Инновационные приемы формирования навыков смыслового чтения

  • Руководства для учителя
  • pdf
  • 08.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Работа по формированию навыков смыслового чтения способствует более прочному и сознательному освоению изученного материала на уроках, где есть работа с текстом; повышению уровня языкового развития школьников, а также развитию интеллекта, воображения, внимания, памяти и интереса к чтению. Если ребёнок владеет смысловым чтением, то у него обязательно включается в работу воображение, развивается мышление, устная и письменная речь.
Иконка файла материала статья Смысловое чтение.pdf

Хуснулина Ирина Синаровна МАОУ «СОШ №25 с углубленным изучением отдельных предметов» ГО Верхняя Пышма   

«Инновационные приемы формирования навыков смыслового чтения»

       Работа по формированию навыков смыслового чтения способствует более прочному и сознательному освоению изученного материала на уроках, где есть работа с текстом; повышению уровня языкового развития школьников, а также развитию интеллекта, воображения, внимания, памяти и интереса к чтению. Если ребёнок владеет смысловым чтением, то у него обязательно включается в работу воображение, развивается мышление, устная и письменная речь.

Сегодня я расскажу, какие приёмы, формирующие смысловое чтение, я использую на библиотечных  чтения: 1. Прием “Лови ошибку”

Я заранее готовлю текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагаю учащимся выявить допущенные ошибки. Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются найти ошибки, аргументируют свои выводы.

Пример: Предлагаю выполнить первое задание. Прочитайте небольшой отрывок из рассказа Михаила Зощенко «Великие путешественники».

Отрывок

И на другой день, когда наши родители уехали в город, а Стёпкина мать ушла на речку полоскать бельё, мы покинули нашу деревню Пески.

Мы пошли по дороге через лес. Впереди бежала Стёпкина собачка Тузик. За ней шёл Стёпка с громадным мешком на голове. За Стёпкой шла Лёля со скакалкой. И за Лёлей, с тремя рогатками, сачком и удочкой, шёл я.

И на десятый день, когда наши родители уехали в город, а Стёпкина мать ушла на речку стирать бельё, мы покинули нашу деревню Лески.

Мы пошли по дороге через густой камыш. Впереди бежала Стёпкина собачка Дружок. За ней шёл Стёпка с маленьким рюкзаком на голове. За Стёпкой шла Лёля со скакалкой. И за Лёлей, сачком и удочкой, шёл я.

2.     Прием “Написание Синквейна”

Синквейн - самая легкая форма стихотворений по алгоритму.

В переводе “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

       На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это тема Синквейна.

       На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему Синквейна.

       На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме Синквейна.

       На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме.

       Пятая строчка – это слово-резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме, дает ее новую интерпретацию (ассоциация)

Пример: Предлагаю выполнить второе задание по этому же рассказу Михаила Зощенко «Великие путешественники».

Синквейн

1.   Лёля

2.   Маленькая, пугливая…

3.   Соглашалась, вздыхала, шла.

4.   Мечтала о возвращении домой.

5.   Путешествие или скакалка.

3.   Прием «Пред текстовая деятельность»

Данный приём позволяет развивать у учащихся важнейшее читательское умение – антиципацию и решает главную задачу учителя – вызвать у ученика желание прочитать произведение.

Антиципация – это умение предполагать, прогнозировать, предугадывать содержание текста, который предстоит прочитать, по его заглавию, фамилии автора, иллюстрации. Используя этот приём, я могу подвести детей к целеполаганию.

Пример: Знакомство с рассказом М. Зощенко «Великие путешественники»

. Прочитайте название рассказа

Великие путешественники

. Какую информацию можно почерпнуть из заголовка (о чем пойдет речь)?

В тексте будет идти речь о путешественниках…

. Что можно предположить, исходя из ваших знаний?

Если люди путешественники, то значит, они хорошо знают карту, страны…

. О чем можно судить по характеру заголовка?

Точно нельзя сказать. М. Зощенко писал детские юмористические рассказы.

. Работа по иллюстрации в учебнике стр.158

 

. Постарайтесь по иллюстрации понять содержание текста. Что вы можете добавить, предположить?

Дети рассматривают иллюстрацию

. Какое время года?

Лето…

. Можете назвать героев рассказа?

Мальчики, девочка, собака

 

. Кто они друг другу?

Друзья, братья, сестра, соседи …

 

. Что они делают?

Идут по тропинке вместе

 

. А вы так ходили?

да/нет

 

. Где происходит действие?

В деревне. Давно было, если судить по одежде…

 

. Можно ли назвать конкретное место?

Дети идут, а куда - не знаем ( может в поход, на озеро…)

 

. А что за вещи в руках у детей и для чего они?

Ответы детей

 

. Тяжелый груз, на ваш взгляд?

Ответы детей

 

. На сколько дней отправились в поход? Можно сказать?

Ответы детей

 

. А можем назвать этих детей путешественниками?

Ответы детей

 

Прогнозирование по первым предложениям абзацев

Прочитайте в тексте только первые два      - Когда мне было шесть лет, я не знал, что предложения каждого абзаца.     Земля имеет форму шара. Но Стёпка, хозяйский сын, у родителей которого мы жили на даче, объяснил мне, что такое Земля.

-                   Земля есть круг. И если пойти всё прямо, то можно обогнуть всю Землю, и всё равно придёшь в то самое место, откуда вышел. - Скорей я пойду в кругосветное путешествие с твоей сестрёнкой Лёлей, чем я возьму тебя. Мне не доставляет интереса с дураками путешествовать.

-                   На огороде Стёпка устроил общее собрание путешественников.

-                   Завтра, когда ваши родители уедут в город, а моя мамаша пойдёт на речку стирать бельё, мы сделаем, что задумали.

Мы пойдём всё прямо и прямо, пересекая горы и пустыни.

 -А если, Стёпочка, мы встретим индейцев?

– Что касается индейцев, – ответил Стёпа, – то индейские племена мы будем брать в плен.

Мы прочитали только несколько предложений. Что уже подтвердилось из наших предположений?

Брат, сестра и соседский мальчик собрались в путешествие

Попробуйте по прочитанным предложениям представить и рассказать содержание всего текста.

Жили на даче – это лето...

Указана причина интереса путешественников?

Убедиться, что Земля круглая.

Что значит… Завтра, когда ваши родители уедут в город, а моя мамаша пойдёт на речку стирать бельё, мы сделаем, что задумали.

Уйдут без разрешения

Организованная таким образом подготовительная работа очень важна, так как в процессе пред текстовой работы у детей составляется общее понимание текста, а ведь они его ещё не читали.

Далее провожу работу с текстом

 Читаем весь текст

 

 Все ли верно рассказали?

кое-что правильно

3. Какой информации не было в нашем рассказе?

ответы детей

4. Что нового узнали после чтения?

ответы детей

Диалог читателя с автором – управление процессом осмысления текста. Научить видеть в тексте авторские вопросы (прямые и скрытые), уметь задавать вопросы автору, включать творческое воображение.

Можно ли считать путешествие состоявшимся? Обогнули Землю?

ответы детей

Было ли наказание?

ответы детей

А что нужно знать, отправляясь в путешествие?

ответы детей

Вывод: Такая работа занимает примерно 10 минут урока, но за это время у учащихся,

 

 .

.

действительно, появляется желание прочитать произведение, чтобы узнать его содержание, сравнить со своими предположениями, оценить правильность выстроенной логической цепочки, найти подтверждение или опровергнуть собственные гипотезы.

Описанные приёмы работы по формированию смыслового чтения у учащихся нашей школы эффективны, и я их активно использую.

Список источников:

1.Литературное чтение 3 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений в комплекте с аудио приложением. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.2 /П.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.:.-М.: Просвещение, 2023 . -223 с.: ил.-(Школа России).-SBN978-5-09-030205-0.

2.     Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B2%D0%B5 %D0%B9%D0%BD  

3.     Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%86%D0%B8%D 0%BF%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F