Урок русского языка в 5 классе на тему: "Правописание приставок на з-с"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 20.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

в урок включены задания разного уровня сложности, парная, групповая работа, проект для групповой работы
Иконка файла материала Урок русского языка.doc

Урок в 5 классе на тему: «Правописание приставок на -З и -С»

Цели:

Образовательная: познакомить учащихся с правилом правописания приставок на -З/-С; формировать умение правильно выбирать букву на стыке приставки и корня.

Развивающая: развивать фонематический слух, логическое мышление, навыки самоконтроля и работы в сотрудничестве.

Воспитательная: воспитывать внимательность, интерес к языку через игровые формы.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование: учебник, доска, раздаточный материал (карточки), проектор (опционально).

 

Ход урока

1. Организационный момент. Мотивация (5 минут)

Игровой приём «Остров Звуков»

 

Легенда: «Представьте, что все приставки живут на особом острове. У них есть секрет: некоторые из них могут меняться, подстраиваясь под соседей. Это приставки на -З и -С. Их секретный код: перед звонким согласным они становятся звонкими (З), а перед глухими – глухими (С)».

Задача-разминка. Учитель произносит слова, а ученики хлопают в ладоши, если слышат в начале слова звонкий звук, и топают ногой, если слышат глухой: бег, пень, дом, шар, жук, кот. (Это активизирует фонематическое восприятие).

Выход на тему: «Сегодня мы станем детективами и раскроем этот фонетический секрет приставок!»

2. Актуализация опорных знаний (5 минут)

Фронтальный опрос:

Что такое приставка? (Часть слова, стоящая перед корнем).

Назовите известные вам приставки. (У-, по-, на-, за-, про-, с- и др.).

Все ли приставки пишутся всегда одинаково? (Нет, например, приставки на -З/-С меняются).

3. Открытие нового знания (10 минут)

Проблемная ситуация: На доске записаны два столбика слов:

беззвучный

бесполезный

Вопрос: «Почему в этих словах с одинаковой, казалось бы, приставкой, пишутся разные буквы?»

Исследование в парах: Ученикам раздаются карточки со словами. Задача: выписать из каждого слова первый звук корня и определить, звонкий он или глухой.

Безболезненный — [б'] (звонкий)

Бесплановый — [п] (глухой)

Избежать — [б'] (звонкий)

Исполнить — [п] (глухой)

Раздарить — [д] (звонкий)

Рассказать — [с] (глухой)

Формулировка правила. Ученики самостоятельно (с помощью учителя) формулируют правило: Приставки на -З/-С (раз-/рас-, без-/бес-, воз-/вос-, из-/ис-, низ-/нис-, через-/черес-) пишутся так: перед звонкими согласными пишется З, перед глухими – С.

 

4. Первичное закрепление (7 минут)

Задание 1 (Устное, коллективное). «Звуковой дозор»

Учитель показывает слова, ученики хором говорят, какую букву нужно вставить и почему (называя первый звук корня).

бе?шумный ([ш] - глухой → с)

бе?вредный ([в'] - звонкий → з)

ра?писание ([п] - глухой → с)

и?бежный ([б'] - звонкий → з)

ни?ходящий ([х] - глухой → с)

 

Задание 2 (Письменное, индивидуальное). «Вставь букву»

Ученики вставляют пропущенную букву в слова, графически подчёркивая первый звук корня.

чересчур

безжалостный

возглавить

исчезнуть

разбудить

Взаимопроверка в парах.

5. Практикум. Дифференцированные задания (15 минут)

Задание 3 (Групповая работа). «Сортировка»

Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает конверт с карточками, на которых написаны слова с пропущенной буквой в приставке. Задача – разложить карточки на две группы: «Остров З» и «Остров С».

Слова для карточек: бе_талантный, ра_чет, и_пугать, во_петь, ни_вергнуть, бе_граничный, чере_полосица, ра_казать, и_следовать, бе_помощный.

 

Задание 4 (Парная работа). «Найди и исправь ошибку»

Учащиеся работают в парах, находят и исправят ошибки «нерадивого ученика».

 

 

«В школе обявили безплатный кружок. Я решил  потратить время и записался. Надеюсь, что без трудного материала я разберусь».

Задание 5 (Индивидуальное, повышенной сложности). «Составь алгоритм»

Составьте пошаговую памятку-алгоритм для товарища, который пропустил урок: «Как правильно написать приставку на -З/-С?»

Пример алгоритма:

Определи, какая это приставка (из тех, что пишутся на -З/-С).

Найди корень.

Определи первый звук в корне.

Если звук звонкий → пиши приставку с З.

Если звук глухой → пиши приставку с С.

 

Задание 6 (Групповая игра). «Верю – не верю»

Учитель зачитывает утверждения. Если группа согласна – поднимает зелёную карточку, если не согласна – красную.

В слове «сделать» пишется приставка на -З. (Нет, приставка С-, она неизменяемая).

В слове «разбить» пишется З, потому что после приставки звонкий звук [б']. (Да).

Приставки БЕЗ- и БЕС- – это разные приставки. (Нет, это одна приставка, которая меняет букву).

В слове «чересчур» пишется приставка ЧЕРЕС-. (Да).

Задание 7 (Творческое, для сильных учеников). «Объясни разницу»

Объясните смысловую разницу между парами слов. Поможет ли правило в их написании?

Безжалостный враг – бесполезный совет.

Разжечь костёр – расщепить полено.

6. Проектная деятельность (мини-проект) (7 минут)

Проект: «Создай комикс-памятку»

Задача: В группах создать небольшой комикс (2-3 кадра), который в наглядной форме объяснял бы правило правописания приставок на -З/-С.

Идеи:

«Приключения Приставкина». Главный герой меняет свою куртку с буквой З на куртку с буквой С, когда встречает «глухих» жителей.

«Детективное агентство».  Детективы расследуют дело о пропавшей букве и находят улику – первый звук корня.

Презентация. Группы показывают свои комиксы и кратко объясняют правило.

7. Рефлексия. Подведение итогов (3 минуты)

Прием «Светофор»:

Зеленый: «Я всё понял, могу научить другого».

Желтый: «Я понял правило, но нужно ещё потренироваться».

Красный: «Мне нужно ещё раз повторить теорию».

Домашнее задание. Придумать и красиво оформить 5-7 слов на изученное правило для словарного диктанта одноклассникам.

 


Посмотрите также