«Сложноподчинённое предложение: виды придаточных и их роль в тексте»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 18.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методическая разработка урока русского языка для 8-9 классов. Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений (урок-исследование с элементами творчества).
Иконка файла материала Сложноподчинённое предложение: виды придаточных и их роль в тексте.docx

Методическая разработка урока русского языка для 8-9 классов

Тема: «Сложноподчинённое предложение: виды придаточных и их роль в тексте»

Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений (урок-исследование с элементами творчества).

Цели урока:

·Метапредметная: развитие аналитического мышления через выявление роли грамматических конструкций в создании смысла и стиля текста.

·Предметные:

·Образовательная: углубить и систематизировать знания о видах придаточных предложений; сформировать умение определять вид придаточного по семантическому вопросу и синтаксической связи; научить анализировать роль СПП в тексте.

·Развивающая: развивать навыки лингвистического анализа, умение аргументировать свою точку зрения, обогащать синтаксический строй собственной речи.

·Воспитательная: воспитывать внимательное отношение к слову, эстетическое восприятие языка художественной литературы.

Планируемые результаты:

·Личностные: осознание красоты и богатства синтаксических конструкций русского языка.

·Метапредметные: умение сопоставлять, анализировать, делать выводы, работать с информацией в разных формах (текст, таблица, схема).

·Предметные: уверенное определение видов придаточных, объяснение их роли в тексте, уместное использование различных СПП в собственной речи.

Оборудование:

1.Мультимедийная презентация (интерактивные схемы, таблицы, примеры).

2.Раздаточный материал: карточки с текстами для анализа, опорные схемы.

3.Учебные тексты (художественные отрывки из произведений И.С. Тургенева, А.П. Чехова, Л.Н. Толстого).

4.Маркеры, листы формата А3 для групповой работы.

 

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация (3-4 мин.)

Вступительное слово учителя:
«Представьте, что наша речь — это конструктор. Простые предложения — это яркие, но отдельные детали. А что помогает собрать из них сложную, детализированную, многогранную конструкцию? Сегодня мы будем говорить о главном инструменте синтаксической «сборки» — о сложноподчинённом предложении. Мы не просто повторим их виды, а попробуем ответить на главный вопрос: как выбор типа придаточного предложения влияет на смысл, ритм и выразительность текста?»

II. Актуализация знаний. «Синтаксическая разминка» (7-8 мин.)

Задание на интерактивной доске / слайде: Из двух простых предложений составить одно сложноподчинённое разными способами.

Исходные предложения:

1.Мы читали стихотворение.

2.Это стихотворение написал А.А. Фет.

Возможные ответы учеников:

·Мы читали стихотворение, которое написал А.А. Фет. (Придаточное определительное)

·Когда мы читали стихотворение, мы восхищались его музыкой. (Придаточное обстоятельственное времени)

·Мы читали стихотворение, потому что любим поэзию Фета. (Придаточное обстоятельственное причины)

Фронтальная беседа:

·Что меняется в оттенках смысла при использовании разных придаточных?

·Как по-разному мы можем задать вопрос от главной части к придаточной?

·Вывод: Одна и та же ситуация может быть описана по-разному, и выбор синтаксической конструкции — это выбор акцента, главной мысли.

III. Изучение нового материала. Систематизация знаний (10-12 мин.)

Учитель не даёт готовую классификацию, а предлагает ученикам восстановить «карту памяти» (ментальную карту или обобщающую таблицу) на основе ранее изученного материала.

Заполнение обобщающей таблицы «Виды придаточных предложений» (совместная работа у доски):

Группа придаточных

Вопросы

Союзы и союзные слова

Какую роль играет в тексте?

1. Определительные

Какой? Чей?

Который, какой, чей, где, куда, когда

Детализирует, уточняет существительное, создаёт зримый образ, портрет.

2. Изъяснительные

Падежные вопросы (что? о чём? в чём?)

Что, чтобы, как, будто, ли (частица)

Передаёт речь, мысли, чувства героя, является «мостиком» к внутреннему миру.

3. Обстоятельственные

 

 

Обозначает условия, причины, цели действия, придаёт речи динамику или логичность.

  а) Времени

Когда? Как долго? С каких пор?

Когда, пока, едва, с тех пор как

Выстраивает хронологию событий.

  б) Причины

Почему? Отчего?

Потому что, так как, ибо

Объясняет, аргументирует, делает мысль убедительной.

  в) Цели

Зачем? С какой целью?

Чтобы, для того чтобы

Указывает на намерение, устремлённость в будущее.

  г) Условия

При каком условии?

Если, ежели, раз

Создаёт гипотетическую ситуацию, допущение.

  д) Сравнительные

Как? Подобно чему?

Как, словно, будто, точно

Создаёт образное сравнение, делает описание живым.

Ключевой акцент учителя: «Обратите внимание на последний столбец. Грамматика — это не сухая схема, а инструмент. Определительные придаточные — это кисть художника, прорисовывающая детали. Изъяснительные — микрофон, передающий внутренний голос. Обстоятельственные — режиссёр, который расставляет условия, время и причины действия».

IV. Практикум. Анализ роли СПП в художественном тексте (15 мин.)

Групповая работа (класс делится на 3-4 группы).

Задание для каждой группы: Проанализировать выданный отрывок текста.

1.Выписать все СПП.

2.Определить виды придаточных.

3.Сделать главное: предположить, зачем автор использовал именно эти конструкции? Как они влияют на восприятие текста? (Создают ли они детальный портрет? Передают ли размышления? Замедляют или ускоряют ритм?).

Тексты для анализа:

·Группа 1 (Придаточные определительные): Отрывок из повести И.С. Тургенева с описанием природы или внешности героя.

·Группа 2 (Придаточные изъяснительные): Отрывок из рассказа А.П. Чехова с внутренним монологом или диалогом.

·Группа 3 (Придаточные обстоятельственные времени и причины): Отрывок из рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», описывающий действия Жилина.

·Группа 4 (Придаточные условия и цели): Отрывок публицистического текста или речи.

Представление результатов: Каждая группа делает короткий (2-3 минуты) доклад у доски, выписывая ключевые примеры и свои выводы.

V. Творческое применение. «Синтаксическая лаборатория» (7-8 мин.)

Индивидуальная или парная работа.

Задание: Дано простое предложение-«скелет». Нужно «обрастить» его разными типами придаточных, чтобы создать три разных по смыслу и стилю текста.

Базовое предложение: «Мальчик побежал.»

Варианты развития:

1.Для описания в художественном стиле: Мальчик, который только что получил долгожданное письмо, побежал так быстро, как будто за ним гнался ветер.

2.Для рассуждения в публицистическом стиле: Если мальчик побежал, значит, у него была важная цель, чтобы успеть до наступления темноты.

3.Для констатации факта: Все увидели, что мальчик побежал.

Обсуждение: Чем отличаются получившиеся предложения? В каком случае мы видим картинку, в каком — логику, в каком — констатацию факта?

VI. Рефлексия. Итоги урока (3-4 мин.)

·Приём «Незаконченные предложения»:

·«Сегодня я понял(а), что придаточные предложения — это не просто грамматика, а…»

·«Самым полезным для меня было узнать, что…»

·«В своей следующей письменной работе я обязательно попробую использовать…»

·Заключительное слово учителя: «Мы убедились, что сложноподчинённые предложения — это каркас нашей речи, который позволяет ей быть не просто правильной, но и точной, образной, логичной и эмоциональной. Умение видеть и использовать этот каркас — признак зрелой, развитой речи».

VII. Домашнее задание (дифференцированное, на выбор)

1.Базовый уровень: Выполнить упражнение из учебника на определение видов придаточных.

2.Повышенный уровень: Найти в любимой книге 5-7 интересных, на ваш взгляд, СПП. Выписать их и кратко объяснить, какую роль они играют в тексте (детализация, выражение мысли и т.д.).

3.Творческий уровень: Написать мини-эссе (10-12 предложений) на тему «Книга, которая меня удивила», сознательно используя не менее трёх разных видов придаточных предложений. Подчеркнуть и подписать на полях, какие виды придаточных вы использовали.

 

Методические комментарии к разработке:

·Урок построен на принципах деятельностного подхода: от актуализации через практику к творческому применению.

·Групповая работа с текстами разной стилистической направленности позволяет наглядно показать функциональность синтаксических конструкций.

·Этап «Синтаксической лаборатории» развивает метапредметное умение — адаптировать языковые средства под конкретную коммуникативную задачу.

·Дифференциация домашнего задания обеспечивает учёт индивидуальных возможностей учеников.