ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПМ.02 ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ В УСЛОВИЯХ АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ВЕТЕРИНАРНЫХ АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

  • Работа в классе
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 25.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Аннотация: в статье рассмотрено применение практико-ориентированного подхода в обучении, направленного на развитие у студентов практических навыков и готовности к решению профессиональных задач. Ключевые слова: практико-ориентированный подход, ситуационные задачи, деловая игра, практические навыки, профессиональная деятельность.
Иконка файла материала Исп практ-ор об.doc

Т.А. Вишневская, преподаватель профессионального цикла ОГБПОУ «Рославльский медицинский техникум»

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПМ.02 ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ В УСЛОВИЯХ АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ВЕТЕРИНАРНЫХ АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация: в статье рассмотрено применение практико-ориентированного подхода в обучении, направленного на развитие у студентов практических навыков и готовности к решению профессиональных задач.

Ключевые слова: практико-ориентированный подход, ситуационные задачи, деловая игра, практические навыки, профессиональная деятельность.

Основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированных специалистов, конкурентных на рынке труда, свободно владеющих своей профессией, способных к эффективной работе по специальности, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Педагогическая практика показывает, что наиболее продуктивными и перспективными в профессиональном образовании являются технологии, позволяющие организовать учебный процесс с учетом профессиональной направленности обучения, а это требует применения новых методов, приемов и форм работы. Одним из таких методов является практико-ориентированное обучение.

Реализация практико-ориентированных подходов направлена на приближение образовательного учреждения к потребностям практики, жизни и позволяет создавать условия для целенаправленного формирования конкурентоспособности будущих фармацевтов. Практико-ориентированные технологии позволяют в максимальной мере моделировать фрагменты будущей профессиональной деятельности. Они оказывают решающее влияние на все процессы обучения: от предоставления обучающимся знаний, умений и навыков до контроля их усвоения, при этом обеспечиваются такие важнейшие характеристики обучения, как качество, избирательность материала, учет индивидуальности, постоянный контроль и самоконтроль усвояемости материала, высокий эффект использования педагогических ресурсов. Практико-ориентированные технологии помогают приобщить обучающихся к самостоятельному поиску и отбору информации из различных источников, анализу и прогнозу, принятию нестандартных решений.

К основным практико-ориентированным формам относятся лабораторно-практические занятия, деловые игры, проблемное обучение, учебная и производственная практика.

Обучающиеся 1-2 курсов специальности 33.02.01 Фармация на практических занятиях по химическим дисциплинам обязательно осуществляют опыты, связанные с будущей профессиональной деятельностью фармацевта: изучаются физические и химические свойства, выполняются экспериментальные задания по каждой теме в разделах частной химии, что направлено на выработку у обучающихся общих и профессиональных компетенций, и подводит к изучению ПМ.02 Изготовление лекарственных препаратов в условиях аптечных организаций и ветеринарных аптечных организаций. В него входят МДК 02.01 Технология изготовления лекарственных форм и МДК 02.02 Контроль качества лекарственных средств.

Преподаватели ПМ.02 Изготовление лекарственных препаратов в условиях аптечных организаций и ветеринарных аптечных организаций используют следующие практико-ориентированные методы обучения:

- решение профессиональных ситуационных задач;

- имитация профессиональной деятельности;

- курсовое проектирование;

- выполнение практических заданий в ходе учебной и производственной практики;

- использование информационных технологий;

- деловые игры (или их элементы), нестандартные уроки (уроки-экскурсии, урок-конкурс, викторины).

Все практические занятия ПМ.02 Изготовление лекарственных препаратов в условиях аптечных организаций и ветеринарных аптечных организаций связаны с выполнением профессиональных заданий. На занятиях обучающиеся работают малыми группами, что способствует формированию таких компетенций, как умение работать в коллективе, брать на себя ответственность. На многих занятиях используется учебно-исследовательская работа, где решаются ситуационные профессиональные задачи, это приближает обучающихся к условиям своей будущей профессии.

В основу разработки деловой игры часто положено проблемное задание, требующее раскрытия причинно-следственных связей во взаимодействии всех параметров в схемах, сопоставлении их с признаками, характеризующими главные и второстепенные причины различных неполадок и определения методов их устранения. На занятиях используются различные способы создания проблемной ситуации: демонстрация или сообщение некоторых фактов, которые студентам неизвестны и требуют дополнительной информации; построение гипотезы на основе известной теории, а затем ее проверка и др. Для подготовки специалистов-фармацевтов предлагаются проблемные задачи профессионального содержания, где будущим выпускникам необходимо почувствовать себя в роли работника аптечной организации.

Самостоятельная деятельность студентов исследовательского характера возможна лишь тогда, когда они обладают достаточными знаниями, а также умением выдвигать гипотезы. Например, на занятиях студенты самостоятельно изготавливают лекарственную форму и осуществляют ее контроль качества. Здесь будущие специалисты применяют свои знания при решении конкретных задач, выполняют реальные научные исследования.

При прохождении студентами производственной практики преподаватели дают задания по сбору рецептуры, которая потом внедряется на практических занятиях, и дается для анализа при написании курсовых работ.

Центральным звеном практико-ориентированного подхода, безусловно, является учебный процесс:

- ориентацию программ на прогнозы рынка труда;

- реальную практическую направленность курсовых и дипломных работ;

- использование активных методов обучения и информационных технологий;

- введение индивидуальных планов практики;

- поощрение работы студентов;

- создание площадок практического обучения.

Практико-ориентированный подход делает акцент на подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности. Внедрение практико-ориентированных технологий обучения способствует формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по избранной специальности.

Список литературы

1.                 Андрейченко З.М. Применение компетентностно-ориентированных технологий в процессе внедрения ФГОС нового поколения / З.М. Андрейченко // Среднее профессиональное образование. - 2012. - № 8.

2.                 Ермоленко В.А. Проектирование содержания непрерывного профессионального образования. М., 2005.

3.                 Макарова В.Л. Использование деловых игр при повышении квалификации работников профессионального образования. М., 1995.

4.                 Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2007.

5.                 Шумова И.В. Активные методы обучения как способ повышения качества профессионального образования // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. II. Челябинск: Два комсомольца, 2011.


6.