Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества имени Н.М. Аввакумова»
Асбестовского муниципального округа Свердловской области
Материалы к методической учёбе.
Тема: «Интерактивные методы обучения
и возможности их использования в обучении»
Разработчик:
Филатова Вера Александровна,
методист
Асбест, 2025 год
Методы обучения в педагогике предназначены для передачи знаний от учителя к ученику. Для достижения наилучших результатов необходимым условием является сочетание в процессе воспитания и обучения основных методов с нетрадиционными, внедрение активных и интерактивных методов. При интерактивном обучении осуществляется взаимодействие не только между педагогом и учениками, в данном случае все обучаемые контактируют и работают сообща (или в группах). Применяя в работе интерактивные методы, педагог побуждает учащихся к обучению и повышает их интерес, способствует эффективности усвоения учебного материала, предоставляет учащимся возможности для самостоятельного поиска учебной информации, путей и вариантов решения поставленной учебной и научной задачи. Благодаря их применению устанавливается взаимодействие между учащимися во время образовательного процесса, формируются навыки работы в коллективе (команде, группе и т.п.), уважение и терпимость к иной точке зрения, создаются предпосылки для реализации права на свободу слова и уважение достоинства других участников образовательного процесса. У учащихся формируются умения высказывать, отстаивать и аргументировать собственное мнение, развиваются необходимые жизненные и профессиональные навыки.
Интерактивные методы обучения, используемые на разных этапах учебного занятия, преследуют различные методические цели. Примеры приведены в таблице.
|
Этапы занятия |
Методическая цель |
Примерные интерактивные методы и приёмы |
Суть метода |
|
Самоопределение к деятельности |
Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне (формирование мотивации) |
«Отсроченная загадка»
|
В начале занятия учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет на уроке при работе над новым материалом. |
|
«Да – нет» |
Метод позволяет включиться в мыслительный процесс, формировать навыки оценки сведений, анализа информации. |
||
|
Актуализация знаний |
Повторение изученного материала, необходимого для открытия новых знаний |
«Наборщики» |
Написать как можно больше имён существительных, используя буквы из ключевого слова по теме занятия. |
|
«Найди ошибку» |
Педагог заранее создаёт текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. |
||
|
Постановка учебной задачи |
Определение темы и цели занятия |
«Да – нет» |
См. выше |
|
«Тонкие и толстые вопросы» |
Тонкие вопросы - ответы обычно однозначные, короткие, по факту. Толстые вопросы - ответы должны быть более подробными, длинными и обстоятельными. |
||
|
«Наборщики»
|
См. выше |
||
|
Открытие нового знания |
Выбор учащимися метода решения проблемной ситуации |
«Мозговой штурм» |
Участники обсуждения генерируют максимальное количество идей решения задачи, идеи не критикуются. Из полученных вариантов выбирают лучшие решения, которые могут быть использованы на практике. |
|
«Инсерт» |
Приём используется при работе с новой информацией в виде текста. Учащиеся при чтении маркируют текст специальными значками: V — я это знаю; + — это новая информация; - — я думал по-другому; ? — это мне непонятно, нужны объяснения. |
||
|
«Каждый учит каждого» |
Каждый участник является попеременно то учеником, то учителем и отвечает не только за свои знания и учебные успехи, но и за знания и учебные успехи товарищей. |
||
|
Первичное закрепление |
Практическое усвоение материала (интерактивное действо) |
«Иду в гости» |
Дети выбирают фишки: красные – это «гости», жёлтые – «хозяева». «Хозяева» приглашают в гости и предлагают задание, написанное на карточке, проверяют правильность выполнения и ставят отметку. Затем приглашают нового «гостя». |
|
«Кубик Блума» |
После изучения темы необходимо бросить кубик, на гранях которого обозначены начала вопросов и заданий для работы над прочитанным текстом: «Почему…», «Придумай…», «Поделись…», «Назови…», «Предложи…», «Объясни…» После броска кубика следует придумать продолжение для выпавшего вопроса и дать ответ на него или составить окончание для задания и выполнить его. |
||
|
Рефлексия |
Обобщение достигнутых результатов |
«Знаю – узнал – хочу узнать» |
Таблица может заполняться как в конце занятия, так и на всём его протяжении, она помогает «собрать» имеющиеся знания и «строить» новые. |
|
«Синквейн» |
Первая строчка стихотворения - его тема, представляется одним словом и обязательно существительным. Вторая строка - два слова, прилагательные, раскрывающие основную тему. В третьей строчке три глагола или деепричастия, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна.. Четвертая строка - это целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы. Пятая строчка - всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения. |
||
|
Домашнее задание (если практикуется) |
Организация деятельности по применению новых знаний |
«Кроссворд» |
Детям предлагается составить кроссворд из изученного на занятии материала. |
|
«ПОПС-формула» |
Содержит 4 компонента, которые представляют собой расшифровку первых букв аббревиатуры и являются необходимыми элементами для построения текста. П – позиция - необходимо по заданной проблеме высказать свое собственное мнение. О – объяснение своей позиции - необходимо привести все возможные аргументы, подтверждающие ваше мнение. П – примеры, факты, причем их должно быть не менее трех. С – следствие - итоговый блок, он содержит ваши окончательные выводы, подтверждающие высказанную позицию. |
Приведённые примеры, безусловно, не являются исчерпывающими. Но трудно оспорить тот факт, что явными преимуществами интерактивных методов является их способность повышать мотивацию учащихся и экономия времени учебного занятия. Интерактивные методы делают учебный процесс более занимательным и разнообразным. Ученики не только получают знания, но и находят удовольствие от учёбы, становятся активными участниками, а не пассивными слушателями. Кроме того, педагоги могут адаптировать методики под конкретные потребности и уровень подготовки каждого ученика, что способствует эффективному усвоению материала.
Интерактивные методы стимулируют развитие самостоятельности и ответственности у учащихся. Учащиеся получают:
- возможность принимать решения и развивать навыки самооценки и рефлексии, при обсуждении различных вопросов высказывать своё мнение, находить альтернативные пути решения задач, а также оценивать результаты своей деятельности, осмыслить свои успехи и трудности, анализировать допущенные ошибки и корректировать поведение;
- применять проектные и исследовательские методы самостоятельно или в группе, осознать последовательность действий, распределить задачи и ответственность за конечный результат.
Таким образом, интерактивные методы обучения позволяют создать условия для формирования у учащихся необходимых компетенций, которые помогут им успешно адаптироваться к требованиям современного общества и профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Аствацуров Г.О. «Технология современного урока и творчества учителя школы», Волгоград: «Учитель», 2002 г.
2. Интерактивные формы организации учебного процесса в начальной школе. – Владимир, ВОИУУ, 2004, составитель Козина Е.В.
3. Кавтарадзе Д.Н. «Обучение и игра. Введение в активные методы обучения» М., Издательство «Просвещение», 2009 г.
4. Суворова Н.А. «Интерактивное обучение: Новые подходы», М., 2005
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.