Материалы к методической учёбе «Интерактивные методы обучения и возможности их использования»

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 15.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Интерактивные методы делают учебный процесс более занимательным и разнообразным. Ученики не только получают знания, но и находят удовольствие от учёбы, становятся активными участниками, а не пассивными слушателями. Кроме того, педагоги могут адаптировать методики под конкретные потребности и уровень подготовки каждого ученика, что способствует эффективному усвоению материала.
Иконка файла материала Интерактивные методы обучения и возможности их использования в обучении.docx

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества имени Н.М. Аввакумова» 

Асбестовского муниципального округа Свердловской области

 

 

 

Материалы к методической учёбе.

Тема: «Интерактивные методы обучения

и возможности их использования в обучении»

 

 

 

                               Разработчик:

                                                             Филатова Вера Александровна,

                          методист

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Асбест, 2025 год

Методы обучения в педагогике предназначены для передачи знаний от учителя к ученику. Для достижения наилучших результатов необходимым условием является сочетание в процессе воспитания и обучения основных методов с нетрадиционными, внедрение активных и интерактивных методов. При интерактивном обучении осуществляется взаимодействие не только между педагогом и учениками, в данном случае все обучаемые контактируют и работают сообща (или в группах). Применяя в работе интерактивные методы, педагог побуждает учащихся к обучению и повышает их интерес, способствует эффективности усвоения учебного материала, предоставляет учащимся возможности для самостоятельного поиска учебной информации, путей и вариантов решения поставленной учебной и научной задачи. Благодаря их применению устанавливается взаимодействие между учащимися во время образовательного процесса, формируются навыки работы в коллективе (команде, группе и т.п.), уважение и терпимость к иной точке зрения, создаются предпосылки для реализации права на свободу слова и уважение достоинства других участников образовательного процесса. У учащихся формируются умения высказывать, отстаивать и аргументировать собственное мнение, развиваются необходимые жизненные и профессиональные навыки.

Интерактивные методы обучения, используемые на разных этапах учебного занятия, преследуют различные методические цели. Примеры приведены в таблице.

 

Этапы занятия

Методическая цель

Примерные интерактивные методы и приёмы

Суть метода

Самоопределение к деятельности

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне (формирование мотивации)

«Отсроченная загадка»

 

В начале занятия учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет на уроке при работе над новым материалом.

«Да – нет»

Метод позволяет включиться в мыслительный процесс, формировать навыки оценки сведений, анализа информации.

Актуализация знаний

Повторение изученного материала, необходимого для открытия новых знаний

«Наборщики»

Написать как можно больше имён существительных, используя буквы из ключевого слова по теме занятия. 

«Найди ошибку»

 Педагог заранее создаёт текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

Постановка учебной задачи

Определение темы и цели занятия

«Да – нет»

См. выше

«Тонкие и толстые вопросы»

Тонкие вопросы - ответы обычно однозначные, короткие, по факту.

Толстые вопросы - ответы должны быть более подробными, длинными и обстоятельными.

«Наборщики»

 

См. выше

Открытие нового знания

Выбор учащимися метода решения проблемной ситуации

«Мозговой штурм»

Участники обсуждения генерируют максимальное количество идей решения задачи, идеи не критикуются. Из полученных вариантов выбирают лучшие решения, которые могут быть использованы на практике. 

«Инсерт»

Приём используется при работе с новой информацией в виде текста. Учащиеся при чтении маркируют текст специальными значками:                                                                             V — я это знаю;                                                                                                                                                  + — это новая информация;                                                                                                                - — я думал по-другому;                                                                                         ? — это мне непонятно, нужны объяснения.

«Каждый учит каждого»

Каждый участник является попеременно то учеником, то учителем и отвечает не только за свои знания и учебные успехи, но и за знания и учебные успехи товарищей.

Первичное закрепление 

Практическое усвоение материала (интерактивное действо)

«Иду в гости»

Дети выбирают фишки: красные – это «гости», жёлтые – «хозяева». «Хозяева» приглашают в гости и предлагают задание, написанное на карточке, проверяют правильность выполнения и ставят отметку. Затем приглашают нового «гостя».

«Кубик Блума»

После изучения темы необходимо бросить кубик, на гранях которого обозначены начала вопросов и заданий для работы над прочитанным текстом: «Почему…», «Придумай…», «Поделись…», «Назови…», «Предложи…», «Объясни…» После броска кубика следует придумать продолжение для выпавшего вопроса и дать ответ на него или составить окончание для задания и выполнить его.

Рефлексия     

Обобщение достигнутых результатов

«Знаю – узнал – хочу узнать»

 Таблица может заполняться как в конце занятия, так и на всём его протяжении, она помогает «собрать» имеющиеся знания и «строить» новые.

«Синквейн»

Первая строчка  

стихотворения -  его тема, представляется одним словом и обязательно существительным.

Вторая строка -   два слова, прилагательные, раскрывающие основную тему.

В третьей строчке три глагола или деепричастия, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна..

Четвертая строка - это целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.

Пятая строчка - всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.

Домашнее задание (если практикуется)           

Организация деятельности по применению новых знаний

«Кроссворд»

Детям предлагается составить кроссворд из изученного на занятии материала.

«ПОПС-формула»

Содержит 4 компонента, которые представляют собой расшифровку первых букв аббревиатуры и являются необходимыми элементами для построения текста.

П – позиция - необходимо по заданной проблеме высказать свое собственное мнение.

О – объяснение своей позиции -  необходимо привести все возможные аргументы, подтверждающие ваше мнение.

П – примеры, факты, причем их должно быть не менее трех.

С – следствие -  итоговый блок, он содержит ваши окончательные выводы, подтверждающие высказанную позицию.

 

Приведённые примеры, безусловно, не являются исчерпывающими. Но трудно оспорить тот факт, что  явными преимуществами интерактивных методов является их способность повышать мотивацию учащихся и экономия времени учебного занятия. Интерактивные методы делают учебный процесс более занимательным и разнообразным. Ученики не только получают знания, но и находят удовольствие от учёбы, становятся активными участниками, а не пассивными слушателями. Кроме того, педагоги могут адаптировать методики под конкретные потребности и уровень подготовки каждого ученика, что способствует эффективному усвоению материала.

Интерактивные методы стимулируют развитие самостоятельности и ответственности у учащихся. Учащиеся получают:

- возможность принимать решения и развивать навыки самооценки и рефлексии, при обсуждении различных вопросов высказывать своё мнение, находить альтернативные пути решения задач, а также оценивать результаты своей деятельности, осмыслить свои успехи и трудности, анализировать допущенные ошибки и корректировать поведение;

- применять проектные и исследовательские методы самостоятельно или в группе, осознать последовательность действий, распределить задачи и ответственность за конечный результат.

Таким образом, интерактивные методы обучения позволяют создать условия для формирования у учащихся необходимых компетенций, которые помогут им успешно адаптироваться к требованиям современного общества и профессиональной деятельности. 

 

 

Список литературы

1.      Аствацуров Г.О. «Технология современного урока и творчества учителя школы», Волгоград: «Учитель», 2002 г.

2.      Интерактивные формы организации учебного процесса в начальной школе. – Владимир, ВОИУУ, 2004, составитель Козина Е.В.

3.      Кавтарадзе Д.Н. «Обучение и игра. Введение в активные методы обучения» М., Издательство «Просвещение», 2009 г.

4.      Суворова Н.А. «Интерактивное обучение: Новые подходы», М., 2005


 

Скачано с www.znanio.ru