Как педагогу защитить свои границы?

  • Руководства для учителя
  • pptx
  • 19.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Часто педагоги сталкиваются с нарушением личных границ в своей профессиональной деятельности. Бесконечные сообщения от родителей в чатах, грубость от подростков, дополнительная работа от начальства и прочее. Очень важно, чтобы педагог знал, как защитить свои границы, так как это является одним из факторов профилактики профессионального выгорания
Иконка файла материала Личные границы педагога.pptx

Личные границы педагога

Милюшина Я.А.
ГБУ АО «Центр «Надежда»

«В психологическом смысле границы — это понимание собственного «Я» как отдельной личности. Где мы, а где не мы, что мы можем выбрать, а что не можем, что мы в состоянии вынести, а что нет, что мы чувствуем и чего не чувствуем, что нам нравится и что нам не нравится, чего мы хотим и чего не хотим».
(Г. Клауд)

ЛИЧНЫЕ ГРАНИЦЫ

Как не бывает полноценного государства без ограничения территории, не может быть и благополучной личности без сформированных и осознаваемых границ.

Психологическое пространство личности и его границы состоят из нескольких элементов:

Представления о самом себе, чертах характера, внешности.
Желания, стремления, цели и способы их достижения.
Система ценностей, затрагивающая цель существования, смысл жизни, любовь, свободу или зависимость, возможность  делать самостоятельный выбор.
Понимание своих возможностей.
Способы взаимодействия с окружающими.
Право придумывать, а после реализовывать идеи.
Осознание своего места в обществе.
Правила и принципы построения отношений с социумом.
Физические объекты, которые упоминаются с приставкой «мой».

Получается, что психологические границы личности – это понимание своей индивидуальности. Они определяют человека, его поступки, интересы. Показывают, кто он есть на самом деле.

ВИДЫ ЛИЧНЫХ ГРАНИЦ

Пространственные;

Физические;

Право на собственность;

Временные;

Эмоциональные.

ПРОСТРАНСТВЕНЫЕ ГРАНИЦЫ

Это то расстояние между человеком и другими, на котором ему безопасно контактировать на улице, в помещении, при общении. Эта граница может меняться в зависимости от ситуации и близости отношений, но в среднем это расстояние вытянутой руки.

Это пространство кабинета, комнаты, салона машины, сумки, карманов, компьютера, телефона и т.д.

Это возможность уединения.

ФИЗИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ

Это правила поведения с окружающими при непосредственном физическом контакте (рукопожатия, объятия, поцелуи, прикосновения).

Это право на удовлетворение физиологических потребностей (сон, еда, отдых, физическая активность, нужда, гигиена).

Это презентация себя через внешность (одежда, прическа, макияж, маникюр и прочее).

ПРАВО НА СОБСТВЕННОСТЬ

Это право на защиту личной собственности (жилья, финансов, предметов, интеллектуальной собственности).



Это правила, которые Вы устанавливаете, когда кто-то пользуется Вашими вещами.

ВРЕМЕННЫЕ ГРАНИЦЫ

Это умение планировать свои дела и расставлять приоритеты.

Это личное время на отдых, развлечение и общение с близкими.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ГРАНИЦЫ

Это умение делиться и поддерживать других людей, не расходуя при этом свой ресурс до дна, и не позволяя забирать все свои психические силы.

Это правила поведения с окружающими в сферах, затрагивающих Ваши чувства и эмоции.

Это личная информация, которой Вы готовы поделиться с окружающими.

Окружение

Пространство

Вещи

Информация

Тело

Время

Эмоции

Ученики

+

+

+

-
«Я вижу, что тебя это волнует, давай обсудим
после урока»

Коллеги

-
«Нет, я не смогу провести за тебя урок, у меня много своей нагрузки»

Родители
учеников

Администрация

-
«Я сейчас не хочу это обсуждать»

Упражнение «Границы моего государства»

РЕКОМЕНДАЦИИ

Установка личных границ (четко определите, что для Вас приемлемо, а что – нет во взаимоотношениях с другими людьми).

Обозначение личных границ (прямо говорить окружающим о нарушениях Ваших личных границ; можно проговорить заранее правила взаимодействия с Вами).

Личные интересы превыше всего (прислушаться к себе и понять, что важно именно для Вас, а не для кого-то еще; осознание своих интересов и потребностей).

Умение говорить «НЕТ» (отказываться от того, что Вам не нужно, не нравится).

УПРАЖНЕНИЕ «СВЕТОФОР»


что со мной категорически нельзя (делать, поступать);

со мной можно, в зависимости от ситуации;

со мной можно (делать, поступать).

КАК СКАЗАТЬ «НЕТ»?

Взять паузу

Принять решение

Сказать «нет»

Обозначить причину

Предложить альтернативу

РАЗБОР КЕЙСА

В тетради ученика классный руководитель прочел буквально следующее, написанное рукой родительницы:
«У моего сына пропал телефон.
Разберитесь!»

Отразить чувства – «я понимаю, что Вас беспокоит эта ситуация»,
Поставить границу: сообщить родителю, что «но,
писать в тетради записи несвязанные с учебой, не
допустимо и разговор со мной в таком тоне я не приемлю»,
Взять паузу: «я подумаю, что можно сделать», или
«приходите в 17.00 обсудить ситуацию лично»,
Принять решение: я буду разбираться лично, привлеку школьную службу примирения, социального педагога, рекомендую обратиться в полицию
Сказать нет: «нет, я не буду заниматься пропажей телефона»,
Объяснить причину: «потому что это не моя ответственность»
Предложить альтернативу: «но Вы можете обратиться к нашему социальному педагогу».

ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ:

«Я понимаю, что Вас беспокоит эта ситуация, но, писать в тетради записи, несвязанные с учебой, не допустимо и разговор со мной в таком тоне я не приемлю.

Я подумаю, что можно сделать (пауза).

Нет, я не буду заниматься пропажей телефона потому что это не моя ответственность. Но Вы можете обратиться к нашему социальному
педагогу».

ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ:

УПРАЖНЕНИЕ
«КРУГИ БЛИЗОСТИ, ВЛИЯНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ»
МЭРИЛЛИН МЮРРЕЙ