Регламент внедрения модели «перевернутый класс»
для дисциплин «История» и «Обществознание» (с применением ЦОР)
Цель внедрения: Перенос трансляции теоретического материала на самостоятельное изучение студентами с использованием цифровых платформ, с целью высвобождения аудиторного времени для организации активной познавательной, аналитической и проектной деятельности, формирования критического мышления и углубленного понимания исторических и социальных процессов.
Ожидаемые результаты:
· Повышение академической успеваемости и глубины понимания материала.
· Развитие у студентов навыков самоорганизации, критического анализа и работы с цифровыми ресурсами.
· Формирование комфортной и инклюзивной образовательной среды за счет персонализации траектории изучения материала.
· Превращение лекционных и семинарских занятий в дискуссионные и проектные площадки.
2. Этапы внедрения
ЭТАП 1: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (Подготовка инфраструктуры и контента)
Срок: 1 месяц
|
№ |
Мероприятие |
Ответственный |
Результат |
|
1.1 |
Анализ и выбор Цифровых Образовательных Платформ (ЦОП). Рекомендуется к использованию: Moodle (как базовая LMS ВУЗа), Microsoft Teams / Zoom (для синхронной работы), Яндекс.Учебник / Learnis / Core (для интерактивных заданий), Padlet / Miro (для визуального collaboration). |
Преподаватель, IT-отдел |
Утвержденный перечень ЦОП, интегрированных в учебный процесс. |
|
1.2 |
Создание и структурирование виртуального курса на базовой платформе (напр., Moodle). Курс разбивается на модули в соответствии с тематическим планом. Для каждого модуля создается отдельная папка/блок. |
Преподаватель |
Разработанная и опубликованная структура онлайн-курса. |
|
1.3 |
Разработка комплекса учебных материалов «для дома»: • Видеолекции: запись кратких (7-15 мин.) роликов по ключевым темам (напр., «Причины и предпосылки Холодной войны», «Теория общественного договора по Т. Гоббсу»). • Интерактивные материалы: подборка обязательных и дополнительных ресурсов (статьи, научпоп-видео, подкасты, 3D-туры по музеям). • Глоссарий и хрестоматия: основные термины и первоисточники в цифровом виде. |
Преподаватель |
Полный комплект мультимедийных материалов для самостоятельной работы студентов. |
|
1.4 |
Разработка системы входного контроля для каждого модуля: интерактивные тесты (Moodle), опросы (Google Forms), карточки (Quizlet) для проверки базового усвоения материала дома. |
Преподаватель |
Набор тестовых и проверочных заданий для каждого учебного модуля. |
|
1.5 |
Инструктаж студентов: разработка памятки «Как учиться в перевернутом классе», проведение установочного вебинара по работе с ЦОП. |
Преподаватель |
Студенты ознакомлены с регламентом |
ЭТАП 2: ПИЛОТНЫЙ (Апробация на одной теме/группе)
Срок: Первые 3-4 недели семестра
|
№ |
Мероприятие |
Ответственный |
Результат |
|
2.1 |
Пилотный запуск на одной конкретной теме |
Преподаватель |
Отработана технология на ограниченном материале. |
|
2.2 |
Организация самостоятельной работы студентов: • За 3-4 дня до очного занятия студенты получают доступ к материалам пилотного модуля через ЦОП. • К началу занятия обязаны изучить материалы и пройти входной тест. |
Преподаватель, Студенты |
Студенты выполнили самостоятельную часть работы. |
|
2.3 |
Проведение «перевернутого» аудиторного занятия: • Разминка: краткое обсуждение ключевых идей модуля (10-15 мин.). • Активность: групповая работа – анализ исторического документа, дебаты на тему «За и против колониализма», решение кейсов по обществознанию, проектная работа «Создание концепции идеального государства». • Рефлексия: обсуждение трудностей и итогов работы. |
Преподаватель |
Аудиторное время использовано для углубления и практического применения знаний. |
|
2.4 |
Сбор обратной связи: анонимный опрос студентов об их опыте, трудностях, положительных моментах. Анализ успеваемости по входным тестам и активности на занятии. |
Преподаватель |
Получены данные для корректировки модели. |
ЭТАП 3: ПОЛНОМАСШТАБНОЕ ВНЕДРЕНИЕ
Срок: Весь последующий семестр
|
№ |
Мероприятие |
Ответственный |
Результат |
|
3.1 |
Корректировка модели на основе пилотного этапа: доработка материалов, регламентов, видов активности. |
Преподаватель |
Оптимизированная модель готова к масштабированию. |
|
3.2 |
Регулярное ведение онлайн-курса: своевременное открытие модулей, публикация материалов, проверка входных тестов. |
Преподаватель |
Онлайн-курс функционирует в штатном режиме. |
|
3.3 |
Диверсификация аудиторных активностей: использование методов «дебаты», «суд истории», «world cafe», ролевые игры и др. |
Преподаватель |
Высокий уровень вовлеченности студентов на занятиях. |
|
3.4 |
Внедрение системы нормативного оценивания: оценка не только за тесты, но и за участие в дискуссиях, качество работы в группе, ведение цифрового портфолио. |
Преподаватель |
Объективная и многокритериальная система оценки. |
ЭТАП 4: МОНИТОРИНГ, ОЦЕНКА И РЕФЛЕКСИЯ
Срок: Постоянно, с итоговым подведением в конце семестра
|
№ |
Мероприятие |
Ответственный |
Результат |
|
4.1 |
Мониторинг цифрового следа: отслеживание статистики посещаемости курса, выполнения заданий, результатов тестов. Выявление «отстающих» для своевременной помощи. |
Преподаватель |
Данные для оперативного вмешательства и поддержки студентов. |
|
4.2 |
Проведение промежуточных опросов студентов для сбора обратной связи и корректировки процесса. |
Преподаватель |
Непрерывное улучшение учебного процесса. |
|
4.3 |
Итоговая рефлексия: сравнение академических результатов с предыдущими периодами (где это возможно), анализ удовлетворенности студентов и собственных наблюдений преподавателя. |
Преподаватель, Методист |
Оценка эффективности внедрения модели. |
|
4.4 |
Формирование методического кейса: описание успешных практик, трудностей и путей их решения для распространения опыта среди коллег. |
Преподаватель |
Документированный опыт для тиражирования. |
3. Заключительные положения
· Данный регламент является живым документом и может корректироваться по итогам мониторинга и рефлексии.
· Преподаватель обязуется обеспечивать техническую и консультационную поддержку студентов в рамках работы с ЦОП.
· Внедрение модели требует от преподавателя повышенных временных затрат на подготовительном этапе, которые окупаются качественным ростом взаимодействия со студентами в последующем.
Как вы знаете, вызовы современного образования требуют от нас не просто передачи знаний, а формирования у студентов навыков критического мышления, работы с информацией и самоорганизации. Дисциплины «История» и «Обществознание» как никакие другие связаны с обработкой больших объемов информации.
Предлагаю вашему вниманию регламент поэтапного внедрения модели «Перевернутый класс» с использованием цифровых платформ. Этот подход позволит перенести усвоение теоретического материала за стены аудитории, а время на очных занятиях посвятить анализу, дискуссиям и решению сложных кейсов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.