Хуснулина Ирина Синаровна МАОУ «СОШ №25 с углубленным изучением отдельных предметов» ГО Верхняя Пышма
Работа по формированию навыков смыслового чтения способствует более прочному и сознательному освоению изученного материала на уроках, где есть работа с текстом; повышению уровня языкового развития школьников, а также развитию интеллекта, воображения, внимания, памяти и интереса к чтению. Если ребёнок владеет смысловым чтением, то у него обязательно включается в работу воображение, развивается мышление, устная и письменная речь.
Сегодня я расскажу, какие приёмы, формирующие смысловое чтение, я использую на библиотечных чтения: 1. Прием “Лови ошибку”
Я заранее готовлю текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагаю учащимся выявить допущенные ошибки. Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются найти ошибки, аргументируют свои выводы.
Пример: Предлагаю выполнить первое задание. Прочитайте небольшой отрывок из рассказа Михаила Зощенко «Великие путешественники».
И на другой день, когда наши родители уехали в город, а Стёпкина мать ушла на речку полоскать бельё, мы покинули нашу деревню Пески.
Мы пошли по дороге через лес. Впереди бежала Стёпкина собачка Тузик. За ней шёл Стёпка с громадным мешком на голове. За Стёпкой шла Лёля со скакалкой. И за Лёлей, с тремя рогатками, сачком и удочкой, шёл я.
И на десятый день, когда наши родители уехали в город, а Стёпкина мать ушла на речку стирать бельё, мы покинули нашу деревню Лески.
Мы пошли по дороге через густой камыш. Впереди бежала Стёпкина собачка Дружок. За ней шёл Стёпка с маленьким рюкзаком на голове. За Стёпкой шла Лёля со скакалкой. И за Лёлей, сачком и удочкой, шёл я.
Синквейн - самая легкая форма стихотворений по алгоритму.
В переводе “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
• На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это тема Синквейна.
• На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему Синквейна.
• На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме Синквейна.
• На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме.
• Пятая строчка – это слово-резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме, дает ее новую интерпретацию (ассоциация)
Пример: Предлагаю выполнить второе задание по этому же рассказу Михаила Зощенко «Великие путешественники».
Синквейн
1. Лёля
2. Маленькая, пугливая…
3. Соглашалась, вздыхала, шла.
4. Мечтала о возвращении домой.
5. Путешествие или скакалка.
Данный приём позволяет развивать у учащихся важнейшее читательское умение – антиципацию и решает главную задачу учителя – вызвать у ученика желание прочитать произведение.
Антиципация – это умение предполагать, прогнозировать, предугадывать содержание текста, который предстоит прочитать, по его заглавию, фамилии автора, иллюстрации. Используя этот приём, я могу подвести детей к целеполаганию.
|
. Прочитайте название рассказа |
Великие путешественники |
|
. Какую информацию можно почерпнуть из заголовка (о чем пойдет речь)? |
В тексте будет идти речь о путешественниках… |
|
. Что можно предположить, исходя из ваших знаний? |
Если люди путешественники, то значит, они хорошо знают карту, страны… |
|
. О чем можно судить по характеру заголовка? |
Точно нельзя сказать. М. Зощенко писал детские юмористические рассказы. |
. Работа по иллюстрации в учебнике стр.158
|
. Постарайтесь по иллюстрации понять содержание текста. Что вы можете добавить, предположить? |
Дети рассматривают иллюстрацию |
|
|
. Какое время года? |
Лето… |
|
|
. Можете назвать героев рассказа? |
Мальчики, девочка, собака |
|
|
. Кто они друг другу? |
Друзья, братья, сестра, соседи … |
|
|
. Что они делают? |
Идут по тропинке вместе |
|
|
. А вы так ходили? |
да/нет |
|
|
. Где происходит действие? |
В деревне. Давно было, если судить по одежде… |
|
|
. Можно ли назвать конкретное место? |
Дети идут, а куда - не знаем ( может в поход, на озеро…) |
|
|
. А что за вещи в руках у детей и для чего они? |
Ответы детей |
|
|
. Тяжелый груз, на ваш взгляд? |
Ответы детей |
|
|
. На сколько дней отправились в поход? Можно сказать? |
Ответы детей |
|
|
. А можем назвать этих детей путешественниками? |
Ответы детей |
|
Прогнозирование по первым предложениям абзацев
Прочитайте в тексте только первые два - Когда мне было шесть лет, я не знал, что предложения каждого абзаца. Земля имеет форму шара. Но Стёпка, хозяйский сын, у родителей которого мы жили на даче, объяснил мне, что такое Земля.
- Земля есть круг. И если пойти всё прямо, то можно обогнуть всю Землю, и всё равно придёшь в то самое место, откуда вышел. - Скорей я пойду в кругосветное путешествие с твоей сестрёнкой Лёлей, чем я возьму тебя. Мне не доставляет интереса с дураками путешествовать.
- На огороде Стёпка устроил общее собрание путешественников.
- Завтра, когда ваши родители уедут в город, а моя мамаша пойдёт на речку стирать бельё, мы сделаем, что задумали.
Мы пойдём всё прямо и прямо, пересекая горы и пустыни.
-А если, Стёпочка, мы встретим индейцев?
– Что касается индейцев, – ответил Стёпа, – то индейские племена мы будем брать в плен.
|
Мы прочитали только несколько предложений. Что уже подтвердилось из наших предположений? |
Брат, сестра и соседский мальчик собрались в путешествие |
|
Попробуйте по прочитанным предложениям представить и рассказать содержание всего текста. |
Жили на даче – это лето... |
|
Указана причина интереса путешественников? |
Убедиться, что Земля круглая. |
|
Что значит… Завтра, когда ваши родители уедут в город, а моя мамаша пойдёт на речку стирать бельё, мы сделаем, что задумали. |
Уйдут без разрешения |
Организованная таким образом подготовительная работа очень важна, так как в процессе пред текстовой работы у детей составляется общее понимание текста, а ведь они его ещё не читали.
Далее провожу работу с текстом
|
Читаем весь текст |
|
|
|
Все ли верно рассказали? |
кое-что правильно |
|
|
3. Какой информации не было в нашем рассказе? |
ответы детей |
|
|
4. Что нового узнали после чтения? |
ответы детей |
|
|
Диалог читателя с автором – управление процессом осмысления текста. Научить видеть в тексте авторские вопросы (прямые и скрытые), уметь задавать вопросы автору, включать творческое воображение. |
||
|
Можно ли считать путешествие состоявшимся? Обогнули Землю? |
ответы детей |
|
|
Было ли наказание? |
ответы детей |
|
|
А что нужно знать, отправляясь в путешествие? |
ответы детей |
|
|
Вывод: Такая работа занимает примерно 10 минут урока, но за это время у учащихся, |
|
|
.
.
действительно, появляется желание прочитать произведение, чтобы узнать его содержание, сравнить со своими предположениями, оценить правильность выстроенной логической цепочки, найти подтверждение или опровергнуть собственные гипотезы.
Описанные приёмы работы по формированию смыслового чтения у учащихся нашей школы эффективны, и я их активно использую.
Список источников:
1.Литературное чтение 3 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений в комплекте с аудио приложением. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.2 /П.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.:.-М.: Просвещение, 2023 . -223 с.: ил.-(Школа России).-SBN978-5-09-030205-0.
2. Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B2%D0%B5 %D0%B9%D0%BD
3. Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%86%D0%B8%D 0%BF%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.