«В психологическом смысле границы — это понимание собственного «Я» как отдельной личности. Где мы, а где не мы, что мы можем выбрать, а что не можем, что мы в состоянии вынести, а что нет, что мы чувствуем и чего не чувствуем, что нам нравится и что нам не нравится, чего мы хотим и чего не хотим».
(Г. Клауд)
ЛИЧНЫЕ ГРАНИЦЫ
Как не бывает полноценного государства без ограничения территории, не может быть и благополучной личности без сформированных и осознаваемых границ.
Психологическое пространство личности и его границы состоят из нескольких элементов:
ПРОСТРАНСТВЕНЫЕ ГРАНИЦЫ
Это то расстояние между человеком и другими, на котором ему безопасно контактировать на улице, в помещении, при общении. Эта граница может меняться в зависимости от ситуации и близости отношений, но в среднем это расстояние вытянутой руки.
Это пространство кабинета, комнаты, салона машины, сумки, карманов, компьютера, телефона и т.д.
Это возможность уединения.
ФИЗИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ
Это правила поведения с окружающими при непосредственном физическом контакте (рукопожатия, объятия, поцелуи, прикосновения).
Это право на удовлетворение физиологических потребностей (сон, еда, отдых, физическая активность, нужда, гигиена).
Это презентация себя через внешность (одежда, прическа, макияж, маникюр и прочее).
ПРАВО НА СОБСТВЕННОСТЬ
Это право на защиту личной собственности (жилья, финансов, предметов, интеллектуальной собственности).
Это правила, которые Вы устанавливаете, когда кто-то пользуется Вашими вещами.
ВРЕМЕННЫЕ ГРАНИЦЫ
Это умение планировать свои дела и расставлять приоритеты.
Это личное время на отдых, развлечение и общение с близкими.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ГРАНИЦЫ
Это умение делиться и поддерживать других людей, не расходуя при этом свой ресурс до дна, и не позволяя забирать все свои психические силы.
Это правила поведения с окружающими в сферах, затрагивающих Ваши чувства и эмоции.
Это личная информация, которой Вы готовы поделиться с окружающими.
Окружение | Пространство | Вещи | Информация | Тело | Время | Эмоции |
Ученики | + | + | + | - | ||
Коллеги | - | |||||
Родители | ||||||
Администрация | - | |||||
Упражнение «Границы моего государства»
РЕКОМЕНДАЦИИ
Установка личных границ (четко определите, что для Вас приемлемо, а что – нет во взаимоотношениях с другими людьми).
Обозначение личных границ (прямо говорить окружающим о нарушениях Ваших личных границ; можно проговорить заранее правила взаимодействия с Вами).
Личные интересы превыше всего (прислушаться к себе и понять, что важно именно для Вас, а не для кого-то еще; осознание своих интересов и потребностей).
Умение говорить «НЕТ» (отказываться от того, что Вам не нужно, не нравится).
УПРАЖНЕНИЕ «СВЕТОФОР»
что со мной категорически нельзя (делать, поступать);
со мной можно, в зависимости от ситуации;
со мной можно (делать, поступать).
РАЗБОР КЕЙСА
В тетради ученика классный руководитель прочел буквально следующее, написанное рукой родительницы:
«У моего сына пропал телефон.
Разберитесь!»
Отразить чувства – «я понимаю, что Вас беспокоит эта ситуация»,
Поставить границу: сообщить родителю, что «но,
писать в тетради записи несвязанные с учебой, не
допустимо и разговор со мной в таком тоне я не приемлю»,
Взять паузу: «я подумаю, что можно сделать», или
«приходите в 17.00 обсудить ситуацию лично»,
Принять решение: я буду разбираться лично, привлеку школьную службу примирения, социального педагога, рекомендую обратиться в полицию
Сказать нет: «нет, я не буду заниматься пропажей телефона»,
Объяснить причину: «потому что это не моя ответственность»
Предложить альтернативу: «но Вы можете обратиться к нашему социальному педагогу».
ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ:
«Я понимаю, что Вас беспокоит эта ситуация, но, писать в тетради записи, несвязанные с учебой, не допустимо и разговор со мной в таком тоне я не приемлю.
Я подумаю, что можно сделать (пауза).
Нет, я не буду заниматься пропажей телефона потому что это не моя ответственность. Но Вы можете обратиться к нашему социальному
педагогу».
ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ:
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.