Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы» Саракташского района
Методическое пособие
«Современные инновационные технологии в системе дополнительного образования».
Автор-составитель:
Заведующий отделом МБУДО ЦВР –
Петренко Наталья Валерьевна
П.Саракташ,2025г
Аннотация
Методическое пособие «Современные инновационные технологии в системе дополнительного образования» разработано для педагогических работников дополнительного образования.
Данное пособие является методическим инструментом развития профессиональных компетенций педагогов системы дополнительного образования. Пособие дает определение понятия «Инновационные педагогические технологии», раскрывает механизмы и средства обучения воспитания личности учащихся.
Содержание
1. Введение……………………………………………………………4
2. Педагогические технологии. Понятия…………………………………………………………….6
3. Виды педагогических технологий…………………………………………………………6
4. Перспективные источники инноваций………………………………………………………….12
5. Направления инновационной деятельности……………………………….....................................13
6. Рекомендации по внедрению педагогических технологий…………………………………………………………13
7. Заключение………………………………………………………...14
8. Список литературы………………………………………………..15
Введение
В последнее время в обществе наблюдаются социально- экономические преобразования, происходят изменения и в системе образования. Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. В контексте федеральных проектов «Успех каждого ребенка», «Социальная активность» национального проекта «Образование» произошла смена образовательной системы дополнительного образования – иное содержание образования и модели, иные подходы и коммуникации, механизмы обратной связи. Это все свидетельствует о внедрении инновационных процессов в систему дополнительного образования.
Дополнительное образование детей является частью системы образования и выступает необходимым звеном, обеспечивающим развитие личности ребёнка. Организации дополнительного образования уже по своей сути являются инновационными, т.к. творческая деятельность в его стенах уже предполагает постоянный поиск все новых и более совершенных педагогических технологий, приемов и методов воспитания и формирования юного гражданина России.
Сегодня дополнительное образование рассматривается не просто как функционирующий центр, а как центр творческого развития и становления личности. Существует ряд идей обновления образовательного процесса, которые педагогу рекомендуется применять в образовательном процессе:
- идея сотворчества педагога и обучающегося;
- идея содружества = педагог + ребенок + родитель + партнер + наставник;
- идея одухотворения, воодушевления ребенка, нацеленная на создание своего «Я»;
- идея воспитания человека своего времени;
- идея развивающегося педагога и обучающегося;
- идея сохранения и защиты психофизического потенциала;
- идея участия личности в формировании социума.
В процессе профессионального самосовершенствования педагога особое значение имеет его инновационная деятельность. Итак, давайте разберемся с терминами и понятиями, которые необходимо знать педагогу.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком либо деле, мастерстве, искусстве (Толковый словарь).
Таким образом, понятие «технология» имеет отношение к любой практической деятельности, где требуется ответить на вопрос: как эффективно и рационально достичь результата?
Понятие «технология» включает три составляющих:
Педагогическая технология - наука о путях и средствах достижения наилучших результатов обучения, воспитания и развития обучающихся.
В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебно-воспитательным процессом, его проектирование, возможность анализа путем поэтапного воспроизведений, точность и предсказуемость результата, осознание путей его достижения.
Инновационная педагогическая технология призвана обеспечить реализацию целей обучения с наивысшей эффективностью и быть посильной для любого педагога. Психологическая сущность технологии проявляется в личностно-ориентированном обучении.
Дополнительное образование как особый образовательный институт располагает собственными инновационными педагогическими технологиями по развитию творческой активности ребенка, по саморазвитию и самореализации.
Учреждение дополнительного образования детей должно разделять детей по их индивидуальным особенностям и интересам, учить всех по-разному, причем содержание и методы обучения нужно рассчитывать на уровень умственного развития и корректировать в зависимости от конкретных возможностей, способностей и запросов ребенка. В результате для большинства детей должны создаваться оптимальные условия развития, где они смогут реализовать свои способности и освоить программы. Отсюда напрашивается вывод: объектом технологии дополнительного образования является не столько предметное содержание, сколько способы организации различных видов деятельности обучающихся и организационные формы образовательного процесса.
Но на деле так происходит не всегда. Как показывают исследования, большинство занятий педагогами дополнительного образования моделируется в традиционной монологической форме по классической классно-урочной схеме. Преобладает тенденция подражания школьному образованию, формальное использование традиционных образовательных технологий. А это необходимо преодолевать, используя преимущества системы дополнительного образования
В условиях дополнительного образования важнее ответить на вопрос не «чему учить?», а «как учить?», т.к. при разнообразии содержания дополнительного образования целесообразно не бесконечно расширять набор программ, а искать такие способы организации творческой деятельности и опыта эмоционального отношения к миру, которые обеспечат комфортные условия развития личности обучающегося.
Организация образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей характеризуется особенностями, которые позволяют внедрять в практику их деятельности современные педагогические технологии:
По своей специфике образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей имеет развивающий характер, т.е. направлен прежде всего на развитие природных задатков, на реализацию интересов детей и на развитие у них общих, творческих и специальных способностей. Соответственно, достижение учащимися определенного уровня знаний, умений и навыков должно быть не самоцелью построения процесса, а средством многогранного развития ребенка и его способностей.
В современной педагогике различают следующие группы качеств личности:
· ЗУН – знания, умения, навыки;
· СУД – способы умственных действий;
· СУМ – самоуправляющие механизмы личности;
· СЭН – эмоционально-нравственная сфера;
· СДП – деятельностно-практическая среда.
Все они взаимосвязаны и представляют сложнейшую динамически развивающуюся целостную структуру. Индивидуальные различия определяют уровень развития той или иной группы качеств.
Технология развивающего обучения направлена на целостное гармоничное развитие личности, где проявляется вся совокупность ее качеств:
Технология развивающего обучения = ЗУН + СУД + СУМ + СЭН + СДП
Развивающее обучение ориентировано на «зону ближайшего развития», т.е. на деятельность, которую обучаемый может выполнить с помощью педагога.
Обновление процесса обучения в дополнительном образовании возможно через совершенствования педагогических технологий, которые условно разделены на две группы: педагогические технологии косаемые методов взаимоотношений обучающихся и педагога, назовем их условно коммуникативными, и касаемые методов эффективного обучения и усвоения программного материала, назовем их условно образовательные. Между собой они взаимосвязаны, перекликаются и возможны различные варианты их применения в практике.
Рассмотрим коммуникативные педагогические технологии, то есть обучение на основе общения, применяемые в нашей практике.
В настоящее время педагоги учреждений дополнительного образования детей все более осознанно начинают использовать новые образовательные технологии, рассчитанные на самообразование детей и их максимальную самореализацию в обществе. Поэтому большой интерес для нас представляют личностно – ориентированные технологии обучения и воспитания, в центре внимания которых – неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей и способная на ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность общества) и учение (индивидуальная деятельность ребенка). Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.
Коммуникативная технология - «Дифференциация» в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части.
В учреждениях дополнительного образования детей возможно применение таких вариантов дифференциации, как:
· комплектование учебных групп однородного состава;
· внутригрупповая дифференциация для разделения по уровням познавательного интереса;
· профильное обучение в старших группах на основе диагностики, самопознания и рекомендаций детей и родителей.
Обучение организуется на разных уровнях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, а также с учетом специфики учебного предмета на основе активности, самостоятельности, общения детей и на договорной основе: каждый отвечает за результаты своего труда. Главный акцент в обучении ставится на самостоятельную работу в сочетании с приемами взаимопроверки, взаимопомощи, взаимообучения.
Технология индивидуализации обучения (адаптивная) (Инге Унт, В.Д. Шадриков) – такая технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными. Индивидуальный подход как принцип обучения осуществляется в определенной мере во многих технологиях, поэтому ее считают проникающей технологией.
В школе индивидуализация обучения осуществляется со стороны учителя, а в учреждении дополнительного образования детей – со стороны самого обучающегося, потому что он идет заниматься в то направление, которое ему интересно.
Групповые технологии или технология коллективного взаимообучения (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко). Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.
По мнению создателей технологии, основные принципы предложенной системы – самостоятельность и коллективизм (все учат каждого и каждый учит всех).
Обучение осуществляется путем общения в динамических группах и парах, где есть общение обучающих и обучаемых. Работа в парах сменного состава позволяет развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативность.
Педагогика сотрудничества (С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, Л.В. Занков, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, Г К Селевко и др.), которая как целостная технология пока нигде не воплощена в практику, но рассыпана по сотням методик, ее положения вошли почти во все современные технологии, она является воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей.
Сотрудничество – совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, совместным анализом ее хода и результата. («Концепция среднего образования РФ»). Два субъекта учебной деятельности (педагог и ребенок) действуют вместе, являются равноправными партнерами.
Технология коллективной творческой деятельности которая широко применяется в дополнительном образовании. В основе технологии лежат организационные принципы:
· социально-полезная направленность деятельности детей и взрослых;
· сотрудничество детей и взрослых;
· романтизм и творчество.
Здоровьесберегающая образовательная технология - система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности детей, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.
Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
Технологию, применительно к поставленной проблеме сохранения здоровья детей, можно определить как здоровьесберегающую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка.
Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
2 группа педагогических технологий – образовательная.
Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей. Учебный план учреждения дополнительного образования детей предоставляет ребенку широкий спектр образовательных и развивающих дисциплин. Этот комплект предметов дает ребенку возможность свободного выбора и поиска своей индивидуальности. Каждый предмет позволяет ребенку выявить свои способности и задатки, т.е. осуществить социально-педагогическую пробу личности. Дети, интересующиеся определенным предметом, объединяются в одну группу. Это реализуется с помощью различных видов дифференциации по интересам (углубления, уклоны, профили, клубы). Образовательная программа многопрофильного учреждения дополнительного образования детей включает многие направления деятельности, реализуемые соответствующими отделами, из которых ребенок может выбрать наиболее ему интересные.
Технология развивающего обучения - это такое обучение, при котором главной целью является не приобретение знаний, умений и навыков, а создание условий для развития психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и отношений между людьми; при котором учитываются и используются закономерности развития, уровень и особенности индивидуума.
Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу.
Технология исследовательского (проблемного) обучения, при которой организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками; образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров. Ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде.
Таким образом, технология проблемного обучения предполагает систему учебных занятий с основной целью – создать условия, при которых воспитанники открывают новые знания, овладевают новыми способами поиска информации, развивают проблемное мышление.
Технология программированного обучения – предназначена повысить эффективность усвоения учебного материала, построив его как последовательную программу подачи и контроля порций информации.
Блочное обучения осуществляется на основе гибкой программы и состоит из последовательно выполняемых блоков, гарантирующих усвоение определенной темы:
-информационный блок;
-тестово-информационный блок (проверка усвоенного);
-коррекционно-информационный блок;
-проблемный блок (решение задач на основе полученных знаний);
-блок проверки и коррекции.
Все темы повторяют вышеприведенную последовательность.
Модульное обучение – индивидуализированное самообучение, при котором используется учебная программа, составленная из модулей.
Модуль - это функциональный узел, в качестве которого выступает программа обучения, индивидуализированная по выполняемой деятельности.
Модульная технология обучения – модель совместной деятельности педагога и воспитанника по планированию, организации и проведению учебного процесса с обеспечением для них комфортных условий.
Модуль представляет собой содержание курса в трех уровнях: полном, сокращенном, углубленном. Обучающийся выбирает для себя любой уровень. Содержание обучения представляется в законченных блоках; каждый ученик получает от педагога письменные рекомендации о том, как действовать, где искать нужный материал; обучающийся работает максимум времени самостоятельно, что дает ему возможность осознать себя в процессе выполнения деятельности.
Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.
Еще одним вариантом программированного обучения является технология полного усвоения знаний - способности обучающегося определяются при оптимально подобранных для данного ребенка условиях, поэтому необходима адаптивная система обучения, позволяющая всем ученикам усвоить программный материал. То есть технология полного усвоения задает единый для всех обучающихся уровень овладения знаниями, но делает переменными для каждого время, методы и формы обучения.
Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.
Игровые технологии как социально-психологический феномен являются своеобразной техникой освоения культуры человечества.
Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Новые информационно-коммуникативные технологии в настоящее время становятся все более популярными в обучении. Они развивают идеи программированного обучения, открывают новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.
Компьютерные технологии - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
Электронное обучение - обучение с использованием электронных (цифровых) материалов как на уроке, так и в дистанционном режиме. Кроме занятий с педагогом, обучающийся выполняет задания, по результатам которых оценивается уровень освоения знаний и корректируется дальнейший план работы.
Сетевое обучение - относительно новая парадигма учебной деятельности, базирующаяся на идее массового сотрудничества, идеологии открытых образовательных ресурсов, в сочетании с сетевой организацией взаимодействия участников.
Дистанционное обучение - система и процесс обучения, при котором обучающийся получает доступ к электронным (цифровым) учебным материалам и возможность удаленного консультирования с преподавателем(тьютором).
Перспективные источники инноваций в сфере дополнительного образования это:
-социальное партнерство и совместные проекты с другими учреждениями как условие и средство привлечения дополнительных ресурсов и повышения качества образовательного процесса, повышения эффективности профориентационной работы;
-развитие межрегиональных и международных проектов как средство повышения открытости образования, знакомства воспитанников со сверстниками из других регионов стран, развития соревновательности, патриотизма, гордости за результаты собственной деятельности и, как следствие, мотивации воспитанников к творчеству;
-командная работа как средство выработки норм совместной деятельности, умения работать в коллективе, социализации воспитанников;
-развитие информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникационных проектов с возможностью удаленного участия как путь повышения доступности образования, развития цифровой культуры воспитанников и обеспечения современного уровня обеспеченности образовательных программ компьютерными технологиями, формирование «блогосферы» дополнительного образования;
-преемственность образовательных программ разного уровня, создание непрерывных учебных циклов от начальной мотивации воспитанников до серьезной предпрофессиональной подготовки;
-обновление содержания образования с учетом новых направлений, возникающих в сферах науки, искусства, социальной деятельности, спорта и др.; применение новых, оригинальных форм образовательной работы;
-развитие комплексной информационной системы дополнительного образования на основе специализированного интернет-портала, моделируемого квалифицированными специалистами и предоставляющими системную информацию по всем направлениям развития дополнительного образования;
-развитие интегрированных образовательных технологий – проектно-исследовательской деятельности, игровой технологии, личностно-ориентированного подхода и др., в т. ч. в рамках направленностей, где они традиционно не применялись;
-анализ и выявление возможной социально востребованной тематики творческих, проектных и исследовательских работ воспитанников в социуме, территориальных сообществах (районах) с включением их в тематику образовательных программ дополнительного образования; создание внедренческих комплексов;
-системное использование психологической ауры различных профессий (романтизм, героика и др.) для повышения мотивации воспитанников.
Направления инновационной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей:
-совершенствование содержания образования;
-изучение и внедрение в практику современных педагогических технологий;
- создание системы работы с одаренными детьми;
-совершенствование системы управления;
-информатизация образовательного процесса.
Рекомендации по внедрению современных педагогических технологий в практику дополнительного образования детей
Все образовательные технологии, применяющиеся сегодня в дополнительном образовании детей, можно свести к основополагающим закономерностям:
· необходимо активизировать детей;
· вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности;
· подвести эту деятельность к творчеству;
· предоставить воспитанникам больше самостоятельности;
· развить такие личностные самообразования детей, как самостоятельность, активность, общение;
· постепенно предоставить детям полную свободу в принятии решений.
Особого внимания требует повышение квалификации педагогов: недостаточно показать им как надо работать, нужно организовать поддержку, взаимообучение, развить рефлексивную и креативную практику.
Заключение
Современные педагогические технологии могут радикально перестроить процесс обучения. В условиях дополнительного образования ребенок развивается, участвует в игровой, познавательной, трудовой деятельности, поэтому цель внедрения инновационных технологий – дать почувствовать детям радость труда в учении, пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства, решить социальную проблему развития способностей каждого учащегося, включив его в активную деятельность, доведя представления по изучаемой теме до формирования устойчивых понятий и умений.
Использование инновационных технологий позволяет вывести дополнительное образование на новый качественный уровень, обновить содержание образовательного процесса, обеспечить качество образования, соответствующее современным государственным образовательным стандартам
Список используемой литературы
1. Ващенко, В. Инновационность и инновационное образование / В. Ващенко // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2000. – № 6. – С. 23—25
2. Иващенко В.Н.Инновации в образовании:общее и дополнительное образование детей: учебно- методическре пособие.-Ростов Р\Д: Феникс, 2011.-341 с.
3. Инновационные педагогические технологии в современной школе : [сб. науч. тр.] / Чуваш. гос. пед. ин-т ; [отв. ред. О. Г. Максимова]. – Чебоксары : ЧГПИ, 1996. – 123 с.
4. Рапацевич, Е. С. Педагогика. Большая современная энциклопедия/Е. С. Рапацевич.– Минск: Современное слово. – 2005.– с. 198.
5. Тюнников, Ю. С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход/ Ю. С. Тюнников// Стандарты и мониторинг в образовании. – 2004. –№ 5. – с. 10.
6. Лазарев, В. С. понятие педагогической и инновационной системы школы/ В. С. Лазарев// Сельская школа. – 2003. – № 1. – с. 4
7. Мухина, С. А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении : [учеб. пособие для сред. проф. заведений] / С. А. Мухина, А. А. Соловьева. – Ростов н/Д : Феникс, 2004. – 379 с. : ил. – (Серия "Среднее профессиональное образование"). – Библиогр.: с. 376—377.
8. Новиков, А. М. Организация опытно-экспериментальной работы на базе образовательного учреждения/ А. М. Новиков// Дополнительное образование. – 2002. – № 6. – с. 55.
9. Яковлев, Р. Я. Философия образования: традиции и инновации / Р. Я. Яковлев. – Чебоксары : [б. и.], 2002. – 275 с. – Библиогр.: с. 261—264. к.х."3"-1,ч.з.-3,фтп-1,ч.з."3"-2,корп."4"-2,ч.з."5"-1
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.