Конспект открытого урока русского языка в 6 классе на тему "Не с прилагательными"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 23.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

конспект урока
Иконка файла материала КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ НЕ с прилагательными.docx

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

Подготовила и провела учитель русского языка и литературы Чехоева Н.З.

 

Тема: «Когда вместе, а когда врозь? Слитное и раздельное написание НЕ с именами прилагательными»

Тип урока: Урок открытия нового знания (проблемно-диалогический).

Цель для учащихся: Вывести правило слитного и раздельного написания НЕ с прилагательными и научиться применять его на практике.

Планируемые результаты:

  • Предметные: Знать условия выбора написания НЕ с прилагательными; уметь применять алгоритм для объяснения выбора.
  • Метапредметные:
    • Познавательные: Анализировать, сравнивать, делать выводы, строить логические рассуждения.
    • Регулятивные: Ставить учебную задачу, планировать действия, оценивать результат.
    • Коммуникативные: Работать в группе, представлять и отстаивать свою точку зрения.
  • Личностные: Осознавать важность точного письма для выражения мысли.

Оборудование: Интерактивная доска, презентация, цветные сигнальные карточки (зелёные и красные), раздаточный материал для групп (3 вида карточек), тексты для анализа, листы А3 и маркеры для групп, стикеры для рефлексии, учебник.

                                      Ход урока (45 минут):

 1. Организационный этап. Приветствие. Мотивация (5-7 мин)

Учитель: Ребята, прежде чем мы начнём наш поиск, послушайте одну небольшую, но мудрую историю – притчу.

(На слайде появляется текст притчи):

Притча о двух взглядах.
Два путника остановились перед одним и тем же старым домом. Первый сказал: «Какой (не)красивый(не)ухоженный вид!». Второй возразил: «Дом вовсе (не)красивый, но зато очень (не)обычный и (не)похожий на другие. В его трещинах живёт история».
Мудрый старик, сидевший рядом, услышал их и сказал: «Странно. Вы смотрите на одно, а видите разное. И слова ваши об одном, а звучат по-разному».

    • Вопрос 1: О чём эта притча? (О разных взглядах на одно и то же).
    • Вопрос 2: Найдите в речи путников «опасные» для грамотности места. (Учащиеся находят словосочетания с НЕ и прилагательными).
    • Ключевой вопрос (проблема!): А как вы думаете, если бы мы записывали слова этих путников, везде ли мы написали бы НЕ одинаково? Все ли «не» в их репликах равны? Взгляните:

(не)красивый вид

(не)ухоженный вид

вовсе (не)красивый

(не)обычный дом

(не)похожий на другие

Учитель (фиксирует проблему на доске): Мы видим, что в, казалось бы, одинаковых случаях (НЕ + прилагательноесмысловой оттенок разный. А где разный смысл — там часто и разные правила написания. В этом и есть наша главная загадка и цель на сегодня: установить связь между смыслом высказывания и правилом написания НЕ с прилагательными.

2. Актуализация знаний. «Строим мост из прошлого» (4-5 мин)

Учитель: Прежде чем отправиться в новое исследование, проверим наш багаж. Давайте вспомним, как мы уже умеем обращаться с частицей НЕ.

Блиц-опрос:

    1. Как пишется НЕ с глаголами? (Приводят пример: не спал – раздельно).
    2. Как пишется НЕ с существительными? (Примеры: неправда (слитно, можно заменить синонимом ложь), не правда, а ложь (раздельно, есть противопоставление)).

Приём «Лингвистическая цепочка» (учитель записывает на доске):

Неряха (сущ.) → неряшливый (прил.). Невежа → невежественныйНенависть → ненавистный.

  • Вопрос: Что общего у этих прилагательных? (Они не употребляются без НЕ). Это наш первый секрет! Запомним его: если слова нет без НЕ – пишем только слитно. Это наш первый островок уверенности.

3. «Открытие» нового знания. Работа в группах «Лаборатория смыслов» (12 мин)

Учитель: Но большинство прилагательных могут жить и без НЕ. Вот где начинается самое интересное. Давайте станем детективами и исследуем улики.

  • Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает конверт с карточками-уликами и чистый лист А3 для записи вывода.

Группа 1 (карточки зелёного цвета):

      • (не)добрый взгляд – можно сказать злой взгляд.
      • (не)громкий звук – можно сказать тихий звук.
      • (не)весёлый фильм – можно сказать грустный фильм.

Задание: Спишите, раскройте скобки. Что ОБЩЕГО в этих примерах? Сформулируйте вывод: «Если прилагательное с НЕ можно заменить синонимом БЕЗ НЕ, то НЕ пишется...»

Группа 2 (карточки жёлтого цвета):

      • (не) добрый, а злой взгляд – есть союз А.
      • вовсе (не) громкий звук – есть слово вовсе не.
      • отнюдь (не) весёлый фильм – есть слово отнюдь не.

Задание: Спишите, раскройте скобки. Найдите в каждом примере ОСОБУЮ ПОДСКАЗКУ. Сформулируйте вывод: «Если есть ________ или такие слова, как ________, то НЕ пишется...»

Группа 3 (карточки красного цвета – повторение и углубление):

      • (не)лепый поступок – слова «лепый» не бывает.
      • (не)настный день – слова «настный» не бывает.
      • (не)уклюжий щенок – слова «уклюжий» не бывает (в значении «неловкий»).

Задание: Проверьте, существуют ли слова в скобках без НЕ. Сформулируйте вывод об этом особом случае.

Время на работу: 5-7 минут. Учитель консультирует группы.

Презентация результатов: По 1-2 представителя от каждой группы выходят к доске, записывают свои примеры и озвучивают вывод. Учитель помогает оформить их мысли в строгие формулировки и фиксирует на доске в виде опорной схемы.

Совместное составление алгоритма (устно):

    1. Смотрю: Употребляется ли слово без НЕ? Нет → смело пишу слитно (ненастный, нелепый).
    2. Ищу: Есть ли противопоставление с союзом А или слова-помощники (вовсе не, отнюдь не, далеко не, ничуть не)? Да → пишу раздельно.
    3. Пробую: Могу ли подобрать синоним без НЕДа → пишу слитно.

4. Первичное закрепление. Игра «Светофор + Аргумент» (5 мин)

Учитель: Теперь проверим, как работает наш алгоритм в быстром режиме. Я читаю словосочетание. Ваша задача:

    • Зелёная карточка – слитное написание.
    • Красная карточка – раздельное написание.
    • Главное правило: Подняв карточку, вы должны стать адвокатом своего выбора и дать аргумент по нашему алгоритму!
    1.  (Не)приятная новость. (Зелёные. Аргумент: можно заменить синонимом «грустная»).
    2. (Не)приятная, а радостная новость. (Красные. Аргумент: есть противопоставление с союзом А).
    3. Совсем (не)интересная книга. (Красные. Аргумент: есть слово-помощник «совсем не»).
    4. (Не)виданный успех. (Зелёные. Аргумент: слово «виданный» в таком значении не употребляется).
    5. Река (не)глубокая, но широкая. (Союз НО не является противопоставлением! Это сопоставление. Нет союза А. Можно ли заменить синонимом «мелкая»? Да. Значит, зелёные).

5. Физкультминутка (2 мин)

Учитель: Представим, что мы – частицы НЕ, которые ищут свой дом.

    • Если в словосочетании можно услысить союз А (противопоставление) – делаем шаг вправо (мы врозь!).
    • Если можно подобрать синоним без НЕ – делаем шаг влево (мы вместе!).
    • (Не)высокий, а низкий дом. (Шаг вправо).
    • (Не)высокий дом. (Шаг влево, синоним – низкий).
    • (Не)годный материал. (Шаг на месте? Слово «годный» есть? Да, но синоним «плохой» подходит? Да! Шаг влево).

6. Применение в новой ситуации. Комплексный анализ текста «Текст под лингвистической лупой» (10 мин)

Учитель: Настоящее мастерство – применять правило в живом тексте. Прочитаем отрывок и проведём лингвистическое расследование.

Текст на раздаточных листах:

(Не)приветливое осеннее небо нависло над (не)широкой, но извилистой рекой. Вода казалась (не)подвижной и тяжёлой. Вдали виднелся (не)то дом, (не)то сарай. Воздух был (не) холодный, а сырой и (не)приятный. Это была (не)яркая, но трогательная картина угасания природы.

Задание для работы в группах:

    1. Следопыты-орфографы: Найдите в тексте все прилагательные с НЕ. Раскройте скобки и кратко объясните написание, используя алгоритм (указать номер шага: «1, 2 или 3»).
    2. Знатоки речи: Определите тип (описание) и стиль речи (художественный). Найдите и выпишите одно средство выразительности (например, эпитет (не)приветливое небо).
    3. Аналитики: Выпишите словосочетание «(не)широкой, но извилистой рекой». Почему здесь союз НО, а мы написали слитно? (Важный вывод для ВПР: союзы НО, ЗАТО не требуют раздельного написания, только союз А).

Обсуждение результатов: Представители групп отвечают. Особое внимание – разбору «коварного» случая с союзом НО.

7. Рефлексия. «Синквейн» и «Лестница успеха». Выставление оценок. (5 мин)

Часть 1. Творческая (синквейн).

Учитель: Давайте создадим краткую поэтическую формулу нашего открытия – синквейн:

      1. НЕ (тема).
      2. Слитное, раздельное (два прилагательных).
      3. Противопоставляет, меняет, пишется (три глагола).
      4. Вместе с синонимом, врозь с «А»! (фраза из 4 слов – суть правила).
      5. Правило (синоним-резюме).

 

Часть 2. Оценочная. «Лестница успеха»

На доске – изображение лестницы с тремя ступенями:

      • Верх: «Я всё понял(а) и могу научить».
      • Середина: «Я понял(а) и смогу применить».
      • Низ: «Мне ещё нужно потренироваться».

Учащиеся на стикерах рисуют смайлик и приклеивают его на выбранную ступень.

Учитель: «Вернёмся к нашей притче. Теперь, вооружившись новым знанием, как грамотный человек должен был бы записать ключевые фразы наших путников? Объясните, почему. Так что же оказалось важнее всего в нашем правиле?» (Ответ: Понимание смысла. Мы пишем не буквы, а мысли).

8. Домашнее задание (дифференцированное) (2 мин)

    1.  Учебник: выучить правило по нашему алгоритму, выполнить упражнение №356.
    2.  Найти в любимой книге 5-7 предложений с прилагательными на НЕ. Выписать их и сделать пометки-объяснения на полях, как настоящий редактор.