ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПРОЦЕДУРНОГО КАБИНЕТА. ТЕХНОЛОГИЯ И СТАНДАРТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ ПРОЦЕДУРНЫМИ МЕДСЕСТРАМИ СТАЦИОНАРА И ПОЛИКЛИНИКИ.
Практика медицинских сестер включает в себя ряд взаимосвязанных сфер деятельности: - непосредственную помощь пациентам,- работу в области сестринского образования,- работу в области администрирования, -разработку в области сестринской политики и научные сестринские исследования. Независимо от принадлежности к той или иной сфере сестринской деятельности все медицинские сестры руководствуются стандартами сестринской практики.
Сестринские стандарты – это общие принципы, отражающие основные критерии сестринской профессии, которые служат ориентиром для медицинских сестер при принятии профессиональных решений. Сестринские стандарты информируют общественность и других медицинских работников относительно профессиональной деятельности медицинских сестер, обеспечивая безопасность как пациенту, так и медицинской сестре. Медицинская сестра несет личную ответственность за то, чтобы ее работа соответствовала стандартам сестринской практики.
В качестве внутреннего контроля медицинским организациям следует работать по стандартным операционным процедурам (СОПам), данная рекомендация прописана в п.7 Приложения к приказу Минздрава РФ от 31.07.2020 №785н.Соблюдение данных правил относится к лицензионным требованиям (постановление Правительства от 01.06.2021 №852)СОП – это набор пошаговых инструкций для однотипного выполнения последовательности каких-либо действий.
СТАНДАРТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДСЕСТРЫ ПРОЦЕДУРНОГО КАБИНЕТА: Цель деятельности: -выполнение всех видов инъекций; -проведениие инфузионной терапии (в том числе и гемотрансфузий); -подготовка и участие в проведении врачебных манипуляций(все виды пункций).
Медсестра процедурного кабинета должна знать: -организацию и устройство процедурного кабинета; -правила учета и хранения ампулированных лекарственных препаратов; -препараты инфузионной терапии, в том числе крови и кровезаменителей; -оснащение противошоковой и антиспидной укладок; -принципы проведения инфузионной терапии, возможные осложнения; -разведение антибиотиков; -постинъекционные осложнения и их профилактику; -неотложные состояния, принципы оказания неотложной помощи и свои действия; -правила взаимодействия с пациентами различного возраста, с учетом их индивидуальных особенностей.
Медсестра процедурного кабинета должна уметь: -соблюдать технику безопасности во время работы с биологическими жидкостями пациента, колющими и режущими инструментами; -соблюдать режим дезинфекции использованного материала, инструментария и т.д.; -соблюдать условия асептики и антисептики; -правильно накрывать стерильный стол (лоток) и работать с ним; -вводить лекарственные препараты в∕к ,п∕к, в∕м, в∕в; -брать кровь из вены и проводить кровопускание (по назначению врача); -подготавливать проведение инфузионной терапии; -правильно надевать и снимать халат,колпак, маску, перчатки; -наблюдать за состоянием пациента во время инфузионной терапии; -проводить текущую и генеральную уборку процедурного кабинета; -вести документацию процедурного кабинета установленной формы. Рабочее место медсестры – процедурный кабинет.
Уровень подготовки медсестер процедурных кабинетов ранее соответствовал «Квалификационным характеристикам специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием», утвержденных Пр МЗ РФ №249 от 19.08.97 года «О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала» и «Положением о специалистах со средним медицинским и фармацевтическим образованием»; но он утратил силу. В настоящее время номенклатура медицинских сестер и фельдшеров теперь регламентируется новым Пр. МЗ РФ от 2 мая 2023 г. N 205н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОМЕНКЛАТУРЫ ДОЛЖНОСТЕЙ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
ПРОСТАЯ МЕДИЦИНСКАЯ УСЛУГА В СИСТЕМЕ СТАНДАРТИЗАЦИИКачество сестринской помощи определяется стандартами. Проблеме стандартизации медицинской деятельности в настоящее время уделяется достаточно много внимания. Значительное число документов, утвержденных на уровне Министерства здравоохранения и социального развития РФ, посвящено протоколам лечения пациентов с различными нозологическими формами. Однако документы, регламентирующие деятельность сестринского персонала, основу которой составляют простые медицинские услуги (ПМУ) тоже актуальны. Под медицинской услугой в системе стандартизации понимают мероприятия или комплекс мероприятий, направленный на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, а также имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.Профессиональный стандарт "Медицинская сестра / медицинский брат» утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 июля 2020 г. N 475н.
Право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности. (ст. 54 «Основ законодательства в РФ об охране здоровья граждан»в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 27.07.2010 N 192-ФЗ).
В организации и выполнении работ процедурными медсестрами стационаров и поликлиник важны документы:-Федеральный Закон РФ № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,-СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а так же условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющий продажу товаров, выполнение работ или оказания услуг»-СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»-СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» (с 01.09.2021г)- МУ 287-113 «Методические указания по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации изделий медицинского назначения».
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ МЕДСЕСТРЫ ПРОЦЕДУРНОГО КАБИНЕТА:1. Общие положения.1.1. Процедурная м∕с принимается и увольняется главным врачом, по согласованию с зав. отделением;1.2. Работает под непосредственным руководством старшей м∕с отделения, зав. отделением, главной м∕с больницы, а в их отсутствие – дежурного врача;1.3. В подчинении у процедурной м∕с санитарка процедурного кабинета, санитарка – уборщица, санитарка палатная;1.4. В своей работе руководствуется настоящей инструкцией, и инструктивно – методической документацией по роду своей деятельности.
2. Медсестра процедурного кабинета обязана:2.1. Подготавливать рабочее место к проведению процедур;2.2. Неукоснительно выполнять правила асептики и антисептики при содержании и подготовки медикаментов и инструментария к работе;2.3. Подготавливать стерильный материал к манипуляциям и инъекциям;2.4. В совершенстве владеть техникой инъекций (в∕к, п∕к, в∕м, в∕в);2.5. Проводить капельные и струйные переливания кровенаполняющих лекарственных веществ;2.6. Владеть в совершенстве методикой определения группы крови и резус-фактора;2.7. Владеть методикой переливания крови и ее компонентов;2.8. Оказывать экстренную помощь при возникновении экстремальных состояний и осложнений заболеваний;2.9. Строго соблюдать правила введения различных лекарственных препаратов (дозировку, противопоказания, совместимость и т.д.), соблюдая тщательный сбор анамнеза переносимости пациентом лекарств; с учетом ИДС как перед каждой проводимой процедурой;2.10. Соблюдать очередность введения больным лекарственных препаратов по тяжести заболевания;
2.11. Своевременно оформлять и подавать старшей м∕с заявки на необходимые медикаменты и инструментарий;2.12. Строго соблюдать сан-эпидрежим на рабочем месте;2.13. Докладывать зав. отделением, лечащему врачу о случаях отказа больным проведения им назначенных процедур;2.14. Иметь ввиду:• список больных, переболевших вирусным гепатитом ,• журнал обследования на ВИЧ-инфекцию,• список больных, которые не переносят тот или иной препарат (с названием препарата),• инструкций по обработке шприцев, другого инструментария и стерилизации.2.15. Строго соблюдать правила хранения медикаментов и инструментария;2.16. Содержать инструментарий и оборудование в рабочем состоянии;2.17. Сдавать перевязочный материал на стерилизацию и получать его обратно;2.18. Четко и своевременно оформлять документацию процедурного кабинета;2.19. Соблюдать трудовую дисциплину и правила техники безопасности;2.20. Проводить санитарно-просветительную работу;2.21. Повышать свой профессиональный уровень:• Посещать занятия медсестер• Посещать больничные конференции• Посещать занятия медсестер в отделениях.
3. Процедурная медсестра имеет право:3.1. Требовать своевременного обеспечения медикаментами и инструментарием (согласно оформленных заявок);3.2. Получать информацию, необходимую для выполнения своих функциональных обязанностей3.3. Вносить предложения по улучшению условий труда, внедрению прогрессивных методов деятельности, как процедурных медсестер, так и другого медперсонала;3.4. Принимать активное участие в общественной жизни коллектива, общественной организации.
4. Процедурная медсестра несет ответственность:4.1. За полное и своевременное проведение процедур больным по назначениям лечащих врачей;4.2. За содержание вверенного инструментария и оборудования на рабочем месте, соблюдение асептики и антисептики при проведении процедур;4.3. За соблюдение сан-эпид режима на рабочем месте;4.4. За хранение медикаментов в процедурном кабинете;4.5. За соблюдение трудовой дисциплины, правил техники безопасности.
ГИГИЕНА ПРОЦЕДУРНОЙ МЕДСЕСТРЫ -СИЗ: В арсенале защитной одежды должны присутствовать одноразовая маска, пластиковые очки или лицевая маска «Барьер», разовые перчатки. Соответствующий внешний вид вызывает доверие пациента и в ее присутствии он чувствует себя увереннее и спокойнее.
ПОДГОТОВКА КАБИНЕТА К РАБОТЕ Переодевшись, процедурная медицинская сестра должна вымыть руки, проверить наличие: − антисептиков и жидкого мыла; −разовых полотенец или бумажных салфеток для рук; −перчаток; −дезинфектантов; −необходимого количества упаковок стерильного материала; −необходимого количества упаковок шприцев, периферических катетеров, инфузионных систем, систем для забора крови; −необходимого количества лекарственных препаратов;−пакетов для отходов классов «А» и «Б»;−комплектности аптечки аварийных ситуаций;−комплектности противошокового набора;−пробирок для проб крови на исследование;
−реагентов для определения группы крови; −пополнить все недостающие предметы;−проверить температуру в холодильнике и зафиксировать показатели в журнале;−приготовить растворы дезинфектантов необходимых концентраций;−надеть перчатки;−большой марлевой салфеткой, смоченной раствором дезинфектанта для обработки поверхностей или с дозатором обработать все рабочие горизонтальные поверхности;−снять перчатки, утилизировав отходы;−включить бактерицидный облучатель.
РАБОЧИЙ ПРОЦЕСС ПРОЦЕДУРНОГО КАБИНЕТА ПОЛИКЛИНИКИ−В гардеробе снять верхнюю одежду;−в комнате медперсонала переодеть платье на х∕б или костюм, сменить уличную обувь, одеть колпак и иметь маску;−подготовка кабинета к работе;−утром с 800 до 900 забор крови для различных исследований, вымыв руки, одев перчатки, маску;−до установленного времени сдать кровь в лабораторию; бланки направлений закрепить на ВНЕШНЕЙ стороне емкости, −С 1100 начало манипуляций: - Гигиеническая обработка рук, проверить на биксе дату вскрытия и химический контроль в нем, - выполнить в∕м, в∕в, п∕к, в∕к инъекции, заполнять системы для в∕в капельного введения по технологиям; - дезинфекция медицинского инстументария по установленной инструкции; - после дезинфекции, при децентрализованной системе проводится предстерилизационная очистка и стерилизация.−В конце рабочего дня провести текущую уборку кабинета, подготовить к следующей смене.
КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ПРОЦЕДУРНОЙ МЕДСЕСТРЫ Оценка качества проводится по пятибалльной системе, один раз в квартал, комиссией в составе: главной медицинской сестры, зав. отделением, старшей медицинской сестры, медицинских сестер структурных подразделений. Критерии оценки качества работы процедурной медсестры:1. Уровень профессиональной подготовки медицинской сестры включает в себя:1.1. Владение манипуляционной техникой в соответствии с алгоритмами действий: •алгоритмы действий при выполнении манипуляций; •знание анатомии человека; •знание основ фармакологии; •уровень подготовленности при оказании неотложной помощи; •знание и умение применять на практике приказы, касающиеся компетенции медсестры.
1.2. Постинъекционные осложнения: •виды осложнений; •количество осложнений; •исход осложнений.1.3. Инфекционная безопасность: •Правила работы с дезинфицирующими средствами; •Соблюдение санитарно – эпидемиологического режима; •Результаты всех видов контроля за проведением дезинфекции, ПСО, стерилизации; •Соблюдение техники безопасности при выполнении манипуляций (при контакте с биологическими жидкостями);1.4. Повышение квалификации медсестры: •Владение смежными специальностями; •Участие в конференциях, семинарах; •Результаты сдачи зачетов; •Наличие квалификационной категории.
1. Знания оцениваются по пятибалльной системе. Манипуляционная техника: -Наличие осложнений – 0 баллов; -Нарушение манипуляционной техники – 2,5 балла; -Нарушение инфекционной безопасности – 2,5 балла; -При отсутствии нарушений – 5 баллов.
2. Своевременность выполнения назначений, организация труда, творческий подход к делу оцениваются по пятибалльной системе: -Без нарушений – 5 баллов; -Имеются некоторые замечания – 2,5 балла; -Серьезные нарушения – 0 баллов.
3. Ведение документации в соответствии с формой, своевременность и регулярное заполнение документов оценивается по пятибалльной системе:-При отсутствии нарушений – 5 баллов;-При незначительных нарушениях – 2,5 балла;-При халатном отношении к ведению документации – 0 баллов.
4. Соблюдение этического кодекса медсестры, соблюдение принципов деонтологии, профессиональная компетентность, гуманное отношение к пациенту, уважение его законных прав, уважение к своей профессии оцениваются по пятибалльной системе: -Соблюдение этического кодекса – 5 баллов; -Имеются незначительные нарушения – 2,5 балла; -Грубые нарушения – 0 баллов.
5. Профилактическая работа с пациентом включает проведение лекций, бесед, разработку методический рекомендаций для пациентов, профилактическую работу с родственниками больного и оценивается по пятибалльной системе: -Активное участие в профилактической работе – 5 баллов; -Формальное отношение к данной работе – 2,5 балла; -Неучастие в профилактической работе – 0 баллов.По результатом насчитывается интегральный коэффициент качества (ИКК), который равен отношению суммы фактически набранных баллов к их максимально возможному числу. Например 40:60=0,66
СТАНДАРТ ОСНАЩЕНИЯ ПРОЦЕДУРНОГО КАБИНЕТА ОБОРУДОВАНИЕМ ИНВЕНТАРЕМ И ИНСТРУМЕНТАРИЕМ. ДОКУМЕНТАЦИЯ ПРОЦЕДУРНОГО КАБИНЕТА РАЗМЕЩЕНИЕ И ВЕДЕНИЕ
ТРЕБОВАНИЯ,ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К РАЗМЕЩЕНИЮ И ОСНАЩЕНИЮ ПРОЦЕДУРНОГО КАБИНЕТА1.Помещение должно быть площадью не менее 12-20м2 с естественным и искусственным освещением;2.Светильники общего освещения должны быть со сплошным рассеивателем, установлены на потолке, стенах;3.Вентиляция приточно-вытяжная, с механическим побуждением, должна быть возможность проветривания через форточки, створки и т.д., система кондиционирования воздуха;4.Температура воздуха в помещении не менее 20-250 С, при относительной влажности 60-65%;
5.Бактерицидные облучатели (УФО) с 2-мя выключателями (напольные, настенные, потолочные); !!!Включение облучателей прямого и отражательного воздействия осуществляется раздельно:• выключатели светильников отражательного действия располагаются в помещении, а прямого – вне помещений из расчета 1Вт мощности лампы на 1м3 помещения. Их располагают не менее, чем на 2 – 2,5 м от пола. Включают на 30-60 минут• во время работы бактерицидных ламп вывешивают трафарет: «НЕ ВХОДИТЬ! Работают бактерицидные лампы!»
6.Стены, потолки, пол должны быть из влагостойких материалов, устойчивых к действию моющих и дез.средств. ПОВЕРХНОСТИ НЕ ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ ТРЕЩИН, щелей, дыр!!! 7.Процедурный кабинет должен быть оборудован: •секционной мойкой с подводкой горячей и холодной воды (для промывания инструментов после этапов дезинфекции отдельно) •краном с локтевым смесителем •дозаторами (локтевыми) с жидким (антисептическим) мылом и раствором антисептика •диспенсером для бумажных полотенец •зеркалом •емкостями для дезинфекции шприцев, систем, шариков ∕ салфеток •емкостями для утилизации отходов в соответствии с требованиями биологической безопасности •кнопкой для приглашения пациентов в кабинет •светящимся табло над входной дверью: «Войдите!» •вешалкой для халата
8. В процедурном кабинете выделяют АСЕПТИЧЕСКУЮ, РАБОЧУЮ и ХОЗЯЙСТВЕННУЮ ЗОНУ и обеспечивают исключение перекрестов чистого и «грязного» потоков. Процедурный кабинет должен иметь:− медицинский шкаф− рабочий стол− 2-а манипуляционных стола− кушетку (2 шт.)− бытовой холодильник− 2-а стула− стол с выдвижными ящиками или 2-е тумбы для дезинфицирующих средств
!!! В СТАЦИОНАРАХ ДОЛЖНО БЫТЬ 2-А ПРОЦЕДУРНЫХ КАБИНЕТА для:− проведения в∕в инъекций и забора крови из вены для исследований− проведения др.инъекций (в∕м, п∕к, в∕к) Мебель должна иметь влагостойкие поверхности, подлежащие дезинфекции.
В АСЕПТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ располагают медицинский шкаф с лекарственными средствами и стерильными материалами в упаковке и манипуляционный стол. Стерильные материалы в упаковке должны храниться на отдельной полке. Лекарственные средства размещают в шкафу в соответствии с требованиями фарм.порядка. Стерильные упаковки с разовыми шприцами, периферическими катетерами, иглами и инфузионными системами на день работы могут храниться в выдвижном ящике манипуляционного стола.
В РАБОЧЕЙ ЗОНЕ выполняются все манипуляции пациенту и заполняется медицинская документация. В этой зоне располагаются кушетка, холодильник, рабочий и 2-ой манипуляционный стол. На 2-м манипуляционном столе размещаются штативы с пробирками для крови, локтевой валик, жгуты, комплект для определения группы крови. Все медицинские документы располагаются на рабочем столе процедурной медсестры. Холодильник предназначен для хранения при температуре +20С +40С лекарственных и биологических препаратов, обязательно наличие в нем термометра.
В ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЗОНЕ располагается раковина, тумбочка с дез.средствами. На тумбочке – 2-е емкости с дез. растворами для дезинфекции поверхностей, инструментов. В тумбочке хранится 3-х дневный запас дез. средства, моющие и чистящие средства, чистая сухая ветошь, мерная посуда. !!!ПРОВЕТРИВАНИЕ ПРОВОДИТСЯ не менее 4-х раз в сутки.ГРАФИК проветривания вывешивается на двери с внешней стороны.
ДОКУМЕНТАЦИЯ ПРОЦЕДУРНОГО КАБИНЕТА1.Должностная инструкция.2.Журнал проведения генеральных уборок.3. Журнал учета работы процедурного кабинета. График работы.4.Журнал врачебных назначений.5.Журнал учета взятия проб крови для биохимического исследования.6. Журнал учета взятия проб крови на RW.7.Журнал учета взятия проб крови на ВИЧ.8.Журнал учета крови и кровезаменителей.9.Журнал учета работы сухожарового шкафа.10.Журнал качества ПСО.11.Журнал учета лекарственных препаратов, подлежащих предметно – количественному учету.12.Журнал учета ядовитых лекарственных средств.13. Журнал учета наркотических лек. средств.14.Журнал учета расходов спирта.15. Журнал учета в∕в вливаний и капельниц.16. Журнал учета в∕м, п∕к введений и антибиотиков.17. Журнал учета больных, перенесших вирусный гепатит.18.Журнал отметки температуры в холодильнике.
Пересчитайте потребность в дезсредствах
Проверьте стерилянты для химической стерилизации медизделийВ СанПиН 3.3686-21 указаны четкие критерии выбора средств для химической стерилизации. Для стерилизации можно применять растворы альдегидсодержащих, кислородактивных и некоторых хлорсодержащих средств, обладающих спороцидным действием. Нельзя использовать в качестве стерилянтов средства на основе катионных поверхностно-активных веществ, включая четвертичные аммониевые соединения, гуанидины, третичные амины, а также фенолов и спиртов (п. 3604 СанПиН 3.3686-21).Проследите, чтобы концентрация действующих веществ в растворах для стерилизации медизделий многократного применения и дезинфекции высокого уровня эндоскопов была не ниже минимальных пороговых значений. Они указаны в пункте 3605 СанПиН 3.3686-21.Минимальное содержание действующих веществ в растворах должно быть следующим:• глутарового альдегида – не менее 2,0%;• ортофталевого альдегида – не менее 0,55%;• перекиси водорода – не менее 6%;• надуксусной кислоты – не менее 0,2%.Чтобы рассчитать концентрацию химического вещества в рабочем растворе, воспользуйтесь формулой расчета : Х = (С x М) : 100,где X – нужная концентрация действующего вещества в рабочем растворе, %C – концентрация рабочего раствора по препарату, приведенная в инструкции по применению, %M – количество действующего вещества в средстве, указанное в инструкции по применению, %Внимание!Если в клинике для химической стерилизации и ДВУ применяются средства, не отвечающие критериям, срочно закупите подходящие стерилянты
Профилактика ИСМП(инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи)Подайте заявку на исследование возбудителей ИСМП на чувствительность к дезсредствам.Если в медорганизации выявили очаг ИСМП и отправили этиологический агент на исследование, попросите лабораторию проверить, чувствителен ли возбудитель к применяемым в дезсредствам (п. 3420 СанПиН 3.3686-21). Информация о чувствительности возбудителей ИСМП к химическим дезсредствам поможет подобрать препараты, чтобы эффективно бороться с распространением инфекций в клинике.Если диагностика проводится на базе собственной лаборатории, попросите главврача поручить заведующему КДЛ контролировать чувствительность антибиотикорезистентных бактерий к дезинфектантам, которые использует сестринская служба. Если исследования выполняются по договору сторонней медорганизацией, проконтролируйте, какой порядок исследования предусмотрен, выступите с инициативой внесения корректировок при необходимости.
ИСМП - инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи человеку - возникают по причине распространения вирусов, бактерий и грибков в организме человека. Поражение такими заболеваниями может произойти в любом месте, но в клиниках оно становится особой проблемой. Многие ИСМП появляются в результате бактерий, которые уже находятся в организме человека до инфекции, они могут стать причиной перекрестной передачи между больными либо между пациентом и медицинским работником.Факторы, влияющие на рост ИСМП:-тесное общение пациентов и персонала крупных больничных комплексов-длительность пребывания пациентов в стационаре-нарушение правил асептики и антисептики и любые отклонения от санитарно-гигиенических норм-широкое использование для диагностики и лечения инвазивных технологий-применение лекарственных средств, подавляющих иммунитет пациента-появление резистентных (устойчивых) штаммов микроорганизмов
К ИСМП относятся: детские инфекции, кишечные инфекции (сальмонеллез, амебиаз, шигеллезы и др.), гнойно-воспалительные инфекции (пиодермиты), особо опасные инфекции (сибирская язва, чума, брюшной тиф и др.), вирусные инфекции (грипп, гепатиты, ВИЧ и др.).К группам риска возникновения ИСМП относятся пациенты: – до 1 года и старше 60 лет; – в послеоперационном периоде (в том числе после оперативного родоразрешения); – отделений и палат реанимации и интенсивной терапии; – длительно находящиеся на лечении с использованием систем жизнеобеспечения (ИВЛ, гемодиализ, внутрисосудистые инфузии и пр.); – с обменными нарушениями (гипотрофия, ожирение, сахарный диабет, анемия и другие сопутствующие хронические заболевания).
Существует три естественных механизма передачи патогенов при ИСМП:-Контактный: от рук медицинского персонала, инструментов, оборудования, предметов обихода.-Воздушно-капельный: во время разговора с инфицированным человеком, когда тот находится на близком расстоянии.-Воздушно-пылевой: через воздух, заражённый патогенной микрофлорой.Также выделяют искусственные пути передачи инфекции. Инфицирование возникает в результате диагностических процедур и других лечебных манипуляций. Например, возможно, при переливании крови и её компонентов, использовании нестерильных инструментов, что недопустимо.
Общим критерием для отнесения случаев инфекций к ИСМП является непосредственная связь их возникновения с оказанием медицинской помощи (лечением, диагностическими исследованиями, иммунизацией и т.д.).Внутрибольничная инфекция (ВБИ) является одним из видов ИСМП -любое клинически выраженное заболевание микробного происхождения, поражающее больного в результате оказания медицинской помощи в период его госпитализации в учреждение здравоохранения.
ПОМНИМ О ПРАВИЛАХ ОБРАБОТКИ РУК!!!Обяжите пациентов и посетителей проводить гигиеническую обработку рук!!!Все пациенты и посетители обязаны проводить гигиеническую обработку рук с использованием мыла и воды либо спиртсодержащего антисептика в следующих случаях (п. 3457 СанПиН 3.3686-21):•до и после контакта с поврежденными участками кожи, повязками, слизистыми оболочками, использованными мед.изделиями;•при входе в палату и перед выходом из палаты;•перед едой;•после посещения туалета. Чтобы требования выполнялись, обяжите медсестер и медрегистраторов ознакомить пациентов и посетителей с правилами внутреннего распорядка и правилами гигиены рук. Установите в зонах общего пользования, при входе в палаты, столовые, буфетные, на выходе из туалетных комнат диспенсеры и дозаторы с кожными антисептиками. Контролируйте, чтобы рядом с умывальниками в туалетах, палатах, комнатах приема пищи всегда было жидкое мыло. Внимание!!!Дозаторы с кожным антисептиком для пациентов, посетителей и медперсонала должны быть промаркированы. Это требование пункта 3484 СанПиН 3.3686-21. Поручите следить за личной гигиеной пациентов!!!В отделениях реанимации и интенсивной терапии выполняйте гигиеническую обработку кожных покровов пациентов не менее двух раз в день. Используйте для этих целей моющие средства и антисептики (п. 3437 СанПиН 3.3686-21).
Как организовать обработку рук по методическим указаниямЧтобы медсестры правильно обрабатывали руки, внедрите СОП, разработанный на основе МУ 3.5.1.3674-20. Оборудуйте места для мытья рук в отделениях и раздайте медсестрам памятки.Внедрите новые требования к гигиене рукПринципы гигиены рук медперсонала остались прежними, но есть несколько важных дополнений: -Используйте электросушители или бесконтактные устройства для сушки рук только в санитарно-бытовых помещениях и комнатах приема пищи персоналом (п. 3477 СанПиН 3.3686-21). - Используйте кожные антисептики при гигиенической обработке рук. При гигиенической обработке мыло и спиртсодержащий антисептик нельзя использовать вместе (п. 3474 СанПиН 3.3686-21). Мойте руки, если есть загрязнения, в других случаях только наносите антисептик. Показания к обработке рук хирургов расширили (п. 3500). Теперь к ним относят:•выполнение оперативных вмешательств;•катетеризацию магистральных сосудов;•установку инвазивного либо дренажного устройства;•пункции тканей, полостей, сосудов, спинномозговых каналов;•выполнение стерильных эндоскопических манипуляций;•прием родов. При хирургической обработке рук запрещено использовать мыло с антимикробными компонентами и щетки. Это указано в п. 3502 СанПиН 3.3686-21.
Обрабатывайте инъекционное поле аэрозольным методомОбеззараживать инъекционное поле перед выполнением подкожных, внутримышечных, внутривенных инъекций и взятием крови теперь можно аэрозольным методом, орошая кожу антисептиком из флакона с распылителем (п. 3450 СанПиН 3.3686-21). Раньше предусматривался только один вариант обработки – двукратное протирание инъекционного поля стерильными салфетками, пропитанными кожными антисептиками.Такой порядок обеззараживания значительно сэкономит материальные ресурсы, уменьшив количество применяемых стерильных материалов, а также сократит время, которое медсестра тратит на одну манипуляцию.СоветЕсли решите ввести новый порядок обработки инъекционного поля, не забудьте отразить это в СОПахЧтобы при проверках сестринской деятельности не возникло претензий, алгоритмы работы, которым обучаете сотрудников, и утвержденные в медорганизации СОПы должны совпадать.Используйте для детей антисептики на основе этилового спиртаДля манипуляций, выполняемых детям в возрасте до семи лет, необходимы кожные антисептики на основе этилового спирта (п. 3452 СанПиН 3.3686-21). Средства на основе изопропанола не подойдут. Это обусловлено тем, что этиловый спирт по степени воздействия на организм человека относится к 4-му классу опасности, тогда как изопропиловый спирт является веществом 3-го класса опасности по ГОСТ 12.1.007. Применение антисептиков на основе этанола более безопасно, особенно при отсутствии эффективной системы вентиляции в помещениях клиники. Предельно допустимая среднесменная концентрация изопропилового спирта в воздухе рабочей зоны составляет 10 мг/м3, этилового спирта – 1000 мг/м3.
Обучите персонал использовать флаконы с растворами:Перед каждым введением иглы во флакон с раствором протирайте резиновые пробки 70% раствором спирта независимо от того, используется ли содержимое флакона для одного или нескольких пациентов (п. 4230 СанПиН 3.3686-21).Поручите медсестрам указывать на этикетках многодозовых флаконов дату и время вскрытия. Используйте содержимое таких флаконов не дольше шести часов, если иное не предусмотрено инструкцией к препарату.Внесите новые требования в СОПы по выполнению медманипуляций!!!Внимание!!!!Если в клинике применяются инъекционные фильтры, то время использования растворов из многодозовых флаконов также не должно превышать шесть часов!!!! Более долгое применение проверяющие могут расценивать как нарушение санитарного законодательства.
Работа отделенийРазмещение пациентов. Проконтролируйте, что в отделениях реанимации и интенсивной терапии пациенты с асептическими и септическими заболеваниями лежат в разных палатах или отсеках (п. 3805 СанПиН 3.3686-21).Катетеризация. При установке центральных венозных и артериальных катетеров накрывайте пациента стерильной хирургической простыней с отверстием для операционного поля от головы до ног, как во время оперативного вмешательства (п. 3812 СанПиН 3.3686-21). Для фиксации катетеров используйте прозрачные повязки (п. 3814 СанПиН 3.3686-21).Катетеризацию мочевого пузыря теперь должны выполнять две медицинские сестры, одна из которых выступает в роли ассистента (п.3819 СанПиН 3.3686-21). Для сбора мочи применяйте только закрытые дренажные системы (п. 3823 СанПиН 3.3686-21).
Уход за пациентами на ИВЛ. -Приподнимайте головной конец кровати пациентов, находящихся на ИВЛ, на 30–45 градусов, если нет противопоказаний (п. 3831 СанПиН 3.3686-21). -Контролируйте давление в манжете – целевой уровень давления 25–30 см вод. ст., (указывает на рекомендуемые границы показателей давления для эндотрахеальных трубок или ларингеальной трубки) (п. 3832 СанПиН 3.3686-21). -Заполняйте увлажнители к аппаратам ИВЛ через закрытые капельницы, используя, как и прежде, стерильную воду (п. 3844 СанПиН 3.3686-21).-При использовании открытых систем для аспирации секретов дыхательных путей применяйте стерильные одноразовые санационные катетеры – один катетер для одной санации (п. 3836 СанПиН 3.3686-21). –-Для профилактики перекрестного инфицирования запрещается использовать одну и ту же вакуумную систему для санации трахеобронхиального дерева у нескольких больных (п. 3839 СанПиН 3.3686-21).- Опорожняйте и дезинфицируйте емкость вакуум-отсоса по мере наполнения, но не реже одного раза в смену. -Используйте одноразовые емкости для сбора секретов дыхательных путей. Повторно использовать систему для аспирации секретов дыхательных путей, в том числе у одного и того же пациента, запрещено (п. 3840 СанПиН 3.3686-21)!!!!
Новые требования в эндоскопических отделенияхЗаполнение журнала. Обязательно указывайте в журнале контроля стерилизации мед.изделий для эндохирургических вмешательств ручным способом следующую информацию (п. 3651 СанПиН 3.3686-21):•дата и время начала обработки;•наименование и количество всех стерилизуемых изделий, в том числе оптического прибора, головки видеокамеры, световода;•номер медкарты пациента, для которого эти медизделия использовались;•наименование стерилизующего средства и контролируемые параметры режима его применения (температура и концентрация раствора, результаты экспресс-контроля уровня содержания ДВ в растворе/готовом средстве многократного применения, время стерилизационной выдержки);•время завершения стерилизации и упаковки стерилизованных изделий;•Ф. И. О. и подпись медицинского работника, проводившего обработку.
Очистка и стерилизация. -Предусмотрите в зоне окончательной очистки эндоскопов дополнительный стол для проведения теста на качество окончательной очистки (п. 3675 СанПиН 3.3686-21).-Используйте моюще-дезинфицирующие машины для обработки гибких эндоскопов для нестерильных вмешательств только с валидированными и указанными в эксплуатационной документации химическими средствами очистки и дезинфекции (п. 3688 СанПиН 3.3686-21).-Не применяйте методы и режимы стерилизации эндоскопов, а также инструментов к ним, не указанные в эксплуатационной документации на конкретные медизделия, чтобы избежать поломок (п. 3689 СанПиН 3.3686-21).Внимание!!!Если средства ДВУ(дезинфицирующие препараты, используемые для обработки медицинских инструментов высокого уровня) и стерилизации эндоскопического оборудования не обеспечены химическими индикаторами, использовать их можно только однократно! Это указано в п. 3695 СанПиН 3.3686-21.-Помещайте жесткие эндоскопы во время обработки в моюще-дезинфицирующих машинах в решетчатые корзины или сетчатые лотки, которые надежно фиксируют эластичными креплениями (п. 3702 СанПиН 3.3686-21). Перед стерилизацией жестких эндоскопов проводите проверку на чистоту оптики и штекера камеры, сушку стеклянных поверхностей 70% спиртом, осмотр на наличие повреждений (п. 3704 СанПиН 3.3686-21).
Закупите оборудование для стационаровТележки для инъекций в палатах. Для проведения инъекций в палатах теперь необходимо использовать мобильные тележки (п. 3434 СанПиН 3.3686-21). Их конструкция должна предусматривать разделение стерильных и использованных медицинских изделий, то есть тележка должна иметь несколько полок. Верхняя полка предназначена для стерильных изделий и материалов, нижняя – для емкостей, в которые собирают медицинские отходы.Если в клинике нет возможности использовать тележки, применяйте чистые, обеззараженные лотки. При комплектации нескольких наборов для инъекций разным пациентам необходимо соблюдать все правила асептики. Обязательно предусмотрите емкость для безопасного сбора отходов класса Б.Шкафы для вещей пациентов. Если в стационарных отделениях предусмотрены прогулки для пациентов, хранить верхнюю одежду можно либо в специальных помещениях, либо в предназначенных для этого шкафах (п. 3435 СанПиН 3.3686-21). Установите шкафы непосредственно в отделениях, в том числе в палатах.Предупредите медсестер, что после камерной дезинфекции одежды и вещей пациентов с инфекционными и паразитарными заболеваниями, в том числе педикулезом, в историю болезни обязательно нужно вносить отметку о проведении дезмероприятий (п. 3435 СанПиН 3.3686-21). Регулярно проверяйте наличие отметок в историях болезни пациентов.
Закупите одежду и обувь для персоналаКаждый медработник должен быть обеспечен как минимум тремя комплектами спецодежды (п. 3466 СанПиН 3.3686-21). Теперь комплект включает халат, медицинский костюм, шапочку, сменную обувь. Раньше было достаточно только халата, шапочки и обуви.Проследите, чтобы в подразделениях хирургического и акушерского профиля, отделениях реанимации и интенсивной терапии трансплантации, отделениях для лиц с иммунодефицитными состояниями, в процедурных и перевязочных кабинетах медработники меняли комплекты спецодежды ежедневно и по мере загрязнения. В учреждениях терапевтического профиля – два раза в неделю и по мере загрязнения (п. 3467 СанПиН 3.3686-21).В подразделениях хирургического и акушерского профилей, а также отделениях реанимации и интенсивной терапии предусмотрите дополнительно сменную одежду и обувь для медперсонала, оказывающего консультативную и другую помощь, а также для инженерно-технических работников (п. 3468 СанПиН 3.3686-21).
ДокументацияПроверьте наличие СОПов для выполнения сестринских манипуляцийРоспотребнадзор будет требовать, чтобы в медорганизации разрабатывались СОПы для медманипуляций, основанные на принципах эпидемиологической безопасности (п. 3429 СанПиН 3.3686-21). Внимание!!!!При разработке СОПов учитывайте конкретные условия и возможности клиники!!!! Проверьте, имеется ли в медорганизации исчерпывающий перечень СОПов для медсестер, учитывают ли они условия оказания медпомощи на местах.Совет: Для разработки эффективных СОПов предложите главному врачу создать комиссию. Порекомендуйте включить в нее вместе с врачами наиболее грамотных медсестер, разбирающихся в вопросах эпидбезопасности.Проводите регулярные тренинги и контроль знаний. По возможности запишите учебные фильмы. Проверяйте соблюдение стандартов путем наблюдения за работой персонала.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ЗНАНИЙ :ТЕСТ.Тема: «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПРОЦЕДУРНОГО КАБИНЕТА. ТЕХНОЛОГИЯ И СТАНДАРТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ ПРОЦЕДУРНЫМИ МЕДСЕСТРАМИ СТАЦИОНАРА И ПОЛИКЛИНИКИ.»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.