Учим мыслить критически: методика организации проектной деятельности в школе.

  • Лекции
  • Повышение квалификации
  • Разработки уроков
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 05.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В статье описывается сочетание технологии развития критического мышления (ТРКМ) и проектной технологии — это мощный инструмент для формирования духовно-нравственных качеств у детей.
Иконка файла материала Учим мыслить критически методика организации проектной деятельности в школе..docx

Учим мыслить критически: методика организации проектной деятельности в школе.

Сочетание технологии развития критического мышления (ТРКМ) и проектной технологии — это мощный инструмент для формирования духовно-нравственных качеств у детей. Давайте разберем, как это можно реализовать на практике.

Почему это эффективное сочетание?

1)    Проектная технология дает деятельностный контекст. Дети не просто слушают о доброте или патриотизме, а совершают конкретные действия, видят их результат.

2)    Технология развития критического мышления обеспечивает глубокое осмысление. Дети не просто делают, а анализируют, задают вопросы, формулируют собственное отношение к нравственным понятиям.

 

Вместе они создают цикл:

вызов - осмысление - рефлексия - действие - новая рефлексия.

 

Практическая реализация:

Этапы совместной работы

Рассмотрим, как этапы ТРКМ органично вплетаются в структуру проекта.

1. Стадия ВЫЗОВА (Погружение в проблему)

Цель: актуализировать знания, вызвать интерес, сформулировать проблемный вопрос будущего проекта.

- Прием "Корзина идей": На тему "Что такое доброта?" каждый ребенок или группа записывает свои ассоциации. Все идеи собираются в "корзину" (на доску). В процессе проекта к ним возвращаются: что было верным, а что требует уточнения?

- Прием "Верные/неверные утверждения":

- "Милосердие – это жалость" (верно/неверно?).

- "Быть патриотом – значит только служить в армии" (верно/неверно?).

- Эти утверждения провоцируют дискуссию и показывают, что тема неоднозначна.

- Просмотр короткого меткого видео (социальная реклама, отрывок из мультфильма) с последующим обсуждением: "Какую проблему поднял автор?", "Актуальна ли она для нашего класса/школы?".

Результат этапа: Формулировка темы проекта, например: "Как мы можем сделать свою школу добрее?" или "Что значит "малая Родина" для нас?".

2. Стадия ОСМЫСЛЕНИЯ (Сбор информации и планирование проекта)

Цель: найти и проанализировать информацию, спланировать действия.

- Работа с источниками (прием "ИНСЕРТ"):

 - Дети читают притчи, рассказы (например, В. Осеевой, Л. Толстого), статьи, смотрят интервью.

 - На полях отмечают: V - уже знал, + - новое, - - думал иначе, ? - есть вопрос.

 - Это учит их критически оценивать информацию, а не просто "потреблять" ее.

- "Таблица "Знаю - Хочу узнать - Узнал" (З-Х-У):

 - "Знаю": что мы уже знаем о дружбе, честности?

 - "Хочу узнать": какие вопросы у нас возникли? (Например, "Всегда ли нужно говорить правду?", "Как помириться после ссоры?").

 - "Узнал": заполняется в конце проекта.

- Мозговой штурм "Что мы можем сделать?": Генерируем идеи для практических действий в рамках проекта.

Результат этапа: План проекта с конкретными задачами, распределением ролей и пониманием, где искать информацию.

3. Стадия РАЗМЫШЛЕНИЯ (Реализация проекта и рефлексия)

Цель: применить знания на практике, проанализировать процесс и результат, сформировать личностное отношение.

- Ведение "Дневника проекта" или "Бортового журнала": Дети регулярно записывают: "Что я сделал сегодня?", "Что получилось/не получилось и почему?", "Что я при этом чувствовал?".

- Ключевые вопросы для обсуждения в группе:

- "С какими трудностями (в том числе морального выбора) мы столкнулись?"

- "Изменилось ли наше понимание понятия "..." после работы над проектом?"

- "Как наш проект повлиял на других? (на одноклассников, учителей, родителей)".

- Создание "Синквейна" в начале и в конце проекта для оценки изменения понимания.

Конкретные примеры проектов по духовно-нравственному воспитанию:

Проект для младших школьников: "Школа добрых дел"

Проблема: В классе участились ссоры, дети не всегда помогают друг другу.

Этапы:

  1. Вызов: Чтение и обсуждение рассказа "Синие листья" В. Осеевой. Прием "Толстые и тонкие вопросы" ("Почему девочка не дала карандаш?" - тонкий, "Как бы ты поступил на ее месте?" - толстой).

  2. Осмысление: Создание "Солнца Добра" (лучики - это добрые дела, которые дети могут делать в школе). Планирование акций: "День тихого комплимента", "Помощь ветерану-соседу", "Игрушка для приюта".

  3. Рефлексия: Создание коллективного коллажа "Наши добрые дела" (фотографии, рисунки). Написание мини-сочинения "Что я почувствовал, когда...". Синквейн "Доброта".

Проект для средних/старших классов: "Память, живущая в сердцах"

 

Проблема: Формальное отношение к празднованию Дня Победы, недостаток знаний о семейной истории.

Этапы:

  1. Вызов: Просмотр фрагментов военной хроники и современных фильмов о войне. Прием "Ассоциативный ряд": Война - Победа - Героизм - ... - (что для вас?). Обсуждение, почему память о войне важна сегодня.

  2. Осмысление: Исследовательская работа "История моей семьи в истории войны". Дети берут интервью у родственников, изучают архивы, работают с сайтами "Мемориал" и "Подвиг народа". Используют прием ИНСЕРТ для анализа найденной информации.

  3. Реализация: Создание "Книги Памяти" класса/школы, организация школьной выставки, подготовка и проведение "Урока Мужества" для младших классов.

  4. Рефлексия: Круглый стол "Что такое настоящий патриотизм?". Написание эссе-рассуждение "Цена Победы". Обсуждение, как личная история их семьи изменила их восприятие войны.

Роль педагога

Педагог в таком процессе — не транслятор знаний, а:

- Фасилитатор: создает условия для дискуссии и деятельности.

- Навигатор: помогает найти нужные ресурсы.

- Консультант: задает правильные, "поворотные" вопросы.

- Наблюдатель: отслеживает личностный рост каждого ребенка.

Вывод

Активное использование ТРКМ в рамках проектной деятельности по духовно-нравственному воспитанию позволяет перевести абстрактные понятия (добро, справедливость, патриотизм) в личностно значимый опыт. Ребенок не получает готовые ответы, а проживает и выстрадывает свою собственную систему ценностей через деятельность, анализ и рефлексию, что является главной целью современного образования.


 

Посмотрите также