. Ф. Виноградовой /сост. В. Ф. Одегова. – Нижний Новгород, 2008. – 288с.
4. Суходольская, С. А. Воспитание гражданственности на уроках русского языка и литературы / С. А. Суходольская. – Москва : Дрофа, 2007. – 69с.
5. Рамзаева, Т. Г. Учебника по русскому языку 3 класс / Т .Г. Рамзаева,- Москва : Просвещение, 2012. – 240с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.