«Внеклассные занятия в группе продлённого дня»

  • Повышение квалификации
  • docx
  • 08.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная работа определяет особенности организации работы в группе продлённого дня, обозначает чёткие задачи педагога в формировании необходимого распорядка внеурочного времени школьников. Важной целью работы также является определение группы продлённого дня как структурного элемента учебно-воспитательного процесса в начальной школе.
Иконка файла материала курсовая Чекунаева Е.Г..docx

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ       

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ                  

«ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ, НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И АНАЛИТИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА, ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАБИНЕТ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

 

«Внеклассные занятия в группе продлённого дня»

Слушатели группы 1.6.5.:

«Система воспитательной работы

в группе продлённого дня»

Чекунаева Елена Григорьевна,

воспитатель группы продленного дня

МБОУ «Седовская школа»,

 

                                                                           Руководитель выпускной работой:

                                                                                            Бухлова    Наталья Васильевна,

                                                                                                  старший преподаватель кафедры

                                                                                         социально-гуманитарного образования

 ГБОУ ДПО «ДонРИРО»

Pабота допущена/не допущена__________

                                                                                                                                                                                                                            (подпись) 

                                      

Донецк, 2023

АННОТАЦИЯ

Группа продленного дня – одна из форм общественного воспитания детей, которая имеет большие возможности для комплексного решения учебно-воспитательных и оздоровительных задач. Группы продленного дня в школе являются необходимой формой организации внеурочного времени учащихся младших классов.

Данная работа определяет особенности организации работы в группе продлённого дня, обозначает чёткие задачи педагога в формировании необходимого распорядка внеурочного времени школьников. Важной целью работы также является определение группы продлённого дня как структурного элемента учебно-воспитательного процесса в начальной школе.

Цель: создание условий для формирования инициативной личности, владеющей системой знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе, формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости уметь принять полученные знания в жизненной ситуации.

Задачи:

- Обеспечить безопасное и комфортное пребывание учащихся в школе  

  во внеурочное время.

-Организовать гармоничное развитие личности учащегося с учетом  

 возрастных особенностей.

- Развивать познавательные процессы и интересы личности, навыки                                     самостоятельной работы учащихся для повышения эффективности выполнения домашних заданий.

-Развивать основные нравственные качества личности ребенка; коммуникативные отношения.

- Укреплять здоровье и развивать навыки личной гигиены, воспитывать чувство коллективизма.

Содержание

Введение

Раздел 1

Раздел 2

2.1 Группа продленного дня как структурный элемент учебно-воспитательного процесса в начальной школе

2.2 Организация группы продленного дня

2.3 Особенности работы в группе продленного дня

2.4 Воспитательная работа в группе продленного дня

2.5 Направления воспитания в группе продлённого дня

2.6 Формы и методы организации работы в группе продлённого дня

Выводы

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

«Школа полного дня – это не удлиненное время пребывания ученика в школе, а насыщенная интересными делами жизнь».

        Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе нашего общества являются: формирования у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Для этого мною была разработана программа внеурочной деятельности «Дорога добра» для воспитанников группы. Это система представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить и сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности.

    Конечно, воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

      Во внеурочной деятельности создаются условия для развития личности ребёнка в соответствии с его индивидуальными способностями, формируется познавательная активность, нравственные черты личности, коммуникативные навыки, происходит закладка основ для адаптации ребёнка в сложном мире, как интеллектуального и гармонично развитого члена общества. Создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов. Это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, увлечений.      

     

 

Основная часть

Внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных задач:

- оптимизировать учебную нагрузку учащихся;

- улучшить условия для развития ребёнка;

- учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

       Во внеурочную деятельность воспитателя ГПД входит:

• Выполнение домашнего задания(контроль, организация, помощь);

• Индивидуальные занятия с детьми;

• Организация кружковой деятельности;

• Выполнение проектов;

• Организация питания;

• Организация прогулок;

• Организация занятий по интересам и досуговой деятельности детей.

          Виды и направления внеурочной деятельности, которые помогают организовать учебно-воспитательный процесс:

 Существуют следующие виды внеурочной деятельности:

1) игровая деятельность;

2) познавательная деятельность;

3) проблемно-ценностное общение;

4) досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение);

5) художественное творчество;

6) социальное творчество (социально-значимая деятельность);

7) трудовая (производственная) деятельность;

8) спортивно-оздоровительная деятельность; 9) проектная деятельность;

     Группа продлённого дня – школа после уроков. Это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Очень долгое время «продленка» действительно осуществляла выполнение домашнего задания и «присмотр за ребенком», хотя функций у воспитателя гораздо больше. Удобство «продленки» в том, что ребенка во второй половине дня родители могут забрать в любое время независимо от тех мероприятий, которые происходят после уроков, что нарушает организацию группы продленного дня.  

Формы организации занятий внеурочной образовательной деятельности (площадка самовыражения)

В группе продлённого дня осуществляется личностно-ориентированный подход к организации внеурочной деятельности воспитанников.

 

1. Кружок – наиболее приемлемая форма объединения, соответствующая начальному и последующим уровням образовательного процесса в рамках целостной образовательной программы учреждения. Воспитанники группы, такие как: Афонина В., Петкевич Т, Савельева Д., Жемеричкина А., Коробко К., посещают кружки Дома Детского творчества «Муравейник», «Экоша», где с большим интересом изготавливают всевозможные поделки из разного материала, развивая свои способности и творческий потенциал. Кружок «Компьютерные технологии» интересен многим мальчикам: Ребров И., Кольцов Д., Волков В., Тищенко Я. и другие ребята, которым интересно создавать компьютерные игры, конструировать модели самолётов, кораблей и т.д.

2. Клуб – форма объединения обучающихся на основе совпадения интересов, стремления к общению. В группе организован Книжный клуб читателей. Многие ребята активно посещают городскую библиотеку, читают детскую и познавательную литературу, ходят в читальный зал, просвещаются, расширяют кругозор знаний, а также готовят сообщения к клубным часам. Традиционно с коллективом группы мы посещаем в библиотеку на тематические мероприятия.

3. Спортивная секция – форма объединения детей для занятия физической культурой и спортом. Так некоторые ребята с удовольствием ходят на занятия и тренировки: Гребнев С. - шахматная секция, Рублёв Д. - футбольная секция и т. д.). Коробко Кирилл и Гусева Арина очень спортивны. Они активно участвуют и умело организовывают подвижные игры, помогают в подготовке спортивных мероприятиях, приносят группе спортивные победы в различных соревнованиях.

4. Театр кукол – форма добровольного объединения детей, где ребята создают куклы и вживаются в их роль, развивая художественные и актёрские таланты, а также учатся создавать сценическое мастерство. Делятся своими впечатлениями и достижениями и привлекают своих товарищей. Организация театральной деятельности проходит в Центральном Доме творчества и досуга и посещают такие ребята, как Волков В., Гусева А.

6. Творческая мастерская – форма добровольного объединения детей для занятий определенной деятельностью. Воспитатель выступает в роли творца или автора, организуя творческую работу по разным направлениям. Например, социально-значимая деятельность – изготовление открыток (акции «8 марта», «Рядом с тобой ветеран» к празднику Победы, ко Дню пожилого человека). Художественное творчество: всевозможные тематические выставки рисунков, аппликаций, поделок. Ребята с большим интересом принимают участие и получают грамоты разного уровня.

Таким образом, в группе продлённого дня создаются условия внеурочной деятельности для организации досуга своих воспитанников. При подготовке к мероприятиям, воспитанники работают в творческих группах по интересам: ведущие, актёры, художники, музыкальные исполнители и помощники воспитателя. Совместно с воспитанниками и их родителями были проведены ряд открытых мероприятий: «Моя мама – лучшая на свете!» посвящённое ко Дню Матери, «Дружба – чудесное слово!» по развитию проблемно-ценностного общения и взаимопонимания друг с другом, «Сохраним планету чистой» совместная работа с воспитанниками ребят под руководством воспитателя Гнедой Л.Н. экологического направления, «Встреча с любимым писателем» литературная гостиная посвящённая творчеству писателя С.В.Михалкова, «С любовью о кошках» мероприятие посвящённое к Международному дню кошек по нравственно-экологическому воспитанию в рамках проекта «Ах, эти кошки!»

               Важным направлением организации внеурочной деятельности является проектная деятельность учеников, т. е. выполнение долговременных трудоёмких творческих заданий, требующих от учеников самостоятельной и глубокой проработки материала. В результате такой работы появляется продукт, нужный и полезный не только самому ученику, но и его сверстникам и младшим.

            К участию во внеурочной деятельности школьников  привлекаем родителей. Совместная внеурочная деятельность родителей и детей многообразна и широка - это изготовление поделок и рисунков, подготовка и организация мероприятий, совместная исследовательская и проектная деятельность и др. 

           В группе продлённого дня нашей школы проводится большая повседневная работа по организации внеурочной деятельности. Задача   воспитателя — создать уютную, доброжелательную атмосферу, построить рабочий день так, чтобы пребывание ребенка в течение дня было успешным и интересным.

Организация внеурочной деятельности современных школьников в группе продлённого дня.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства - воспитание нравственного, ответственного гражданина России, поэтому процесс образования - это не только процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Группа продленного дня является моделью организации внеурочной деятельности школьников, создает благоприятные условия для повышения эффективности выполнения обучающимися домашних заданий, способствует личностному росту детей.

Основные преимущества организации данной модели внеурочной деятельности: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня. Внеурочная деятельность во второй половине дня стимулирует процесс развития индивидуальных особенностей детей, создает условия для самореализации каждого ребенка.  

В современных условиях чрезвычайно важна роль воспитателя группы продлённого дня: обеспечение подготовленности учащихся к последующим учебным занятиям, оказание помощи родителям в обучении детей навыкам самостоятельного выполнения домашних заданий. Задача воспитателей добиться того, чтобы наши дети выросли не только сознательными и здоровыми членами общества, но и, обязательно инициативными, думающими, способными на творческий подход к делу.  

Воспитатель группы продлённого дня организует свободное время обучающихся после основной части учебного процесса, заполняя его полезной и познавательной деятельностью. 

В группах продленного дня нашей школы проводится большая повседневная работа по организации внеурочной деятельности учащихся в соответствии с ФГОС. Содержание занятий в ГПД формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). Содержание внеурочной деятельности отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся.  

Для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС имеются необходимые условия: занятия проводятся в одну смену.  

Учебно-материальная база группы продленного дня соответствует современным требованиям: оформление классной комнаты, санитарно-гигиенический режим способствует комфортной организации учебно-воспитательного процесса, сохранению здоровья учащихся, выполнению требований ФГОС; учебный кабинет достаточно оснащен необходимыми наглядными пособиями, дидактическим положения и раздаточным материалом, имеется выход в глобальную сеть Интернет.

Обязательность выполнения режима означает, что все участники: дети, взрослые, родители должны строго следовать его требованиям.

Важнейшим требованием в режиме работы группы продлённого дня является обеспечение единства урочной и внеурочной деятельности учащихся. Кроме того, педагогический процесс предусматривает, чтобы режим группы продлённого дня способствовал укреплению здоровья учащихся, обеспечивал высокий уровень работоспособности, хорошее физическое и нравственно-эстетическое самочувствие детей. Должны учитываться индивидуальные особенности каждого ребёнка. Дифференцированно подходить к нагрузке каждого ребёнка и творчески реализовать поставленные задачи.

Для реализации внеурочной деятельности в группе продлённого дня мной составлена рабочая программа, которая содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей, теоретические положения по формированию целостной воспитательной среды развития младшего школьника. Определяет уклад школьной жизни интегрированного во внеурочную (прогулки, подвижные игры, литературные чтения, развивающие игры и упражнения, самоподготовка,) внешкольную (реализация индивидуальных маршрутов развития, экскурсии, посещение культурно – массовых мероприятий) деятельность учащихся.

Каждый вид воспитательной работы: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Программа составлена на основе проводимой в школе внеклассной работы, с учетом возрастных особенностей младших школьников.

Работа в группе продленного дня представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на обучающихся в различных образовательных областях. Работа воспитателя по программе основывается на следующих принципах: гуманизма и педагогического оптимизма, признания уникальности каждого ребенка; гибкости, вариативности форм проведения занятий, разнообразия методов и приемов; интеграции различных видов деятельности.

Организация воспитательной работы осуществляется по следующим направлениям:  

1. Самоподготовка - одна из форм организации учебного процесса в группе продленного дня. Это обязательные ежедневные занятия, на которых обучающиеся самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством педагога-воспитателя, формируется ценность образования.

Цель самоподготовки — привить учащимся навыки самообразовательной работы, которым в обыденной жизни придается огромное значение. При этом учитывается возраст обучающихся, их самообразовательные возможности, эффективность закрепления знаний, полученных на уроках, и упражнения в их практическом применении.

Задачами данного направления являются:

- совершенствовать организацию выполнения домашнего задания;

- формировать и развивать навыки самостоятельной работы, способность к самостоятельной

исследовательской и конструктивной деятельности;

- формировать культуру продуктивного мышления: ставить, осознавать вопросы, находить пути их выяснения, делать правильные умозаключения;

- формировать умения творческой деятельности: способность анализировать ситуацию и делать выводы; видеть и внедрять новые идеи.

2.  Духовно-нравственное воспитание.

Цель: социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

В процессе освоения программы реализуются следующие задачи:

- формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.);

- формирование основ позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

- формирование основ российской гражданской идентичности;

- формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;

- формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России;

-   расширение кругозора школьников в области исторического прошлого нашего Отечества, воспитание на примерах мужества, героизма и мудрости нашего народа, а также развитие интеллектуальных способностей обучаемых, чувства коллективизма;

- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;

- развитие художественного вкуса и культуры учащихся на примерах духовных традиций русского народа;

- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

3. Художественно – эстетическое воспитание.

Цель: развитие способностей, общих и художественно-творческих; формирование способностей к мыслительной деятельности; развитие личности детей; воспитание творческого начала и интереса к искусству.

Задачи:

- формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей;

- формирование навыков занятий различными видами художественного творчества;

 - научить воспринимать красоту, сформировать эстетические чувства и потребности;

- приобщение детей к миру прекрасного в сфере жизни и искусства, особое место среди которых занимают музыка, литература, театр, хореография, фольклор, изобразительное искусство, народно-прикладное творчество;

- развитие индивидуальных способностей и интересов, умение творить по законам красоты;

- развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

- воспитание творческой, самостоятельной личности.

5. Спортивно – оздоровительное воспитание.

Цель: формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослой жизни.

Задачи:

- формирование у обучающихся навыков сохранения собственного здоровья, овладение здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во внеурочное время;

- формирование установки на ведение здорового образа жизни;

- формирование потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;

- учить соблюдать режим дня и правила личной гигиены, правильно одеваться;

 - развитие навыков самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;

- воспитание потребности и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;

- знакомство с различными подвижными играми: в помещении и на свежем воздухе.

6.  Общественно – полезный труд.

Цель: вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия.

Задачи:

- формирование осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду;

- формирование трудовых умений и навыков;

- формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;

- развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира;

- развитие творческого мышления внимания, воображения, памяти;

- воспитание мотивов общественно – полезной   деятельности;

- воспитание любви к своей школе, к своему городу, к своей Родине.

7. Экологическое воспитание.

Цель: развитие и формирование экологической культуры.  

Задачи:

- привлечь внимание учащихся к экологическим проблемам;

- формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты;

- способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе;

- расширить представления учащихся о рациональном взаимодействии с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности;

- формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе;

- формирование понимания ответственности за состояние окружающей среды в третьем тысячелетии;

- способствовать развитию у учащихся умений необходимых для публичного выступления, через донесение до зрителя смысла городских экологических проблем краткими выразительными агитационными формами;

-  развитие творческих способностей учащихся.

Школа после уроков – это мир творчества, фантазий увлечений, своего Я. Главное, что ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него домом, а это дает возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Доброжелательный тон, педагогический такт, ясность цели, введение занимательных форм обучения, использование новых компьютерных технологий – всё это помогает добиться высокого уровня знаний и воспитанности учащихся.

 Заключение:

ВВЕДЕНИЕ

Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности

ребенка и вхождения его в культуру общества.

Тесное и хорошо организованное сотрудничество семьи, школы, внешкольных детских объединений и организаций способствует правильному воспитанию ребенка, утверждают известные педагоги К.Н. Вентуель, П. Наторп, А.С. Макаренко. В.А. Сухомлинский в своих работах выражал обеспокоенность наступлением на воспитательные функции семьи, неправильным пониманием самой сущности общественного воспитания.

Сухомлинский откровенно говорил, что невозможно без глубокой сердечной боли смотреть на то, как уродуется естественная жизнь ребенка в группах продленного дня. «Очень обидно, что положительный опыт лучших школ продленного дня, хорошо обобщенный в педагогической литературе, во многих школах мало приживается. И главной причиной здесь является общая слабость воспитательной работы (в узком смысле этого понятия)» [6, с. 12].

Практика показывает, что группы продленного дня в школе являются необходимой формой организации внеурочного времени учащихся младших и средних классов. Продленный день в школе как особый способ формирования воспитывающей образовательной среды позволяет оказывать действенную помощь семье и детям.

Тема данной курсовой актуальна так как статистика показывает, что практически все государственные и частные школы работают в режиме продленного дня. Также за последние годы резко возросло количество открываемых групп продленного дня, в особенности для учащихся 1-4 классов. Не только педагоги, но и родители убедились в том, что пребывание ребенка в школьной группе продленного дня помогает процессу становления личности, гарантирует его безопасность и здоровье (как физическое, так и нравственное). Ребенок постоянно находится в зоне педагогического влияния.

Объект исследования – процесс воспитания школьников в группе продленного дня.

Предмет исследования – средства, методы, формы организации воспитательной работы в группе продленного дня.

Цель исследования – выявить оптимальные формы, методы и приемы воспитательной работы в группе продленного дня.

Исходя из цели, объекта и предмета исследования, были определены следующие задачи:

- изучить научную, публицистическую, педагогическую и методологическую литературу по проблеме исследования;

- провести первичный мониторинг уровня воспитанности школьников, посещающих ГПД;

- выявить приоритетные направления воспитательной деятельности, осуществляемой в ГПД;

- разработать программу воспитательной деятельности в ГПД по выбранным направлениям;

- воспитательную работу в ГПД построить на основе разработанной программы;

- провести итоговый мониторинг уровня воспитанности школьников, посещающих ГПД, после окончания действия данной программы.

1. Группа продленного дня как структурный элемент учебно-воспитательного процесса в начальной школе

1.1. Понятие, цель и задачи группы продленного дня

Группа продленного дня является моделью организации внеурочной деятельности школьников, создает благоприятные условия для повышения эффективности выполнения обучающимися домашних заданий, способствует личностному росту детей.

Группа продленного дня – это объединение учащихся одного или нескольких классов под руководством педагога, организующего с ними ежедневно занятия во внеурочное время в соответствии с установленным режимом работы. Основной принцип организации групп – добровольность. Обязательность режима означает, что все без исключения участники образовательного процесса (как дети, так и взрослые, включая родителей) должны строго следовать режимным требованиям

Группа продлённого дня общеобразовательного учреждения создаётся с целью формирования у обучающихся навыков и умений самостоятельно работать, ответственно выполнять домашние задания, глубоко и осмысленно пополнять свои знания, а также для оказания практической помощи семьям в воспитании, развитии у детей трудолюбия, прилежания, творческой активности и инициативы, положительного отношения к учёбе.

Организация деятельности группы продлённого дня основывается на принципах демократии и гуманизма, всестороннего развития личности.

Основная цель организации групп продленного дня - максимальное развитие личности каждого ребенка: воспитание сознательного, здорового члена общества, инициативного и думающего, формирование детского интеллекта, целенаправленное развитие у ребенка познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления и раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.

Основные задачи:

- помочь учащимся в усвоении образовательных программ;

- развивать познавательные процессы и интересы личности;

- развивать основные нравственные качества личности ребенка;

- развивать коммуникативные отношения ребенка;

- развивать мыслительные процессы, творческие способности;

- укреплять здоровье и прививать навыки личной гигиены;

- формировать полезные привычки;

- воспитывать силу, быстроту, ловкость, выносливость, гибкость;

- воспитывать чувство коллективизма.

Таким образом, группа продленного дня – одна из форм общественного воспитания детей, которая имеет большие возможности для комплексного решения учебно-воспитательных и оздоровительных задач. Группы продленного дня в школе являются необходимой формой организации внеурочного времени учащихся младших и средних классов. Продленный день в школе способствует формированию воспитывающей образовательной среды.

1.2. Организация группы продленного дня

В основе работы воспитателя группы продленного дня лежит нормативно-правовая база, которая регламентирует нормы и требования по созданию таких групп и организации учебно-воспитательной работы в такой группе.

Зачисление обучающихся в группу продленного дня и отчисление из нее осуществляются приказом по школе по добровольному письменному заявлению родителей (законных представителей).

Между общеобразовательным учреждением и родителями обучающегося, посещающего группу продленного дня, заключается договор о взаимных обязательствах.

ГПД работает в тех же учебных кабинетах, в которых дети учатся в первой половине дня. Также используются физкультурный и актовый залы, библиотека и другие учебные помещения. Кабинеты ГПД оснащены детскими книгами, фильмами, игрушками, настольными играми, спортивным инвентарем. Организацию деятельности учащихся групп продленного дня, планирование их работы, ведение установленной документации осуществляет воспитатель.

В ГПД обеспечено горячее питание (как за счет средств родителей, так и льготное). В каждом классе соблюдается питьевой режим. Дети носят сменную одежду для занятий в ГПД и для прогулок.

Внеклассная и внешкольная работа в группах продленного дня является неотъемлемой частью всей системы учебно-воспитательного процесса школы, обеспечивающего идейно-политического, нравственного и трудового воспитания. Она организуется на основе календарно- тематического планирования.

Учащихся из группы продленного дня забирают родители, или их доверенные лица (на основании заявления родителей, с указанием ФИО доверенного лица). Учителя-воспитатели не рекомендуют забирать детей во время занятий. Это срывает учебный процесс и неблагоприятно сказывается на их эмоциональном настроении.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: воспитатель группы продленного дня должен владеть знаниями в области владения документации, знать права и обязанности всех участников группы продленного дня.

1.3. Особенности работы в группе продленного дня

В работе группы продлённого следует уделять особое внимание построению взаимодействия воспитателя и воспитанника. Необходимо выработать некоторые принципы работы и строго их придерживаться. Один из них – совместное с учащимися планирование работы группы ГПД, что способствует их заинтересованности и вовлеченности во все мероприятия. Важно, что в основу планирования работы воспитатель закладывает следующие позиции:

- создание условий для развития и личностного роста воспитуемых;

- создание условий для реализации разных форм деятельности учащихся: бытовой, учебной, досуговой, физкультурно-оздоровительной;

- создание условий для формирования нравственной системы отношений к самому себе, другим людям, окружающему миру.

Второй принцип работы в группе продлённого дня – индивидуальный подход во взаимодействии с учениками, т.к. воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход заключается в организации деятельности, основанной на глубоком знании особенностей личности ребенка, в создании дополнительных возможностей для развития способностей и активности каждого. Особенное внимание уделяется детям с девиантным поведением и детям из особых семей, т.к. именно они в первую очередь нуждаются в понимании и поддержке.

Третий принцип – построение взаимоотношений воспитателя и воспитанника на взаимодоверии. Здесь необходимо соблюдать три важных условия:

- доверие должно быть естественным и непринуждённым, а не явно искусственным приёмом. Ребёнок должен поверить в искренность воспитателя и правильно воспринять сам факт выраженного ему доверия;

- в случае негативных поступков ученика учитель оценивает поступок, а не личность и при этом подчёркивает достоинства личности учащегося;

- учитель, оказав доверие ученику, не должен занимать позицию пассивного созерцателя, а терпеливо и тактично помогать школьнику освоиться с новой ролью, вовремя оказывать ему помощь и поддержку;

- учитель особым образом организует работу с педагогически запущенными детьми. В основу этой работы положены советы В.А. Сухомлинского: "Главное - не допустить переживания этими детьми своей "неполноценности", воспрепятствовать появлению у них безразличного отношения к учебному труду, не притупить чувство чести и достоинства".

2. Формы и методы организации работы в группе продлённого дня

2.1. Воспитательная работа в группе продленного дня

Воспитательный процесс в школе становится педагогической мерой проявления нравственно-эстетического отношения детей к окружающему миру и искусству.

Критерии и показатели сформированности уровня воспитанности выражаются в проявлении учащихся интереса к вне учебной эстетической деятельности, эстетических чувств, взаимосвязи эстетических и нравственных знаний, творческой эстетически-мотивированной деятельности. Воспитательная работа стоится на основе её планирования.

Календарно-тематический план работы ГПД составляется на год и учебную четверть с выделением каждой учебной недели. Он должен быть согласован с годовым планом работы школы.

В группе продленного дня воспитателю необходимо тщательно продумывать формы и методы организации деятельности учащихся. Одним из основных этапов в режиме группы продленного дня является самоподготовка. Самоподготовка –организационная форма учебной деятельности в условиях продленного дня по выполнению домашнего задания под руководством воспитателя, в ходе которой целенаправленно формируются навыки самостоятельной работы.

При работе в группе продленного дня предлагается использовать различные виды прогулок, такие как: прогулка с целью наблюдения за сезонными изменениями в природе, прогулка-«задача», которая предусматривает решение практической задачи, например, определить расстояние, величину или высоту предмета и т.п., прогулка-«фантазия»: сделать зарисовку, изготовить поделку из природного материала, сплести венок, корзину, составить букет из листьев(цветков, веток),придумать сказку, стихотворение и т.д. Именно прогулка, а никакое иное занятие в режиме продленного дня, дает ребенку возможность почувствовать себя участником жизни

При организации деятельности по сохранению здоровья и формированию здорового образа жизни реализуются следующие задачи: сохранение и укрепление здоровья учащихся в период пребывания в школе и создание условий для формирования здорового образа жизни.

В течение года работают кружки, в которых преподаватели, педагоги дополнительного образования создают комфортные условия для интеллектуального, физического, эстетического развития детей в соответствии со способностями и интересами учащихся.

Особое место в режиме групп продленного дня отведено мероприятиям досугового направления и организации работы с детьми по интересам (беседы, викторины, конкурсы). Задача воспитателей – сделать досуг ребят интересным, насыщенным, разнообразным. У наших воспитателей есть разнообразные, интересные идеи и необходимый методический материал для индивидуальных и коллективных занятий.

При организации занятий в ГПД учитывается потребность детей младшего школьного возраста как в умственной, так и в игровой деятельности, а также индивидуальные склонности, интересы и возможности ребенка.

2.2. Направления воспитания в группе продлённого дня

Чтобы воспитание содействовало всестороннему развитию личности, оно должно осуществляться по разным направлениям. Это:

1.Гражданское воспитание. Целью гражданского воспитания является формирование организационных навыков, умений соотносить собственные интересы с желаниями других людей, воспитывать желание работать в коллективе на пользу своей стране.

Необходимо проводить часы общения, санитарные дни в школе, знакомить учеников с новостями, проводить экскурсии в музей школы, в комнату боевой и трудовой славы. Организовывать экскурсии по родному городу (селу), в другие города, посещать театры, цирки, музеи, выставки. Проводить беседы на различные гражданско-патриотические темы. Принимать участие в линейках.

2.Семейное воспитание. Учащихся должны быть ознакомлены с родом и историей своей семьи. Также в рамках группы продленного дня необходимо принимать участие в народных праздниках, организовывать помощь людям пожилого возраста, инвалидам, проводить беседы на темы: «Моя семья», «Папа, мама и я – спортивная семья», «Я горжусь своей семьей», «Мои братья и сестры». Поздравлять с днем рождения каждого ученика в коллективе.

3.Военно-патриотическое воспитание. Воспитатель должен воспитывать у учеников уважение к людям старшего поколения, ветеранам войны. Для этого дети принимают участие в спортивных соревнованиях, в школе проводятся встречи с ветеранами войны, дни гражданской обороны.

4.Трудовое воспитание. Главная его цель - воспитывать уважение к человеческому труду, желанию работать. Необходимо принимать участие в трудовых десантах по уборке территории школы, класса. Проводить экскурсии на производство, проводить знакомства с людьми различных профессий, принимать участие в конкурсах, праздниках.

5.Художественно-эстетическое воспитание.

Учащиеся должны быть знакомы с культурными традициями, фольклором своего народа, проявлять интерес к изучению языка и литературы, культуры, развивать творческие способности.

6.Экологическое воспитание. Цель экологического воспитания - формировать экологическую культуру, воспитывать любовь и заботливое отношение к родному краю.

Целесообразно проводить беседы о природе, экскурсии на природу, проводить экологические десанты, принимать участие в экологических праздниках.

7.Нравственное воспитание. Очень важно познакомить детей с важнейшими моральными качествами личности, формировать у детей отрицательное отношение к проявлению негативных качеств, учить находить пути их преодоления, способствовать формированию положительных качеств сначала в игре, затем в повседневной жизни детей.

Для этого воспитатель должен использовать различные методические приемы: чтение и анализ сказок, обсуждение личных качеств героев, проигрывание этюдов (отрывков из сказок, сценок из жизни), проведение развивающих и словесных игр, рисование эпизодов из сказок, раскрашивание, проигрывание этюдов с неопределенным концом [2, с. 83].

8.Приобщение к здоровому образу жизни. Воспитатель группы продленного дня должен способствовать формированию у учащихся желания вести здоровый образ жизни. Также обязательными аспектами являются: проведение медосмотра учеников врачами районной больницы, проведение бесед на темы сохранения здоровья, беседы по вопросам предупреждения детского травматизма, о здоровом образе жизни, вредных привычках. Важно принимать участие в различных спортивных соревнованиях, изучать и проводить подвижные игры.

9.Взаимодействие школы, родителей, детей. В современных условиях родители являются полноправными участниками образовательного процесса, поэтому развитие ребенка является результатом совместной деятельности учителя, воспитателя и родителей. В этой связи важно построить отношения с семьёй. Кроме индивидуальной работы с родителями существуют и другие методы работы, они так же важны и необходимы в педагогической деятельности, так как в комплексе способствуют полноценному развитию. Родители должны приобщаться к проведению воспитательных мероприятий, участвовать в утренниках и семейных праздниках

Таким образом, можно выявить взаимосвязь между всеми направлениями воспитания, как единой системы и в то же время важность и целостность каждой.

ВЫВОДЫ

Работа группы продленного дня, как форма организации учебно-воспитательного процесса, в настоящее время требует соответствующих подходов к организации режима учебно-воспитательного процесса. Режим должен быть построен таким образом, чтобы способствовать выработке определенного ритма деятельности у каждого учащегося в отдельности и у всего коллектива в целом, приучать детей к порядку, самодисциплине, четкой организации труда и отдыха.

На протяжении всей жизни человеку следует предоставлять право выбора действий в определенных жизненных ситуациях, помогая ему тем самым обретать нравственный опыт. Воспитателю группы продленного дня необходимо умело направлять деятельность детей, активно заполнять их «свободное пространство». Нужно стараться строить свою работу так, чтобы группы продленного дня стали органическим элементом, этапом учебно-воспитательного процесса школы.

В работе с ГПД важны своевременные психолого-педагогическая помощь и поддержка детей, вовлечение их в коллективные действия и создание ситуаций, в которых ребенок может достичь успеха, всегда уверенный в том, что будет поощрен.

Воспитательное пространство ГПД – это, во-первых, сама среда, в которой оказываются младшие школьники после уроков, во-вторых, это специально организованный образ жизни детей в данной среде: их деятельность, отношения, события, с ними происходящие

Каждый ребенок – это индивидуальность, каждый это ключевая фигура воспитательного пространства. Только личностно ориентированный подход к воспитанию будет способствовать развитию личности ребенка. Творческий подход грамотного педагога позволяет создать во второй половине дня такие условия, чтобы дети младшего школьного возраста получили возможность выразить себя, познать окружающий мир и получили опыт позитивного общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Байкова, Л. А. Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. М.: Пед. Общ-во России. 2000. – 112 с.

2.Богданова, О.С., Петрова В. И. Методика воспитательной работы в начальных классах. – М., 2007. – 208 с.

3.Голованова, Н. Ф. Воспитательное пространство продленного дня. – СПБ.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2002. – 160 с.

4.Мицич, П. Как проводить деловые беседы: пособ. для учителя / П. Мицич. – М.: Экономика, 2006. – 207 с.

5.Продленный день в школе: режим и организация досуга. / Под. ред. О.А. Лосевой. – М., 1991. – 108 с.

6.Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. В. Сухомлинский. – Кишинёв: Лумина, 1978. – 288 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Внеклассное мероприятие «Путешествие по сказкам»

Цель: повторить и систематизировать знания о сказках.

Задачи:

1) развитие речи, мышления, воображения; умения отвечать на вопросы;

2) воспитание любви к сказкам;

3) формирование читательского интереса.

Конкурсная программа рассчитана на младших школьников.

В конкурсе принимают участие две команды.

За правильный ответ 1 балл. Победитель определяется по количеству баллов.

Воспитатель:

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей её впусти,

Потому что сказка – птица: чуть спугнёшь и не найти.

Ты за нею на порог, а её и нету…

Только тысячи дорог разбрелись по свету.

По какой она пойдёт? Где она покажется?

Плыть ли ей, или ходить, или мчать откуда…

Только там, где сказке быть – там случится чудо…

У неё чудес запас и всегда готово

Каждый раз для всех для нас – золотое слово.

Сегодня наши команды будут получать волшебные монеты за правильные ответы.

А теперь давайте поприветствуем наших участников. Сегодня участвуют две команды. Команда 1 класса и команда 2. (Идёт представление команд – название)

Первый конкурс «Разминка».

За каждый правильный ответ – 1 волшебная монетка; отвечает та команда, участник которой первым поднял руку, если команда не отвечает, то ход переходит к следующей команде.

1. Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок)

2. Назовите героиню сказки, которая была сельскохозяйственным продуктомПодсказка: Всем помогла мышка. (Репка)

3. Кто из русских сказочныхгероев любил поговорку«Одна голова хорошо, а три – лучше»Подсказка: в одном из мультфильмов с этим героем дружил Добрыня Никитич. (Змей Горыныч)

4. Герой какой зарубежной сказки очень любил обувь, особенно сапоги? (Кот в сапогах).

5. Назовите героиню сказки,которая занималась по дому неквалифицированным трудом: чистила печки и убиралась в доме? (Золушка)

6. Какой вид энергии использовала Баба-Яга в русских сказках, летая в ступе? (нечистую силу)

7. В какой зарубежной сказке говорится о деятельности оригинального музыкального коллектива, состоящего, главным образом, из представителей фауны, концерт которого до смерти напугал целую шайку разбойников? (бременские музыканты)

8. В какой сказке зарубежного писателя героиня была размером с ячменное зёрнышко(Дюймовочка)

9. Героиня какой сказки мечтала стать человеком, но обратилась в пену морскую? (Русалочка)

10. В какой русской сказке брат не послушал сестрицу и нарушил санитарно-гигиенические правила, за что серьёзно поплатился? (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

11. Главный герой этой зарубежной сказки очень любил сладкое,любил шалить и приговаривать«Не беда – дело житейское»Подсказка: Жил на крыше. (Карлсон)

12. Назовите героя русской народной сказки, который нетрадиционным способом ловил рыбу в проруби? (Волк)

13. Назовите единственную героиню русской народной сказки «Репка», имя которой нам известно? (Жучка)

14. Назовите настоящее имя Царевны-лягушки? (Василиса Премудрая)

Воспитатель: - Разминка прошла успешно!

2 конкурс «Измени букву»

В названиях сказок изменена одна буква. Определите название сказки.

1 команда

1. Кепке. (Репка)

2. Кот и киса. (Кот и лиса)

3. Золотая рубка. (Золотая рыбка)

2 команда

1. Шар-птица. (Жар-птица)

2. Лиса и мак. (Лиса и рак)

3. Чадо лесное. (Чудо лесное)

2 конкурс «Волшебные предметы»

По предмету угадайте героя.

1 команда

1. Туфелька (Золушка)

2. Ступа и метла. (Баба-яга)

3. Игла (Кощей Бессмертный)

2 команда

1. Сапоги (Кот в сапогах)

2. Золотой ключик (Буратино)

3. Яйцо (Курочка Ряба)

Воспитатель: А сейчас задание посложней. И конкурс называется «Угадай сказку». Задание следующее – к каждой сказке даётся 5 подсказок, ваша задача – угадать сказку (название) и автора.Конкурс оценивается так: если угадали по первой подсказке – 5 волшебных монет, по второй – 4 волшебные монеты, по третьей – 3, по четвёртой – 2 волшебные монеты и по пятой – всего 1.

1) А) эта русская народная сказка ненавязчиво знакомит маленьких детей с понятиями по старшинству, росту и размеру;

Б) кроме того, она подтверждает старую истину, что трудная задача может быть решена общими усилиями;

В) в ней показывается, что при совместной работе важна доля каждого;

Г) и то,что совместная работа может на время примирить извечных врагов: кошку и собаку, мышку и кошку…

Д (И последняя подсказка). всем помогла мышка.

(Русская народная сказка «Репка»)

2)А) В этой сказке главный герой посещение театра предпочёл собственному образованию;

Б) однако от природы он одарён простотой, доверчивостью, умением дружить и доверчивостью;

В)за право обладания этой вещью боролись многие: и магистр кукольных наук, и ловчий пиявок, и «слепой» кот, и коварная лиса;

Г) ради наживы представитель кошачьих притворился слепым, чтобы

выманить денежки у главного героя;

Д) а главный герой доказывает, что если ты смел и непотопляем, что если ты умеешь дружить, то ключик от двери в театр достанется только тебе.

(«Золотой ключик, или приключения Буратино» А. Толстой)

3) А) в этой сказке великого французского сказочника чётко доказывается, что ум и изворотливость важнее богатства, ибо с их помощью можно добыть богатство, а вот наоборот – вряд ли…

Б) что если сам не знаешь, что делать, то хорошо иметь преданного друга, обладающего этими качествами;

В) что сила, власть и огромные размеры не гарантируют наличия сообразительности;

Г) что умный и сообразительный друг тоже может иметь слабость, например, к хорошей обуви;

Д)главный герой решает задачу очень легко: недруг превращается в мышь, а ему только и остаётся – прыгнуть, поймать и съесть. («Кот в сапогах» авт. Шарль Перро)

4) А) Герой этой сказки родился в многодетной семье в Италии;

Б) он отправился искать справедливость, когда за мелкую провинность его отец попадает в тюрьму;

В) он был молодым и зелёным, только что с грядки;

Г) его очень не любили сёстры-графини, на него всегда сердился сеньор и на его поиски был отправлен сыщик;

Д) но он заставлял рыдать любого врага, который пытался таскать его за волосы. («Чиполлино» авт. Джанни Родари)

3 конкурс «Волшебные предметы»

По предмету угадайте героя.

1 команда

1. Туфелька (Золушка)

2. Ступа и метла. (Баба-яга)

3. Игла (Кощей Бессмертный)

2 команда

1. Сапоги (Кот в сапогах)

2. Золотой ключик (Буратино)

3. Яйцо (Курочка Ряба)

3 конкурс «Подумай»»

Отгадайте загадку и назовите героя сказки.

1 команда

1. Толстяк живёт на крыше, летает он всех выше. (Карлсон)

2. Всех он любит неизменно, кто б к нему ни приходил.

Догадались? Это Гена, это Гена (Крокодил)

3. Возле леса, на опушке трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки, три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки (Три медведя)

2 команда

1. Она красива и мила, а имя ей от слова «зола»(Золушка)

2. Лечит маленьких детей, лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит добрый доктор (Айболит)

3. Он и весел, и незлобен, этот милый чудачок.

С ним хозяин – мальчик Робин и приятель – Пятачок.

Для него прогулка – праздник и на мёд – особый нюх.

Этот плюшевый проказник медвежонок …; (Вини-Пух)

Воспитатель: - Молодцы!

4 конкурс «Путаница»

Переставьте местами буквы так, чтобы получились имена сказочных героев.

1 команда

1. РНГСЕУОАКЧ (Снегурочка)

2. ОЛКАЯШКП (Шапокляк)

2 команда

1. ЙДМОРЫДО (Мойдодыр)

2. УАКЧБРАЕШ (Чебурашка)

5 конкурс «Угадай название сказки»

Угадайте сказку по отрывку.

1 команда

1. Елена взяла волшебную книгу, посмотрела – и всё словно на ладони увидела. («Елена Премудрая»)

2. – Мы пойдём далеко, а ты оставайся домавничать,да голоса не подавай: когда придёт лиса, в окошко не выглядывай.

(«Петушок – золотой гребешок»)

3. Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном.

(Иван-царевич и серый волк)

2 команда

1. Василиса добыла всё, что надо, и легла спать, а кукла за ночь приготовила славный стан. («Василиса Прекрасная»)

2. Старшая звалась Одноглазка, средняя – Двуглазка, а меньшая - Триглазка.

(«Крошечка-Хаврошечка»)

3. Идут вёдра по деревне, народ дивится, а Емеля идёт сзади, посмеивается (По щучьему веленью)

6 конкурс «Составь пословицу»

Каждой команде раздаются карточки. На карточках написаны слова. Ребята должны собрать из них пословицу.

СКАЗКА ДЕЛО СКОРО ДА ДЕЛАЕТСЯ НЕ СКОРО СКАЗЫВАЕТСЯ ДЕЛАЕТСЯ

(Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается)

Воспитатель: - Молодцы! А у нас последний заключительный конкурс.

7. Конкурс называется «Волшебный предмет».

-Вы знаете, что в любой сказке могут присутствовать волшебные

предметы. Ваша задача – угадать волшебный предмет, героя и сказку.

1. Героиня этой сказки имела волшебное зеркальце, весьма затейливой работы.

«…Ей в приданое дано

Было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

С ним одним она была

Добродушна, весела…»

(Царица из сказки А. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне…»)

1. Этот герой каждую ночь прокрадывается в комнату, где спят дети. И над их головой он раскрывает либо чёрный зонтик, либо цветной, и от этого зависит, какой сон будет видеть ребёнок: пустой или яркий цветной. Как зовут этого героя? Из какой он сказки?

(Оле-Лукойе из сказки Г. Андерсена «Оле-Лукойе)

1. Героине этой сказки подарили колечко. Волшебная сила, заключённая в нём,приводилась в действие при помощи слов:

«…Ты катись, катись, колечко,

На весеннее крылечко,

В летние сени, в теремок осенний

Да по зимнему ковру

К новогоднему костру!»

Кто и кому подарил это колечко? Назовите сказку.

(Месяц Апрель подарил Падчерице в сказке «12 месяцев»)

1. Герой этой зарубежной сказки имел небольшой рост, кроме того, у него был горб, но при помощи этих волшебных предметов он хорошо бегал, в последствие стал лучшим скороходом королевства. Назовите волшебные предметы, героя и сказку(туфли-скороходы, Карлик Нос, автор Гауф)

2. Этот волшебный предмет присутствует во многих русских сказках. Функцию этого предмета в наши дни выполняет вертолёт и…

1. Этим волшебным предметом убирали из памяти любые воспоминания. Этот предмет помогал задерживать погоню, так как перед преследователями мгновенно вырастал лес. Этим предметом ещё гордится петушок. (гребешок).

Воспитатель: - Ребята, наше путешествие по сказкам подходит к концу. Подведем итоги. Награждение команд шоколадными монетками.

Воспитатель: - В мире много сказок

Грустных и смешных. И прожить на свете

Нам нельзя без них. Пусть герои сказок

Дарят нам тепло Пусть добро навеки

Побеждает зло.

Приложение 2

Урок здоровья.

Заседание кафе «У Здоровячка ».

Цель: вызвать у детей желание заботиться о своём здоровье.

Задачи:

  • учить детей различать витаминосодержащие продукты;
  • помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания - еда должна быть не только вкусной , но и полезной;
  • развивать внимание, мышление, воображение, активный и пассивный словарь;
  • воспитывать у детей желание заботиться о своём здоровье.

Дорогие ребята! Я рада приветствовать вас в нашем кафе.

А чтобы узнать, как оно называется, отгадайте кроссворд.

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_54b759ab58c3a/vnieklassnoie-mieropriiatiie-v-ghruppie-prodlionnogho-dnia_1.png

1.Эта ягода – вкусное лакомство; листья её могут

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_54b759ab58c3a/vnieklassnoie-mieropriiatiie-v-ghruppie-prodlionnogho-dnia_2.jpeg

заменять чай,а сама ягода применяется

в косметических целях и в медицине.(Земляника.)

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_54b759ab58c3a/vnieklassnoie-mieropriiatiie-v-ghruppie-prodlionnogho-dnia_3.png

2.У этого дерева кора обладает вяжущим,

противовоспалительным свойствами. (Дуб.)

 

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_54b759ab58c3a/vnieklassnoie-mieropriiatiie-v-ghruppie-prodlionnogho-dnia_4.png

3. По ней принято гадать о любви, а её цветы

применяют в лечебных целях в качестве

успокаивающего ,противовоспалительного

и дезинфицирующего средства.

(Ромашка.)

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_54b759ab58c3a/vnieklassnoie-mieropriiatiie-v-ghruppie-prodlionnogho-dnia_7.png

 

4.Это дерево – настоящий целитель:

в медицине применяют его листья,

почки, кору, сок. (Берёза.)

5.Хорошее средство для профилактики

и быстрого излечения гриппа.(Чеснок.)

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_54b759ab58c3a/vnieklassnoie-mieropriiatiie-v-ghruppie-prodlionnogho-dnia_8.png

6.Эта жгучая трава применяется при болезни кожи,

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_54b759ab58c3a/vnieklassnoie-mieropriiatiie-v-ghruppie-prodlionnogho-dnia_9.png

ранах, ожогах, выпадении волос; а ранней

весной её можно использовать в пищу.

(Крапива.)

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_54b759ab58c3a/vnieklassnoie-mieropriiatiie-v-ghruppie-prodlionnogho-dnia_10.png

7.Лекарственное растение с освежающим

вкусом; его добавляют в чай,

применяют как успокаивающее средство.

(Мята.)

8.Научное название этого ядовитого растения

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_54b759ab58c3a/vnieklassnoie-mieropriiatiie-v-ghruppie-prodlionnogho-dnia_11.png

происходит от греческого слова «ласточка»,

а само название говорит о его применении.

(Чистотел.)

9.Зрелые высушенные плоды этого

растения богаты витамином С ,

из них готовят настои и сиропы.

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_54b759ab58c3a/vnieklassnoie-mieropriiatiie-v-ghruppie-prodlionnogho-dnia_12.png

(Шиповник.)

10.Латинское название этого растения – allium сера;

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_54b759ab58c3a/vnieklassnoie-mieropriiatiie-v-ghruppie-prodlionnogho-dnia_13.png

оно улучшает аппетит, используется для

профилактики гриппа, лечения

гнойничковых заболеваний кожи.

(Лук.)

-Как же называется кафе? Здоровячок.

Сначала я вас познакомлю с правилами поведения в нашем кафе:

- иметь хорошее настроение

-проявлять сообразительность и смекалку

-уметь слушать других

-не сорить

-не шуметь

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_54b759ab58c3a/vnieklassnoie-mieropriiatiie-v-ghruppie-prodlionnogho-dnia_14.png

А теперь наше меню.

1.Холодные закуски.

 

Салат «Витаминный».

Послушайте стихотворение. О пользе каких витаминов идёт речь?

Помни истину простую –

Лучше видит только тот ,

Кто жует морковь сырую

Или сок морковный пьет.

(Витамин А)

Очень важно спозаранку

Есть за завтраком овсянку.

Черный хлеб полезен нам,

И не только по утрам.

(Витамин В)

Рыбий жир всего полезней ,

Хоть противный – надо пить

Он спасает от болезней,

Без болезней – лучше жить!

(Витамин Д)

От простуды и ангины

Помогают апельсины,

Ну а лучше съесть лимон,

Хоть и очень кислый он.

(Витамин С)

Ты попробуй-ка решить не хитрую задачку:

Что полезнее жевать – репку или жвачку?

- Ребята, как вы думаете, что полезнее? После еды многие стараются жевать жвачку, для того, чтобы очистить зубы, а в старину жевали репу, она очень полезная и хорошо очищает зубы.

- Прослушав эти стихи, мы можем сказать, в каких продуктах содержатся витамины А,В,С,Д.

Витамин А содержится в продуктах питания : свекла, дыня, морковь, чеснок, капуста, петрушка, персики, шпинат, тыква, репа, сельдерей.

Витамин В – рис, изюм, рыба, яйца, сыр, йогурт, орехи, бананы, горох, печень, хлеб, грибы, творог, салат. В животных продуктах - баранина, говядина, крабы, моллюски.

Витамин С – черная смородина, шиповник, апельсины, лимоны, лук, петрушка.

Витамин Д – рыбий жир, печень трески, говяжья печень, сливочное масло.

Да, витамины оказывают различное влияние на здоровье человека .Например витамин А очень важен для зрения. Витамин В способствует хорошей работе сердца, а витамин Д делает наши ноги и руки крепкими, он содержится в рыбьем жире .Витамин С укрепляет весь организм, делает человека более здоровым, неподверженным к простудам. Если все таки простудился ,то с его помощью можно быстрее поправится .

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_54b759ab58c3a/vnieklassnoie-mieropriiatiie-v-ghruppie-prodlionnogho-dnia_15.png

Физкультминутка "Обжора"

Один пузатый здоровяк

(Округлое движение обеими руками

вокруг живота)

Съел десяток булок натощак (Выставить перед собой все пальцы)

Запил он булки молоком, (Изобразить пальцами воображаемый стакан, а затем выпить из него)

Съел курицу одним куском. (Широко раздвинуть пальцы одной руки, ладонью вверх, поднести воображаемый кусок ко рту)

Затем барашка он поджарил (Показать указательными пальцами рожки)

И в брюхо бедного направил (Погладить живот)

Раздулся здоровяк как шар, (Изобразить в воздухе большой круг)

Обжору тут хватил удар. (Ударить слегка)

Салат «Овощной».

Я буду называть овощи. Если едим те части этих продуктов, которые растут под землёй, и мы их должны из земли вытащить, надо присесть, если же те, которые растут на поверхности земли, и мы их можем просто собрать – встать во весь рост и вытянуть руки вверх. Участвуют все.

 (Картофель, редиска, фасоль, морковь, редька, кабачок, помидор, свекла, огурец, репа, тыква.)

Салат «Полезный»

А вот и другой салат. Вкусный! Я буду называть продукты. Если они полезные -- хлопайте в ладоши.

Чипсы, молоко, сыр, соски, творог, копчёная еда, капуста, жвачка, лук, чеснок, кофе, чай, конфеты, масло, яйца, соль, жаренный картофель, чупа-чупсы, каша, хот-дог, мёд, кедровые орешки.

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_54b759ab58c3a/vnieklassnoie-mieropriiatiie-v-ghruppie-prodlionnogho-dnia_16.png

2. Горячие блюда

-Суп харчо

Вода, баранина, рисовая крупа ,

лук репчатый ,томатная паста ,чернослив ,

соль поваренная, перец молотый черный ,

лавровый лист, петрушка ,масло сливочное, капуста, мука, свекла, фасоль, горох, сметана.

-«Солянка»

Кости мясные - мясо (мякоть) , ветчина вареная , сосиски, почки, лук репчатый ,огурцы соленые, маслины, оливки ,томат-пюре , масло сливочное, сметана ,лимон ,лавровый лист, перец горошком, зелень, простокваша, яйцо, свекла, помидоры, квас хлебный, крабы.

- «Рассольник»

Картофель ,крупа (пшеничная, перловая, овсяная) ,морковь, корень петрушки , лук репчатый ,масло сливочное , огурцы соленые ,томат-пюре , огуречный рассол ,соль, перец, лавровый лист , вода , мясо (говядина, баранина), мука, яйцо, редис.

- «Борщ»

Свекла, капуста , морковь , петрушка , лук репчатый , томат-пюре , мука , маргарин столовый , сахар , уксус 3%-ный, сметана , лавровый лист ,перец, зелень , горох , огурцы солёные ,яйцо.

- «Суп грибной»

Сушеные грибы , капуста (свежая или кислая) , картофель , морковь , петрушка ,репчатый лук , лук-порей , томат-пюре ,топленое или сливочное масло , сметана , соль, лавровый лист, перец, зелень петрушки или укропа, кукуруза консервированная, свекла, чипсы

3. Десерт.

(черный ящик)

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_54b759ab58c3a/vnieklassnoie-mieropriiatiie-v-ghruppie-prodlionnogho-dnia_17.png

Мусс (фр. mousse «пена») — сладкое десертное

блюдо. Фирменное блюдо французской кухни.

Приготавливается из ароматического основания (фруктового или ягодного сока, пюре, виноградного вина, шоколада, кофе, какао и др.), пищевых веществ, способствующих образованию и фиксации пенистого состояния мусса (яичные белки, желатин, агар), а также пищевых веществ придающих блюду сладкий вкус или усиливающих его (сахар, сахарин, мёд, патока). Иногда вместо яичных белков и желатина используется заменитель в виде манной крупы, которая способна хорошо разбухать и обладает клеящими свойствами, что позволяет приблизительно имитировать необходимое состояние блюда.

Суфле́ (фр. soufflé) — блюдо французского происхождения из яичных желтков, смешанных с разнообразными ингредиентами, куда затем добавляются взбитые добела яичные белки. Может быть основным блюдом или сладким десертом.В любом случае суфле содержит как минимум два компонента: во-первых, ароматизированная смесь сметанной консистенции и, во-вторых, взбитые добела яичные белки. Первое даёт вкус, а взбитые белки — воздушность продукта. Смесь делается обычно на основе творога, шоколада или лимона (из двух последних готовят десерт, добавляя сахар), либо соуса бешамель — в этом случае готовится, как правило, грибное или мясное суфле. Суфле готовится в духовке в огнеупорной посуде, от температуры сильно вздувается, но, вынутое из духовки, опадает через 20-30 минут.

Торт (от итал. torta, ранее от лат. tōrtaкруглый хлеб) — десерт, разновидность пирога, состоящего из одного или нескольких коржей, пропитанных кремом или джемом. Сверху торт обычно украшают кремом, глазурью и/или фруктами. Существуют также несладкие разновидности тортов (например, печёночный торт), при этом название «торт» указывает скорее на оформление блюда: укладывание ингредиентов слоями с возможным последующим украшением верхнего слоя. В примере с печёночным тортом: поджаренные лепёшки из печёночного фарша с прослойкой из майонеза, украшенные сверху зеленью.

Пирожное — кондитерское изделие небольшого размера из сладкого сдобного теста. Пирожные — штучные кондитерские изделия разнообразной формы с художественно отделанной поверхностью. Масса их колеблется от 17 до 110 г. В литературе нередко пирожные не выделяют как отдельный вид кондитерских изделий. В частности, Вильям Похлёбкин, автор популярных изданий по кулинарии, указывает, что пирожные — это русское наименование кондитерских изделий, представляющих собой либо различные торты, разрезанные на небольшие равные прямоугольнички, либо специально приготовленные печенья с кремовой промазкой или начинкой. Далее он пишет, что пирожные не объединяются никаким общим кондитерским принципом, это название чисто условно прилагается к кондитерским и изделиям определённого размера (10x5 см), состоящим из любого вида кондитерского теста и кремовой, фруктово-ягодной или шоколадной начинки. Изготавливают пирожные по действующему прейскуранту одного названия, но разной массы: большие и маленькие (60 % массы больших). Нарядный внешний вид и отличный вкус пирожных — важнейшие показатели качества этих изделий.

Пиро́г — блюдо из теста с начинкой, которое выпекается или жарится. Существует большое количество различных рецептов пирогов. Вариации касаются теста (дрожжевое, бисквитное или слоёное тесто), разнообразных начинок и внешнего вида: пироги бывают открытые, закрытые и слоёные. Некоторые пироги используются в обрядах (сватовство, поминки). На Руси пирог — символ домовитости.

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_54b759ab58c3a/vnieklassnoie-mieropriiatiie-v-ghruppie-prodlionnogho-dnia_18.png

4. Напитки. Отгадайте загадки.

Был листок зеленым –
Черным стал, томленым,
Был листочек зубчатым –
Стал листочек трубчатым.
Был он на лозине –
Стал он в магазине. (Чай)

Очень я его люблю,
Утром с молоком я пью,
Но не кофе и не чай,
Ну-ка быстро отвечай!
(КАКАО)
Я проснулся утром рано
И налил Американо
На обед, читая прессу
Заказал себе эспрессо
А потом нашёл причину
Выпить чашку Капучино
А под вечер я, ребята
Выпил Латте Макиато
Так ответьте мне, друзья,
Что в итоге выпил я?
(кофе)

Белая водица
Всем нам пригодится.
Из водицы белой
Все, что хочешь, делай:
Сливки, Простоквашу,
Масло в кашу нашу,
Творожок на пирожок.
Кушай, Ванюшка-дружок!
Ешь да пей,
Гостям налей
И коту не пожалей!
( Молоко)

Жидко, а не вода,
Бело, а не снег.
Начинается на «К», —
Пьем продукт из молока.
(Кефир)

 

Наше кафе закрывается. Несколько советов на прощание.

***

Чтобы быть всегда здоровым,

Бодрым, стройным и веселым,

Дать совет я вам готов,

Как прожить без ... (докторов).

***

Надо кушать помидоры,

Фрукты, овощи, лимоны,

Кашу -- утром, суп -- в ... (обед),

А на ужин -- ... (винегрет).

***

Надо спортом заниматься,

Умываться, закаляться,

Лыжным бегом заниматься.

И почаще ... (улыбаться).

 ***

Ну а если свой обед

Ты начнешь с кулька ... (конфет),

Жвачкой импортной закусишь,

Шоколадкой подсластишь,

А потом на целый вечер

К телевизору засядешь

И посмотришь по порядку

Сериалов череду,

То тогда наверняка

Ваши спутники всегда --

Близорукость, бледный вид

И неважный ... (аппетит).