Конспект урока русского языка в 3 классе "Правописание безударных гласных в корне слова"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 22.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок открытия новых знаний
Иконка файла материала Правописание бузударных гласных в корне.docx

Предмет: Русский язык
Класс: 3
Тема урока: Правописание слов с безударной гласной в корне слова
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Форма организации: Фронтальная, индивидуальная, парная

Цель урока: Формировать умение определять и проверять безударные гласные в корне слова с помощью однокоренных слов, используя способ подбора проверочного слова, развивать орфографическую зоркость при написании слов.

Планируемые результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

- Осознание значимости правильного написания слов;
- Развитие познавательной мотивации.

- Работать по плану;
- Ставить проблему, выдвигать гипотезы;
- Оценивать свои действия.

- Определять безударные гласные в корне;
- Подбирать однокоренные слова для проверки;
- Проверять правописание с помощью ударения.

Оборудование: Учебник «Русский язык. 3 класс» (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий); карточки с заданиями; интерактивная доска, презентация, опорный конспект: "Как проверить безударную гласную?», словарь (орфографический).

Ход урока

1.     Организационный момент (2 мин)

Приветствие, настрой на работу.
Нас сегодня ждет дорога,

          И узнать нам надо много.

– Так возьмемся, ребята, скорей за работу! Проверим готовность к уроку

 

2. Актуализация знаний (1 мин)     

-  Какое значение имеет ударение в слове?

 - Что такое корень слова?

3. Минутка чистописания.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа  

- А сейчас минутка чистописания.

На доске:

Нос, носовой, носить, переносица

- Скажите, что объединяет эти слова?       

- Какое слово лишнее и почему?      

- А теперь красиво каллиграфическим почерком пишем только однокоренные  родственные слова.

- Предлагаю прочитать: лес, леса, лесной — назовите корень.

4. Постановка проблемы (3 мин)

Показываю слова: стол, столовый, столы,  лес, лесной, лесник.

-  Почему в слове  лесник, лесной — пишется  "е"?

-  А в слове столы, столовый  — "о "?

5.   Определение темы и цели урока: (3 мин.)

На доске написаны слова: в..да, гр..бы, л..са.

- Что объединяет эти слова? ( Слова с безударными гласными в корне)

Совместно с классом формулируется тема: "Правописание безударных гласных в корне слова".

 

6.  Открытие новых знания (4-6 мин.)     

Объяснение правил:

- Безударные гласные в корне слова находятся в слабой позиции и их написание нужно проверять.

На экране:

Правило № 1: Чтобы проверить безударную гласную, нужно подобрать однокоренное слово, где эта гласная будет под ударением.

Примеры: вода — во́дыгрибы — гри́блеса — ле́с.

Правило № 2: Если подобрать проверочное слово не удается, написание такой гласной нужно запомнить или проверить по орфографическому словарю.

Примеры: к..рова, с..рока, т..лефон.

7. Физминутка (3 мин) 
Раз – два – три,
Слово — это корень!
Три – два – один,
Проверяем, как пишем!
 ( Делают простые движения, повторяют ключевые слова.

8. Первичное закрепление (7 мин) 

·        Работа с учебником

Объяснение с использованием учебника (стр. 45–46).

·        Работа в паре

Демонстрация слайдов с разными словами: 

гора, горный, город, море, морской, море 
Задание:
— Найти корень.
— Поставить ударение.
— Найти однокоренное слово.
— Проверить гласный. Дети работают в тетрадях, записывают слова, проводят проверку.
В парах обсуждают ответы.

·        Отработка навыков проверки. (10 мин) 

- Прочитайте предложения. Напишите те из них, в которых все слова имеют безударную гласную в корне слова. 

Желтели, золотились листочки в саду.

Журавли летели через поля, леса, города.

Дрозды поедают рябину, чернику.

Ребята высаживают молодые березки, ясени и ёлочки.

Качает ветвями косматыми седая сосна.

Вечерняя тишина висит над рекой.

  • 9. Рефлексия (3 мин) |
    -  
    Что нового узнали?
    - Как проверить безударный гласный?
    -  Где может пригодиться это правило?
  • Самооценка: Ученики оценивают себя по шкале:
    🟢 — Я всё понял(а) и могу объяснить.
    🟡 — Мне было трудно, но я старался(ась).
    🔴 — Не понял(

10. Домашнее задание (2 мин)
— № 123 (учебник) — проверка слов;
— Придумать 3 слова с безударными гласными и проверить их.


 

Посмотрите также