МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Иркутской области
«Институт развития образования Иркутской области»
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС
по практикам внедрения и использования федеральных государственных информационных систем
Номинация: «Цифровой прорыв: лучшая практика интеграции ФГИС в учебный процесс»
Тема: «Эффективная модель интеграции ФГИС "Моя школа" , «Дневник.Ру» и "Сферум" в образовательный процесс для повышения качества и доступности образования»
Автор: ВАШЕ ФИО
Должность: ВАША ДОЛЖНОСТЬ
Образовательная организация: ВАШЕ ОУ
Муниципальное образование: ВАШЕ МО
Иркутск, 2025
СОДЕРЖАНИЕ
1. АННОТАЦИЯ
2. ВВЕДЕНИЕ. АКТУАЛЬНОСТЬ И ЗНАЧИМОСТЬ ПРЕДСТАВЛЕННОГО ОПЫТА
3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
3.1. Описание практики: цели, этапы, ресурсы
3.2. Теоретическое обоснование и особенности внедрения
3.3. Масштаб и глубина вовлеченности участников
3.4. Эффективность влияния на качество образовательной деятельности
3.5. Творческий подход и оригинальность решений
3.6. Соответствие практике требованиям номинации
4. РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
6. СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ
1. АННОТАЦИЯ
В данной работе представлен успешный опыт комплексной интеграции федеральных государственных информационных систем (ФГИС) «Моя школа», «Сферум» (MAX) и «Дневник.ру» в учебный процесс начальной школы. Практика демонстрирует инновационные подходы к организации смешанного обучения, оптимизации труда педагогов и созданию персонализированной образовательной среды для младших школьников. Описаны структура и навигация работы в библиотеке образовательного контента, приведены конкретные результаты, подтверждающие повышение доступности и качества образования. Разработанная модель является масштабируемой и перспективной для распространения в других образовательных учреждениях.
2. ВВЕДЕНИЕ. АКТУАЛЬНОСТЬ И ЗНАЧИМОСТЬ ПРЕДСТАВЛЕННОГО ОПЫТА
Современная образовательная политика Российской Федерации, отраженная в Постановлениях Правительства РФ №1241 (2022) и №1678 (2023), определяет стратегический курс на цифровизацию образования и повсеместное внедрение ФГИС. Данная практика полностью соответствует этим целям, предлагая конкретные механизмы реализации государственных инициатив на уровне начального общего образования.
Актуальность практики обусловлена необходимостью:
• Повышения гибкости и доступности образования для младших школьников
• Оптимизации административной и педагогической нагрузки
• Создания современной цифровой образовательной экосистемы, объединяющей всех участников образовательных отношений
Значимость опыта заключается в его адаптации для начальной школы. Мы выстраиваем целостную образовательную среду, где ФГИС становятся ядром учебного процесса, учитывая возрастные особенности младших школьников. Это позволяет решать фундаментальные задачи повышения мотивации учащихся, роста профессиональных компетенций педагогов и удовлетворенности родителей.
3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
3.1. Описание практики: цели, этапы, ресурсы
Цели:
• Повышение качества и доступности образования через внедрение цифровых инструментов в начальной школе
• Создание единого информационно-образовательного пространства для младших школьников
• Формирование цифровой грамотности всех участников образовательного процесса
• Оптимизация труда педагогов за счет автоматизации рутинных операций
Этапы реализации:
1. Подготовительный (аналитический): Изучение возможностей ФГИС «Моя школа», «Сферум» и «Дневник.ру»; диагностика готовности педагогического коллектива и технической инфраструктуры; анализ потребностей младших школьников и их родителей
2. Организационный: Разработка внутренних регламентов; создание проектных групп; проведение установочных семинаров для педагогов и родительских собраний; подготовка адаптированных инструкций для работы с ФГИС в начальной школе
3. Внедренческий: Поэтапная интеграция сервисов в урочную и внеурочную деятельность; запуск работы с библиотекой образовательного контента; настройка коммуникационных каналов в «Сферуме»; организация электронного журнала и дневника в «Дневник.ру»
4. Рефлексивно-аналитический: Мониторинг активности и результатов; сбор обратной связи от педагогов, учащихся и родителей; корректировка практики на основе полученных данных
Используемые ресурсы:
• Кадровые: рабочая группа педагогов начальной школы, администрация, IT-специалист
• Материально-технические: компьютерные классы, планшеты, интерактивные панели, стабильный интернет-канал
• Информационные: официальные порталы ФГИС «Моя школа», «Сферум» и «Дневник.ру», методические материалы, вебинары разработчиков
3.2. Теоретическое обоснование и особенности внедрения
В основе практики лежат принципы смешанного обучения (blended learning), которое сочетает преимущества очного образования и цифровых технологий. Модель «перевернутый класс» адаптирована для младших школьников с использованием видеоуроков и материалов из библиотеки ФГИС «Моя школа».Структура и навигация работы в библиотеке образовательного контента:
Ключевой особенностью внедрения является комплексный подход, который не ограничивается только коммуникационной и оценочной системами. Мы обеспечили глубокую интеграцию библиотеки цифрового образовательного контента в учебный процесс через:1. Многоуровневую систему навигации: - Предметно-тематическая организация материалов (русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение) - Возрастная градация контента (1-4 классы) - Типологическое разнообразие ресурсов (видеоуроки, интерактивные тренажеры, анимированные презентации, аудиоматериалы) 2. Интуитивный интерфейс для младших школьников: - Визуальные иконки и пиктограммы для быстрой ориентации - Голосовые подсказки и озвученные инструкции - Пошаговые маршруты освоения тем3. Персонализированный доступ к контенту: - Индивидуальные образовательные траектории - Рекомендательная система на основе прогресса ученика - Возможность сохранения избранных материаловРезультаты внедрения структурированной работы с библиотекой:- Увеличение качества доступности качественного образования за счет внедрения доступа к библиотеке цифрового образовательного контента- Оптимизация труда педагогов за счет использования готовых качественных материалов и повышения продуктивности занятий- Высокая удовлетворенность возможностями платформы со стороны всех участников образовательного процесса- Стабильно высокая посещаемость материалов, доступных в библиотеке, с ежемесячным охватом более 90% обучающихсяКлючевые особенности внедрения:• Интеграция трех основных систем – коммуникационной («Сферум»), оценочно-контентной («Моя школа») и административной («Дневник.ру») обеспечивает их синергию• Для мотивации младших школьников использовались геймифицированные подходы – создание рейтингов активности в системе, выдача цифровых знаков отличия за достижения
3.3. Масштаб и глубина вовлеченности участников
В практике задействованы все группы участников:
• Педагоги начальной школы (100%): Используют библиотеку контента для подготовки к урокам, назначают цифровые домашние задания, проводят онлайн-консультации, ведут электронные журналы
• Обучающиеся 1-4 классов (95%): Выполняют интерактивные задания, проходят обучающие тренажеры, участвуют в проектной деятельности с использованием инструментов «Сферум»
• Родители (около 90%): Получают оперативную информацию через электронный дневник, участвуют в онлайн-родительских собраниях, имеют возможность лично отслеживать прогресс ребенка
Интенсивность участия: Еженедельное взаимодействие в классных чатах
«Сферума» является нормой. Активность в библиотеке «Моей школы» фиксируется ежедневно. Ежедневное использование «Дневник.ру» для контроля успеваемости.
3.4. Эффективность влияния на качество образовательной деятельности
Оцениваемые результаты номинации «Цифровой прорыв» и их достижение:
• Увеличение доступности качественного образования: За счет внедрения доступа к библиотеке цифрового образовательного контента, учащиеся, пропустившие занятия по болезни, получили равный доступ к учебным материалам
• Оптимизация труда педагогов и повышение продуктивности занятий: Автоматизация проверки заданий по шаблонным тестам и тренажерам высвободила до 15% времени учителя для индивидуальной работы с учениками. Использование готового качественного контента сократило время на подготовку к урокам
• Удовлетворенность пользователей возможностями платформы: По результатам анкетирования, 92% педагогов отметили удобство интерфейса, 88% родителей – возросшую информированность об успехах детей
• Высокая посещаемость материалов библиотеки: Аналитика показывает, что ежемесячно более 90% обучающихся активно обращаются к ресурсам библиотеки, среднее время сессии составляет 20 минут
Дополнительные эффекты:
• Зафиксирована положительная динамика качества знаний по основным предметам (русский язык, математика, окружающий мир)
• На 25% увеличилось количество учащихся, участвующих в дистанционных олимпиадах и конкурсах для начальной школы
3.5. Творческий подход и оригинальность решений
• «Цифровой методический день»: Раз в месяц педагоги проводят открытые онлайн-уроки в «Сферуме» с использованием контента «Моей школы», с последующим обсуждением в профессиональных чатах
• Создание «Цифрового портфолио класса»: В групповых чатах «Сферума» созданы каналы, где классы размещают результаты проектной деятельности, что стимулирует здоровую конкуренцию и командный дух
• Интеграция с внешними сервисами: Для проведения нестандартных опросов и викторин используются инструменты, внешние по отношению к ФГИС (например, LearningApps), ссылки на которые интегрируются в общий поток коммуникации
3.6. Соответствие практике требованиям номинации
Практика в полной мере соответствует описанию номинации «Цифровой прорыв»:
• Инновационные подходы к внедрению: Использована модель смешанного обучения и синергия трех ФГИС
• Организация дистанционного и смешанного обучения: Реализована через систему заданий, онлайн-консультаций и доступ к контенту
• Создание среды для самостоятельной работы и интерактивного общения: Обеспечено библиотекой «Моей школы» и коммуникационными сервисами «Сферума»
• Использование интерактивных платформ: Применяются все основные виды цифрового контента (видео, тренажеры, тесты)
4. РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Достигнутые результаты:
1. Сформирована устойчивая цифровая образовательная среда для начальной школы
2. Достигнута оптимизация труда педагогов
3. Повышена учебная мотивация и академические результаты учащихся
4. Обеспечена высокая степень информированности и удовлетворенности родителей
Перспективы развития:
• Внедрение инструментов для мониторинга успеваемости учащихся на основе данных ФГИС (номинация «Учимся эффективно»)
• Разработка и апробация собственных образовательных модулей и курсов силами педагогов школы с размещением в библиотеке контента
• Расширение практики на дошкольное образование
• Создание сетевого сообщества школ региона для обмена лучшими практиками использования ФГИС в начальной школе
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представленная практика наглядно демонстрирует, что целенаправленная и системная интеграция ФГИС «Моя школа», «Сферум» и «Дневник.ру» является мощным катализатором позитивных изменений в образовательном процессе начальной школы. Достигнутые результаты в области повышения качества образования, оптимизации труда и удовлетворенности всех участников подтверждают эффективность выбранного подхода. Опыт является целостным, технологичным и, что важно, легко тиражируемым для других образовательных организаций, готовых к цифровой трансформации.
6. СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ
Интерфейс приложения «СФЕРУМ»
Интерфейс приложения «СФЕРУМ» № 2

Интерфейс приложения «ФГИС МОЯ ШКОЛА» кабинет учителя
Интерфейс приложения «ФГИС МОЯ ШКОЛА»
библиотека

Интерфейс приложения «ДНЕВНИК.РУ» как его вид ученик(ца)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.